В «Описании» отца Серафима Архангелова, изданном в годы расцвета Николаевской обители, о Покровской церкви читаем следующее: «Вторая церковь холодная, каменная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, об одной главе, устроена, по преданию, в 1400 году, но чьим иждивением, неизвестно; стоит в монастыре в связи с оградою с северной стороны; при этом храме, с северо-западной стороны, пристроена колокольня круглая, в виде башни. Иконостас в сем храме столярный, с резьбою, выкрашенный под мрамор; резьба вызолочена; пол кирпичный. Церковь и колокольня покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою; кресты железные, окрашены желтым кроном; вход устроен с южной стороны в стене».
Скорее всего, перестраивавшаяся несколько раз надвратная церковь, описанная отцом Серафимом и в наши дни восстановленная (за исключением внутреннего убранства), появилась на месте того храма Покрова Пресвятой Богородицы, где, по преданию, принял монашеский постриг преподобный Макарий Калязинский.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского Клобукова монастыря представляет собой уникальный для Кашина архитектурный памятник. Покровская надвратная церковь находится с северной стороны от руинированного и в наши дни значительно перестроенного Троицкого собора. Значение Троицкого собора - основного храма Николаевского Клобукова монастыря для архитектуры Кашина чрезвычайно велико. Он был образцом для многочисленных подражаний. По его образцу (когда он был уже с восьмериком) построена церковь Флора и Лавра на противоположном берегу Кашинки. А пока он был одноглавым в подражание ему строились как приходские церкви города XVII века, так и второй храм в этом же Клобуковом монастыре - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1698, освящена около 1702 года). Он, к счастью, сохранился и из его облика можно понять, как выглядел первоначальный Троицкий храм. Уменьшенным подобием его Покровская церковь и является.
Самое необычное в Покровской церкви - это ее башня-колокольня. Она, с одной стороны, следует архитектурным храмам ростовской земли, где такие фланкирующие башни были обычны в то время, а с другой - подражает сейчас утраченной живописной асимметричной группе объемов главного монастырского собора. Но есть и отличие: кашинские зодчие не только отказались от уравновешенной симметрии, но и превратили единственную башню в колокольню. Так же, как и кельи братских корпусов, этот редкий памятник древнерусского зодчества в начале 1930-х годов местные власти отдали под жилье. К концу 1970-х годов жильцов выселили, и началось постепенное восстановление ценнейшего памятника древнерусской архитектуры.
Храм реставрировал в начале 1980-х гг. знаменитый архитектор-реставратор А.А. Галашевич, но, к сожалению, восстановленная им чешуйчатая глава из муравленой черепицы почему-то была заменена в начале 2000-х гг. на существующую кровлю из нержавеющей стали, не гаромонирующую с архитектурой кон. ХVII - нач. ХVIII вв. К Покровской церкви примыкает современная ей трапезная и один из жилых корпусов. Они была восстановлены практически из руин в 2010-2012 гг. Длительное время в начале 2000-х гг. корпус стоял вообще без кровли, сейчас это основное жилое помещение в монастыре.
С сайта: https://tversvod.ru/Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья/Николаевский Клобуков монастырь.