ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Витебск. Церковь Воскресения Христова (утраченная).

Старая Воскресенская Рыночная церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова
Архитектурные стили:Барокко, Виленское барокко
Год постройки:Между 1772 и 1777. В 1834 переосвящена в православную.
Год утраты:1936 (снесена)
Адрес:
Белоруссия, Витебская область, г. Витебск, на месте существующей церкви по адресу ул. Суворова, д. 2

Координаты:55.195036, 30.205848


В 2001-2009 гг. церковь воссоздана на прежнем месте в прежних формах



Добавить фотографию
Церковь Воскресения Христова (утраченная) - Витебск - Витебск, город - Беларусь, Витебская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Воскресения Христова (утраченная) - Витебск - Витебск, город - Беларусь, Витебская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Воскресения Христова (утраченная) - Витебск - Витебск, город - Беларусь, Витебская область
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1870
Церковь Воскресения Христова (утраченная) - Витебск - Витебск, город - Беларусь, Витебская область
Рис. с сайта http://orda.of.by/vitebsk/ratushasqr_tn_glr.htm
Андрей Агафонов
1 января 1870




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  24 марта 2008

Построена предположительно в 1772-1777 гг. на месте старой деревянной, неоднократно горевшей церкви. В XIX в. передана православным и перестроена. Полностью разрушена в 1930-х. Восстановлена по эскизам и чертежам на прежнем фундаменте в 2004-2007 гг.

*** (по материалам сайта www.gorod.vitebsk.by): "О Воскресенской (Рыночной) церкви известно, что построена она была в нача­ле XVII в. (в 1617—1618 гг.) и размещалась в западной части Рыночной площади. Из «Чертежа» видно, что стояла она боковым фасадом к улице, ведущей к Суражской браме, и алтарем в сторону Иезуитского моста. Традиция, когда церковь дол­жна была ориентироваться алтарём на восток, была нарушена. И сдела­но это было архитекторами и строителями вполне сознательно — во имя более удачного для всего ансамбля площади размещения зданий. При подходе к Рыночной площади со стороны реки Витьбы главный фасад Воскресенской церкви воспринимался как левая часть театральной кулисы, за которой развертывалась сама площадь, обрам­ленная торговыми рядами с ратушей в центре. Правой частью кулисы выступал барочный фасад Антониевского костела бернардинцев. И Воскресенская церковь, и костел святого Антония возводились почти одновременно, формируя единый градостроительный ансамбль.

Старая деревянная Воскресенская церковь представляла собой трехсрубное зда­ние, построенное на углу Взгорской и Подвинской улиц в начале XVII в., она имела развитую архитектурную композицию, включающую основной прямоуголь­ный объем с шатровым покрытием, пятистенную апсиду и двухъярусную звонни­цу. И апсида, и звонница также имели шатровые покрытия, венчающиеся неболь­шими куполами-главками. Все четыре фасада членились прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением. Вдоль южного фасада ос­новного сруба церкви располагалась галерея. Алтарный сруб был покрыт шатрообразной крышей и завершался восьмигранной глухой башенкой с куполом. По сви­детельству археологов (И.А. Тишкин), Воскресенская деревянная церковь горела несколько раз.

Новая Воскресенская каменная церковь была построена в 1772 г. на средства витебского мещанина Николая Смыка. (И.А. Тишкин, к примеру, считает, что строительство велось на рубеже 1740—1750-х гг.)

Однонефовый храм имел (сориентированную на север) полукруглую алтарную апсиду с ризницами по сторонам, придававшими объему строения прямоугольную форму и позволявшими ему плотно прилегать к зданию торговых рядов. Выше их поднималась светлая полукруглая алтарная апсида, венчаемая художественно изог­нутым фронтоном — «диадемой». Окна удлиненных боковых сторон церкви рас­полагались в глубоких нишах, промежутки между которыми представляют собой контрфорсы, сдерживающие распор высоких сводов. Следует подчеркнуть такую особенность: несмотря на то что южный трехчастный фасад церкви повторял схе­му фасада бернардинского костела, все же ее башни (более стройные и вырази­тельные), как и более узкая полоса фасада, придавали Воскресенской церкви пре­обладающее композиционное значение. Архитектор чувствовал, что церковь не выполнит главной роли в ансамбле площади, и ...нашел адекватное ситуации решение. Башни были сделаны трехъя­русными (как «у костела бернардин­цев»), что позволило противопоставить короткий фасад церкви горизонталь­ным линиям ратуши и монастыря, зна­чительно превышающим ее объем, и превратить церковь в важный для го­родского ансамбля объект архитектуры.

В 1834 г. Воскресенская Рыночная церковь (в конце XVIII ст. это был один из значимых униатских храмов г. Витебска) была передана православ­ным. И уже в 1841 г. епархиальный ар­хитектор Порт разработал проект пере­стройки храма, предусматривающий полное изменение его внешнего обли­ка. Однако в ходе реконструкции были допущены отклонения от проекта: ра­зобран второй ярус барочного щита на главном фасаде и вместо него появил­ся треугольный фронтон. Надапсидный щит, мешавший установке барабана, был сбит. Барабан был выполнен из дерева, имел восьмигранную форму и был покрыт куполом, завершавшимся небольшой башенкой. В церкви уста­новлен иконостас.

В таком виде церковь существовала до середины 1930-х гг. В январе 1936 г. по решению городских властей один из красивейших памятников витебской архитектуры XVIII—XIX вв. был унич­тожен... ...Приходится сожалеть, что не сохранилось описаний церковных росписей. Однако о том, что они были, можно узнать из архивов Императорской архивной комиссии (ИАК), выдавшей в 1913 г. разрешение на ремонт церкви. Главное требование ИАК состояло в следующем: не трогать росписей стен. Наличие орнаментальной разрисовки Воскресенской церкви подтверждает археолог архитектуры И.А. Тишкин, обнаруживший в ходе раскопок 1991 г. фрагменты церковной живописи."

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.