Один из главных архитектурных ансамблей Торжка, включающий два ампирных собора - Спасо-Преображенский (1822) и Входа Господня в Иерусалим (1842). Ансамбль сменил целый "букет" больших и малых каменных и деревянных церквей, существовавших на этом месте как минимум с XII века, и играет чрезвычайно важную роль в формировании облика центра Торжка. На протяжении конца XVII-XVIII вв. возле собора существовали несколько церквей. Деревянную церковь Афанасия и Кирилла Александрийских в 1769 году сменила каменная церковь Николая чудотворца, разобранная в 1840 году. В 1742 году упоминается деревянный храм святой Иулиании близ места погребения святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской. Вид центра Торжка из альбома Августина Мейерберга (1661).
Как показали раскопки А.М. Салимова 2007-2008 гг., восточная стена собора 1822 года разрезала древний собор пополам по линии север-юг, почти по линии восточных подкупольных столбов, и восточная часть фундаментов и нижних частей стен древнего здания уцелела, пострадав уже от советского благоустройства 1970-х годов: в частности, колодец канализационного коллектора был установлен прямо на место древнего престола. Раскопки также показали, что храм представлял собой огромное по меркам XIV века сооружение (в среднем 18х18 м), окруженное с южной, восточной, а также, вероятно, и с других сторон узкими галереями, в которых были устроены захоронения.
Из документов известно, что в соборе в древности был один придел - Входа в Иерусалим, который располагался на хорах. При разборке собора в 1812-1814 годах были обнаружены два пустых каменных гроба в юго-западном углу (в настоящее время их местонахождение неизвестно), а в юго-восточном - каменный тоннель и спуск (к реке?), а также гробница княгини Иулиании. Последняя была оставлена на своем месте в подвале нового собора. Открыты мощи святой княгини были только в советское время в 1920-х годах, но после закрытия храма в 1930-х годах и гробница, и мощи пропали. Вид древнего собора на гравюре по рисунку Николааса Витсена (1665).
Регулярный план Торжка 1767-1779 годов практически не затрагивал кремлевскую территорию Нижнего Городища, долгое время остававшуюся еще островком средневекового города. И лишь к 1840-м годам она приобрела вид открытого в сторону реки великолепного классического ансамбля, запечатленного на многочисленных фотографиях. Этот вид, к счастью, не очень сильно изменился и в наши дни.
Утраты начались уже в раннее советское время. У закрытой в 1920-х годах церкви Входа в Иерусалим была разобрана колокольня, еще до войны на ее территории появились сараи и пристройки к зданию. В период бомбардировок Торжка немецко-фашисткой авиацией 13-14 октября 1941 года была практически полностью уничтожена деревянная застройка этой части города. Каменные здания на набережной, видные на фото Прокудина-Горского, были разобраны после войны. На их месте сейчас советская застройка 1950-х годов, а в 1966 году между ней и соборами прошла трасса нового моста через Тверцу. В 1970-х территория обеих церквей была отдана заводу "Элма", к церкви Входа в Иерусалим была сделана крупная пристройка с южной стороны с трубой от котельной.
В 1972-1975 гг. комплекс обеих церквей был отреставрирован снаружи. При этом внутри в Спасо-Преображенском соборе были устроены переборки, настолько капитальные, что даже удаление их будет стоит немалых средств. Здание сверху донизу переделано для заводских нужд. В частности, так выглядит подвал собора, место, где с 1406 по 1930 годы находилось место погребения княгини Иулиании.
При этом реставрация снаружи позволила этому ансамблю в большей части вернуть себе то исключительное место, которое соборный комплекс Торжка играл до революции. Это значение в полной мере можно ощутить, гуляя по городу, в котором из разных мест можно увидеть живописное многоглавие двух соборов, обычно в сочетании с еще какой-то церковью на городском посаде. Но лучшим из всех является, безусловно, вид с Тверецкой набережной, при котором оба храма, стоящие на слегка возвышенном правом берегу, зрительно кажутся поднятыми на небольшой пьедестал и воспринимаются наиболее цельно при медленном движении вдоль берега.
Архитектурно они близки. Спасо-Преображенский собор с приделами в честь святой Иулиании Новоторжской и иконы Пресвятой Богородицы Муромской-Выдропужской, построен по проекту, видимо, К.И. Росси, воплощенному в эти же годы еще один раз - в соборе Христорождественского монастыря в Твери (1813-1820). Но сравнение безусловно говорит в пользу новоторжского храма - он значительно отличается от тверского в сторону большей пропорциональности, верности классическому ордеру, а также по богатству деталей и качеству отделки. (Оба вида храмов для сравнения - с запада).
В Торжке грамотнее выполнен портик, не забыты стенные лежачие прямоугольные ниши, серповидное окно над входом, мутулы во фронтоне и в карнизе, сами карнизы сделаны более широко и смело, что зрительно заостряет пропорции верхней части здания, центральная глава сделана выше, украшена мутулами, вместо пилястр (как в Твери) устроены пристенные колонны ионического ордера с белокаменной резьбой и роскошным лепным карнизом с херувимами и гирляндами. Точно соблюдены положенные соотношения для выбранного антамблемента. Это не считая самих пропорций стен и оформления наличников окон, которые в Торжке аккуратнее, намного вернее с точки зрения стиля и ордера выполнены. Главы завершены в Торжке сравнительно более высокими куполами, переход к которым выше уровня карнизов осуществлен через двойной постамент, отчего главы кажутся еще легче и стройнее.
В оправдание тверскому храму нужно сказать, что последний строился в условиях жесточайшей нехватки средств, после разборки рухнувшего в 1813 году почти достроенного собора 1810 года и, вероятно, частично тем же подрядчиком, который явно не относился к числу лучших строителей того времени в Тверской губернии. Этот факт говорит и о том, насколько серьезно могут даже ампирные храмы отличаться на практике от того варианта, который имелся в проекте или был уже где-то воплощен как образец.
Интерьер собора в Торжке не подвергался в течение XIX столетия каким-либо серьезным переделкам, благодаря чему к началу XX столетия имел большую художественную ценность как памятник живописи и резьбы 1 четверти XIX века (в этом тоже его отличие от тверского собрата, за XIX век минимум трижды менявшего свой интерьер). До настоящего времени из этого интерьера сохранилась только лепнина карниза главного купола - великолепной сохранности образец лепной декорации 1 четверти XIX века, почти без утрат. Кроме того, уцелели небольшие остатки лепнины на арках центрального подкупольного креста. Само пространство под центральным куполом покрыто толстым слоем советской штукатурки и покраски. Есть ли под ними живопись - неизвестно.
Открыты в интерьер все четыре боковых купола. Но в таком же состоянии, как и центральный. Разделенное потолком напополам пространство собора изрисовано вандалами - местными школьниками, попавшими сюда совсем надавно, когда здание перестало быть цехом. Собор сохранил белокаменный цоколь и лестницы (аналогичные в Твери, к сожалению, утрачены). А также полуподвальные окна, оформленные арочками изящного рисунка. Особенностью здания было богослужебное использование этого нижнего помещения.
Церковь Входа в Иерусалим - очень хороший памятник позднего ампира, до сих пор остающася частично занятой под производственные помещения. Она была раньше собора превращена в цех (в 1930-1960-х гг. использовалась как хлебозавод). Ее главное архитектурное достоинство - хорошо и качественно выполненный купол, вторящий рисунку куполов Спасо-Преображенского собора. Своим двойным карнизом и базиликальным планом церковь заставляет вспомнить большие храмы Петербурга, такие как Казанский собор или, особенно, Троицкий в Александро-Невской лавре. Ориентация на них в провинции в 1840-х годах вполне ожидаема. В деталях здесь много утрат: сильно поврежден в советское время карниз, пристройки и внутренние переборки полностью уничтожили исторический интерьер здания (их остатки возможны только в куполе, где мы пока не имели возможности побывать). Отделка фасадов лучше всего сохранилась в юго-восточном углу, обращает на себя внимание хорошо исполненный южный фронтон с тосканскими пилястрами, вторящими портикам Спасо-Преображенского собора.
Оба здания окружает ограда. Оригинальная вся утрачена, но сохранились ее металлические прясла, вложенные в новые столбики, выложенные уже в 1970-х годах. Соборный комплекс заслуживает к себе самого бережного отношения и реставрации как один из ансамблей, фактически формирующих облик Торжка. Его расположение в туристической зоне, на дороге в Осташков и Тверь, делает его восстановление актуальной задачей в поднятии престижа и значения Торжка как центра всероссийского туризма. Пока это выразилось в установке пяти крестов (как обещано, временных, поэтому простой, не исторической, формы) на купола Спасо-Преображенского собора.
К осени 2017 года оба храма, долгое время использовавшиеся под производственные площади, пустуют. В 2017 году начат процесс передачи их под подворье Ниловой пустыни.
По материалам: П. Иванов, Спасо-Преображенский собор (1814-1822) и церковь Входа в Иерусалим (1840-1842). http://tversvod.ru/page467/?full=1