ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1389.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44

Координаты:57.17474, 39.392082
Проезд: Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы. Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экспрессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра горо ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы. Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экспрессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала. По улице Луначарского нужно ехать до Ростовского кремля, далее по улице Ленина до пересечения с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря.


План  Спасо-Яковлевского Дмитриева мужского монастыря, Ростов,Ярославская область
Собор Димитрия Ростовского Церковь Зачатия Анны Церковь Спаса Преображения Церковь Иакова Ростовского Часовня Иакова Ростовского Колокольня Юго-западная (смотровая) башня Северные ворота Южные (Водяные) ворота Странноприимный дом Постройка хозяйственного двора Настоятельский корпус Северо-западная башня Северо-восточная башня Келйный корпус Юго-восточная башня Главная Соборы.ру

Храмы монастыря:

1. Собор Димитрия Ростовского
2. Церковь Зачатия Анны
3. Церковь Спаса Преображения
4. Церковь Иакова Ростовского
5. Часовня Иакова Ростовского
6. Колокольня (1777-1779 гг.)

Другие постройки и объекты

7. Настоятельский корпус (1784-1785 гг.)
8. Трапезный корпус (1790-1792 гг.)
9. Келейный корпус (1780-е гг.)
10. Стены ограды (XVIII-XIX вв.
11. Юго-западная (смотровая) башня (XVIII-XIX вв.)
12. Северо-западная башня (XVIII-XIX вв.)
13. Северные ворота (XVIII-XIX вв.)
14. Северо-восточная башня (XVIII-XIX вв.)
15. Юго-восточная башня (XVIII-XIX вв.)
16. Южные (Водяные) ворота (XVIII-XIX вв.)
17. Беседка
18. Некрополь
19. Привратная сторожка
20. Странноприимный дом (1914 г.)
21. Пруды
22. Хозяйственный двор
23. Постройки хозяйственного двора
24. Ограда хозяйственного двора
25. Озеро Неро

План составлен В.Д.Курковым



Добавить фотографию
Сортировка:


Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья Бесхлебный
17 марта 2014
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
HD Сергей Чернов
18 февраля 2011
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Сергей Чернов
17 февраля 2011
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья Бесхлебный
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья Бесхлебный
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Сергей Чернов
22 июня 2010
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
uuee
4 августа 2009
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Вид на монастырские храмы со стены
Ярослав
5 ноября 2005
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Панорама монастыря – вид с башни
Ярослав
5 ноября 2005
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Панорама монастыря – вид со льда озера Неро
Ярослав
5 ноября 2005
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. На закате.
DragNet
4 мая 2004
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Вид с озера Неро
Павел и Елена Каллиниковы
10 августа 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Вид с озера Неро
Павел и Елена Каллиниковы
10 августа 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Таким Спасо-Яковлевский монастырь видит каждый, въезжающий в Ростов Великий по автомобильной трассе.
Павел и Елена Каллиниковы
19 июня 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Общий вид
Павел и Елена Каллиниковы
12 октября 2002
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
странно приемный дом
Климов Михаил
12 февраля 2018
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 января 2017
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Северные ворота (XVIII-XIX вв.).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 июня 2016
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
В центре фотографии - Южные (Водяные) ворота (XVIII-XIX вв.)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 июня 2016
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Михаил Анатольевич
16 августа 2015
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Яковлевская и Троице-Зачатьевская церкви
Павел и Елена Каллиниковы
23 июня 2004
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Ворота
Павел и Елена Каллиниковы
10 августа 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Колонны Святых ворот первого яруса колокольни.
Лидия Басманова
11 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Центральная фигура росписи деревянной арки южных ("водяных") ворот монастыря, выходящих к озеру Неро.
Лидия Басманова
11 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Северо-восточная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
29 июля 2009
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
7 июня 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья Бесхлебный
4 сентября 2011
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Юго-восточная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
29 июля 2009
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Монастырская стена со стороны озера Неро
Ярослав
5 ноября 2005
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Вид с угловой башни на озеро Неро
Павел и Елена Каллиниковы
23 июня 2004
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Паломнические келии (монастырское ноу-хау). Вид снаружи.
DragNet
4 мая 2004
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Угловая башня
Павел и Елена Каллиниковы
12 октября 2002
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Вид на Спасо-Яковлевский монастырь с вышки Ростовского музея в Кремле. 1911 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=820
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 июня 1911
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Вид на озеро Неро с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. 1911 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=819
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 июня 1911
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Угловая башня стены Спасо-Яковлевского монастыря. 1911 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2385
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 июня 1911
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Фото из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1909
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Башня ограды Спасо-Яковлевского монастыря. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 6 «Ростов Великий, Троице-Сергиева Лавра» (Москва, 1913г.)» http://andcvet.narod.ru/KSR/06/sam.html
Т.
??
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
HD Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - Ростов - Ростовский район - Ярославская область
Вид с озера Неро
Павел и Елена Каллиниковы
1 августа 2004




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Борис Акулов,  20 ноября 2002

Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря - Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху).


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  21 марта 2007

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см. 21 сентября). Над мощами святого Иакова устроена в 1845 году усердием гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской изящная серебряная рака с резной деревянной вызолоченной сенью. Рака святого Дмитрия устроена благочестием императрицы Елизаветы Петровны; она выкована из первого серебра, открытого в ее царствование в колыванских (в Томской губернии) рудниках. Над ракой возвышается великолепная серебряная сень. Перед ракой у подножия святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 году графом Ротари. Из икон храма особенно чествуются: келлейные святого Дмитрия — Ватопедская икона Божией Матери и Боголюбская икона Богоматери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами. Первая поднесена была царю Алексею Михайловичу афонскими монахами и пожалована от него знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле; затем она стояла в алтаре Великой Печерской церкви до того времени, как архимандрит лавры Иосаф Кроковский благословил ею святого Дмитрия в награду за неусыпные труды его в написании Четьих-Миней. Со второй святой иконой встречала святого Дмитрия ростовская паства. В монастыре хранятся несколько предметов, принадлежавших святому Дмитрию: митра и платок, найденные в гробе его, при открытии мощей, книги с приписками рукою святителя, подлинные рукописи его с проповедями и духовными кантами, простой деревянный посох, перст от десной руки святителя в серебряном ковчежце, портрет его, писанный при его жизни с натуры, портрет полкового сотника Саввы Григорьевича Тупало, отца святителя.

Недалеко от монастыря, на западной стороне, находится приписанная к нему древняя двухэтажная церковь Преображения Господня (давшая наименование Яковлевскому монастырю «Спасо-Яковлевского»), которая была соборною в упраздненном ныне Спасском монастыре, что на Песках (основанном в XIII веке супругой воспоминаемого 4 марта блаженного князя Василька, княгиней Марией, жившей в этом монастыре и погребенной под его соборною церковью). В нижнем этаже этого храма, в Сергиевском приделе, покоится известный ученый и великий труженик науки, археолог и палеограф (т.е. занимающийся изучением древних памятников и письмен), преосвященный Амфилохий (Сергиевский), епископ Угличский (+29 июля 1893 года). В монастыре совершаются крестные ходы: 6 августа, 21 сентября и 27 ноября. При монастыре школа (с 1886 года) и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  21 августа 2014

Спасо-Яковлевский Димитриевский 1 класса (с 1834 г.) необщежительный мужской монастырь на западном конце уездного г. Ростова, в полуторах верстах к юго-западу от ростовского кремля, на берегу озера Неро.

Он, сперва, назывался Зачатиевским, по имени первого храма; теперь он называется Яковлевским - по имени основателя, Спасским - по имени приписного монастыря (с 1765 г.) и Димитриевым - по имени нетленно почивающего здесь св. Димитрия, митрополита ростовского (с 1836 г.). Основан в 1389 г. св. Иаковом, епископом ростовским. С 1764 г. стал ставропигиальным 2 класса; с 1834 г. стал ставропигиальным 1 класса; в 1888 г. передан из Синодального ведомства в епархиальное и назначен местоприбыванием викарных епископов Угличских.

Храмов три, каменных: соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А.А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) и так называемый Шереметевский во имя св. Димитрия, митрополита ростовского (построен в 1801 г. Н.П. Шереметевым) с 2 приделами: во имя св. Николая чуд. и во имя св. вмч. Димитрия Солунского.

В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату.

В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым.

Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г.

В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия.

Крестные ходы совершаются: 6 августа. 21 сентября и 27 ноября.

В монастырской ризнице хранятся считающиеся принадлежавшими св. Димитрию: митра из рудожелтой камки с образами, писанными золотом и красками, в которой были обретены нетленные мощи святителя, серебряный ковчежец с перстом от мощей св. Димитрия, атласные малинового цвета ризы, с вышитыми золотом травами, переделанные из саккоса святителя, белое бумажное полотенце, присланное св. Димитрию в дар из Иерусалима 12 августа 1705 г., белый коленкоровый платок святителя.

Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867 – 1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.

Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19.

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  27 декабря 2014

На юго-западной части озера Неро Ростова Великого, расположен Спасо-Яковлевский мужской монастырь. Он основан в 1389 году одним из городских епископов Иаковом. Он был изгнан паствой из Ростова за то, что помиловал преступницу во время казни. Епископ поселился вблизи от Михайловской церкви, в месте, где были источник. Иаков собственными руками срубил каждое дерево и соорудил небольшой храм, после чего освятил его в честь Зачатия Святой Богородицы. За несколько лет вокруг церкви было построено несколько домов и была сформирована община. В начале XVIII века Яковлевский монастырь был под особой опекой Димитрия Ростовского — городского митрополита. По особому велению Петра I, он прибыл в город и посетил монастырь. По приданиям, именно в это время он указал на юго-западный угол храма и приказал похоронить его там. Митрополит был погребён здесь в ноябре 1709 года и над его могилой выстроили деревянную гробницу.

В 1917 году все службы в монастыре велись исключительно в Яковлевской церкви, а через шесть лет закрыли и её. В этих зданиях были организованы мастерские и жилые квартиры. Всё имущество монастыря либо передали в городской музей, либо разграбили. А в 1928 году собрание рукописей, хранящиеся здесь были переданы в Москву. Русской Православной Церкви монастырь был передан лишь в 1991 году и тогда же возобновились служения. В настоящее время здесь находятся мощи нескольких ростовских святых, уникальные иконы.


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  28 апреля 2018

Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа.

В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители.

Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах.

Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он приехал в Ростов 2 марта 1702 года и почти сразу по прибытии — первым из всех ростовских монастырей — посетил Яковлевскую обитель. Войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнес: «Се покой мой: зде вселюся в век века», указав, таким образом, место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребенным не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре. Нужно отметить, что ростовцы сначала не желали исполнить завещания почившего митрополита, и лишь друг покойного святителя Стефан Яворский, Патриарший Местоблюститель, настоял на его погребении в Яковлевской обители, сослужив тем самым последней добрую службу.

В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, — и единственным за весь XVIII век. Мощи святителя Димитрия, которые почитали великой святыней не только простые люди, но и знать (включая членов императорской фамилии), стали особым залогом процветания Яковлевского монастыря. Первые вклады в «святителев дом» не заставили себя ждать: уже императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку для мощей свт. Димитрия. В дальнейшем пожертвования не иссякали. Канонизация святителя Димитрия состоялась очень вовремя, спасши Яковлевский монастырь от упразднения. Хотя в 1764 году его и утвердили заштатным, но мера эта была временной. Уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса и, помимо того, стал ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Св. Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь. Это значительно расширило его территорию и позволило не стесняться в сооружении хозяйственных зданий.

Вторая половина XVIII века — время формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы знаем его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, новый храм. Очень немногие обители отстраивались в это время, поскольку с отнятием земель у монастырей их материальная база пошатнулась. Таким образом, ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря представляет собой уникальный памятник монастырского строительства своего времени. Своего рода «апофеозом» этого строительства стало возведение в 1794-1801 годах храма во имя святителя Димитрия.

Эффектный внешний облик монастыря и неиссякаемый поток паломников к его святыням подготовили его возведение на степень первого класса. Совершалось это последовательно. В 1822 году архимандрит Иннокентий направил в Синод донесение, где указывал, что «великое стечение богомольцев к мощам угодников Яковлевской обители требует сохранения порядка в чиноположении». С имевшимся количеством братии, отмечал архимандрит, это было затруднительно. Он просил об увеличении числа насельников — в соответствии со штатами первоклассных монастырей. Синод уважил просьбу архимандрита Иннокентия, предписав расширить штат обители на 16 «мест».

В 1834 году, после прошения ярославского губернатора К.М. Полторацкого, поданного на высочайшее имя, монастырь был переведен в первый класс с ежегодным содержанием в размере 4200 рублей. А спустя два года он получил свое современное название — Спасо-Яковлевский Димитриев. За полтора века был пройден головокружительный путь — от небольшого монастырька, не имевшего ни одного каменного храма, до крупнейшей в епархии и шестой в общем списке русских монастырей обители. Но даже при максимально расширенном штате мест для всех желающих поступить в Спасо-Яковлевский монастырь не хватало. На сохранившихся прошениях о приеме в монастырь очень часто можно увидеть резолюцию: «Отказать за неимением мест». «Вакансия» открывалась только в случае смерти насельника или его перевода в другой монастырь... В 1888 году Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь вновь перешел из синодального управления в епархиальное, став резиденцией викарных епископов. Настоятелями его, соответственно этому статусу, отныне были архиереи.

К началу XX века обитель подошла в цветущем состоянии. Она была богата и необычайно популярна среди паломников (в частности, Спасо-Яковлевский монастырь являлся одной из самых почитаемых императорской фамилией святынь: начиная с XIX века его посетили все русские цари и многие великие князья). Даже в ряду самых состоятельных и устроенных русских монастырей Спасо-Яковлевский занимал одно из первых мест.

С 1882 года здесь был водопровод, в начале XX века провели электричество и телефонную связь. Пожертвования, поступавшие в монастырь, составляли значительные суммы. В 1917 году, например, только на поминовение усопших было пожертвовано более семи тысяч рублей. Естественно, средства свои Спасо-Яковлевская обитель тратила не только на украшение храмов и устройство водопровода. Так, в 1914 году монастырь организовал военный госпиталь в одном из своих новых зданий, изначально предполагавшемся под церковно-приходскую школу, богадельню и гостиницу. Он был оборудован по последнему слову тогдашней медицинской науки — 150 коек в просторных и светлых палатах, операционная, рентгеновский кабинет, несколько перевязочных. Содержание госпиталя требовало от обители очень существенных затрат (часть денег, впрочем, предоставляли благотворители). Интересно, что после революции этот образцовый госпиталь обратили в «советский лазарет», а потом в нем довольно долго находилась одна из городских больниц.

После 1917 года все имущество монастыря было национализировано. В келейных корпусах поселились рабочие, а святыни были изъяты. Наиболее масштабная грабительская акция проводилась в 1922 году, когда большевики вывезли из Спасо-Яковлевской обители 888 килограммов серебра и 2 килограмма золота. Между тем, богослужения в храмах монастыря в эти годы еще продолжались. Окончательное закрытие церквей относится к 1929 году. Именно его принято считать годом закрытия обители. Монашеская жизнь возобновилась здесь лишь спустя шестьдесят два года.

Формирование архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря относится к последней трети XVIII века. Его можно с уверенностью назвать одним из самых ярких памятников «церковного классицизма», сохранившихся в провинции.

Собор зачатия св. Анны и храм свт. Иакова Ростовского. Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого. Наилучший вид на них открывается с юго-западной башни монастыря. Если смотреть с нее, то храм свт. Иакова оказывается слева, а Зачатьевский собор — справа.

Собор Зачатия св. Анны — самое старое из ныне существующих строений монастыря. Он был возведен в конце XVII века при митрополите Ростовском Ионе (Сысоевиче). Известный своей ревностью к церковному благолепию, митрополит Иона много потрудился для украшения ростовских и ярославских церквей. Изначально храм был освящен во имя Святой Троицы, а в 1754 году его переосвятили в честь Зачатия св. Анны — «в память превобытного храма, созданного Яковом епископом Ростовским». Строительство каменного храма было вызвано не только желанием митрополита украсить обитель, но и прямой необходимостью. Старый деревянный Зачатьевский храм пришел к описываемому времени, как показывают документы, в полную негодность. В XVIII—XIX веках собор несколько раз перестраивали, вследствие чего он утратил свой первоначальный облик. Так, в 1725 году с северной стороны собора был сооружен придел во имя свт. Иакова. Позже, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм, освященный во имя того же святого. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского храма придали архитектурное оформление, схожее с оформлением Яковлевской церкви. На фотографии хорошо видны одинаковые портики с колоннами.

Легко заметить, что храм свт. Иакова сориентирован в архитектурном отношении на соседствующий с ним с северной стороны храм свт. Димитрия. На этот счет в монастыре сохранилось особое предание. Связано оно с посещением обители Александром I в 1823 году. Узнав, что вместо теплого придела во имя свт. Иакова планируется возвести особый храм, он «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалою отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружен был в том же вкусе». Естественно, монастырское начальство последовало монаршему совету. Есть во внешней похожести храмов и внутренний смысл — таким образом подтверждается равнозначность святителей Ростовских Иакова и Димитрия, их одинаково важная роль в устроении монастыря. Согласно сохранившимся свидетельствам, внутреннее убранство храмов отличалось особой пышностью.

Необходимость в храме, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, появилась в монастыре тотчас после его канонизации, совершившейся в 1757 году. Однако Св. Синод, в непосредственном подчинении которого находился Спасо-Яковлевский монастырь, довольно долго не давал разрешения на это строительство. Еще в 1770 году, когда сооружалась монастырская ограда, архимандрит Амфилохий направил в Синод письмо с просьбой о возведении храма во имя свт. Димитрия над южными вратами, обращенными к озеру Неро. Но Синод отклонил просьбу — возможно, посчитав это место для храма неподходящим. Вопрос о строительстве храма оставался открытым вплоть до начала 1790-х годов. Лишь в 1794 году последовало синодальное дозволение на устройство Димитриевской церкви на том месте, на котором теперь она и стоит. Возводился храм в течение пяти лет — главным образом, на средства графа Н.П. Шереметева, затратившего на него около 55 тысяч рублей. Еще в 10 тысяч обошлось графу внутреннее убранство. Освящение Димитриевской церкви состоялось 27 сентября 1801 года. Строительство храма могло бы обойтись еще дороже, если бы над ним не трудились крепостные архитекторы графа Шереметева. Впрочем, современные исследователи, отмечая необыкновенную стройность западного портика храма, высказывают предположение, что к его проекту приложил руку кто-либо из крупнейших архитекторов своего времени.

В интерьере Димитриевского храма следует отметить гармоничное взаимодействие скульптуры и живописи. И та, и другая выполняют одинаково важные декоративные функции. Интересно решены своды и купол, декорированные лепными розетками с золотой обводкой. Розетки, закрепленные в кассетах, уменьшаются в размерах по направлению к центру. За счет этого создается эффект необычайной глубины подкупольного пространства.

В 1804 году в трапезной храма, примыкающей с запада к основному его объему, было устроено два придела — правый во имя свт. Николая (небесного покровителя Николая Петровича Шереметева), левый — во имя вмч. Димитрия Солунского. В дореволюционное время храм дважды ремонтировался — сначала в 1870 году, а затем в 1900—01 годах, причем в последний раз здесь был заново выложен пол — метлахскими плитами.

Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря была возведена во второй половине XVIII века, когда здесь развернулось обширное каменное строительство. Трехъярусная, простых форм, она не вступает в соперничество со столь яркими архитектурными сооружениями, как Димитриевский храм или Зачатьевский собор. Отделка колокольни отличается лаконичностью. Однако обратите внимание на присутствие колонн — в XVIII веке они были признаком столичной архитектуры. В конце XVIII века монастырская звонница состояла из четырнадцати колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. К началу XX века на колокольне было уже двадцать два колокола, из них наибольший весил 12,5 тонн.

Исторически Спасский храм принадлежал Спасо-Песоцкой обители, основанной, по преданию, в XIII веке вдовой ростовского князя Василия (впоследствии причисленного к лику святых) Марией. В 1765 году Спасо-Песоцкий монастырь был приписан к Яковлевскому. Строительство Спасского храма относится к концу XVI века. Освящен он был в 1603 году в честь Преображения Господня. Этот храм — единственная уцелевшая церковь древнего Спасо-Песоцкого монастыря: после его присоединения к Яковлевской обители другие церкви были разобраны за ненадобностью.

К концу XVIII века кладбище Спасо-Яковлевского монастыря, в связи с возрастанием значения последнего, приобрело статус своего рода «почетного некрополя». Оно разделялось на три зоны. Первая, наиболее пространная, находилась возле Спасского храма. А самыми «престижными» считались участки возле Зачатьевского собора и Димитриевского храма. Мирские захоронения составляли до 85% всех могил на монастырском кладбище. При этом какой-либо определенной платы за место не существовало — цена варьировалась от рубля до полутора тысяч. Естественно, большую роль в данном случае играло местоположение могилы. В советские годы некрополь Спасо-Яковлевского монастыря был варварски уничтожен. Сохранилось лишь очень небольшое число надгробий.

Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Работы поначалу подвигались с большим трудом — монастырь еще не собрал достаточно средств на строительство, — и вскоре были приостановлены императорским указом. Лишь в 1776 году возведение новых каменных зданий и ограды возобновилось. Строительству предшествовала масштабная перепланировка монастырской территории. Она увеличилась, приняла более правильные очертания. По периметру вся территория монастыря была огорожена каменной стеной. Четыре угловые башни и две надвратные (с южной и северной сторон соответственно) завершили величественный архитектурный ансамбль. Кроме того, ворота были и в восточной стене, они располагались под колокольней.

Разумеется, в конце XVIII века монастырские стены уже не выполняли «крепостной» функции. Значение их стало скорее символическим и декоративным. Именно поэтому не мощью своей восхищает ограда Спасо-Яковлевского монастыря, но особым изяществом и легкостью. Своеобразие комплекса подчеркивают «резные» башни с их, как говорили в XIX столетии, «венецианскими окнами». Особенно выделяли тогдашние авторы северо-западную башню монастырской ограды — как «лучше всех отстроенную». Башня была разделена на два этажа, и в каждом было по комнате. Отмечалось, что со смотровой площадки этой башни в хорошую погоду можно разглядеть до тридцати ростовских церквей.

В 1909 году в юго-западной башне монастыря была устроена церковь во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Явленная Толгская икона весьма почиталась как в Ярославле (в окрестностях которого она, собственно, и явилась), так и в Ростове.

До последней трети XVIII столетия все келейные корпуса и хозяйственные постройки в монастыре были деревянными. Замена их на каменные проводилась в рамках обновления архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Жилые корпуса были возведены вдоль западной ограды, отделяющей главный двор обители от хозяйственного двора (бывшей территории Спасо-Песоцкого монастыря). В комплекс этих зданий входил двухэтажный корпус братских келий, а также настоятельский корпус. Кроме того, на главном дворе располагалась и трапезная (собственно, сама трапезная помещалась на втором этаже двухэтажного здания, внизу же находились просфорная и кладовая). Все сугубо хозяйственные постройки — погреба, мастерские, конюшни — сооружали только на хозяйственном дворе.

К началу XX века комплекс жилых зданий Спасо-Яковлевского монастыря состоял из двух братских корпусов, настоятельских покоев и трапезной. Все они соединялись друг с другом. Верхние этажи братских корпусов занимали иеромонахи и иеродиаконы, келья каждого из них представляла собой своего рода «квартирку» из трех небольших комнат. В каждом корпусе было тринадцать таковых «квартирок». На первых этажах размещались монахи и послушники. Настоятельские покои состояли из спальни, кабинета, гостиной, столовой, келейной, галереи и прихожей. В нижнем этаже настоятельского корпуса размещались покои наместника и казначея. Здесь же были и административные помещения — канцелярия, архив, присутственный зал.

Источник святителя Иакова известен местным жителям очень давно. В 1996 году над источником была построена часовня, освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем во имя святителя Иакова.

http://www.vidania.ru/bookdimitrievsky.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 мая 2018

Пещерный храм Воскресения Христа. Подобие Храма Гроба Господня в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре

Пасхальные торжества 1912 г. в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре были ознаменованы появлением нового монастырского храма, освященного в честь Воскресения Христа. Это была совершенно особая церковь – в ней были устроены подобия величайших христианских святынь: Вифлеемской пещеры, Темницы Спасителя, Голгофы и Гроба Господня. Так в Ростове появился уникальный реликварий палестинских святынь и своеобразный аналог Храма Гроба Господня.

Воскресенский храм в Иерусалиме или Храм Гроба Господня, сооруженный на месте смерти, погребения и воскресения Христа – верховное святилище христианского мира, главнейший памятник христианства. В новой церкви Спасо-Яковлевского монастыря была воссозданы три святыни Воскресенского Иерусалимского храма – часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия), Голгофа – место распятия Спасителя и Темницы Христа – место, где Он ожидал казни. Также в монастырской церкви было устроено подобие Вифлеемской пещеры – главной святыни храма Рождества Христа в Вифлееме, который, по христианской традиции, построен месте, где родился Спаситель. Степень их соответствия монастырских подобий их оригиналам, находящимся в Святой Земле, была различной. Большинство святынь воспроизводились символически, но первоосновная реликвия – Гроб Господень, был скопирован довольно точно.

Основателем Воскресенской церкви являлся епископ Иосиф – викарий Ростово-Ярославской епархии и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря. Владыка имел прекрасное образование, занимался литературной деятельностью и изучал церковные древности. В сферу его разносторонних интересов входили и памятники христианского Востока. Летом 1911 г. епископ Иосиф совершил поездку на Афон для изучения греческих церковных напевов. Вернувшись из афонского паломничества, он приступил к устроению в своем монастыре реликвария подобий христианских святынь. Местом размещения новой церкви стал подвал храма св. Иакова. Средства на ее устроение пожертвовала монахиня Вероника (Вера Семеновна Волчкова), которая, по завещанию, впоследствии была в ней похоронена.

Время существования Воскресенского храма можно определить с точностью до дня. Его освящение, приуроченное к Пасхе, произошло в воскресенье, 1 апреля 1912 г. Через 16 лет, на одиннадцатом году советской власти, комиссия по проверке церковного имущества признала эту церковь “нарушенной” и непригодной для пользования. Актом от 27 марта 1928 г., предписывалось упразднить пещерный храм и «разнести его имущество» по остальным церквям обители.

Итак, около ста лет назад для устройства Воскресенской церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Новая церковь изначально устраивалась как «пещерная», без доступа дневного света. Ее освещали два небольших паникадила, несколько светильников, множество лампад и свеч. Пол был выложен метлахской плиткой. Стены и своды – расписаны маслом. Храм, посвященный Воскресению Христа, украшали изображения сцен страданий, смерти и воскресения Спасителя. Росписи не сохранились, в настоящее время стены храма просто побелены.

Алтарь был небольшим по площади. Алтарная преграда была облицована искусственным мрамором. Иконостас состоял из двух икон местного ряда – изображений Христа и Богоматери. Перед иконами висели лампады и стояли два медных подсвечника. Завеса в царских вратах была из голубого шелка. На царских вратах помещалось изображение Благовещения. Северная и южная двери были украшены сценами явления Христа Богоматери и Марии Магдалине. На горнем месте находилось выполненное на стекле изображение Воскресения Христа.

В алтаре располагались мраморные престол и жертвенник. На лицевой стороне престола в бронзовой раме под стеклом помещалась икона Знамения Богоматери. На престоле находились: антиминс, беломраморная дарохранительница, два Евангелия, напрестольные кресты, два медных трехсвечника. Над престолом располагалось семь подвесных лампад. На жертвеннике хранился набор священных сосудов для совершения евхаристии.

Помещение для молящихся – пространство от алтаря до притвора. Его западную часть прежде занимали три печи, которые обогревали не только Воскресенскую церковь, но и верхние этажи.

Восточная часть храма играла главенствующую роль в его композиционной структуре, поскольку, именно там, ближе к алтарю, были расположены подобия христианских святынь. Около северной стены была устроена копия Гроба Господня. С этой целью была сооружена небольшая камера, со всех сторон изолированная от пространства храма. В источниках она называется «Пещерой Гроба». Это тесное, почти квадратное в плане помещение (192 х 172 см), в котором находится кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. С западной стороны – узкий дверной проем, с восточной – небольшое квадратное окно. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями: на западной стене – изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем – изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников равнялось 33-м и соответствовало числу лет Спасителя. Важно отметить, что на плите, покрывающей ложе, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Рядом с ложем стояли подсвечники. Помещение гробницы украшалось живыми цветами. Площадка перед входом в Пещеру символизировала придел св. Ангела в часовне Гроба Господня Иерусалимского Воскресенского храма. На северной стене находилось изображение Ангела, рядом стояли две кипарисные хоругви.

Для сравнения приведем описание подлинного Гроба Господня. Часовня Животворящего Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме – небольшое, прямоугольное в плане помещение, облицованное мрамором, которое разделяется на придел Ангела и Пещеру Гроба. Последняя представляет собой тесную камеру с низким сводом, часть которой занимает каменное ложе, покрытое мраморной плитой – “место, где Он был положен” (Мр. 16, 6). Рядом на стене – беломраморный барельеф с изображением Воскресения Христа и двух ангелов. Пещера освещалась многими лампадами и украшалась цветами.

В южной стене Воскресенского храма находятся две ниши. В одной из них, ближайшей к алтарю, устроено мраморное надгробие епископа Иакова, основателя Спасо-Яковлевского монастыря. Мощи святителя и ныне хранятся под спудом. В глубине ниши, за надгробием, помещалась икона, изображающая св. Иакова, почивающего в гробу. Над надгробием располагались две лампады. В соседней нише, также освещенной лампадами, была устроена копия Вифлеемской пещеры – символическое подобие места рождения Христа. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова.

Источники свидетельствуют, что в Воскресенском храме имелось подобие Голгофы, но ее описание и указание места ее расположения отсутствуют. Вероятно, копия Голгофы находилась в северо-восточном углу храма, в обширной нише стены, поскольку этот угол был отмеечен повышением уровня пола точно так же, как места расположения подобий Гроба Господня и Вифлеемской пещеры.

Притвор Воскресенского храма, выделенный в самостоятельный объем, по своим размерам соответствует притвору Яковлевской церкви. Его северную часть занимает лестница, ведущая наверх. Под ней устроено подобие Темницы Христовой, которая представляет собой маленькую изолированную камеру с решетчатой металлической дверью, освещенную единственной лампадой. Внутри нее располагалась резная деревянная скульптура сидящего Христа (Спас Полунощный). Это помещение символизировало Темницу Христа Воскресенского Иерусалимского храма, место, где Спаситель ожидал приготовление к казни. В правой части притвора находилось традиционное Распятие с Предстоящими, перед ним – семь подвесных лампад.

Воскресенская церковь служила местом проведения регулярных богослужений – ранних литургий. Наряду с использованием храма для рядовых служб, он предназначался для особого церемониала. Каждую субботу после литургии в нем архиерейским служением совершался молебен и читался акафист Воскресению Христову и Гробу Господнему. Основание этой традиции положил епископ Иосиф. Самые торжественные богослужения происходили здесь на Пасху.

Воскресенский храм являлся достопримечательностью Спасо-Яковлевского монастыря и с гордостью демонстрировался самым почетным гостям обители. В мае 1913 г. монастырь посетил император Николай Александрович со своими детьми и многочисленной свитой. По признанию епископа Иосифа, «большой интерес и внимание государя и особенно августейших детей его возбудила пещерная церковь с Гробом Господним, устроенным в ней наподобие Иерусалимского. Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Воскресшаго Живнодавца. Пробыв довольно долгое время в пещерке, Его Величество вышел из нея и изволил высказать от своего и от имени августейших детей удовольствие по поводу обретения святынь».

Таковыми, в общих чертах, были устройство, убранство и предназначение Воскресенской церкви. Она имела четкую христологическую направленность. Церковь названа в честь Воскресения Христа, освящена на Пасху, детали ее интерьера и система росписи посвящались культу Спасителя. В подобиях христианских святынь, воссозданных в Воскресенской церкви, подробно раскрывалась и наглядно демонстрировалась жизнь Христа, Его рождение и смерть, искупление и воскресение. Подобие Гроба Господня, максимально приближенное к оригиналу, являлось зримым воплощением слов Евангелия: “подойдите, посмотрите место, где лежал Господь” (Мф. 28, 6). Таким образом, в храмовом пространстве воссоздавалась Евангельская история, воссоздавалась реально и зримо, не в отвлеченных символах, а посредством устроения аналогов христианских реликвий.

В настоящее время наместник Спасо-Яковлевского монастыря игумен Серафим и насельники обители прилагают усилия для возобновления Воскресенской церкви, и это позволяет надеяться на скорое возрождение ростовского подобия Храма Гроба Господня.

А. Виденеева, к.и.н., н.с. музея «Ростовский кремль». Ярославские епархиальные ведомости 2006 г., апрель. № 177. С. 22-24. http://www.rostov-monastir.ru/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 мая 2018

Храм преподобного Сергия Радонежского

Первый и единственный храм, посвященный преп. Сергию, в Ростове появился в 80-х гг. XIX столетия. Эта церковь была основана в Спасо-Яковлевском монастыре.

В конце 70-х гг. XIX в. настоятель Яковлевского монастыря, архимандрит Илларион, по его собственному признанию, задумал устроить церковь преп. Сергия Радонежского, поскольку этот святой являлся уроженцем Ростовской земли, а в Ростове не существовало ни одного, даже придельного, храма, основанного в его честь.

Местом расположения Сергиевского храма стал нижний этаж Спасо-Преображенского храма. Прежде это помещение использовалось в качестве кладовой, было занято складом старой церковной рухляди, рабочих инструментов, стройматериалов «без особого соблюдения чистоты и опрятности, приличной помещению церкви». В 1879 г. дважды - в апреле и июне - подклет Спасского храма осматривался губернским архитектором Яровицким, который установил, что «к устройству трехпридельной церкви в нижнем этаже храма при оказавшейся прочности помещения препятствий не предоставляется».

28 апреля 1879 г. архимандрит Илларион направил доношение в Синод, испрашивая разрешение на основание церкви. План будущего храма, представленный на рассмотрение конторы синода, вызвал ряд вопросов, в частности, требовалось объяснить отсутствие входа с западной стороны. Все недоразумения устранились при вторичном разъяснении настоятеля. В том же году, 4 июня, разрешение на основание храма в честь преп. Сергия в Спасо-Яковлевском монастыре было получено.

При устроении Сергиевской церкви в подклете Спасского храма определенное удобство состояло в том, что церковь не нужно было строить. Следовало лишь очистить подклет, отремонтировать его и устроить там церковный интерьер. Правда, ремонт требовался серьезный. Так, средняя арка, поддерживающая свод подклета, была покрыта трещинами, косяки дверей, подоконники и железные решетки в окнах пришли в совершенную негодность. Поначалу темпы ремонтных работ были весьма высоки. Уже к середине лета 1879 г. подвальный этаж Спасской церкви был очищен от мусора и щебня, при этом уровень пола несколько понизился. Покрывшаяся трещинами арка была переложена, двери и окна - отремонтированы. Кирпичную кладку, как внутри, гак и снаружи, выровняли, а все помещение изнутри заново отштукатурили.

Однако, вероятно, устройство храма сопровождалось определенными трудностями, и поэтому затянулось на долгие годы. По данным А.А. Титова, церковь в подвальном этаже Спасского храма не была освящена до середины 80-х гг., а причина этого заключалась в том, что вследствие уничтожения сводов Спасская церковь угрожала падением. Вообще, устройство в подклете Спасского храма новой церкви и связанные с этим ремонтные работы воспринималась в Ростове неоднозначно. Так, пожелавший остаться неизвестным корреспондент из Ростова опубликовал в газете «Современные известия» заметку под названием «Варварская реставрация», в которой ремонт подклета был охарактеризован как «святотатственное поднятие руки на древнюю святыню, разрушительная, ради обогащения, деятельность деморализованных настоятелей». На основании чего архимандрит Илларион направил донесение начальнику Ярославского губернского жандармского управления с требованием «не оставить этих заметок без должного внимания». Сейчас уже трудно определить, кто был прав в этом споре - радетели ростовских древностей, опасавшиеся за сохранность старинного храма, или настоятель, озабоченный появлением в монастыре нового храма.

Как бы то ни было, осенью 1887 г. архимандрит Илларион рапортовал в Синод о том, что «храм окончательно устроен и совершенно готов к освящению», и просил разрешения освятить его и выдать для этого антиминс. Судя по имеющейся описи икон трех двухъярусных иконостасов, к освящению был готов не только Сергиевский храм, но и два придельных. Возможно, приделы остались неосвященными, поскольку известно, что в 1909 г. из подклета Спасского храма были вынесены два неосвященных иконостаса.

Финансировал устроение храма преп. Сергия архимандрит Илларион, как это следует из его собственного донесения. Но в описании Спасо-Яковлевского монастыря, составленном А.А. Титовым, утверждается, что Сергиевская церковь устраивалась на средства крестьянина деревни Кустеры Ростовского уезда И.А. Рулева. Там же сообщается об освящении храма Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским. Вероятно, освящение храма можно датировать 1887 г. Итак, за несколько лет до празднования 500-летия преставления преп. Сергия Радонежского в Ростове появился первый престол, освященный в его честь.

В храме преп. Сергия завещал похоронить себя настоятель Спасо-Яковлевского монастыря, епископ Угличский Амфилохий, известный археограф и палеограф. Его надгробная плита до сих пор хранится в подклете Спасского храма.

Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго. Подвальный этаж Спасо-Преображенского храма оказался не лучшим местом для её устройства. Из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., к концу 10-х гг. нашего столетия Сергиевский храм числился «совершенно» упраздненным».

А. Виденеева. Ростовский вестник. 1992 г., 17 июля. С. 1.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 мая 2018

Церковь Толгской иконы Богоматери

В 1909 г. по настоянию епископа Иосифа в монастыре появилась новая церковью, посвященная Толгской Богоматери − явленному чудотворному образу, обретенному в XIV столетии в пределах Ростовской епархии. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды. Как писал известный исследователь ростовских древностей А.А. Титов, «окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям». В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался восхитительный вид на озеро. По свидетельству современников, оттуда, сверху в ясный день можно было различить три десятка церквей, стоящих вокруг озера и в окрестностях монастыря.

http://www.rostov-monastir.ru/category/cerkov-tolgskoj-bogomateri

Описание ограды и башен монастыря конца XIX в.

«Со всех сторон монастырь окружен каменною высокою оградою. В ограде сделаны трои ворота: северныя, южныя или водяныя и восточный, называемыя святыми, под колокольнею, с калиткою и сторожкою. По всей ограде устроен ход. По углам ограды и над воротами южными и северными сооружены башни, которыя в 1808 году были все переделаны и устроены круглыми с венецианскими окнами, из них впоследствии лучше всех отстроена северо-западная. В ней сделано 2 этажа и в каждом по комнате. Вид из этой башни на заозерное местоположение восхитительный. Из верхняго этажа проложена лестница на площадку самой крыши. С площадки в ясный день можно видеть простым глазом до 30 церквей, стоящих вокруг озера и близ московской дороги».

Из книги: Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 16-17

Комментарии и обсуждение

3 августа 2007, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

За Дмитриевским собором встроенная в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.