ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Сретения Господня
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1660 и 1690.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, г. Арзамас, Архивный городок, д. 2

Координаты:55.384684, 43.818685




Добавить фотографию
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Д.Воронов
4 января 2016
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
На заднем плане купола Собора Спаса Преображения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
24 мая 2015
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Вид с запада
Владимир Бакунин
3 мая 2010
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Разрушенная западная стена
Владимир Бакунин
3 мая 2010
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
oldboy
21 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Фото 1920-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Фото 1950-х гг. Западная часть храма.
Дмитрий Дроздецкий
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  26 мая 2019

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Строилась как теплая - для отопления в подклете и в самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. Кирпичный трапезный храм, поставленный на высоком подклете, построенный во 2-й пол. XVII в. Пятиглавый четверик, вытянутый по поперечной оси, с трехчастным алтарем и обширной трапезной. Второй престол Сретенский. Закрыт в 1929 г., венчания сломаны. Был занят под хлебопекарню и общежитие. Полуразрушен - цела только трапезная часть с частично рухнувшими сводами. На начало XXI века - одноэтажное ветхое здание.

https://drevo-info.ru/articles/21319.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 сентября 2019

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря.

К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…»

Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся. В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году, сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660-1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665-1666 гг.)…». Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

Собственно церковные помещения с главным и придельным престолами находились на втором этаже массивного каменного здания. А.С. Петряшин высказал предположение, что изначально пятиглавое завершение храма, возможно, сопровождалось тремя рядами живописных кокошников, расположенными ниже. Далее автор говорит, что первоначальное покрытие четверика, на котором покоились барабаны с главами, было четырехскатным, а «профилированные килевидные кокошники были включены в высокий кирпичный аттик, завершенный карнизом, как декоративный элемент. Основанием для этого предположения служит высота стены между карнизом и крайней точкой кокошника (обычно закладку производили до высоты кокошника, а в данном случае стена возвышается на три кирпича, что не характерно для данного типа зданий), и хорошая проработка верхнего венчающего карниза, и несоответствие кокошников на основании церковных барабанов форме нижних кокошников». Таким образом, на архивных фотографиях конца XIX – начала ХХ века, скорее всего, запечатлено именно первоначальное завершение церкви Рождества Богородицы.

Архивные документы позволяют проследить строительную историю памятника в основном за период XIX – начала ХХ века. На значительные события, связанные с церковью Рождества Богородицы, указывает замена антиминсов на главном и придельном престолах (данные монастырских описей за 1810-1855 годы).

Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы: Антиминс священнодействован: в 1806 году архиепископом Вениамином; в 1830 году епископом Афанасием; в 1851 году епископом Иеремией. Престол в приделе в честь Сретения Господня: Антиминс священнодействован: в 1738 году архиепископом Питиримом; в 1830 году епископом Афанасием. Замена антиминсов означала переосвящение престолов, и, вполне вероятно, это указывает на завершение определенных строительных работ в теплом храме.

Наиболее крупные переделки, повлиявшие на облик здания: появление в 1860-е годы одноэтажного пристроя, вытянутого вдоль южной стороны здания (не достроен в 1866 году); устройство каменного крыльца с западной стороны здания в 1907 году при общем ремонте церкви. Известно также, что во второй половине XIX века постоянно производился поддерживающий ремонт здания (штукатурка и побелка стен, покраска кровель, замена рам в окнах и т.п.).

В тексте паспорта на памятник указывается (без ссылки на источник), что «в конце XVIII века в результате ремонта разобраны крыльца и перестроены оконные проемы на южном и северном фасадах, которые получили традиционные барочные наличники». Однако, их форма и рисунок, скорее всего, относятся к петровскому времени. Натурные исследования подтверждают перебивку световых проемов: сохранились следы первоначальных окон, рисунок наличников которых характерен для конца XVII столетия. По тому же паспорту (опять же, без указания источника) крытая паперть с лестницей, расположенная с запада, датируется первой половиной XIX века. Проверить это сейчас нет возможности. По старым фотографиям, а также материалам паспорта 1985 года можно установить общий облик памятника и его планировочную структуру на конец XIX – начало ХХ века, когда он еще не подвергся кардинальным переделкам.

Здание церкви Рождества Богородицы, включая трапезную палату, примыкающую к храмовым частям с запада, было поставлено на высокий подклет (подцерковье, первый этаж). Четверик с пятиглавым завершением был смещен от продольной оси здания в южную сторону, отмечая молитвенное помещение «настоящей» церкви. Находящийся с севера придел Сретения Господня архитектурно выделялся лишь с востока полукруглой апсидой, где находился его престол, и не имел особых завершений (главы с крестом). Главный престол располагался в пятистенной апсиде, примыкавшей к полукруглой. С запада к трапезной примыкала крытая паперть одной с ней высоты, выступающая за линию ее южной стены. К паперти, как уже говорилось выше, в 1907 году было пристроено более низкое крытое каменное крыльцо, заменившее деревянное. С юга к зданию (от начала трапезной до окончания алтарного выступа) примыкал одноэтажный пристрой с односкатной крышей, появившийся, как уже говорилось выше, в 1860-годы.

Также можно проследить изменения отдельных частей, деталей, элементов здания и назначение его помещений.

Кресты на главах: 1763 год – кресты железные вызолочены, ветхие; 1810, 1829 годы – кресты железные вызолочены; 1848 год - кресты железные; 1855 год – кресты железные. На фотографиях конца XIX – начала ХХ века также показаны художественно оформленные железные кресты.

Главы: На четверике, смещенном к югу и возвышавшимся над главным молитвенным помещением, имелись одна большая и четыре малые главы луковичной формы. Алтарные апсиды, молитвенное помещение придела, трапезная палата главами с крестами отмечены не были. 1763 год – «главы каменные, обитые жестью, которая жесть весьма обветшала, а с протчих ободралась»; 1810, 1829 годы – главы каменные, обиты «желтою черепицею».

Описи 1848 и 1855 годов также указывают на покрытие глав желтой черепицей. (Вероятно, они должны были ассоциироваться с золотом). Время замены покрытия глав на железное точно не установлено. Косвенным свидетельством такой замены к 1895 году является запись в монастырской ведомости о необходимости покраски глав на церквах. Вместе с тем, на фотографии церкви Рождества Богородицы, приведенной А.С. Петряшиным в книге «Арзамасские монастыри» и датированной концом XIX века, хорошо видно, что металлическое покрытие имеет только большая глава, а малые главы покрыты керамическим лемехом. Барабаны глав: круглые, глухие. Имели кирпичный декор в виде аркатурного пояса. В основании их располагались кокошники.

Крыши: 1763 год – «настоящая [церковь] и трапеза, и паперть крыты тесом… Во оной церкви в трапезе от ветхости ее во время дождя бывает капель». 1810 год – крыши собственно церкви и трапезной покрыты железом. Цвет крыш менялся. На 1848 год они были выкрашены «мумиею», то есть в коричневый цвет, на 1855 год – «дикою краскою», то есть были серыми. В 1875 году «на зимней теплой церкви железная крыша… покрашена в большей части медянкою», то есть стала зеленой. В 1907 году во время большого ремонта старое железо было заменено на новое и выкрашено, опять же, «за два раза масляною краскою зеленого цвета». На зеленый цвет крыши указывает и ведомость страховой оценки церкви, составленная в 1910 году.

Стены, двери, окна, декоративное убранство:

Стены здания были оштукатурены (в 1907 году – цементной штукатуркой) и выбелены. Между двумя профилированными карнизами завершения четверика располагался пояс кокошников (по четыре кокошника на восточном и западном фасадах и по три – на южном и северном). Под нижним карнизом, помимо профилированных тяг, находился еще и ширинчатый пояс. Имелись также профилированные карнизы (венчающий и междуэтажный) у крытой паперти (притвора), трапезной палаты и Сретенского придела. У притвора под окнами по всем фасадам выше междуэтажного карниза проходил ширинчатый пояс. Четверик был фланкирован лопатками. С северной стороны лопатка отделяла придельный храм от трапезной палаты. С востока алтарные апсиды (по второму этажу) также разделялись лопаткой. Нижний этаж здесь был фланкирован лопатками, еще одна лопатка разделяла подцерковья главного и придельного храмов.

Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м.

Согласно ведомости 1910 года, по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком».

Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки. Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м). Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты.

Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова». Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку. Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

В описи 1855 года указано, что крытый притвор («паперть каменная») с западной части здания имел «длину» (то есть, размеры с севера на юг) 9 саж. 2 четв. (19,426 м) и «ширину» (по линии запад-восток) 1саж. 2 четв. (2,386 м), полуциркульных окон было шесть. По фотографиям устанавливается, что они находились в уровне верхнего этажа: одно на южном фасаде, четыре окна на западном фасаде (по два слева и справа от крыльца). Северный фасад притвора в начале ХХ века в уровне верхнего этажа окон не имел, что видно по фотографии монастыря, сделанной с северо-запада.

У паперти отмечено также два схода «на восточную и западную стороны». Эту запись весьма трудно интерпретировать. Возможно, одна из сторон перепутана, поскольку с восточной стороны от притвора находилась трапезная палата. Можно также предположить, что восточный сход располагался в части паперти, выступающей за линию южного фасада трапезной. Если это так, то следующее описание относится именно к нему: «С восточной стороны у папертей дверь деревянная, изнутри укрепляется железным крюком, задвигается железною задвижкою и запирается железным висячим замком».

Первый этаж притвора имел прямоугольные окна: на западном фасаде, видимо, их было четыре (по два слева и справа от крыльца) и одно окно на южном фасаде. Опись 1855 года отмечает также входные двери с севера: «С северной стороны двери деревянные створные, внутри укрепляются железным крючком, а снаружи железною задвижкою и висячим замком запираются». Окон здесь не было. Входной проем читается на одной из дореволюционных фотографий.

Объем каменного крытого крыльца, появившегося в 1907 году с запада от притвора, имел по второму этажу на западном фасаде над входным проемом окно с арочным завершением. С обеих сторон его находились ниши с таким же завершением. Окна на северном и южном фасаде были аналогичны западному. Над входом с запада был устроен металлический навес («зонт»). Прямоугольные окна по обеим сторонам его на фотографии 1985 года показаны на разном уровне. Они явно были к тому времени уже переделаны. По реконструкции А.С. Петряшина еще один прямоугольный вход в нижнюю часть крыльца располагался с севера. У южного одноэтажного пристроя по фотографиям определяется семь прямоугольных окон на южном фасаде и два на восточном. Вход в пристрой снаружи осуществлялся через крытое крыльцо с юга. Установить было ли оно деревянным или металлическим по фотографии не представляется возможным. На более поздней фотооткрытке крыльцо уже отсутствует.

Внутренние помещения. Верхний этаж: Верхний этаж четверика и трапезной использовался для богослужебных целей.

Иконостас главного храма в честь Рождества Богородицы, судя по ведомости 1910 года, имел длину 4 1/3 саж. (9,23 м) и высоту 3 1/3 саж. (7,1 м). Ниже дается его краткое описание по годам:

1810 год – «иконостас и царские двери резные, резьба и столярная работа вызолочены на полимент, а ниские места по серебру покрыты ярью»;

1829 год – «иконостас резной, покрыт зеленою краскою и по местам позлащенный»;

1848 год – «иконостас столярный, с резьбою, окрашенный зеленою краскою и по местам позлащенный»;

1855 год – «иконостас столярной работы с резьбой, окрашенный зеленой краской и по местам позолоченный»;

1907 год - иконостас окрашен «заново белою масляною краскою, а резьба… и царские врата заново перезолочены».

Размеры иконостаса Сретенского придела, находившегося с северной («левой») стороны не найдены. Его описание по годам:

1810 год – «иконостас столярный, обложен флямом золоченым»;

1829 год – «иконостас резной, покрыт краскою вишневого цвета и по местам позлащенный»;

1848 год – «иконостас столярный, с резьбою, окрашенный масляною краскою и по местам позлащенный»;

1855 год – «иконостас столярной работы, окрашенный карминовою краскою и по местам позлащенный»;

1907 год - иконостас окрашен «заново белою масляною краскою, а резьба… и царские врата заново перезолочены».

Из приведенной в паспорте схемы верхнего этажа памятника следует, что главный храм и придел первоначально были разделены капитальной стеной. Предалтарные преграды также носили капитальный характер. Клиросы на 1855 год имели ограждение железными решетками, окрашенными в зеленый цвет. Мощная кирпичная стена с двумя арочными проемами отделяла храмовую часть от трапезной палаты, которая, видимо, также использовалась в качестве моленного помещения. Полы по всему верхнему этажу, включая крытую паперть (опять же по состоянию на 1855 год), были деревянными (сосновыми). Дверь между трапезной палатой и папертью описана следующим образом: «Дверь с западной стороны изнутри деревянная, обтянута кошмою и запирается нутренным и висячим замками». В 1873 году в церкви были «потолки и стены вновь покрашены с живописными по местам изображениями, красками на масле». Известно также, что еще раз своды, стены и полы окрашивались масляной краской в 1907 году «с росписанием на удобных местах священных изображений из евангельской истории и некоторых святых».

Монастырские ведомости 1872 и 1874 годов сообщают, что вверху притвора (паперти) находились две братские кельи. По ведомости 1895 года здесь фиксируется уже только одна братская келья – с северной стороны.

Местоположение имевшегося при церкви Рождества Богородицы помещения ризницы по ведомости 1895 года не устанавливается. В других архивных документах она не упоминается.

Внутренние помещения. Нижний этаж: Описание и назначение нижнего этажа (подцерковья) в архивных документах обозначено следующим образом:

1848 год – «братские трапеза, кухня, 2 кельи и подвалы для хранения»;

1855 год – «под церковию: братская трапеза, кухня и подвалы для хранения запасов, а под папертями устроены две кельи для монашествующих»;

1872 год – «под самою церковию из служб: трапеза братская и кухня, затем подвалы мучной и овощной»;

1874 год – «службы: трапеза братская и кухня», в нижней части притвора (паперти) – две кельи;

1895 год – «под теплою же церковью, с восточной стороны, имеется подвал и амбар для склада и хранения запасов», в нижнем этаже притвора (паперти) «по обе стороны входа в церковь имеются две братские кельи»;

1910 год – «нижний этаж – трапезная – каменный, со сводами».

Об одноэтажном пристрое с южной стороны здания в ведомости 1895 года сообщается следующее: «Вдоль южной стороны сей церкви, в вышину нижнего этажа, имеется пристрой, предназначавшийся для расширения церкви, недостроенный в 1866 году; был покрыт на один скат, до 1884 года служил помещением для класса духовного училища, и с выездом училища из монастыря остается необитаем по неудобству постройки, предназначавшейся не для жилых помещений». По другим данным, относящимся к 1872 и 1874 годам, в пристрое имелись «помещения для больницы духовного училища».

Поскольку церковь Рождества Богородицы предназначалась в том числе и для богослужений в зимнее время, помещения здания отапливались. По ведомости 1910 года, в верхнем этаже здания было четыре голландских обитых железом печи, в нижнем – четыре голландских и одна русская. Русская печь находилась в помещении братской кухни. Печные трубы просматриваются на старых фотографиях монастыря. Однако установить, какие из них относятся к печам первого этажа, а какие к печам второго сложно. Понятно, что одна из печей находилась между алтарными выступами, одна - в южной части крытой паперти, судя по всему, отапливалась и трапезная палата.

Ликвидация Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря началась уже в 1919 году с установлением советской власти. Церковь Рождества Богородицы оказалась последним действующим храмом на территории бывшей обители. Окончательно он был закрыт 6 марта 1929 года и переоборудован под детскую библиотеку, а затем – под городские квартиры.

За последующие годы верхняя часть четверика и алтарные апсиды были уничтожены, при этом восточная часть второго этажа здания выстроена заново и приобрела вид жилого дома. Ко времени восстановления и передачи здания Церкви в 2012 г. практически полностью утрачены крыльцо и крытый притвор с запада. Оставшиеся части здания находились в аварийном состоянии.

Использованные материалы: 1. НИП "Этнос". Спасский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (трапезная). Научно-проектная документация. Т.2. Кн.1. – Нижний Новгород, 2013. 2. Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI – XX вв. Монография. – Арзамас, 2010. https://ar-mon.ru/cerkov-vo-imya-rozhdestva-presvyatoy-bogorodicy

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.