ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Торжок. Церковь Входа Господня в Иерусалим.


Торжок. Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь. Не действует.  
Престолы:Входа Господня в Иерусалим, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Никиты мученика, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:1842.
Адрес:
Тверская область, Торжокский район, Торжок, ул. Медниковых, 5а

Координаты: 57.038326, 34.958343
Проезд:на берегу Тверцы, около Спасо-Преображенского собора





Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 июня 2019
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 июня 2019
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Алексей Кротов
13 декабря 2013
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Татьяна Мент
17 мая 2013
Церковь Входа Господня в Иерусалим, Вид с автомобильного моста через р.Тверцу.<br>, Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Вид с автомобильного моста через р.Тверцу.
Скалдин Виктор
9 октября 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 апреля 2012
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Илья Смирнов
12 апреля 2021
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Торжок, Торжокский район и г. Торжок, Тверская область
Олег Гусаров
5 июня 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Тверина  24 сентября 2010

Церковь возведена в 1841-1842 годах архитектором И.Ф. Львовым. В строительстве и отделке интерьера использовали фресковые росписи; убранство, включая предметы богослужения были осуществлены на средства новоторжских купцов, братьев Степана, Якова и Михаила Уваровых. Входоиерусалимская церковь была теплым храмом Спасо-Преображенского собора, который был построен 1822 году по проекту архитектора К.И. Росси. Храмы закрыты для богослужения в 1930 году.


Скалдин Виктор
 
Скалдин Виктор  14 февраля 2012

Близ Спасо-Преображенского холодного собора - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный; главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора близ Преображенского храма существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц). Вероятно некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время.

Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд; правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе, как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинныя иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородския), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятных праздников.

В неделю Ваий (в храмовый праздник теплого собора, праздник Входа Господня в Иерусалим) издавна совершается крестный ход в собор из городских церквей - не общий, а отдельно из каждого храма.

Новая соборная каменная теплая церковь, с амосовыми печами (калориферов, изобретенных генералом Н.А. Амосовым в 1830-х гг.) для отопления в зимнее время, в 1841 году выстроена с каменной о двух этажах с колокольней иждивением новоторжских почетных купцов Уваровых, и ими же украшена образами и настенным писанием и иконостасами, снабжена церковною утварью, крестами, Евангелиями, сосудами и служебными ризами, и, наконец, в 1842 году освящена высокопреосвященнейшим Григорием архиепископом Тверским бывшим.
Настоящий престол освящен во имя Входа Спасителя во Иерусалим, придельный на правой стороне во имя великомученика Никиты и Неопалимой Купины, а придельный на левой стороне во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского.  Теми же купцами Уваровыми оная церковь в 1851 году возобновлена стенным писанием на Алфреско(?).

По материалам изданий: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903,  Иероманах Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. - Тверь, 1860,  Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901,  Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.

Прим. мод.: в скобках внесены современные разъяснения к тексту 1915 года, старое написание окончаний слов и пунктуация адаптированы под формат Каталога


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 декабря 2014

Православный храм Тверской области, являющийся частью архитектурного комплекса Спасо-Преображенского собора города Торжок. Расположен на правобережье реки Тверцы на территории бывшего Детинца. Памятник русского зодчества I половины XIX столетия, в настоящее время не действующий.

Красивая, увенчанная маленькой луковичной главой трехпридельная церковь Входа Господня в Иерусалим появилась в Торжке в середине XIX столетия, но ее история корнями уходит глубоко в далекий XIV век. Тогда, согласно летописным данным, вблизи существующей ныне церкви располагались несколько православных храмов, доминантой которых был древний каменный собор Преображения Господня, выстроенный на богатые пожертвования новгородских и новоторжских купцов. В писцовых книгах за 1625 год упоминается Входоиерусалимский храм, являвшийся приделом тогдашнего Свято-Преображенского собора. Деревянные церкви (святых Жен-Мироносиц, святителей Афанасия и Кирилла, Николая Чудотворца), окружавшие главный городской соборный храм и приписанные к нему, к XIX столетию были разобраны и вместо них в 1841–1842 годах на пожертвования купцов братьев Уваровых (Якова, Михаила и Степана) зодчим Тверской губернии Иваном Федоровичем Львовым в стиле позднего классицизма был возведен новый каменный храм, освященный архиепископом Тверским Григорием (Постниковым).

Главный престол храма архиепископ Тверской, будущий митрополит Петербуржский Григорий, освятил в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел – во имя великомученика Никиты Готского и иконы Богородицы «Неопалимая Купина», левый – во имя святителей Митрофана Воронежского и Николая Чудотворца. Входоиерусалимская церковь с каменной двухъярусной колокольней задумывалась как теплый храм при холодном Свято-Преображенском соборе, поэтому для ее обогрева была установлена калориферная система отопления, изобретенная отставным генерал-майором Николаем Алексеевичем Амосовым и вошедшая в историю как «амосовские печи». Кроме этого храм, также на пожертвования Уваровых, украсился резным иконостасом с иконами в драгоценных окладах, фресковой живописью, богатой церковной утварью, богослужебными книгами и облачениями священников. В 1851 году, предварительно оштукатурив своды и стены, оновили фрески храма, использовав технику «альфреско» для более яркого восприятия стенной живописи.

К 1901 году причт церкви состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, а приход – из 49 дворов, в которых насчитывалось 159 человек мужского пола и 174 женского пола, соответственно в 1914 году мужского пола – 176, женского пола – 182.

В притворе-трапезе Входоиерусалимского храма сберегались списки с икон старинного письма, перенесенные из разобранной Никольской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородской), образы Иоанна Богослова и благоверной княгини Иулиании Новоторжской, преподобных Аркадия и Ефрема, Новоторжских чудотворцев, и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в которую были вложены частички мощей некоторых святых. Верхний ряд иконостаса украшали иконы двунадесятых праздников.

Каждодневные и воскресные богослужения продолжались во Входоиерусалимской церкви вплоть до первых десятилетий прошлого столетия, но скорбные для Русской Православной Церкви события начала XX века коснулись и ее. В 1930 году ценности изъяли, храм закрыли, до настоящего времени он не действует.

Массивность основного четверика Входоиерусалимского храма подчеркивает высокая световая ротонда, изящность которой придают килевидные проемы окон, отделенные друг от друга белокаменными полуколоннами, и сферический двойной купол с декоративной луковичной главкой, увенчанной шпилем. Вместе с главным фасадом храма, декорированным сдвоенными колоннами с портиками и большими прямоугольными окнами, а также украшенными пилястрами и треугольными щипцами остальными фасадами, церковь Входа Господня в Иерусалим является ярким примером архитектурного стиля ампир, очень популярного в зодчестве в середине XIX столетия. В этом же стиле позднего классицизма выстроен и Спасо-Преображенский собор, с которым удивительно гармонично сочетается и частью архитектурного ансамбля которого является живописный Входоиерусалимский храм.

bankgorodov.ru


Вадим кр
 
Вадим кр  13 декабря 2016

Церковь Входа Господня в Иерусалим расположена на территории бывшей новоторжской крепости. Каменная церковь Входа Господня в Иерусалим с приделами иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Никиты Мученика, Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского возведена по проекту знаменитого архитектора И. Ф. Львова в 1841-1842 годах на средства местных купцов Уваровых. Объемная храмовая композиция в стиле ампир представляет собой высокий кубический объем, несущий световую ротонду, увенчанную сферическим двойным куполом и декоративной главкой. Фасады четверика церкви Входа Господня в Иерусалим украшены пилястрами и треугольными шипцами. Килевидные оконные проемы световой ротонды, разделенные между собой полуколоннами, придают храму особую нарядность. Богослужения в обители прекращены в 1930-х годах при советской власти.

В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим является памятником архитектуры первой половины XIX столетия.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 января 2024

Рядом со Спасо-Преображенским собором в Торжке стоит зимняя (тёплая) церковь во имя Входа Господа в Иерусалим. В Писцовой книге Торжка 1625 г. сказано, что в храме Спаса (постройки 1364 г.) указывается на наличие Входоиерусалимского придела: «да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим». По данным этой же Писцовой книги в 1625 г. рядом с собором Спаса стоял деревянный храм свв. Афонасья и Кирилла, и «внутри же города» деревянная клетская церковь св. Николы чудотворца.

В 1759 г. вместо деревянной Никольской церкви была построена каменная тёплая Никольская церковь. Она находилась с северной стороны от собора Спаса. В 1833 г. протоиерей собора Фёдор Иванович Лисицын с братией и согражданами написал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию. В нём излагалась просьба разобрать тёплую ветхую каменную однопрестольную церковь св. Николая, которая располагалась к северу от Преображенского собора, и взамен неё построить новую каменную колокольню с помещением в ней тёплой церкви того же наименования по прилагаемому к прошению плану и фасаду. Здесь же сообщалось, что у собора до сего времени не было колокольни, и колокола повешены на деревянных столбах.

5 сентября 1833 г. проект каменной колокольни был выслан из Тверской духовной консистории в Главное управление путей сообщения и публичных зданий (ГУПСиПЗ). Здесь, рассмотрев проект, присланный из Твери и, вероятно, подписанный тверским губернским архитектором И. Ф. Львовым, вынесли решение: «Проект переделать дабы дать фасаду лучший вид, чтоб сия новая церковь с колокольнею стилем архитектуры сходствовала с вновь выстроенным собором, сохраняя при том размеры церкви, принятые в доставленном проекте от Консистории». 8 и 22 мая 1834 г. проект рассматривался на заседании в Комитете министров, 19 мая – поступил на рассмотрение к Императору («Высочайше удостоен»). По результатам этих рассмотрений было вынесено окончательное решение: «Оный <проект> отправлен вновь в Тверскую консисторию как не получивший одобрения».

В ГАТО в «Деле о дозволении при нововыстроенном города Торжка Преображенском соборе состоящую с северной стороны небольшую каменную церковь разломать и на место оной выстроить новую каменную с колокольней церковь» хранится проект колокольни, подписанный петербургским архитектором Висконти. В истории известны два архитектора с фамилией Висконти, работавшие в России: Давид Иванович и Пётр Иванович. Они были родными братьями и приехали из Швейцарии. Старший, Давид (1772–1838), сделал более успешную карьеру, стал академиком архитектуры, членом Строительного комитета. Младший, Пётр (1778–1843), иногда называемый Висконти 2-й, дослужился до члена государственной Комиссии проектов и смет, выполнявшей и дававшей заключения на проекты зданий. Кто из них был автором проекта вышеупомянутой колокольни – неизвестно. Далее события развивались следующим образом.

В сентябре 1836 г. протоиерей Преображенского собора Феодор Иоаннов (Лисицын) с братией и церковный староста Никита Никифорович Уваров с состоятельными горожанами подали прошение тверскому архиепископу Григорию: «В прошлом 1834 году хотя и дозволено было строить оную церковь по плану и фасаду, составленном в Главном управлении <…>, но так как мы предполагали в тёплом храме поместить два престола, то помещение их в выданном проекте невозможно. Поэтому желаем выстроить трёхпрестольную церковь, на что и полагаем учинить свои пожертвования, а также церковную сумму <…>. А для того, составя новый план и фасад предполагаемому тёплому соборному храму, колокольне и самому местоположению, высылаем его. План и проект отправлен в Департамент Главного управления 12 октября 1836 года».

Как видим, в Торжке решили не ограничиваться только колокольней, но и построить рядом с холодным парадным собором Спаса новый соборный трёхпрестольный храм с отоплением. Видимо тогда же решили строить новый, обширный храм не на месте ветхой Николаевской церкви, стоявшей к северу от собора Спаса, а к югу от него. Но история с утверждением проектом повторилась. 30 января 1837 г. из Петербурга в Тверскую консисторию был направлен такой ответ: «По рассмотрении проекты сии не одобрены, а составлены вновь для соблюдения надлежащей правильности и одобрены государем».

В Описи церкви 1853 г. в разделе «Хозяйственные документы, планы» значатся имевшиеся там «План тёплой соборной церкви с колокольней, составленный комиссией проектов и смет 16 декабря 1836 года» и «Фасад теплой соборной церкви с колокольней, составленный там же». Так кого же мы можем считать автором проекта Входоиерусалимской церкви в Торжке? Искусствоведы А. М. и М. А. Салимовы считают, что, скорее всего, второй проект, высланный в Петербург из Твери, мог быть сделан И. Ф. Львовым. Но в связи с тем, что в 1837 г. в Тверь был высланы из Петербурга «составленные вновь» проекты, авторство И. Ф. Львова они подвергают сомнению. Так как документы с новыми проектами, присланными в 1837 г. в Тверь из Петербурга, не выявлены, Салимовы сравнили графический проект новой колокольни 1833 г., подписанный Висконти, с построенной в 1842 г. колокольней. В результате они обнаружили «целый ряд первоначальных проектных элементов», что наряду с общей стилистикой связывает проект Висконти с тем, что было построено. Отметим при этом, что построенная колокольня на один ярус меньше, чем в проекте, подписанном Висконти.

Мнение искусствоведа Г. К. Смирнова изложено в Исторической записке к проекту реставрации Входоиерусалимской церкви» (2018 г.): «Новый проект колокольни с однопрестольной церковью в ней, выполненный в ГУПС и ПЗ (ноябрь 1833), был утверждён императором Николаем I 19 мая 1834 г. и отослан в Новоторжское духовное правление для осуществления. Колокольня представляла собой четырехъярусное сооружение с крестообразным основанием, квадратными двумя средними ярусами и круглым верхним; второй и третий ярусы были оформлены пилястровыми портиками, соответственно тосканского и ионического ордера. Однако этот проект реализован не был, так как прихожане изменили свое намерение: вместо колокольни с одним престолом в ней, они пожелали построить тёплый собор с колокольней и тремя престолами (Входа Господня в Иерусалим, Николая Чудотворца и святителя Митрофания Воронежского).

Новый проект (возможно, составленный губернским архитектором Иваном Федоровичем Львовым) был рассмотрен в ГУПС и ПЗ и, не получив одобрения, был там составлен заново, а 25 января 1837 г. утверждён императором. В том же году южнее Спасо-Преображенского собора началось строительство Входоиерусалимского собора под наблюдением губернского архитектора И. Ф. Львова. Вопреки «Секретному списку о служебных, нравственных и умственных достоинствах Архитекторов и архитекторских помощников Тверской губернской Строительной и Дорожной Комиссии за 1864 год», в котором Входоиерусалимский собор назван в числе авторских произведений Львова, в действительности, как это отмечено выше, проект был составлен в ГУПС и ПЗ. Возможно, впрочем, этот проект немногим отличался от первоначального, скорее всего принадлежавшего Львову, к тому же наблюдавшему за его осуществлением. Так что Львова с полным основанием можно считать соавтором проекта, по которому возводился собор.

В описи церкви 1853 г. говорится, что храм был заложен 25 июля 1837 г., в день рождения императора Николая I. Подрядчиком на строительстве собора являлся новоторжский купец Иван Васильевич Ананьин. И. В. Ананьин (15.10.1801–23.06.1865) был сыном уже известного нам строительного подрядчика Василия Фёдоровича Ананьина, а также племянником и крестником Фёдора Фёдоровича Ананьина. В 1844 г. Иван Васильевич Ананьин подал прошение о назначении его на должность «архитектурного дела ученика», прошёл конкурс в Твери и был назначен городовым архитектором в Торжке, Вышнем Волочке и Весьегонске. В частности, он проектировал один из домов купцов Уваровых, главных благотворителей при строительстве новой Входоиерусалимской церкви. Много сил и усердия приложил при строительстве этой церкви староста собора Спаса Никита Никифорович Уваров. 16 сентября 1841 г. Н. Н. Уваров скончался, и церковным старостой собора стал его сын Степан Никитич. Его стараниями 20 марта 1842 г. для новой колокольни был привезён из Твери в Торжок колокол весом 325 пудов. В хлопотах по завершению строительства Входоиерусалимской церкви ему помогали его братья Яков и Михаил.

23 июля 1842 г. протоиерей Фёдор Лисицын подает прошение архиепископу тверскому Григорию, где сообщает, что «начатая строением в 1837 году церковь окончена и отделана совсем, теперь строится иконостас. Прошу часть икон из ветхой Никольской церкви перенести в новый собор». Главный престол храма был освящён тверским архиепископом Григорием 11 сентября 1842 г., правый придел ранее – 4 сентября, левый – 15 сентября архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Сергием. В 1851 г. на средства купцов Уваровых церковь была «возобновлена стенным писанием на алфреско».

В описи 1853 г. о Входоиерусалимской церкви записано: «Тёплая церковь каменная одноэтажная, при ней трапеза и колокольня на каменном фундаменте с цоколем в три гранитных тёсаных камня. Длина церкви 13 саженей 2,5 аршина. Ширина 10 аршин. Высота – 11 саженей, с крестом 15 саженей. Колокольня – высота 15,5 саженей, с крестом 19,5 саженей. Внутри – четыре столпа, на которые утверждены арки. Пол деревянный, покрыт жёлтой краской. Окон с прямыми верхами – пять, с полуциркульными – восемь, кроме того в алтаре одно большое полуциркульное окно и два в приделах малых полуциркульных. В куполе двенадцать окон. Всего – двадцать восемь. Нижние рамы с коваными решётками. На церкви одна глава с подголовком медные, вызолоченные через огонь. На главе крест медный осьмиконечный, вызолоченный через огонь. Высота 3 аршина. Крыша на верхнем куполе из белого лужёного железа, а на прямых крыльцах и фронтонах из чёрного листового железа, покрытого белой краской. Входные двери с западной и северной стороны двойные из дубового дерева, изнутри со стеклами и с запорами внутренними и внешними. Глава на колокольне медная вызолоченная через огонь, шейка с кронштейнами. Крест на ней с изображением плоти распятого Господа медный, вызолоченный через огонь, высота 3 и ¼ аршина. Крыша на колокольне покрыта белым лужёным железом. Колокольня в три яруса, в нижнем ярусе устроена паперть, в ней пол асфальтовый.

По северную строну паперти деревянная лестница комнату наверху с небольшим окном – с паперти в неё двойные дубовые двери. По южную сторону такое же помещение, в котором начинается деревянная лестница на колокольню и лестница, ведущая вниз под церковные своды. Под своды ещё два входа с западной стороны по обеим сторонам колокольни с железными дверями. Под церковными сводами устроены две амосовские печи, сообщающие тепло всей церкви посредством железных труб и медных душников, коих во всей церкви тёплых четырнадцать, для проведения свежего воздуха холодных – десять. Крыльца наружные с северной и западной сторон из гранита, высотой в восемь ступеней.

Сия церковь заложена в 1837 году, 25 июля, а выстроена в 1842, 1 сентября, попечением и иждивением сыновей покойного новоторжского 1-й гильдии купца Никиты Уварова с присовокуплением некоторой церковной суммы. В иконостасе иконы, устроенные усердием купца Никиты Уварова и его сыновей в 1841 году: Входа Господа в Иерусалим, Воскресения Христова, Рождества Христова, Похвалы Божией Матери, Введения, в арке иконостаса – Нерукотворный образ Спасителя в ризе, в левом приделе – св. Николая, Митрофана Воронежского. Лампада при главном алтаре у иконы Входа Господа в Иерусалим медная посеребрянная с 31 шандалом – по завещанию Никиты и Марии Уваровых, которое исполнено детьми их лета 1842 сентября 15 дня. Ими же устроены лампады: у Воскресения Христова – с 16 шандалами, перед Рождеством Христовым – с 16 шандалами, перед иконой Похвалы Божией Матери – с 24 шандалами. Перед иконой Введения – с 16 шандалами, перед иконой Рождества Богородицы – с 16 шандалами. В левом приделе перед иконой св. Николая с 16 шандалами. Колокольня в три яруса, в третьем ярусе 11 медных колоколов: 1) 325 пудов 31 фунт. Надпись: «Во славу Бога Единасущнаго, славимаго в Троице, с благословения Его Высокопреосвященства Григория Архиепископа Тверскаго, колокол сей завещан сделать в Новоторжский Преображенский собор на вновь устроенную колокольню с теплым храмом во имя Входа Господа в Иерусалим, того же собора строителем и церковным старостою Никитою Никифоровым Уваровым, но по кончине его последовавшей 1841 г. сентября 16 дня, в 7 часов утра, завещание после него исполнено супругою его Мариею Михайловою Уваровою с детьми их при протоиерее Феодоре Иоаннове Лисицыне и церковном старосте Стефане Никитине Уварове. 

Колокол слит в Твери 1842 года февраля 24 дня на заводе тверских купцов Ивана и Михаила Стефановых Капустиных». Вес других колоколов: 2) 104 пуда, отлит 15 марта 1779 года, 3) 63 пуда, 10 фунтов, 4) 31 пуд, 13 фунтов, 5) 26 пудов, 30 фунтов, 6) 10 пудов, 12 фунтов, 7) 3 пуда, 17 фунтов, 8) 2 пуда, 20 фунтов, 9) 2 пудов, 10) 1 пуд 2 фунта, 11) 24 фунта. Библиотека: 1) Евангелие в большой лист 1834 г. в деревянных досках, обложенных серебряным окладом с финифтью – от Стефана Уварова. 2) Евангелие в большой лист 1791 г. в серебряном окладе с позолотой – от Григория Хрыпова. 3) Евангелие в лист в серебряном окладе с позолотой с надписью «лето … 7172 (1664) построил сие Евангелие архимандрит Иоасаф Новоторжец в град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова». 4) Евангелие в осьмую долю листа 1845 г. – от купца Чернышова. Другие пожертвования и вклады: Крест серебряный позлащенный малый – от купца Александра Чернышова, потир серебряный без пробы с финифтью в 1751 году от протопопа Марка Иванова, кадила серебряные 84 пробы – от Стефана Уварова.

Облачения престолов и жертвенников: одежда на престол малинового бархата с вышитым из серебра крестом, по краям украшена таким же шитьем – от её превосходительства Агафоклеи Полторацкой в 1822 году, одежда на престол – в 1842 г. от Стефана Уварова; воздухи: белого бархата с жемчугом 18 января 1853 г. поступили от Стефана Уварова, воздух, вышитый золотом и серебром и малые покрова в 1822 от Агафоклеи Полторацкой и воздух голубой парчи с золотым битевым осьмиконечным крестом, обложен битевым золотом, шит золотом и шелком и два малых покрова с золотым и шелковым шитьем – от её высокородия Анны Бакуниной. Облачения священников пожертвованы: в 1851 г. – Стефаном Уваровым, в 1852 г. – купецкой вдовою Елизаветой Александровной Уваровой, в 1854 г. – купцом Николаем Ивановичем Поповцевым, в 1841 – купцом Иваном Бакуновым, в 1841 – купцом Василием Пономаревым, в 1847 – купцом Стефаном Березиным, в 1856 – купцом Иваном Бакуновым, купцом Антонием Остолоповым, протоиереем Феодором Иоанновым Лисицыным».

В 1878 г. на средства церковного старосты Якова Васильевича Новосёлова была восстановлена живопись в алтаре и на стенах. В 1929–1930 гг. храм был закрыт. В нём разместился склад треста «Союзплодовощ». В 1936 г. здание передали под хлебопекарню. Видимо, в это время глава и два яруса колокольни были разобраны. Хлебозавод работал здесь и после Великой отечественной войны. В 1947 г., после войны, здание собора, где размещалась пекарня, было отремонтировано. В 1973 г. собор и теплую церковь передали заводу ЭЛМА. В 1974 г. здание включили в государственный список памятников архитектуры. В 1977 г. была проведена внешняя реставрация церкви, в том числе восстановлены барабан и купол (ведущий архитектор А. И. Кустов).

Архитектор Г. К. Смирнов составил паспорт на собор, где есть описание этого памятника архитектуры: «Храм выстроен в стиле позднего классицизма. Фасады собора украшены пилястровыми портиками дорического ордера, завершёнными треугольными фронтонами. Портик фланкирован полуциркульными окнами. Центральный проём портика обогащён белокаменной тягой. Из белого камня выполнены также капители пилястр, церкви и колокольни. Антаблемент храма и первого яруса колокольни выдержан в духе дорического ордера и имеет триглифный фриз. Из внутреннего убранства собора сохранился лишь лепной карниз, проходящий по всем стенам и опорам на уровне пят. сводов. Карниз отличается выразительной, сочной лепкой».

В 2010-е гг. завод выехал из храма и он пустовал. В 2018 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России» было выделено свыше 6,9 млн рублей на разработку проектной документации на реставрацию собора Входа Господня в Иерусалим в Торжке. К сожалению, восстановление колокольни в этом проекте не запланировано. В июне 2020 г. в соответствии с государственным контрактом подрядная организация ООО «Реставрационная компания «Гефест» приступила к реставрационным работам, их окончание запланировано на 2023 г.

Источник: https://opentextnn.ru/space/littlesityes/torjok/cerkov-vhoda-gospoda-v-torzhke/Лопатина Н.А. Соборная церковь во имя Входа Господа в Иерусалим в Торжке




Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.