Почти при самом въезде в город по Крестецкому тракту красиво возвышаются на горке, среди небольших домиков, две церкви с колокольнею. Это храмы — Успения Божией Матери и св. Жен Мироносиц. Давно уже прошло время, когда около них раскидывались небольшие иноческие келейки, и старицы монахини с почтенными матерями и беличками приходили сюда на молитву под звон колокольный. С незапамятных времен здесь стоял монастырь. По-видимому, он пользовался даже известностью. Еще Великий Князь Димитрий Иванович Донской наделил этот монастырь землями и рыболовными тонями. Не оставил обители своею милостью даже Иван Васильевич III, подтвердил он в грамоте тонникам грамоты отца, деда и прадеда на владение монастыря пожнею, которая называлась тогда Богородицкою 1).
1) Из грамоты, отпечатанной в Продолж. Древней российской библиотеки, ч. V, стр. 47, № 156, 1789 года.
Но больше ничего неизвестно о жизни обительской в древние годы, пока не разорили ее шведы в годы лихолетья (1609). Только две древние церкви уцелели тогда среди общего пожарища, да на колокольне сиротливо висели два средних колокола с двумя зазвонными. Ушли разорители, и монастырек стал оправляться на старом пепелище. Снова появились келейки около церквей, и снова тихо, мирно зажила обитель 1).
1) Из описи г Старой Руссы 1625 года и из статистического ц.-исторического описания города в 1-х годах XVII в., напечатан. в Северн. Архиве 1827 г., № 13. При переписи 1625 г., после шведского разорения, значится: «Монастырь Богородицкий, а в нем два храма – Успения Пречистыя, да Жен Мирносиц; оба деревянные и в них два придела». Истор. росс. иерарх. VI, 317.
Много у нее оказалось оброков и земель от прежних лет. Тогда ее наделяли цари, горожане, и посадские люди. Имелись даже и грамоты на все монастырские именья, — «но как-де было смутное время — разоренье, то те акты и утерялись» 2). Да и теперь не оставили ее щедродатели. До сего времени хранится дарственная грамота Варлаама, митрополита ростовского и ярославского, по которой он оставляет обители священные книги и деньги на помин своих родителей 3).
2) Из описи монастырским и церковным землям 1651 г., по показаниям игуменьи Марфы. Подробно владенья монастырские переписаны у архимандрита Макария из в Церковно-археологическом описании города Старой Руссы, стр. 15-16.
3) Грамота со святительскою печатью написана в 11649 году свитком в 1 арш. на имя бывшего здесь девичьего монастыря игуменьи Улитты с сестрами. Святитель дарствует: «а) напрестольное евангелие печатное, б) два октоиха, в) два пролога, г) 12 миней печатных, д) милостыню игуменье с сестрами, 37 старицами, 3 руб. 23 алтына и 2 деньги, 1 1/2 рубля на сорокоуст белому попу Кузьме и своим родителям, по отце священноиерее Карпе, по матери иносхимнице Евфимии, по брате иносхимнике Иоасафе, да Ирине».
Были и другие жертвы от старорорусцев. Благодаря этому обитель существовала почти безбедно, хотя не раз ее сокрушали невзгоды. В 1652 году страшный мор опустошил ее. Что неприятельский меч прошелся тогда по рядам насельников и насельниц обители: 29 стариц и 35 бельцов — мирских людей отдали Богу душу свою. Тяжелое было время, а все же обитель оправилась.
Шел 1727 год... Над обителью снова стряслось большое несчастие. Она погорела, а вместе сгорела и ветхая деревянная церковь Успения Божией Матери. Повелел тогда новгородский владыка Феофан восстановить погоревший храм, но долго не находилось средств на это дело. Так прошло 25 лет. Наконец, явились строители. Это были посадские люди — Даниил Бычатин, Трофим Попов и канцелярист главного магистрата Фома Герасимов. Собственным коштом восстановили они древнюю сгоревшую церковь (1753).
Между тем, монастырек стал хиреть, уменьшаться. Меньше ли усердия стало к обители у горожан, невзгоды ли смирили его, а только с каждым годом в ней становилось скуднее и скуднее. А когда правительство подняло вопрос о монастырских штатах и стало отбирать от обителей лишние земли, монастырь Богородичный был совсем закрыт, и храмы его были обращены в приходские. С грустью разбрелись старицы монахини из закрытой обители по монастырям обширной Новгородской области. Плакали они, прощаясь с родными для них местами (1764 г.). Ближайшие горожане составили новый Успенский приход, к которому присоединились Козьмодамианские и Ильинские прихожане.
И год за годом снова полетели над храмами. Многое изменилось в них с тех пор, как смолкли голоса духоносной рати древних подвижниц...
Знойное лето стояло в 1875 году. В самый день Марии Магдалины (22 июля) загорелась деревянная Успенская церковь. Ничего не могли поделать на пожарище горожане. Успели спасти только почитаемые образа, а церковь со всем имуществом сгорела дотла. Через пять лет (1880), по благословению Владыки Варсонофия прихожане принялись за постройку нового храма. Строителем был выбран церковный староста — купец Петр Северов, и через четыре года храм был готов 1). На 14 сажен над горкою поднялись золоченые кресты новой церкви, а длина ее была 13 сажен и ширина 7.
1) Более значительные пожертвования падают на долю Городского Общества – 11000 рублей, 1000 рублей – от купца Антонова, 1000 – от старосты – строителя Северова, а кроме того, им покрыто всё, что не доставало при постройке.
Красив внешний вид церкви. Посредине подымается большой широкий восьмигранный главный купол, а по бокам его – четыре малых без просветов. Светло и просторно внутри церкви. Впереди открывается изящный иконостас в 5 ярусов, а почти весь нижний ярус составлен из древних почитаемых старорусцами чудотворных икон. Правда, несколько раз их поновляли, и последний раз поновление коснулось, когда были устроены на них ризы, или же при постройке церкви.
Справа от царских врат стоит образ Господа Вседержителя, а слева – Успения Богоматери. Тут же находится и древний почитаемый образ Жен Мироносиц.
В притворе помещены древние образа Богоматери — «Неопалимыя Купины» и «Живоносный Источник». Стены храма украшены ликами св. угодников новгородских, выше их, на парусах, изображены евангелисты, а в куполе — евангельские события.
Живопись, несмотря на сравнительную новизну, значительно попортилась...
Мало сохранилось в этом храме старины от прежних дней, все здесь говорит о новых временах да о щедрости почти современных прихожан храма.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm