Соборная церковь во имя Зачатия св. Анны пятиглавая, с вызолоченными крестами; вышина ея от основания до кровли 10 саж. и столько же от кровли до креста большой главы, длина 113/4 саж., ширина 7 саж. и 10 вершков. Под одною с нею крышею находится храм во имя св. Иакова: его осеняют пять вызолоченных небольших глав. Железная крыша того и другаго здания покрыта зеленого краскою. Северная сторона Яковлевской церкви, паперть сего храма и Зачатиевскаго обставлены колоннами с капителями ионическаго ордена. Над папертью устроено шесть полукруглых фронтонов, из коих в трех помещены образа: в главном, над входом в соборную церковь – образ Троицы, в правом – св. Димитрия, в левом – св. Иакова; над некоторыми фронтонами поставлены вызолоченные шары, а на среднем водружен крест.
Стенопись храма хотя и поновлена была около 1780 года трудами инока Амфилохия, бывшаго впоследствии гробовым иеромонахом, но осталась без перемены стиля. В трех клеймах изображены: воскресение сына Наинской вдовицы, знамение Божией Матери и погребение св. Иакова. Алтарь отделен резным, вызолоченным иконостасом с выступами и колоннами, около коих обвиваются виноградные кисти, и утвержден в нижнем ярусе на капителях. Иконостас начат был в 1761 году вместе с живописью икон и поставлен в 1764 году; позолота иконостаса начата в 1776 году и приведена к окончанию в 1779 году. Царския врата резныя, вызолочены по полименту.
В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-го в бытность его в сем монастыре.
Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты.
Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания:
1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;
2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою.
http://www.rostov-monastir.ru/page/opisanie-hrama-zachatija-sv-anny-serediny-xix-v#cut
«На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”.
В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви.
Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде.
К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов.
Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.
Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар – деяния Троицы. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря – ростовского епископа Иакова».
Из книги: Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 124–127