Моленная в доме С. П. Рябушинского. М. Никитская ул., 6/2
Особняк С. П. Рябушинского выстроен архитектором Ф. О. Шехтелем в 1900-1902 гг. Ограда 1909 г. Стоит на государственной охране под № 466.
Полутемный коридорчик, раскрытый на площадку второго этажа полуаркой, поддерживаемой приземистой, словно оплывающей колонной из коричнево-красного искусственного мрамора, соединяется со служебной лестницей черного хода. По ней можно было попасть в моленную, расположенную в северо-западном углу дома на третьем этаже. Капитель колонны - важный архитектурный и смысловой акцент площадки второго этажа. Она украшена изображениями в высоком рельефе. Это почти круглая скульптура, представляющая собой энергично изогнутые тела отвратительных саламандр в соседстве с прекрасными лилиями. Символика мотивов ясна: противоборство цветка и пресмыкающегося, "светлых" и "темных" сил. Проход к храму - выход к "высшим ценностям" - узок и незаметен.
Полное представление о замысле зодчего и смысле моделируемой в особняке Рябушинского картины мира можно получить, только приняв во внимание моленную, которая венчает развитие композиции интерьеров по вертикали. В нее попадаешь, миновав коридор второго этажа, поднявшись по узкой лестнице, пройдя через коридорчик мимо выходящего в него помещения ризницы.
Небольшое, полное гармонии пространство завершается куполом на парусах. От светозарного отверстия (светового фонаря) в центре расходятся лучи - символы источаемой божественным светом истины, высшей мудрости и духовной красоты. С севера к моленной примыкает небольшое помещение алтаря, отделенного от основной части полуциркульной аркой. В алтаре единственный источник света - высоко поднятое небольшое тройное окно.Орнаментальная, характерная для модерна живопись покрывает стены моленной. Она сочетает в себе общепринятые символы - изображения евангелистов на парусах, занавесы в нижней части стен и в алтаре - с новыми мотивами, вошедшими в религиозную живопись только в эпоху модерна. Такова роспись основной части стен, изображающая спиралевидные завитки на темно-коричневом фоне. Завитки двух видов: крупные черные и мелкие серебристые, с блестками в центре. Контраст темного фона и сверкающих блесток-звезд в завитках создает удивительный эффект. Стена перестает ощущаться, теряет непроницаемость, начинает казаться прорывом в черный космос мироздания. В безграничном пространстве его мерцают звезды.
Моленная - единственное помещение особняка, где безраздельно торжествуют статика и гармония покоя. Основное помещение моленной квадратное в плане, купол и световое отверстие круглые. Обе формы - символы покоя и вечности. Трудное и долгое восхождение окончено. Купол венчает не только моленную. Он символически завершает весь космос дома с ведущими наверх лестницами. Храм интерпретируется не только функционально - как место молитвы, но и как олицетворение безусловных духовных ценностей. Так прочитывается символика здания.
Так как здесь после своего возвращения в СССР в 1931-1936 гг. жил М. Горький (причем его собрат по перу Р. Роллан сокрушался, что-де друга "засадили" в мрачный дом наподобие каземата), то в 1965 г. в доме был открыт его мемориальный музей-квартира. Когда в конце 1970-х - начале 1980-х г. проводилась частичная реставрация здания, руководивший ею архитектор Владимир Ларин обнаружил в ризалите третьего этажа, увенчанном небольшим куполом, под слоем краски любопытные росписи "церковного" характера на стенах и надпись по-гречески на самом куполе. Тогда моленная Рябушинского была частично восстановлена (ибо администрация настаивала на сохранении дома в том состоянии, какой он имел уже при Горьком).
В архиве музея имеется фотография внутреннего вида моленной во время ее существования здесь. Роспись стен - уникальный образец храмовой живописи почти что абстрактного стиля. Греческая надпись, идущая лентой в основании купола, представляет собою четырежды повторенную криптограмму, состоящую из одних согласных. По мнению одних специалистов, это простой набор слов. Другие предлагают такую расшифровку: "За свои страдания первые христианки восприимут святость в день Страшного Суда" (?). Примечательно также, что во всей моленной не было ни одного изображения креста (!).
Рябушинские, род которых идет из села Рябушки, расположенного рядом с Пафнутьев-Боровским монастырем, были поповцами, могилы их находятся на Рогожском кладбище.В помещение моленной, использующееся музеем в качестве административного, ведет лестница от входа; доступа посетителям туда нет. После того как по окончании ремонта дом-музей был вновь открыт, что почти совпало со 125-летием построившего его архитектора Шехтеля, работники музея отмечали, что посетители приходят сюда почти исключительно ради того, чтобы посмотреть шехтелевские интерьеры (значительно испорченные при Горьком) и мало интересуются творцом "Буревестника" и проч.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. - М., 1995, с. 295-297