«…Одним из самых интереснейших, старинных памятников г. Витебска по справедливости считают храм Благовещения. Историческия сведения об этом храме позволяют удалить время его основания к Х веку - времени крещения Руси при св. Ольге. Летопись города Витебска говорит: "В лето 974 Ольга, победив Ятвягов и Печенегов, переправилась через Двину и с войском заночевала. Понравилась ей гора, и она основала Деревянный замок, назвав его от реки Витьбы Витебском, построила в верхнем замке каменную церковь св. Михаила, а в нижнем Благовещения и, пробыв два года, отправилась в Киев". Вот данныя, на основании которых закладку Благовещенской церкви приурочивают Х-му веку и приписывают св. Ольге. Сказание это ошибочно, говорит Сапунов, потому что св. Ольга скончалась раньше 974 г., именно в 969. Следовательно, надо предположить описку в цыфре, если верить этому сказанию. Другие полагают, что храм Благовещения выстроен великим князем Ольгердом, который, по словам Литовской летописи, был женат во второй раз на витебской княжне Ульяне, "для котороеж князь Олыерт окрестился в русскую веру а панове литовские вси были у своих верах поганьских и кн. Ольгерд не чинил им силы и в веру свою не вернул".
По словам Стрыйковскаго, "Ольгердъ, не жалея издержек, построил в Витебске дв каменныя церкви в греческом стиле; одна из этих церквей находится в нижнем замке, а другая - в поле за ручьем, или замковым рвом". На основании этого сказания полагают, что в нижнем замке им выстроена церковь Благовещенская, а другая Духовская, так как Витебская летопись говорить: "В лето 1332 Литовский Ольгерд взял в супружество дочь Тверского князя Марину или Ульяну. Ему в приданое дан Тверским князем Витебск..... Эта Ульяна построила каменную церковь св. Духа...."
Сохранившияся историческия сказания и летописи опять таки и на этот раз смешивают обстоятельства перваго и второго браков Ольгерда. Первая его супруга была Мария Ярославна, за ней в приданое и был дан Витебск; вторая же его супруга Ульяна Александровна основала монастырь при Духовской церкви, и сама там постриглась под именем Мари 4). Летописи, говоря об Ольгерде, тоже ошибаются в указании времени. Так, например, Витебская летопись говорит: "В лето 1495 Ольгерд велел повесить пять православных чернецов, которые значатся теперь в русском календаре". Но опять известно, что Ольгерд умер раньше, именно в 1377 году, хотя действительно трое его придворных, а не пять чернецов, были замучены и записаны в календарь. Таким образом эти исторические документы, сообщая события, ошибаются в хронологии, а потому, не придавая им значения более чем следует, обратимся к самому памятнику.
План церкви Благовещения в Витебске претерпел несколько изменений. Так, например, каменный существующий ныне с закруглением иконостас, конечно, - дело не только не современное основанию храма, но просто нестарое, недавнее: он сложен из новаго кирпича, как оказалось при отбитии штукатурки. Древняя кладка оказалась во всех наружных стенах, на внутренних столбах, на поперечной внутренней стене и на западной, бывшей наружной стене храма, где находится входная дверь. Западная бывшая наружная стена храма ныне закрыта пристройкой с колокольней. Несмотря на это бывший фасад церкви очевиден, так как древния лопатки сохранились и видны как в первом этаже пристройки, так и во втором на новых хорах. Древняя лестница в западной стене храма показывает, что в западной части храма находились хоры, существующия и ныне в своем древнем виде, но только с боков.
Отделив колокольню, а также и позднюю южную пристройку, т. е. древния части от новых, получим план в его первоначальном виде. Он состоит из паперти, над которой были хоры. Через эту паперть и арку входите в храм. Его план - в виде квадрата с двумя столбами посредине. С востока расположен троечастный алтарь; средняя его часть изнутри и снаружи - в виде полукруга, а боковая изнутри - в виде полукруглых ниш, а с наружи как в Евфросиньевском монастыре, полукругов не имеют, и образуют прямые углы с лопатками. Отбитие штукатурки внутри и снаружи в разных местах показало, что кладка состоит из тонкаго кирпича толщиною в ? вершка и длиною в 4? вершка. Кирпич по большей части продолговатый, но есть и квадратный; шов раствора по толщине иногда равен, кирпичу, но бывает и толще. За двумя рядами кирпича идет тесаный камень, по толщине равный четырем рядам кирпича со швами, затем опять кирпич и т. д.; иногда вместо двух рядов кирпича встречается три. Такая кладка идет с основания храма и поднимается до пят верхних сводов, а иногда и несколько выше. Наружныя арки и промежутки между лопаток сделаны из новаго кирпича сравнительно недавно: когда потребовалось сделать крышу под горизонтальный карниз.
Глава на этой церкви деревянная и снизу не открыта: она сделана исключительно для фасада. Первоначально глава, конечно, была каменная прямо над иконостасом, как это всегда бывает, тоже из тесанаго камня с кирпичем, стало быть полосатая; купол был крыт по своду в виде полушара. Своды, покрывающие ныне храм, тоже новые. Чердак интересен потому, что там ясно видно несколько наслоений. Древнее покрытие было по полукругам, признаки его и теперь сохранились, в особенности на западной стене; но здесь кирпич не тот, который видим в нижних частях церкви, хотя здесь и встречается кирпич тонкий, квадратный, но по большей части довольно крупный: его можно отнести к XIV веку. Если это покрытие и сделано по древнему, то во всяком случае оно - непервоначальное. Может быть храм этот и был исправлен при Ольгерде.
Первоначальный фасад, по всей вероятности, имел покрытие по аркам и был разукрашен полосами краснаго кирпича по полю из тесанаго камня, как это видим в самых древнейших наших церквах византийскаго стиля, напримеръ: св. Софии в Новгороде. Св. София на своем чердаке и до сих пор носит следы первоначальной отделки; ея фасад тоже разукрашен тонким кирпичем, который чередуется с тесаным камнем, как и церковь Благовещения в Витебске. Таким образом через сравнение кладки разных древних церквей приходим к заключению, что кладка Благовещенской церкви по тождеству своему с другими храмами, например: св. Софии в Новгороде - постройки XI века, Антониевскаго монастыря, построеннаго в самомъ начале XII века, Юрьевскаго монастыря в Новгороде тоже XII века, вполне позволяет отнести основание храма не только к ХІІ веку, но к ХІ и даже может быть и Х веку, так как тип плана вполне это допускает. Но является вопрос: можно ли, судя по кладке, отнести Благовещенский храм к ХІV веку, - ко временам Ольгерда.
Для решения этого вопроса, конечно, необходимо сравнить кладку Благовещенской церкви с кладкой церквей времени Ольгерда. Некоторыя из таких церквей нам известны, например: Пречистенская в г. Вильне, в Витебске Иоанна Богослова, выстроенная Ульяной, женой Ольгерда, и другая Духовская, где Ульяна учредила женский монастырь. Осмотр последней церкви и в особенности ея подвалов рисует картину совершенно другого дела, другой кладки, из кирпича более толстаго и крупнаго. Кладка Духовской церкви даже в самом ея основании сделана исключительно из одного кирпича и ничего не имеет общаго с кладкой Благовещенской церкви. Да и вообще в XIV веке постройки делаются просто из кирпича. Нам неизвестно ни одной церкви XIV века, где бы можно было видеть кладку рядами из кирпича и камня. Византийская кладка практиковалась с Х по начало ХІІІ века, а в XIV веке видим уже совсем другую кладку - из одного кирпича.
Итак, путем сравнения опять должны придти к заключению, что Благовещенская церковь основана раньше XIV века, следовательно не Ольгердом. Да и действительно, какия же есть указания на то, что ее строил Ольгерд? Правда, вышеприведенное сказание говорит, что в нижнем замке в Витебске Ольгерд выстроил - но какую церковь, во имя кого - сказание не говорит, а указание местных изследователей старины, как-то: Сапунова, Батюшкова и другие, на Ольгерда, как на строителя Благовещенской церкви, есть не более как предположение, ни на чем не основанное, родившееся только потому, что из каменных церквей Благовещенская - древнейшая. Но существование древней Благовещенской церкви в нижнем замке не исключает возможности существования там, может-быть, и нескольких еще других церквей разных времен. Стало быть, и храма времени Ольгерда независимо от церкви Благовещения.
Обратимся еще к плану храма. По типу план - византийский, и, конечно, принадлежит к той поре, когда центровый план соединился с базиличным, что, как известно, случилось не ранее Х века. Разсматривая же планы наших древнейших храмов Х и ХІ веков, например: Киевской Софии, Черниговскаго собора, Новгородской Софии и других, замечаем, что во всех этих церквах средний алтарный выступ более преобладает над боковыми, чем в церквах ХІІ и ХІІІ веков, т.-е. более поздних, как это видим, например в Михайловском соборе в Киеве ХІІ в. и в лучшем расцвете всех церквей Владимиро-Суздальскаго края. Но в ХII веке во Владимиро-Суздальском крае хотя и придерживаются византийских планов киевских церквей, но вырабатывают свою особую архитектуру, во многом отличную от церквей Х и ХІ веков. Кроме изменения фасадных украшений меняются и пропорции плана, в особенности в своей алтарной части; так, средний выступ алтаря делается значительно меньше. Таким образом владимирский план передает свои традиции всем последующим постройкам московской архитектуры, для которых он послужил прототипом.
Совсем другое видим в Полоцком княжестве. Здесь церковь Спаса в Евфро-Синьевском монастыре, строенная в ХІІ веке, и весьма похожа по плану на Благовещение в Витебске, которая несомненно византийскаго стиля. Обе церкви имеют одну и ту же алтарную особенность: средний выступ алтаря весьма значителен, боковыя же полукружия столь малы, что на фасаде они выражены прямыми стенками, веледствие этого боковыя фасады храма удлиняются к востоку, а снаружи церковь кажется имеющей только одно алтарное полукружие. Такой вид плана, как в Евфросиньевском монастыре в Полоцке и Благовещения в Витебске, конечно, ближе к планам киевским Х-ХІ веков, чем к планам владимиро-суздальским ХІІ века: так как средний алтарный выступ полоцких церквей значителен, и их наружная прямоугольная отделка нисколько не противоречит виду плана более ранняго времени, чем ХII век. Такие планы видим, например, в развалинах церкви св. Василия в Херсоне Х века и других.
Разобрав таким образом план Благовещенской церкви и сравнив его с другими, должны признать, что он строен по типу византийских планов X-XII веков, и потому не имеем данных отрицать возможность сооружения этого храма в Х-ХІІ веках. Принимая же во внимание кладку и стиль, тождественные с церквами ХІ века, как-то: Киевской Софии, Черниговскаго собора и Софией в Новгороде, готовы скорее поверить сказанию Витебской летописи об основании Благовещенской церкви княгиней Ольгой в X веке, чем Ольгердом в XIV веке, хотя самым вероятным временем его основания нам кажется ХІ век; если же ХІІ, то во всяком случае несколько раньше церкви Спаса в Евфросиньевском монастыре: на это наводит нас кладка храма, ближе подходящая к XI веку, чем к ХІІ-ХІІІ векам.
Предположение же о существовании здесь какой бы то ни было каменной церкви в пору язычества, т.е. до принятия Христовой веры св. Владимиром, вполне вероятно, так как есть прямыя указания летописей на существование разных церквей даже в Новгороде, в местности более удаленной от Киева. Известно, что были попытки и раньше Владимира обратить Русь в Христову веру и сделать ее официальной религией: так, крестились Аскольд и Дир, а потом и Ольга. Полоцк же и Витебск всегда стояли на пути из варяг в греки, который шел по Западной Двине, и потому невероятно предположить, чтобы этот край в то время был совершенно чужд Христовой веры, тем более что в Новгороде уже были православныя церкви.
По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 38-46.
История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)