«Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г. Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, — на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преп. Макарием». Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов.
Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни.С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название — Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского — отсюда название Николаевский. О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век).
В известном сказании о путешествии свт. Иоанна на бесе в Иерусалим читаем: «Искуситель хотел смутить раба Божия малыми страхами и начал плескать воду в его келейной умывальнице, чтобы отвлечь его от молитвы; но святой, уразумев бесовское мечтание, оградил знамением крестным сосуд и в нем заключил врага, как бы связанного узами железными. Палимый гневом Божиим, узник вопиял человеческим голосом о свободе, обещая никогда больше не тревожить Иоанна лестными мечтаниями. Но угодник Божий, чтобы наказать его дерзость и обратить ее во славу Божию, повелел узнику в ту же ночь перенести его во святой град к церкви Гроба Господня и на рассвете возвратить назад в новгородскую келью. Повиновался слову святительскому разрешенный от уз и рабски исполнил повеление человека Божия, вооруженного знамением крестным». Местное предание указывает направление этого «полета» через Кашин, где будто бы и был найден оброненный святителем клобук. Происхождение прочно вошедшего в обиход второго наименования имеет, возможно, более прозаический характер.
По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок. Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные».
О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу. Еще с 20-х годов XIV века Кашин имел своих удельных князей, которые, как и князья других городов, всячески благоприятствовали устроению монастырей в подвластных им стольных городах.
В 1504 году Кашин перешел во владение князя Юрия Ивановича Дмитровского, сына Ивана III. Юрий стал последним удельным кашинским князем. Заподозренный в покушении на великокняжеский престол, он вместе со своими боярами оказался в темнице, где и умер в 1591 году. В бытность же свою князем Юрий Иванович щедро одаривал Клобуков монастырь. Так, документы сообщают, что 2 октября 1511 года обители был передан близлежащий монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы с принадлежавшей ему дворовой и огородной землей. На тот момент Введенский монастырь, по всей видимости, фактически уже являлся богадельней, где доживали свой век несколько стариков под управлением монаха или монахини. Передача этого монастыря Клобуковской обители позволяла устроить его духовное окормление. Кроме того, среди пожертвованных на помин души Юрием Ивановичем угодий значились собственные земли по речке Вонже, а также дворы и огороды его ближнего боярина Шестака-Шеншина. С тех пор эта земля получила название Шестаково-Займище. Щедро жертвовали монастырю и другие благотворители.
К концу XVII века Николаевский Клобуков монастырь, помимо Введенского монастыря с храмом, слободки на реке Кашинке и мельницы, владел семью деревнями и пятнадцатью пустошами. Все эти владения, с наделением игумена правом суда над крестьянами “кроме душегубства, разбоя и гатьбы с поличным”, документально закрепил за Клобуковым монастырем в 1722 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. Отец Серафим Архангелов отмечает: “По молитвам угодника Божия, преподобного Макария, ходатайство коего простирается и на Клобуков монастырь, где он принял пострижение, монастырь этот имел всегда какие-нибудь благотворителей; при пожертвованиях он постепенно благоустроился и приходил от силы в силу”. Действительно, уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство.
Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.Как видим, конец XVII — начало XVIII веков смело можно считать временем расцвета монастыря. В 1681 году вышло постановление о содержании с монастырских доходов тверского архиерея. В 1700 году монастырь владел 70 крестьянскими дворами. В 1708 году, при образовании Ингерманландской губернии, указом Петра I Кашин приписали к Угличу, а вместе с Угличем — к Ярославлю. В 1710 стольник Тимофей Акимович Дуров подготовил подробнейшую опись Клобукова монастыря. Из текста описи следует, что монастырь был хоть и не велик, но благоустроен и имел хороший доход. Подати вносились аккуратно, По указу государя, игумену и братии положили жалование. При пособии в 200 рублей, пожертвованных генеральшей Секиатовой, в 1743 году в монастыре начали возведение каменной осады с тремя башнями, которая, в итоге, имела протяженность 418 метров.
Согласно екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии — специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь также отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».
К началу XIX столетия монастырские здания начали ветшать, и настоятелям монастыря, сообразно своему новому наименованию, пришлось заняться строительной и восстановительной деятельностью. При содействии жертвователей и благотворителей в 1810—20-е годы кельи и соборы обители ремонтировались и благоукрашались. В 1823 году, в связи с прошением настоятеля и по высочайшему повелению, Николаевский Клобуков монастырь был преобразован в общежительный, а в 1869 году, благодаря щедрым пожертвованиям купчихи Анны Васильевны Вончаковой, Святейший Синод учредил в монастыре архимандритию. Первым архимандритом Клобуковской обители стал строитель Феодосий.
О жизни монастыря в конце XIX — начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 мая (9 мая по ст. ст.). В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей. В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в 1851-1854 годах построен храм святителя Алексея.
Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря. С запада от церкви в 1903 году была выстроена кирпичная часовня, которую накрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой, по преданию, жил инок Макарий в его же собственноручно вырубленной в 1425 году кельи. В декоре часовни — наличники из неоштукатуренного кирпича, пилястры и пояски. Келья вызвала большой интерес у знаменитого фотографа С.М. Прокудина-Горского, побывавшего в Кашине в 1911-м году хотя уже к этому времени от первоначальной кельи ничего не сохранялось - ее давно растащили на святыньки-подарочки многочисленные паломники. В начале ХХ века там находился "новодел" ХIХ века. По фотографии Прокудина-Горского, уже в конце ХХ века была вновь восстановлена подобная келья прп. Макария Калязинского.Октябрьский переворот 1917 года быстро донес мощную волну безбожия до тихого богомольного города.
В 1920-е годы монастырь был упразднён и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты для проживания обустраивали повсюду — в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м — разобрали колокольню, в этом же 1931-м году, на огороженном участке монастырской территории, был устроен свинарник! Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном (в 1932 г.) Троицком храме — гончарную мастерскую. В 1934 году была разобрана на хозяйственные нужды южная часть ограды монастыря.
Вот что писали в своей книге искусствоведы и историки Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», вышедшей в 1976 г.: "...Клобуков монастырь, стоящий и сейчас на окраине города, среди зелени, над тихой петлей Кашинки, интересен и очень красив, хотя тоже потерял многие из своих древних построек. От Троицкого собора XVII века остались лишь фрагменты. Сохранились части перестроенных келий XVII века (нет-нет да проглянет на заштукатуренной стене с большими современными окнами древний наличник). Лучше сохранилась нарядная и стройная надвратная Покровская церковь конца XVII или самого начала XVIII века. От каменной ограды середины XVIII века осталась только круглая башня, примыкающая к Покровской церкви. Другая сохранившаяся в монастыре церковь — Алексеевская — построена столетием позже, в 1851 году. Тяжелый куб с массивным, во всю его ширину барабаном плоского купола, у стен — остатки тосканской колоннады портиков — все это типично для позднего провинциального классицизма достаточно наивного в деталях, но внушительного издали, выразительного в общем силуэте монастыря. Интересны в монастыре и настоятельские кельи с каменным первым этажом XVIII века и более поздним деревянным вторым этажом. Особенно выразительно крыльцо — массивное, с неровными, как бы от руки вылепленными пологими арками, еще совсем древнерусское по характеру…»
В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры. Усилиями таких людей, как первый секретарь Кашинского райкома партии А. И. Ильенков и последний министр культуры РСФСР Ю. С. Мелентьев, монастырские церкви были спасены от неминуемой гибели и отреставрированы. Решением Священного Синода РПЦ от 18 июля 1994 года Никольский Клобуков монастырь был возрожден. Стараниями правящего архиерея был восстановлен надвратный храм, и им же освящен престол в честь Покрова Божией Матери.14 октября 1995 года в монастыре начались восстановительные работы и была возобновлена служба в часовне прп. Макария Калязинского. 30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. Настоятелем монастыря и одновременно благочинным Кашинского округа стал игумен Сергий (Швырков).Однако, ввиду большого количества трудностей, с которыми столкнулись игумен и малочисленная братия на пути восстановления обители, решением Священного Синода и указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский. В этом же году прибыла насельница монахиня Анна (Топоркова), принявшая постриг в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской.
В 2004 году проведено электрическое отопление в действующем храме, сделана крыша над алтарной частью Алексеевского храма, продолжился ремонт двухэтажного дома для проживания насельниц. Сделан косметический ремонт в трапезной. Работники организации "Тверьреставрация" за два года произвели ремонт крыши, укрепили кладку фундамента, вставила на первом этаже рамы и побелили дом. В 2012 году в обители проживали игумения Варвара (Иванова) и 9 послушниц.
В 2014 году окончились работы по восстановлению монастырских храмов – Покрова Пресвятой Богородицы и Алексиевского, после чего в них стали проводиться богослужения. Главной святыней монастыря является рака, изготовленная в 1909 году для тверской княгини Анны Кашинской. В гробнице хранятся частицы мощей благоверной. Всего же в кашинской обители собраны мощи более 200 святых. Внутри монастыря между теплой церковью и братской кельей установлена воссозданная по фотографии фотографа С. М. Прокудина-Горского деревянная келья Макария Калязинского. Небольшой, но старинный монастырь сегодня принимает многочисленных паломников, сестры или монастырский священник проводят экскурсии по монастырю. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. В этом новом качестве живет и возрождается единственный на сегодняшний день монастырь города Кашина.
С сайта: https://klobukov.ru/about/history/