ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Арзамас. Высокогорский Вознесенский мужской монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1716.
Адрес:
Нижегородская область, г. Арзамас, посёлок Высокая Гора

Координаты:55.416955, 43.766464
Проезд:2 км к северо-западу от вокзала Арзамас-1 по шоссе.


Добавить фотографию
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Каменный столб с иконами при въезде на Высокую Гору.1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка. с сайта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Настоятельский и старый братский корпусы с восточной стороны..1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка.Направление съемки:запад с сайта https://pastvu.com/p/273100
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Старый братский корпус.1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка Направление съемки:юго-восток. с сайта https://pastvu.com/p/273101
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Монастырские гостиницы.1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка с сайта https://pastvu.com/p/273102
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Новый братский корпус.1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка Направление съемки:юго-восток с сайта https://pastvu.com/p/273103
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
Настоятельский корпус, отремонтированный осенью 1915 года..1915—1917 год. Источник:Почтовая карточка.Направление съемки:юго-запад с сайта https://pastvu.com/p/273104
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Высокогорский Вознесенский мужской монастырь - Арзамас - Арзамасский район и г. Арзамас - Нижегородская область
источник: фото из ГАНО № 2 гор. Арзамас
Туркин Павел
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  26 января 2011

Высогорская Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716 году; в 1735 году, по случаю беспрестанных нападений разбойников, была оставлена иноками, а в 1743 году снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся: Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Иверская — точный список с Иверской Афонской иконы.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  25 мая 2019

Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители.

Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

Монастырь был основан, но просуществовал недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а все монастырское имущество, ризницу, колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным это произошло в 1731 году, по другим в 1734 году. Обитель опустела, а вскоре и вовсе была разрушена. Запустение длилось около девяти лет.

В 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Святейший Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского духовного правления под наблюдением настоятеля Спасского монастыря. Епископу Нижегородскому и Алатырскому Преосвященному Дмитрию Сеченову 18 марта 1743года последовал указ – перевести прежних монахов в Высокогорскую пустынь, а в случае их смерти отправить надлежащее число братии туда из Спасского монастыря. Возобновленный монастырь был построен не на старом месте, а на самой вершине горы, в глубине леса.

В 1745 году здесь была сооружена теплая трехпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Монастырь был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской. Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счет. В это время Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братии было 8 человек.

25 июля 1759 года после ремонта была освящена теплая каменная церковь в честь Вознесения Господня. 13 декабря 1763 года освящен в этой церкви придел во имя мученников Флора и Лавра (ранее не упоминаемый, возможно вместо придела в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесен во вторую церковь). В 1767 году освящен придел во имя благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. В 1768 году освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного святителя Димитрия Ростовского чудотворца (позднее – Покровская церковь). В 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь в честь Вознесения Господня.

С 1779 года Высокогорская пустынь числилась приписной к Саровской. Что послужило этому – неизвестно. Но, правила общежития, молитвословия, трапеза, одежда, послушания стали здесь такими, как в Саровской обители, и сохранились на многие годы. Арзамасское общество положило монастырю «ругу» — государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами, в 50 рублей, а потом ее и удвоило. Общество выплачивало ее регулярно, вплоть до 1779 года, но после уменьшило ее до 40 рублей. У монастыря появились собственные благотворители: князья Хованские, Путятины, Максутовы, Куракины; генеральша Анна Кречетникова, помещики Раевские, Панютины, Чемодановы, Полчениновы, Лялины, Микулины; купцы: Подсосовы, Сальниковы, Корниловы, Масленниковы и другие. Благоволил монастырю и Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович.

В 1784 году монастырь был обнесен со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времен.

В 1798 году по распоряжению Казенной палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Теше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен. В этом же 1798 году епископ Нижегородский и Арзамасский Павел, который часто посещал обитель, знал монашествующих и опасался из-за малочисленности закрытия монастыря, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о включении его в число семибратских, без милостынного содержания в 300 рублей. Епископ заверял Святейший Синод, что обитель может существовать и без жалования от казны. Монастырь стал жить на свои средства. С этого времени он уже не состоял в ведении Саровской обители, а находился под началом Нижегородского епархиального начальства и под покровительством гражданского ведомства.

В 1823 году в Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин по просьбе нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу XIX века у монастыря было три часовни, одна в Арзамасе и две на Высокой горе: деревянная с резным распятием во весь рост Спасителя и малая, перекрестная, при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений.

В 1845 году на Высокой горе окончили строительство второго, теплого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителей Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. План для постройки этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков.

В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского, освещенная после 1861 года. В это же время обитель была вновь приписана к Саровской пустыни, и в ней действовал общежительский устав.

К началу ХХ века в монастыре было три церкви: соборная холодная в честь Вознесения Христова, теплая каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, домовая во имя святителя и чудотворца Тихона Задонского. Над святыми створчатыми вратами высилась четырехъярусная колокольня с 10 колоколами.

Из хозяйственных построек были два каменных двухэтажных келейных корпуса, каменный трехэтажный корпус, два верхних этажа которого занимали монахи, а нижний был отведен для трапезной, келарни, пекарни, квасоварни и погреба. Неподалеку располагался архиерейский корпус. В монастыре был глубокий колодец, над которым возвышалось каменное здание, отапливаемое в зимнее время. Вода из него подавалась с помощью машины в келарню. Зерновые припасы хранились в каменной житнице. На територии монастыря рос фруктовый сад. Все монастырское хозяйство было обнесено высокой, в два аршина, каменной стеной, имеющей пять восьмигранных башен и двое ворот.

За монастырской стеной для гостей и паломников был построили каменный гостиный корпус с деревянным каретным сараем, двумя конюшнями, подъездным сараем с сушилами. Метрах в шестидесяти от монастырской стены стоял скотный двор. Был у монастыря и свой погреб, и деревянная баня, и дровяник, и пчельник, два огорода и два капустника. Монастырь владел двумя мельницами: ветряной и водяной.

Монастырь отличался издавна заведенным гостеприимством. Он посещался многими паломниками. Ежегодно в праздник Вознесения из Арзамаса устраивался крестный ход. К этому времени в обитель стекались целые толпы богомольцев. Приходящие странники селились в гостиничном корпусе и пользовались братской трапезой. Для женщин-паломниц был построен отдельный деревянный двухэтажный гостиный корпус (коло 1888 года). Возле стен монастыря в день Вознесения устраивали небольшую ярмарку, а на лугу – народные гуляния.

В 1904 году по сведениям, взятым из книги «Православные монастыри Российской Империи», в обители проживало 10 монахов и 40 послушников. В монастыре пребывали чудотворные иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Иверская».

4 января 1921 года постановлением Арзамасского уездного исполкома обитель была ликвидирована. В настоящее время в на ее территории располагается ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области.

http://arzblag.ortox.ru/blagochinie/istoriya/ne-soxranivshiesya-xramy-i-monastyri/vysogorskaya-voznesenskaya-muzhskaya-pustyn/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  19 сентября 2019

Глава 1. Описание местности Высокогорской пустыни

Первая часовня

«Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находится к северо-западу от города Арзамаса на четвёртой версте, среди высокой обширной и кругообразной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом, которому опушкою служит густой кустарник. С полуденной стороны за кустарником под горою живописно извивается река Тёша; с северо-западной в расстоянии 2-х вёрст от монастырского леса расположена деревня Хватовка; с восточной, не больше, как в версте, пролегает большая дорога в город Нижний… Как чудно-хорошо и восхитительно это место, особенно в весеннее утро. При первых лучах восходящего солнца, когда вершины дерев озарены благотворным светом его, и с зелёных веток падают блестящие капли росы на траву, густо покрывающую землю; когда красные гвоздики, лиловые колокольчики, белые ландыши, розовые листки шиповника, лазоревые орхисы и другие благовонные и привлекательные для взора цветы сильно разливают в воздухе аромат свой, и когда в роще царствует тишина, нарушаемая лишь разнообразным щебетанием и неподражаемым пением небесных птичек!»

Читая эти поэтические строки трудно сказать, что принадлежат они не маститому писателю, а Настоятелю Высокогорской пустыни Игумену Афанасию, возглавлявшему её в 1860 году. А вот как описывал Высокогорскую пустынь священник с. Красное И. Покровский девять лет спустя:
«На север, в одной версте от села (Красного, прим. автора), находится монастырь «Высокогорская пустынь». Гора, на которой расположен монастырь, покрыта крупным лесом лиственной породы, из которого видны только верхний этаж колокольни и церковные главы. При подошве горы течёт река Тёша… Всё это – Высокогорская пустынь с своими зеленеющими деревьями, луга, покрытые разноцветными природными коврами, в весеннее время придаёт местности характер живой, весёлый…Зимой же лес Высокогорской пустыни, одевающийся вместо роскошной зелени пушистым инеем, как старик с белыми волосами, и луговое пространство, тоже покрытое снежною епанчею, придают местности вид печальный, угрюмый, чисто отшельнический». И этот священник не был обделён даром поэтического слова! Можно представить, каким красивейшим местом была Высокая Гора двести лет назад!

…К началу 18 века в г. Арзамасе было пять монастырей, существовавших в самом городе. Но арзамасцы принимали участие в открытии новых обителей в уезде. Давно приметили они это красивое местечко. Для людей, любящих уединение, невозможно было найти лучше этого пустынного места. Красивое и совершенно скрытое от мирской суеты, оно, как нельзя лучше, подходило для открытия обители. Природа невольно располагала здесь душу и сердце к благоговейным размышлениям…

…В феврале 1716 года в Спасском монастыре собрались самые именитые люди города: архимандрит монастыря Афиноген, комендант города Михаил Языков, арзамасские чины, купцы и мещане. Они написали челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали Строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители. Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для жилья монахов были быстро поставлены. Срубили часовню из елевых деревьев, высотой в 18 венцов, длиной и шириной по 6 аршин. Венчала её многогранная глава с тремя крестами: в середине возвышался четвероконечный деревянный крест, по бокам – литые, медные. Внутри часовни в виде иконостаса, в одном кивоте, висели иконы Вознесения Господня и Казанской Божьей Матери. Перед ними на аналое лежал кипарисный крест с живописным изображением распятого Христа. Был и небольшой чуланчик для хранения церковной утвари. Часовню поставили не на самом верху горы, а у въезда в лес, ближе к городу. И вот уже в день Вознесения Господня, который пришёлся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершён первый крестный ход. Церковнослужители, монахи, множество арзамасцев несли хоругви, кресты, святые иконы из всех городских церквей. Возглавлял это живописнейшее зрелище архимандрит Афиноген со всем духовным собором.

Глава 2. Строительство монастыря

Многие жители были восхищены красотой и торжественностью крестного хода. Невыразимые религиозные чувства умиления и благоговения охватывали присутствовавших. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалел, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, т.е. не служится литургия. Он дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили Митрополита Стефана набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство тёплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев. К этому времени первый строитель обители иеромонах Лука скончался, вместо него был назначен иеромонах Герасим из Арзамасского Спасского монастыря. Указом от 11 декабря 1718 года новому строителю «дозволено было производить повсеместный в Империи сбор на постройку церкви и монастыря». Короче говоря, на строительство и церковную утварь деньги собирали всем миром по всей России. Не остались в стороне и боголюбивые арзамасцы. Проявлял заботу о монастыре и комендант города Языков. Из этого следует, что Высокогорская пустынь ещё до строительства и освящения была наименована монастырём. Монастырь был основан, но просуществовал недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а всё монастырское имущество, ризницу, колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным это произошло в 1731, по другим в 1734 году. Тихвинский монастырь запустел, а вскоре и вовсе был разрушен. Запустение длилось около девяти лет.

Глава 3. Возобновление пустыни

В 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Священный Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского Духовного Правления под наблюдением Настоятеля Арзамасского Спасского монастыря. Епископу Новгородскому и Алатырскому Преосвященному Дмитрию Сеченову последовал указ – перевести прежних монахов в Высокогорскую пустынь, а в случае их смерти отправить надлежащее число братии туда из Спасского монастыря. Произошло возобновление пустыни указом от 18 марта 1743 года. Возобновлённый монастырь был построен не на старом месте, а на самой вершине горы, в глубине леса. Строителем пустыни назначили иеромонаха Иова.

В 1745 году здесь была сооружена тёплая трёхпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и св. Петра и Февронии Муромских. Поэтому монастырь был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской. Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счёт. Они избирали этот монастырь местом своего погребения. По сведениям, взятым с третьего строителя пустыни иеромонаха Варсонофия (указ Святейшего Синода от 22 декабря 1749г.), Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братий в этой «сказке» указано 8 человек: строитель Варсонофий (не знал грамоты), иеромонах Иринарх, подписавший эту «сказку», да шесть простых монахов.

За следующие тридцать лет сведения о монастыре очень скудные. Только о ремонте, переделке и освящении церкви и приделов: 25 июля 1759 года после ремонта освящена тёплая каменная церковь Вознесения Господня. 13 декабря 1763 года освящён в этой церкви придел во имя мученников Флора и Лавра (ранее не упоминаемый, возможно вместо придела во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, который был перенесён во вторую церковь). В 1767 году освящён придел во имя благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев. В 1768 году при епископе Владимирском и Муромском Павле закончена и освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца (позднее – Покровская церковь), в 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь Вознесения Господня.
С 1779 года при десятом по счёту строителе иеромонахе Феофане Высокогорская пустынь числится приписной к Саровской, что послужило этому – неизвестно. Правила общежития, молитвословия, трапеза, одежда, послушания стали здесь такими, как в обители Серафима Саровского, и сохранились на многие годы.

Арзамасское общество положило монастырю «ругу» (государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами) в 50 рублей, а потом её и удвоило. Общество выплачивало её регулярно, вплоть до 1779 года, потом уменьшило её до 40 рублей. У монастыря появились собственные благотворители: князья Хованские, Путятины, Максутовы, Куракины; генеральша Анна Кречетникова, помещики Раевские, Панютины, Чемодановы, Полчениновы, Лялины, Микулины; купцы: Подсосовы, Сальниковы, Корниловы, Масленниковы и другие. Благоволил монастырю и Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович.

Монастырь продолжал обустраиваться. Так в 1784 году он был обнесён со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времён. В 1798 году по распоряжению Казённой Палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Тёше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен. В этом же 1798 году Епископ Нижегородский и Арзамасский Павел, который часто посещал обитель, знал монашествующих и опасался закрытия монастыря (из-за малочисленности?), ходатайствовал перед Священным Синодом о включении монастыря в число семибратских, без милостынного (в 300 рублей) содержания. Епископ заверял Святейший Синод, что обитель может существовать и без жалования от казны. Монастырь стал жить на свои средства. С этого времени он уже не состоял в ведении Саровской обители, а находился под началом Нижегородского Епархиального Начальства и под покровительством гражданского ведомства.

В 1823 году в г. Арзамасе обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин «по благоволению» нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу 19 века у монастыря было три часовни, одна в г. Арзамасе, две на Высокой Горе: одна деревянная с резным распятием во весь рост Богочеловека и малая (перекрестная) при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений. А в 1845 году на Высокой Горе окончили строительство второго, тёплого храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и святителей Николая Мирликийского и Дмитрия Ростовского. План для постройки этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря наместником Троицко — Сергиевой Лавры архимандритом Антонием. Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков. В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя Святителя и чудотворца Тихона Задонского. Освящена после 1861 года.

Глава 4. Строители Высокогорской пустыни

Много воды утекло с апреля 1716 года, когда было начато строительство первой часовни, до закрытия монастыря в советское время. (Ликвидирована обитель постановлением Арзамасского уездного исполкома от 4 января 1921 г.). Более двухсот лет свет православной веры сиял над этим красивейшим местом. Не одно поколение монахов усердно трудились здесь во Славу Божию. Настоятели сменяли друг друга. Строились храмы, приделы и часовни, старели вместе с монашествующими, возобновлялись вновь. Кто-то из строителей внёс больший вклад, кто-то меньший. Имена настоятелей известны благодаря игумену Афанасию, извлекшему их из сохранившихся до революции документов и синодиков.

1. Первым Строителем, устроителем и хранителем начальной часовни был иеромонах Лука. Он скончался в первый год возведения часовни. После его смерти при часовне жили иеромонах Иосиф и монах Илья. Но оба они не назывались строителями.
2. Второй Строитель иеромонах Герасим из Арзамасского Спасского монастыря положил основание самой обители. Он был избран в 1718 году арзамасцами, управлял ею вплоть до 1734 года, до самого разорения от разбойников. При нём построена первая тёплая деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, недалеко от прежней часовни.
3. Возобновлённую пустынь в 1743 году строил иеромонах Иов. Он начал и закончил в 1745 году тёплую каменную церковь Вознесения Господня с двумя приделами во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и св. Петра и Февронии Муромских.
4. От четвертого Строителя, иеромонаха Варсонофия, не умевшего даже писать, осталась «сказка», как и на что существовала обитель.
5. Пятый строитель, иеромонах Клеопа (скончался в 1753г.) прославился тем, что тело его было найдено нетленным, державшим в руках прощальную грамоту, когда копали могилу на юго-западном углу Вознесенского Собора.
6. 6. 7. 8. 9. Порфирий, Тимофей, Мефодий и Иринарх по монастырским синодикам значились Строителями, но в какой очерёдности – неизвестно.
10. При десятом Строителе иеромонахе Феофане арзамасское общество стало выплачивать монастырю ругу. При нём число братии пополнилось двумя иеромонахами и одним монахом из Саровской пустыни и иеродьяконом и монахом из пустыни Флорищевой.
11. Одиннадцатый Строитель, иеромонах Ионафан был из Саровских иеромонахов. Он стоял во главе обители с 1780 по 1785г.г. При нём в 1783 году освящён в тёплой церкви придел во имя св. Дмитрия Ростовского Чудотворца, а в 1784 году главный алтарь этой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг монастыря возведена каменная ограда.
12. При двенадцатом Строителе, иеромонахе Иларии (1785-1790г.г.) возвели каменную колокольню.
13. Тринадцатый настоятель, игумен Ефрон (1790-1795г.г.).
14. Четырнадцатый настоятель, игумен Софроний из Саровской пустыни (1795-1798). При нём построен новый каменный настоятельский корпус.
15. Пятнадцатый Строитель – иеромонах Пахомий. При нём пустынь причислена к семибратским, а из казны ей пожалованы мельницы, земли и рыбная ловля.
16. Шестнадцатый Строитель, иеромонах Мелетий. Годы управления пустынью с 1800-1804. Об этом Строителе стоит рассказать подробнее. Происходил из астраханских купцов. Человек грамотный. Изучал русскую грамматику, арифметику, логику, философию. Молодым человеком вступил в монашество. Монах из Саровской пустыни. Прибыл в Высокогорскую пустынь из Тамбовской епархии. В 1789 году совершил путешествие в Иерусалим, описал его. Путешествие длилось около пяти лет. Со Святой земли привёз множество бесценных реликвий. Среди них большой резной Крест, с пятью праздниками, вырезанными из кипариса. В нём частички мощей многих Угодников Божиих, восточных и русских, и другие драгоценные святыни. Этот Крест он и привнёс в Высокогорский монастырь. В Кресте находились 86 святынь: часть древа Господня, часть ризы Пресвятой Богородицы, часть гроба Господня, часть столпа, около которого бичевали Христа, часть от камня, отваленного Ангелом от гроба Господня, часть от древа, под которым почивал Иисус-Младенец с Пречистой своею Матерью. А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери. При этом Строителе в 1802 году устроен и освящён в главной Вознесенской церкви придел в честь Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя и вылит большой колокол весом в 161 пуд и 23 фунта. К большому сожалению, покоится Мелетий далеко от своей родины. После оставления должности Настоятеля на Высокой горе, он решил совершить второе путешествие в Иерусалим. Но корабль патриарха Константинопольского, на котором плыли паломники, 6 ноября 1805 года был потоплен сильной бурей. Произошло это в 17 верстах от города Акры (Небольшой город на северо-западе Израиля). Семь человек потонуло, а восемь спаслись. Мелетий оказался в числе спасённых. Однако, через два дня, 8 ноября, он скончался. Похоронили его в одном из селений недалеко от города.
17. Семнадцатым настоятелем Парфением в 1810 году после переделки полов в тёплой церкви, вновь освящён храм Покрова Пресвятой Богородицы, придел Святителя Дмитрия Ростовского.
18. Восемнадцатым Строителем иеромонахом Дамаскиным, управлявшим обителью с 1813 по 1820г.г., в этой же церкви и её приделе был сделан новый иконостас и «вызолочен по полименту» (клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту). В трапезной холодного собора с левой стороны устроен придел в честь Успения Божьей Матери. Храмовая икона в этом приделе была точным списком и одинаковой по размеру с чудотворной иконы из Киево-Печерской Лавры в серебряном вызолоченном окладе. В 1815 году в вечное владение, пока существует обитель, отдано ей 1700 сажень леса, сенные покосы и право добывания бутового камня в недрах горы (Выходы бутового камня на поверхность сохранились до сих пор).
19. Девятнадцатый Строитель, иеромонах Арсений. Строил пустынь с 1820 по 1826 г.г. При нём возведён новый трёхэтажный каменный корпус (1820г.), в 1822 году двухэтажный гостиный каменный корпус, в 1823 году в самом городе Арзамасе построена каменная часовня, в 1825 году вырыт внутри монастыря глубокий колодец с деревянным верхом. В этом же году вокруг всей монастырской земли выкопан ров, а в 1826 году холодный собор украшен ещё четырьмя главами и перекрыт новой кровлей. Первоначально это был одноглавый храм, но когда по углам были поставлены ещё четыре деревянные главы, а при игумене Алимпии крыльцо обратили в паперть, сделали деревянные перегородки со стёклами, обнесли храм со всех сторон садовыми решетками, стало невозможно обойти его кругом. Храм просуществовал до советских времён, прекрасная старинная архитектура его была похожа на древнюю, но, по словам очевидцев (Николая Щеголькова) позднейшие пристройки его несколько обезобразили.
20. Двадцатым Строителем монастыря был иеромонах Антоний. Годы строительства с 1826 по 1831. Родился 6 октября1792 года в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у князя Е. А. Грузинского в селе Лыскове. Наречен в крещении Андреем. Мальчик рано лишился отца. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впоследствии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 года, из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Сарове. Пробыв около полутора лет в Саровской пустыни, он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь. И здесь он был сначала послушником. Но подвлиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. 27 июня 1822 года пострижен под именем Антония, а через четыре года стал Строителем этой обители. 23 февраля 1831 года скончался наместникТроице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров). За 2 месяца до его кончины преподобный Серафим предсказал назначение Антония следующим Лаврским наместником, и, действительно, 26 февраля митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение. Долгие годы Антоний был духовником и другом Митрополита. При этом знаменитом Строителе был произведён ремонт внутри главной Вознесенской церкви, возобновлённая церковь освящена. При нём завели скотный двор, на котором содержалось до 15 коров, перенесли в более подходящее место пчельник, над монастырским колодцем поставили машину, которая качала воду для всего монастыря. Став наместником Троице-Сергиевой Лавры, он не оставлял своим вниманием нужды обители и помогал монашествующим.
21. При двадцатом Строителе, иеромонахе Сергии, управлявшем обителью девять лет (1831-1840г.г.), старая Покровская церковь была разобрана и на этом же месте заложена новая, с двумя приделами, на берегу реки Тёши построена ветряная двухпоставная (двухколёсная) мельница, деревянная постройка над колодцем заменена на каменную. Над ней возвысился большой железный крест.
22. Двадцать второй Строитель иеромонах Корнилий (1840-1842г.г.) происходил из Нижегородского Печерского монастыря.
23. Двадцать третий настоятель, игумен Иоанникий (1842-1853г.г.) происходил из вдовых сельских священников. Он достроил новую тёплую каменную Покровскую церковь (1845г.), сам освятил в ней два престола: правый в честь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости (11 ноября 1845г.) и левый во имя Святителей: Николая, Архиепископа Мирликийского и Димитрия, Митрополита Росторского (18 ноября 1845г.). Главный престол этого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящён 7 июля 1846 года Епископом Иоанном, впоследствии ставшим Архиепископом Донским и Новочеркасским. В 1849 году при игумене Иоанникии вместо деревянного корпуса для братии построили каменный, двухэтажный. При нём же надстроили окружавшую монастырь стену, по настоянию Епископа Иеремии заложили новый архиерейский корпус.
24. Двадцать четвёртым Строителем, иеромонахом Лаврентием (1853-1856г.г.), достроен в 1854 году архиерейский корпус, возведена внутри монастыря житница (амбар), покрыты железом и покрашены медянкой (зеленая краска) стенные башни.
25. Двадцать пятым Строителем пустыни стал иеромонах Анастасий (1856-1860г.г.), переведённый потом в Городецкий Феодоровский монастырь.
26. Двадцать шестой настоятель – игумен Афанасий, был сначала в ней казначеем, потом Строителем Городецкого Феодоровского монастыря, а 6 августа 1860 года произведён в сан игумена с назначением в Высокогорскую обитель. При нем тёплая Покровская церковь покрашена в красивой голубой цвет; возобновлена живопись на фронтоне Вознесенского храма; побелена колокольня; под Покровской церковью восстановлена и устроена усыпальница; приведены в порядок некоторые обветшавшие постройки, в том числе скотный двор.
С 1887 по 1907г.г. настоятелем Высокогорской пустыни становится архимандрит Софроний (Смирнов). Родился Архимандрит Софроний, в миру Сергей Георгиевич Смирнов, 21 апреля 1828 года в Москве, в семье священника Московской Епархии протоиерея Георгия., окончил курс Московской духовной семинарии, По окончании курса в возрасте 25 лет, взяв родительское благословение, Сергей поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (ныне Свято-Успенская Святогорская Лавра в Донецкой области), где принял монашеский постриг с именем Софрония во имя святителя Софрония Иерусалимского и был рукоположен в 1856 году, в 1857 году – иеродьякон, в 1861 году – иеромонах. В 1881 году настоятель Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ села Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, куда он и был назначен с возведением в сан игумена. Награждён наперсным Крестом. В Высокогорской обители будущий архимандрит Софроний подвизался 28 лет. При этом Настоятеле известен состав монастырской братии Высокогорской пустыни (1888г.). Вместе с ним в монашестве подвизались иеромонахи: Иоанникий 40 лет. Иосаф 71 года, духовник Митрофан 54 лет, Афанасий 44 лет, Валентин 53 года, священник Алексей Цыпровский 84 лет, священник Стефан Кудрявцев 61 года. В обители проживали иеродьяконы: Антоний 72 лет, Вениамин 42 лет, Варфоломей 49 лет; дьякон Александр Нильский 76 лет; монахи: Аристарх 68 лет, Иосиф 62 лет, Дамаскин 69 лет, Евгений 63 лет, Герасим 57 лет, Михаил 63 лет; рясофорные послушники: Алексей Львович Ядринский 46 лет, Георгий Карасёв 78 лет, Алексей Ильинский 39 лет, Василий Кащев 62 лет, Андрей Воробьёв 52 года, Василий Андреев 52 года; нерясофорные послушники Иван Доброславский 45 лет, Иван Кротков 29 лет, Григорий Смирнов 70 лет. Да ещё проживали на испытании до 20 человек. 10 лет (1894-1904 гг.) Софроний нёс послушание благочинного монастырей и общин II округа Нижегородской епархии. Его попечению было вверено 9 обителей, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь, где он совершал богослужения и постриг дивеевских сестер. В качестве благочинного ему довелось сопровождать Царскую чету и других высочайших гостей во время посещения ими Серафимо-Дивеевского монастыря в 1903 году (материал с сайта Нижегородской епархии). В 1907 году о. Софроний ушел на покой, решив последние годы жизни нести подвиг пустынножительства и старчества в непроходимых лесах, распложенных в 5 км от села Никольское Арзамасского уезда. Когда 81-летний старец покидал стены Арзамасского Высокогорского монастыря, лошади, на которых тот собирался ехать, отказывались идти. Видя это, многие братья стали упрашивать, чтобы угодник Божий не покидал их. На что о. Софроний ответил: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников» (Слова старца оказались пророческими. В советское время в стенах монастыря была устроена колония для несовершеннолетних преступников, которая расположена здесь и поныне). После чего благословил лошадей архиерейским благословлением. Упряжка послушно двинулась в путь. На дальней лесной монастырской даче неподалеку от села Ковакса он на свои средства выстроил дом с церковью. Поселившись там и ведя уединённый образ жизни, имея дар прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов, старец, как и в стенах Высокогорской пустыни, постоянно был окружён народом, просящим его помощи и святых молитв. Вскоре рядом с его кельей по благословению епископа Нижегородского Назария был построен деревянный храм, освящённый в честь Сошествия во ад Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вскоре при храме была организована женская монашеская община, духовником которой стал архимандрит Софроний. Скончался архимандрит Софроний на 94 году жизни, 1 августа 1921 года. В том же году состоялось открытие Иверской Софрониевой женской общины (Материал с сайта Нижегородской епархии). Архимандрит Софроний (Смирнов) был канонизирован в 2008 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви среди шестнадцати подвижников XVII-XX в.в. Кто был в числе последних настоятелей (1907-1921 годы), найти пока не удалось.

Глава 5. От отмены крепостного права до советских времён

… Отмена крепостного права 1861года коснулась многих монастырей: у них отобрали имения и крестьян, многие монастыри, преимущественно малолюдные и бедные, были упразднены. В Арзамасе обеднел Спасский монастырь, лишившись богатых вотчин: Ивановского, Кирилловки, Скорятина, Ореховца, Чернухи. Малые мужские монастыри: Троицкий Особный и Введенский были упразднены. Николаевский женский монастырь стал третьеклассным, Новодевичий Алексеевский монастырь тоже был упразднён. Высокогорской пустыни повезло больше других, реформа ее не коснулась, потому что она была вновь приписана к Саровской пустыни, и в ней действовал общежительский устав. К этому времени в монастыре было три церкви и колокольня: Соборная холодная Вознесенская церковь, пятиглавая, с двумя приделами. Правый (устроен в 1802г.) – в честь Пророка и Крестителя Иоанна, левый (устроен в 1815г.) – в честь Успения Божьей Матери. (Ранее это была тёплая церковь, в то же имя, но приделы были другие: мч. Флора и Лавра и бл. кн. Петра и Февронии). По каким причинам были заменены престолы – неизвестно.

Можно представить, каким грандиозным зрелищем был этот собор! Четырёхугольной формы, размером 16 на 5 сажень (сажень – 2, 134 м). Внутри полукруглый алтарь с шестью колоннами, над престолом изображение Триипостасного Божества, вокруг 12 Ангелов. Над алтарём – ризница. Трое дверей: западные, северные и южные. Пятиярусный иконостас готической архитектуры, резной, «вызолоченный на полимент и покрытый по серебру краской цвета небесного». В этом храме за правым клиросом стоял знаменитый большой Крест, привезённый иеромонахом Мелетием из Иерусалима. В церкви хранился свой архив и библиотека, насчитывающая в то время около 400 экземпляров богослужебных и исторических книг. Особой ценностью считалось рукописное Евангелие, по времени относящееся к концу 14 - началу 15 века. Евангелие было обложено двумя толстыми дубовыми досками, обтянутыми пёстрой набойкой.

Вторая, тёплая каменная одноглавая церковь, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя приделами по обе стороны алтаря: по правую – в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости, а по левую – в честь св. Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. Сначала – деревянная, с 1845 года – каменная. Эта церковь была меньшего размера: длина 9, ширина 8 сажень. Все три иконостаса одноярусные, резные, с небольшими колоннами, позолоченные, покрытые кармином (красная краска). В церкви в правом приделе висела чудотворная икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, в вызолоченном окладе, унизанная жемчугом и разноцветными каменьями. Перед ней всегда горела лампада. Барон Николай Антонович Шлиппенбах в память своей супруги, погребённой под этой церковью в усыпальнице, в день её поминовения пожертвовал обители 5000 рублей, чтобы вечно теплилась неугасимая лампада. Эта чудотворная икона имела удивительную историю, рассказанную монахом Иосафом, сыном Георгия Григорьевича Караулова, принесшего святыню в дар монастырю. Позднее эту историю рассказал Николай Щегольков в книге об Арзамасе. Суть этой истории следующая. В 1833 году помещик арзамасского уезда Георгий Григорьевич Караулов передал в Высокогорский монастырь Чудотворную икону Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Прославление этой иконы было совершенно необыкновенное. Когда умер его отец, Григорий Фёдорович Караулов, осталось три имения: арзамасское, сельцо Забелино, ардатовское и саратовское . Наследников было двое. Сыновья Сергей и Георгий. Сергею досталось Забелино, Георгию – ардатовское поместье, а из-за третьего имения братья серьезно поссорились. Дело дошло до вражды, так что они не хотели видеть друг друга. Через некоторое время Георгий ослеп, врачи не могли ему помочь. Однажды он увидел сон. Ему явился некий старец и сказал, что у брата в Забелине есть икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Если он помирится с братом и отслужит у этой иконы водосвятный молебен, умоет глаза святой водой, то прозреет. Георгий не сразу согласился поехать в Забелино, но жена его уговорила. Брат принял Георгия холодно. Послали за священником. Стали искать икону по всему дому, но нигде не могли найти. Наконец священник нашёл образ в сенях людской избы, всю в пыли и тенётах. Икону очистили, вымыли, отслужили перед ней молебен. Георгий умылся святой водой. И – чудо: он прозрел. Братья помирились. Взамен этой иконы Георгий отдал брату саратовское имение. Вскоре Сергей умер и Георгию досталось всё имущество брата. Его выбрали дворянским судьёй. Икона висела в его доме в городе Арзамасе. Каждую субботу перед ней служили молебен. Однажды в один и тот же день к нему в дом пришли две слепых женщины, одна из Курмышского уезда, другая из Симбирской губернии. Им тоже во сне явился старец, сказав, что они прозреют, если умоются святой водой после молебна у этой иконы. Молебен отслужили, обе женщины прозрели. Когда Караулов умирал, он завещал похоронить себя на Высокой Горе, отдать туда же чудотворную икону и устроить в её честь придел. Но устроить придел было негде: холодный Вознесенский храм был обновлён, а тёплая церковь была очень маленькой и низкой. Монахи решили написать бывшему Строителю пустыни, наместнику Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию. Антоний не только посоветовал построить на месте старой новую, более просторную церковь, но и прислал план строительства трёхпрестольной тёплой церкви. А сын Караулова, Иван Егорьевич позаботился, чтобы придел был устроен в этом новом тёплом Покровском храме. Придел освящён Игуменом Иоаникием 11 ноября 1845 года.

Сама Божья Матерь покровительствовала строительству. У монастыря кончились средства на строительство храма. Но однажды во время службы пришла простая женщина и подошла к Игумену для благословения. Но вместо того, чтобы поцеловать ему руку, она положила на благословляющую длань свёрток с деньгами и поспешно удалилась. Поступок изумил старца, он не успел спросить её имени. Настоятель послал послушника догнать женщину и спросить хотя бы, как её зовут, чтобы внести в список жертвователей. Но та ответила очень просто и мудро: «Господь знает моё имя, а церковь Божия за всех равно молит Бога». В этом храме находилась ещё икона Иверской Божьей Матери, привезённой иеромонахом Мелетием с Афонской горы. Она стояла в особом кивоте за левым клиросом северного придела. Обе эти иконы на лето переносились в холодный Вознесенский храм для чествования и поклонения. Под церковью была устроена усыпальница, в которой хоронили монахов, благотворителей и жертвователей из самого Арзамаса и арзамасского уеда. Как пишет Николай Щегольков, «арзамасскому духовенству доставалась нелёгкая обязанность сопровождать эти останки на Высокую Гору пешком в трескучие морозы или во время распутицы в конце Великого поста…». Здесь было погребено множество знаменитых арзамасцев: князь Леонтий Довлет–Кильдеев, Барон Шлиппенбах и его жена, некоторые из фамилии Карауловых, Ушаковых и многие другие.

Третья церковь в монастыре – в каменном архиерейском корпусе домовая однопрестольная во имя Святителя и чудотворца Тихона Задонского. Строительство её начато было по воле епископа Иеремии, который готовился уйти на покой и предполагал здесь поселиться. Но по выходе на покой он поселился в Нижегородском Печерском монастыре. Поэтому архиерейский корпус и эта церковь долгое время были не отделаны. Предполагалось посвятить церковь Иверской иконе Божьей Матери. Но по прославлению Святителя Тихона Задонского, когда 13 августа 1861 года были открыты его святые мощи, церковь посвятили его имени. Храм освятили в 1862 году. Над святыми створчатыми вратами высилась четырёхъярусная колокольня, выкрашенная голубой краской, а по краям и карнизам – белой. Высота колокольни составляла 27 сажен, ширина 4,5 сажени. 10 колоколов услаждали округу необыкновенно красивым звоном. Из хозяйственных построек к этому времени у монастыря были: два каменных двухэтажных келейных корпуса, каменный трехэтажный корпус, два верхних этажа которого занимали монахи, нижний был отведён для трапезной, келарни (кладовая в церкви или монастыре), пекарни, квасоварни и погреба. Недалеко располагался архиерейский корпус, покрашенный в кирпичный цвет краской мумие. Жилых келий для монахов насчитывалось в 1862 году около семидесяти.

В монастыре был глубокий колодец, над которым возвышалось каменное здание, отапливаемое в зимнее время. Вода из него подавалась с помощью машины в келарню. Зерновые припасы хранились в каменной житнице. На територии монастыря рос фруктовый сад. Всё монастырское хозяйство было обнесено высокой, в два аршина, каменной стеной, имеющей пять восьмигранных башен и двое ворот. За монастырской стеной для гостей и паломников построили каменный гостиный корпус с деревянным каретным сараем, двумя конюшнями, подъездным сараем с сушилами. Метрах в шестидесяти от монастырской стены стоял скотный двор. Был у монастыря и свой погреб, и деревянная баня, покрытая тёсом, и дровяник, и пчельник, два огорода и два капустника. Монастырь владел в это время двумя мельницами: ветряной «о двух поставах» (пара мельничных жерновов или вальцов, один из которых неподвижен, а другой вращается на нем, размалывая зерно) и водяной «о трёх поставах с круподёркой». 

По записям Игумена Афанасия, в 1862 году в обители вместе с монашествующими, вольнонаёмными работниками, имеющими пропитание в монастыре, насчитывалось более 80 человек. Монастырь отличался издавна заведённым гостеприимством. Он посещался многими паломниками. Ежегодно в праздник Вознесения из г. Арзамаса устраивался крестный ход. К этому времени в обитель стекались целые толпы богомольцев. Приходящие странники селились в гостиничном корпусе и пользовались братской трапезой. Для женщин-паломниц был построен отдельный деревянный двухэтажный гостиный корпус (по сведениям 1888г.). Около стен монастыря в день Вознесения устраивали небольшую ярмарку, а на лугу – народные гуляния. В 1904 году по сведениям, взятым из книги «Православные монастыри Российской Империи», в обители 10 монахов и 40 послушников.

В настоящее время на месте первых монастырских строений огромная яма, остов основного храма существует на территории ВТК, которая располагается на Высокой Горе. Сохранились и остатки других строений. И всё-таки никакая власть не смогла разрушить это удивительное место! Пускай внутренняя жизнь монашествующих была далека от мирской, они были негаснущими Светильниками, Молитвенниками, оставившими глубокий след в истории края, озаряли жизнь арзамасцев радостным светом Христовой Веры.

Татьяна Кликушина, http://www.litkray.ru/vysokogorskaya-voznesenskaya-pustyn.htm

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.