Пятиглавая церковь Спаса на Песках — в прошлом соборный храм существовавшего на южной окраине Ростова Княгинина монастыря, основанного в ХIII в. вдовой кн. Василько Ростовского Марией и упраздненного в XVIII в. Храм был воздвигнут в 1603 г. В 1680-х г.г. при митрополите Ионе Сысоевиче интерьер Спасской церкви был местами украшен фресковой росписью, в том числе была расписана нижняя часть алтарной преграды. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в 1889 г.
Над главным входом в алтарь изображено «Распятие» и сцены евхаристии в круглых медальонах, над южным входом «Знамение», а над северным «Ангел - Благое молчание». На колоннах центрального портала написаны ангелы, а на боковых порталах травный орнамент, напоминающий узор на расписных подсвечниках XVII в., так называемых «тощих свечах». Над местным иконным ярусом проходит фресковый фриз с шестью фигурами летящих ангелов. Подобный пример частичного украшения храма росписью нигде более в ростовских церквях не встречается. Стилистически роспись близка к фрескам церкви Иоанна Богослова (1683).
В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне.
Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии.
В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно.
После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках.
Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Рост. кремль". – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.