1709 г. 27 июня, в день преп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал под Полтавой над Карлом XII, королем шведским, победу, которую современники признали не только знаменитейшею в целом свете, но и чудесною. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 г., по повелению Петра, был заложен и в 1710 г. освящен деревянный храм во имя св. Сампсона Странноприимца, на Выборгской стороне.
Указав это отдаленное от центра города место для церкви, государь определил устроить при ней общее городское кладбище, какого тогда в Петербурге еще не было: умершие погребались или у приходских церквей, или даже при собственных домах. К заведению общего кладбища для Петербурга понудила царя открывшаяся тогда в Петербурге смертность. По преданию, царь имел при этом следующее соображение: преп. Сампсон был странноприимец, и на Петербургской земле поселились странники, люди пришлые; пусть де они и покоятся под сенью Странноприимца. У Голикова читаем: «Его Величество прибыл в Петербург 23 ноября 1709-го года, занялся гражданскими делами, а между оных, в погребение странных и пришельцев заложил церковь св. Сампсона».
При открытии у церкви православного кладбища, рядом с ним было отведено место и для погребения христиан других исповеданий. Таким образом, все жители Петербурга должны были с 1711 г. погребать своих покойников на Сампсоньевском кладбище. Но жители Московской стороны, вследствие крайнего неудобства сообщения, особенно осенью и весною, с Выборгской стороной, продолжали хоронить покойников у приходских церквей. И по этому архимандрит Александроневской Лавры Феодосий, по особому распоряжению царя, предписал 19 июля 1719 г. причту Ямской церкви с прихожанами учредить при их церкви общее кладбище для умерших в Московской стороне города. В тоже время, причту Сампсониевской церкви с прихожанами предписывалось, чтобы "за места для погребения никаких плат не только с бедных, но и могущих не взыскивали, разве кто с вольного своего произволения, сам от себя, на церковное строение что даст, и то записывать в книги в приход и расход именно, и в погребении задержания никакого не чинить". 26 октября 1782 г. св. Синод, с утверждения императрицы Анны Иоанновны, указав новые места для погребения, предписал при Сампсониевской церкви хоронить только людей своего прихода. 1784 г. января 19 св. Синод опять разрешил хоронить всех на Сампсониевскомъ кладбище, что и подтвердил указом 23 окт. 1738 г.; но в конце прошлого столетия кладбище это было закрыто.
Когда деревянная церковь, в которой при Петре І происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то в 1725 г., близ нее, был заложен каменный храм с 2 приделами. Храм сооружен попечением причта, купца Лапшина и частных лиц. В 1733 г. освящены приделы: правый - св. Архистр. Михаила 9 сентября, и левый - Иоанна Богослова 23 сентября; главный же алтарь во имя Сампсона Странноприимца окончен и освящен в 1740 г. 18 августа. Старая церковь, по указу свят. Синода, разобрана в 1737 г. На месте престола разобранной церкви поставлена каменная часовня и в ней есть плита, на которой вычеканен образ пресв. Троицы.
Настоящий храм, Византийской архитектуры, представляет собою продолговатый четвероугольник, с полукружием на восточной стороне для алтаря и с открытыми на северной и южной стороне наружными галлерями. На храме устроен глухой, деревянный, пятиглавый купол, а над главным алтарем - небольшая глава. Внутри храм делится каменною стеною на две половины: восточную и западную. Первая и есть собственно храм во имя преп. Сампсона; в западной же половине по обе стороны устроены приделы. В середине между ними, под аркою, вход в главный храм. Каменная колокольня, выходящая на проспект, соединена с храмом деревянною, крытою с каменными столбами, галерею. Храм и приделы его - теплые. Деревянные стены его внутри и вне оштукатурены.
По левую сторону колокольни находится каменная часовня, устроенная около 1800 г. С.-Петербургским купцом Рыбарецким. Причт Сампсоньевской церкви, когда было здесь кладбище, состоял из двух - трех священников, диакона, двух дьячков и пономаря. По упразднении кладбища здесь остались: священник, дьячок и пономарь. С 1863 г. причт составляют: два священника, диакон и два псаломщика. Причт содержится доходами за требы и 251 руб. 92 коп.- проценты с капитала в 5 223 руб., внесенного в разное время на поминовение умерших. Содержание причта ограниченно, потому что в приходе есть 5 церквей казенного ведомства.
При церкви находится земля, обнесенная каменной оградой, в количестве 10 000 кв. саж. План на землю, составленный городским землемером и рассмотренный петербургской городской управой, хранится при церкви с 16 января 1878 г. Кроме того, при церкви имеется план церковной земли, составленный в 1815 г. артиллерии штабс-капитаном Фирсовым. Половина церковной земли, до 5 000 кв. саж., отдается под огород и приносит церкви доходу до 450 руб. Другая половина занята церковью, домами причта и службами.
При церкви находятся три дома: два каменные, одноэтажные и один небольшой деревянный. В каменных живут причт и сторожа; одна комната отдается в наем; деревянный, находящийся на огороде, отдается в аренду огороднику. В 1882 г. с правой стороны церкви, построен трехэтажный каменный дом для причта и богадельни. Он построен на средства благотворителей.
Приход простирается до прихода Новосильцевской церкви, а по Неве - до прихода Николаевской церкви, на Черной речке. Большинство прихожан составляют рабочие на заводах и фабриках,но так как это народ пришлый, то числа их показать в точности невозможно. Коренных жителей можно насчитать до 120 душ муж. пола и до 130 женского.
13 октября 1874 г. учреждено при церкви благотворительное общество. Честь учреждения его принадлежит дейст стат. совет. М. Г. Петрову, пожертвовавшему 2 000 руб. Сперва общество выдавало бедным пособия и даровые квартиры. С 27 июня 1880 г. открыт и освящен каменный трехэтажный дом, построенный частью на средства общества, частью на пожертвования посторонних лиц, особенно Ильи Федуловича Громова. Часть дома занята старушками, до 20 человек, остальная отдается в наем. В 1714 г. купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 чел. мужского пола. Это был первый пример благотворительного приходского учреждения в Петербурге. 5 июля 1721 г. церковный староста Негодяев просил св. Синод, чтобы ему разрешили построить здесь богадельню для лиц женского пола, а мужскую, как поставленную неудобно, перенести на другое, лучшее место. Негодяев построил богадельни, и в 1722 г. в них помещалось 20 старух, в 1738 г. 9 чел. мужского пола и 20 женского. В том же году „канцелярия от строений" распорядилась построить при Сампсониевской церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они и были закрыты.
Кроме кладбища в ограде, церкви Сампсона принадлежит другое кладбище с церковью св. Иоанна Богослова. В архиве духовной консистории за 1703 г. за № 5960 есть дело о приготовлении к освящению церкви, что на Выборгской стороне и о бытии священнику Алексею Антонову, доколе не освящена будет та церковь при Сампсониевской церкви. Кладбище находилось в полуторах верстах к востоку от церкви. Земля под оное была отрезана 21 августа 1774 г. от дачи тайного советника Теплова, в количеств 3 дес. 2 304 кв. саж. По упразднении Богословской церкви, кладбище включено в общую дачу Английской фермы, за которою и числилось до 1810 г. В этом году казенная палата продала его с аукциона мещан. Матфеевскому и купцу Шошкину. В 1841 г. отделена для городского кладбища земля из дачи купца Мейер. В 1842 г. земля эта поступила в ведение Сампсониевской церкви и состояла за нею до 1852 г., а потом отчислена к Спасобочаринской. Временная, назначенная городской думой комиссия устроила здесь сторожку и здание для часовни, но сторожка осталась необитаемою, а в часовне не было церковной утвари, и никаких богослужебных действий в ней не совершалось. Постепенно эти здания пришли в ветхость.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).