Свою историю старейшая церковь Хабаровска ведет с 1870 года, когда на склоне Военной горы, на берегу реки Чардымовки (сейчас Амурский бульвар) была поставлена деревянная церковь, освященная в честь покровителя Сибири и Дальнего Востока Иннокентия Иркутского. Через четверть века церковь обветшала и уже не вмещала всех прихожан, потому в 1896 году городские власти и епархиальное управление приняли решение о строительстве каменного храма. Основными попечителями строительства стали купцы – Андрей Федорович Плюснин, по инициативе которого и началось строительство церкви взамен ветхой и маленькой церкви Марии Магдалины, Михаил Игнатьевич Чардымов и священник Иоанн Гомзяков, воспитанник и ставленник святителя Иннокентия (Вениаминова).
Строительство Свято-Иннокетьевского храма шло всего год – с 1868 по 1869, велось оно силами войсковой постовой команды, царские врата были сделаны отцом Иоанном Гомзяковым. Кроме того, купцом Киселевым будущему храму был пожертвован отлитый в Москве колокол весом в 98 пудов 25 фунтов. 23 июня 1870 года епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) освятил сооруженный храм во имя небесного покровителя Сибири и Дальнего Востока святителя Иннокентия Иркутского.
В 1896 году протоиерей Успенского собора Александр Протодиаконов ходатайствовал перед Благовещенской Духовной Консисторией о разрешении постройки в Хабаровске новой каменной церкви на месте деревянного Иннокентьевского храма. Разрешение Преосвященного Макария, епископа Камчатской епархии было получено, и в этом же году 5 августа был создан строительный комитет под руководством городского головы Алексея Александровича Рассушина. Закладка второго каменного храма Хабаровска прошла 22 июня 1897 года в присутствии генерал-губернатора С.М. Духовского, главного начальника края.
Проект будущего храма был разработан инженером-полковником В.Г. Мооро совместно с капитаном Н.Г. Быковым. Мооро – автор многих красивейших зданий Владивостока и Хабаровска. Строили церковь силами солдат местного гарнизона в очень короткие сроки – за теплые месяцы 1898 года здание было возведено под крышу, к осени выстроили колокольню и пятиглавие куполов, в октябре установили колокольню из 12 колоколов. Роспись выполнялась, по некоторым данным, на средства четы Пьянковых при участии первого хабаровского художника, выпускника Санкт-Петербургской Академии Художеств С.А. Казаринова. Иконостас и церковную утварь перенесли из старой церкви.
8 ноября 1898 года, в день Собора Архистратига Михаила, состоялось торжественное освящение Градо-Хабаровской Свято-Иннокентьевской церкви, совершенное протоиереем Александром Протодиаконовым в сослужении с настоятелем освящаемого собора протоиереем Харлампием Петрологиновым и всем причтом. Стоящая на невысокой горе, окруженная одно- и двухэтажными постройками, эта пятиглавая церковь была прекрасная видна из всех районов города. Изящный силуэт был выполнен в стиле церквей XVII века, а шатровая восьмигранная колокольня придавала особенный выразительный вид со стороны Амура.
К Иннокентьевской церкви был причислены штаб Приамурского военного округа с командой, Топографический отдел, местный лазарет, Управление воинского начальника с командой, вещевой и аптечный склад. В комплекс зданий Иннокентьевской церкви вошли дом причта и здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины, построенное после 1893 года. При церкви бережно сохранялось кладбище, на котором покоился прах первых поселенцев поста Хабаровка, погребенных в 1859-1874 годы. Действовала церковно-приходская школа (с 1899 по 1917 годы).
В таком виде здание Иннокентьевской церкви просуществовало чуть более 30 лет. Последнему настоятелю Свято-Иннокентьевского храма до его закрытия, иерею Виктору Козловскому и дьякону Иоанну Михайлову, несмотря на огромные трудности, удавалось вести службы и во время революционных событий, и в период Гражданской войны. Но в 1930 году здание Иннокентьевского храма вместе со всем имуществом было отдано обновленцами, а в 1931 году появилось их заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить Михаило-Архангельскую церковь взамен Свято-Иннокентьевской. Просьбу, конечно же, удовлетворили и Постановлением Президиума Далькрайисполкома за № 800 от 31 июня 1931 года Иннокентьевскую церковь ликвидировали, здание передали в ведение горсовета. Долгие десятилетия храм пребывал в оскверненном виде. В 1933 году здание передали в Государственный фонд и в декабре 1934 года продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа. Управление разместило здесь телеграфно-телефонную мастерскую, и с этого момента началось разрушение первоначального облика храма. Наибольший урон зданию был нанесен при перепланировке под планетарий, проведенный в 1964-м.
Возрождение храма началось в 1991 году. В октябре 1992 года возвратили здание, в 1993 году возобновилась просветительская деятельность. Реконструкция храма шла под руководством Епископа Марка и при активном участии губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева. Возглавил работы заслуженный архитектор России, профессор Н.П. Крадин. анализ сохранившихся частей здания и дореволюционных фотографий позволил ему воссоздать церковь в ее историческом виде. После передачи здания к работе приступили реставраторы, ведущим инженером реставрационных работ стал Ю.Н. Кривопуск. Деятельная реставрация началась с 1995 года, когда работы под свое попечительство и контроль взяли краевые власти и лично губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев. Появились у храма благодетели среди предпринимателей, не оставляющие своим вниманием и попечением работы, предоставлявшие бесплатно тяжелую технику, строительные материалы.
В октябре 1998 года, ровно сто лет спустя после освящения построенной Иннокентьевской церкви, произошло ее второе рождение – на храме были установлены золоченые купола с крестами. Храм святителя Иннокентия Иркутского встретил свое столетие в 1998 году сиянием куполов. Стены покрывали новые росписи, выполненные по благословению владыки Марка группой хабаровских художников по эскизам и под руководством В. Евтушенко. Весной 1999 года стараниями В.Г. Фукалова на звоннице появились двенадцать колоколов.
Композиция церкви имела большое сходство с русскими культовыми постройками XVII века, на что указывает план церкви с осевым симметричным построением разных ее частей. С восточной стороны к храму примыкает пятигранная, с двумя невысокими приделами апсида, а с западной – трапезная почти одинаковой с храмовым объемом ширины и восьмигранная шатровая колокольня. Кирпичные стены здания поставлены на ленточном фундаменте из бутового камня. Колокольня, трапезная и апсида имеют общую высоту и подчеркнуты карнизом. Восточный фасад церкви выделяется объемом пятигранной апсиды, сильно выступающий из плоскости фасада. Южный и северный приделы апсиды меньше по высоте. Они создают иллюзию трехгранного выступа. На всех трех гранях апсиды – крупные арочные окна. Особую выразительность церковь имела со стороны Амура, откуда воспринимался ее западный фасад с шатровой восьмигранной колокольней. Колокольня церкви – ее главный композиционный акцент. Вместе с пятиглавием и колокольней церковь имела выразительную архитектуру и запоминающийся силуэт. Внутренние убранство храма выполнено хабаровскими художниками под руководством В. Евтушенко в каноническом стиле XVII века. В резном деревянном иконостасе храма помещены иконы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, Преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского.
Тщательный анализ остатков церковного здания и имеющихся фотоматериалов с изображением ее первоначального вида позволил выполнить проект реконструкции с большой долей достоверности. Именно это позволило воссоздать Иннокентьевскую церковь в ее первоначальном виде.
20 мая 2000 года во время своего визита церковь святителя Иннокентия Иркутского посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
http://svt-innokentiy.info/svyato-innokentevskij-prihod/about/history/