ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кашин. Церковь Иоакима и Анны.

Якиманская церковь


Кашин. Церковь Иоакима и Анны
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоакима и Анны
Год постройки:1646. (1670 ?).
Год утраты:1995 (сгорела)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, Кашинский район, г. Кашин, ул. Инны Константиновой

Координаты: 57.363687, 37.604921



Церковь Иоакима и Анны, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Церковь Иоакима и Анны, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Церковь Иоакима и Анны, Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ века. Источник: коллекция А.А.Анихановой<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ века. Источник: коллекция А.А.Анихановой
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909
Церковь Иоакима и Анны, Фотография В.А. Колотильщикова, нач. ХХ века. Источник: фонды кашинского краеведческого музея.<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фотография В.А. Колотильщикова, нач. ХХ века. Источник: фонды кашинского краеведческого музея.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909
Церковь Иоакима и Анны, Общий вид с юго-востока. В нижней часть южного фасада храма утрата тёсового покрытия. Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Общий вид с юго-востока. В нижней часть южного фасада храма утрата тёсового покрытия. Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»
Елена Григорьева
Церковь Иоакима и Анны, Фото 1994 года<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фото 1994 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 июля 1994
Церковь Иоакима и Анны, Вид на церковное место с северо-запада.<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Вид на церковное место с северо-запада.
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Иоакима и Анны, , Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
о.Александр (М)
11 января 1992
Церковь Иоакима и Анны, , Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
о.Александр (М)
11 января 1992
Церковь Иоакима и Анны, , Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
о.Александр (М)
11 января 1992



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Сол  31 августа 2013

Церковь Иоакима и Анны распологалась на надпойменной террасе Кашинки вблизи Дмитровского монастыря (ул. Ины Константиновой). Храм, срубленный на прежнем месте после польско-литовского разорения, был освящен в 1646 году. По некоторым сведениям, его окончательная постройка относится к 1670 году.

Этот памятник - пример того же, уходящего в глубокую старину, наиболее простого и употребительного клетского типа сооружения. Церковь и трапезная на подклете заключены в единый лаконичный объем, срубленный из сосновых бревен и покрытый тесом на два ската. Апсида отсутствует - алтарная ниша была вытесана изнутри в восточной стене. Конструктивную цельность сруба подчеркивают крошечные волоковые окна и только на торце сделано небольшое косящатое окно. Единственное вертикальное членение на продольных фасадах показывает, где находится «переруб», разграничивающий две части интерьера.

Церковь можно было бы принять за большую высокую избу, если бы не характерный опознавательный знак - двойня главок, обшитых серебристой чешуей лемеха. Луковки на тонких шейках опираются на восьмигранные повалы, а те покоятся на квадратных подглавиях, связанных малым прямоугольным срубом. Миниатюрный перифраз сдвоенной композиции «восьмерик на четверике» - редкий образчик декоративного завершения, иногда встречавшегося в этом регионе и к северу от Кашина. В 1830-х годах храм обшили тесом и увеличили окна, крыльцо превратили в крытую паперть с колонным портиком, над ней выстроили двухъярусную колокольню. Дощатая «одежда», имитировавшая классически строгую гладь стен, оттененную рустовкой на углах, отвечала изменившимся вкусам. Она замаскировала простую, но выразительную конструкцию, скрыла пластику бревенчатых венцов.

Первоначальный облик памятнику был возвращен при недавней реставрации (1968 - 1971, архитектор Б.П. Зайцев). Сруб, пострадавший от времени, пришлось почти полностью заменить. Работа выполнялась очень тщательно, с точным соблюдением модуля и толщины бревен. Однако при этом постройка утратила обаяние подлинности, став своего рода макетом в натуральную величину. И все же научную реконструкцию следует признать оправданной не только по техническим соображениям. Возрожденное произведение древнерусского зодчества дает более ясное представление о масштабе «докаменной» архитектурной среды Кашина. В ночь с 19 на 20 марта 1995 года храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и вскоре был полностью уничтожен пламенем.

Источник: Кириков Б.М. "Кашин". 1988


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…В 1676 году деревянная крепость Кашина сгорела вместе с большей частью города, с домами и церквами, с городским архивом в «приказной избе». И опять город отстраивался без плана, лепя по косогорам свои домики. Только крепость восстанавливать уже не стали. Церкви строились вновь деревянные. Впоследствии (в XVIII или в начале XIX века) почти все они были заменены каменными. Сохранилась лишь одна деревянная церковь Иоакима и Анны, построен­ная в середине XVII века. Формы ее просты — церковь «клетская», то есть построенная как клеть — высокий сруб под обычной двускатной, крышей. Такие кле­ти — обычно холодные — часто пристраивали к жилью. И лишь главки с крестами на крыше отличали церковь от окружавших ее домов. Но позднее на взгляд людей начала XIX века, привыкший к строгим классическим плоскостям, бревенчатый сруб выглядел уж слишком по-деревенски простовато. И церковь «одели» в гладко тесанную обшивку, по углам добавили на каменный манер узенький дощатый руст, пристроили новое крыльцо и квадратную в плане колоколенку чистых геометрических очертаний, по деревянному легкую, хотя и похожую на каменные по формам.

Совсем недавно церковь решено было реставрировать, вернуть ей первоначальные формы. Исчезла обшивка, колокольню заменило крыльцо, восстановленное по следам, оставшимся на старой стене. Заменяя сгнившие под обшивкой бревна, реставраторы разобрали церковь и сло­жили ее заново, почти целиком из нового леса. Конечно, она стала теперь ближе к своему древнему облику, но зато потеряла вместе со следами прошедших над ней веков какие-то черты своей исторической судьбы и неповтори­мого лица. Потеряла церковь и подлинность документа своей эпохи, стала чем-то вроде красивого макета в нату­ральную величину.

Архитектура из всех искусств наибо­лее подвержена прямым влияниям времени. Пристройки и переделки порой неузнаваемо меняют весь облик древнего здания. Не всегда это вредит впечатлению: конечно, былая цельность замысла нарушается, но зато появляются неожиданные контрасты времен, усложняется, делается живописнее композиция, а главное — наглядным, види­мым оказывается здесь сам ход времени, переходы от сто­летия к столетию, стыки эпох, столкновения вкусов. Вот почему реставрация — необходимое средство сохранения памятников и возрождения их утраченных качеств и в то же время — опасное искусство, требующее не только зна­ний, но и такта, вкуса, уважения к подлинности своих объектов. Как легко, удаляя искажающие наслоения, сме­сти живые следы исторической жизни здания, а заменяя поврежденные части подменить сам памятник его сухой и холодной копией!...»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июля 2024

«…Церковь Иоакима и Анны (1646 г.; по некоторым данным, завершена в 1670 г.), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки, в миниатюре воспроизводившие распространенную композицию «восьмерик на четверике».

В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе, крыльцо было перестроено в крытую паперть с колонным портиком и двухъярусной колокольней. При реставрации 1968-1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб почти полностью заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными.

В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году храм уже был бесхозным и часто служил пристанищем бездомным и любителям веселого отдыха на лоне природы. В ночь с 19 на 20 марта 1995 года не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и вскоре был полностью уничтожен пламенем…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 659



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.