Из сохранившихся документов известно, что существовавший по крайней мере с ХVII века (1609) деревянный Покровский храм был летним. Зимой богослужения проходили в располагавшейся рядом церкви святителя Николая Чудотворца, которая пережила пожары 1754 и 1761 гг. Стояли себе мирно эти две деревянные церковки в Ростове аж вплоть до 1795 года, покуда не случился пожар, возникший во время грозы. Стоит сказать, что некоторую церковную утварь и иконы прихожане успели спасти из объятых пламенем храмов. Набожные купцы Ростова решили построить взамен сгоревших храмов, один, но уже, каменный дом Божий. Обратились с просьбой в консисторию, после получили положительный ответ и проект утверждённого храма. Тут же были заготовлены стройматериалы, сделан фундамент, наняты рабочие... Строительство каменного храма началось в тот же год (1795), которое закончилось Великим освящением храма Покрова Пресвятой Богородицы в 1803 году. Незабыли и про Никольский, зимний храм, стоявший по соседству. Его посвящение было перенесено в придел новой церкви. Другой придел был посвящён апостолам Петру и Павлу. Церковь была выстроена с пятью вызолоченными главками и красивой трёхъярусной колокольней со шпилем на центральной улице Ростова - Покровской (ныне Ленинской) улице. Как уже было сказано, некоторые иконы из обоих храмов были спасены и перенесены в новую церковь. Покровская приходская церковь считалась одной из богатых в Ростове. В середине ХIХ века между её прихожанами, почётными купцами города, А. А. Титовым и М. М. Плешановым шло настоящее соперничество - эти именитые ростовские граждане старались превзойти друг друга в щедрости по благоукрашению Покровского храма. В конце ХVIII - нач. ХХ столетия Покровская церковь занимала главенствующее положение в юго-западной части Ростова. Святынями этой церкви были храмовые образа Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, входившие в число наиболее почитаемых икон Ростова Великого. В настоящее время они экспонируются в древнерусском отделе музея-заповедника "Ростовский кремль".
После революции Покровская церковь, как и другие городские храмы, подверглась надругательству, разорению и осквернению. Произошло это в 1929 году. Венчания были разобраны, снесена была и колокольня (колокола были сброшены раньше). Местные власти сначала передали храм военному полку для использования под стрелково-спортивный зал. Позднее в трапезной части устроили столовую, а собственно храм приспособили под жильё для горожан. В советское время здание бывшей церкви изуродовали до неузнаваемости: кроме разобранных венчаний, так ещё умудрились основной четверик разделить на два яруса межэтажными плитами, на фасадах пробили дополнительные окна. В последние десятилетия здесь был склад. Новая жизнь Покровского храма началась в 1998 году, когда 21 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы прошло первое богослужение. С 2004 года проводятся ремонтно-восстановительные работы. 14 декабря 2014 года в день памяти праведного Филарета Милостивого, после Божественной литургии, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеймон совершил чин освящения купольного креста и главки перед установкой на барабан Покровского храма. В настоящее время храм оправляется от нанесённого ему ущерба. Богослужения проводятся регулярно. Здесь немноголюдно, тихо и спокойно, клирос поёт древнерусскими знаменными распевами. В иконостасе представлены иконы учеников Ростовской иконописной школы. Их же трудами сделаны копии почитаемых древних храмовых образов - Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Стоит сказать, что в храме находится также Распятие, изображённое на стене. В советское время, когда в трапезной части храма находилась столовая. Распятие несколько раз пытались забелить, но каждый раз оно вновь проявлялось. Есть здесь и икона Воскресения Христова. Этот образ происходит из блокадного Ленинграда, икона была свидетельницей горячих молитв в то тяжелейшее время. Она выносится на аналой перед воскресной всенощной.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла "Ростов Великий. Святыни и достопримечательности", - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019