ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Старая Русса. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1880 и 1885.
Год утраты:приблизительно 1962 (разобрана)
Адрес:
Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, перекрёсток улиц Крестецкой и Некрасова

Координаты: 57.990608, 31.372792 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 декабря 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
27 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
25 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
24 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
23 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотоархив ИИМК РАН. Фото 1900-х годов<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фотоархив ИИМК РАН. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 сентября 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  1 апреля 2019

Церковь во имя Успения Божьей Матери находится на возвышенном месте при самом выезде из Старой Руссы по Крестецкому тракту. Она первоначально находилась в бывшем Богородицком монастыре, когда же именно построена - неизвестно, как неизвестно, когда и монастырь был основан. Из грамоты Великого князя Иоанна Васильевича жалованной тонникам, жившим в городе Старой Руссы, видно, что он подтвердил ею грамоты отца, деда и прадеда своего Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, давшего уже существующей в его время церкви во имя Пресвятой Богородицы пожню, называемую Богородицкую. Отсюда очевидно, что женский монастырь и Успенская в нём церковь во второй половине 14 века уже были. Церковь эта при разорении монастыря 1609 года Литвою и 1614 года шведами осталась целою и существовала до 1727 года, а в этом году она сгорела, и на месте оной воздвигнута вновь деревянная церковь, во имя Успения Божьей Матери, в 1753 году собственным иждивением старорусских посадских людей: Данила Бычатина, Трофима Попова и главного магистрата канцеляриста Фомы Герасимова. По упразднении женского Богородицкого монастыря 1764 года, церковь Успения Божьей Матери обращена в приходскую; в 1851 года она возобновлена, на пожертвованную прихожанами сумму в число 2000 рублей.

В 1875 году 22 июня деревянный храм Успения Божьей Матери сгорел. С благословения преосвященного Варсонфия указом Новгородской духовной консистории от 20 Сентября 1878 года за №5561 было разрешено строить новый каменный храм. Строителем от прихода был избран церковный староста купец Пётр Северов. В 1880 году начата постройка, к началу которой наличных средств, частью в материалах, а частью деньгами, состояло только до 5420 рублей. Постройка продолжалась до 1885 года. Вновь выстроенный храм о пяти главах, с тремя просветами, украшен пятью вызолоченными крестами, на средней главе через огонь, а на боковых на мардане. Этому новому храму по изяществу его архитектуры и внутренней отделки принадлежит, бесспорно, первое место между церквями в городе.

Источник: www.russa.ru

Церковь Успения Божьей Матери – изначально была расположена на Успенской улице, которая затем была переименована в улицу Некрасова. Изначально церковь входила в состав Богородицкого женского монастыря, который существовал здесь с 14 века. В 1764 году монастырь был упразднен, и церковь Успения стала приходской. Отечественная война не пощадила святые стены церкви Успения – от нее остались одни развалины. После войны церковь не была восстановлена.

http://rusnardom.ru/staraya-russa-drevniy-gorod/

Старая Русса. Успения. 1885. Прот. ДОБРЫНСКИЙ Иоанн Павл.

Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916


Марина Зуйкова  21 сентября 2021

Почти при самом въезде в город по Крестецкому тракту красиво возвышаются на горке, среди небольших домиков, две церкви с колокольнею. Это храмы — Успения Божией Матери и св. Жен Мироносиц. Давно уже прошло время, когда около них раскидывались небольшие иноческие келейки, и старицы монахини с почтенными матерями и беличками приходили сюда на молитву под звон колокольный. С незапамятных времен здесь стоял монастырь. По-видимому, он пользовался даже известностью. Еще Великий Князь Димитрий Иванович Донской наделил этот монастырь землями и рыболовными тонями. Не оставил обители своею милостью даже Иван Васильевич III, подтвердил он в грамоте тонникам грамоты отца, деда и прадеда на владение монастыря пожнею, которая называлась тогда Богородицкою 1).

1) Из грамоты, отпечатанной в Продолж. Древней российской библиотеки, ч. V, стр. 47, № 156, 1789 года.

Но больше ничего неизвестно о жизни обительской в древние годы, пока не разорили ее шведы в годы лихолетья (1609). Только две древние церкви уцелели тогда среди общего пожарища, да на колокольне сиротливо висели два сред­них колокола с двумя зазвонными. Ушли разорители, и монастырек стал оправляться на старом пепелище. Снова появились келейки около церквей, и снова тихо, мирно зажила обитель 1).

1) Из описи г Старой Руссы 1625 года и из статистического ц.-исторического описания города в 1-х годах XVII в., напечатан. в Северн. Архиве 1827 г., № 13. При переписи 1625 г., после шведского разорения, значится: «Монастырь Богородицкий, а в нем два храма – Успения Пречистыя, да Жен Мирносиц; оба деревянные и в них два придела». Истор. росс. иерарх. VI, 317.

Много у нее оказалось оброков и земель от прежних лет. Тогда ее наделяли цари, горожане, и посадские люди. Имелись даже и грамоты на все монастырские именья, — «но как-де было смутное время — разоренье, то те акты и уте­рялись» 2). Да и теперь не оставили ее щедродатели. До сего времени хранится дарственная грамота Варлаама, митрополита ростовского и ярославского, по которой он оставляет обители священные книги и деньги на помин своих родителей 3).

2) Из описи монастырским и церковным землям 1651 г., по показаниям игуменьи Марфы. Подробно владенья монастырские переписаны у архимандрита Макария из в Церковно-археологическом описании города Старой Руссы, стр. 15-16.

3) Грамота со святительскою печатью написана в 11649 году свитком в 1 арш. на имя бывшего здесь девичьего монастыря игуменьи Улитты с сестрами. Святитель дарствует: «а) напрестольное евангелие печатное, б) два октоиха, в) два пролога, г) 12 миней печатных, д) милостыню игуменье с сестрами, 37 старицами, 3 руб. 23 алтына и 2 деньги, 1 1/2 рубля на сорокоуст белому попу Кузьме и своим родителям, по отце священноиерее Карпе, по матери иносхимнице Евфимии, по брате иносхимнике Иоасафе, да Ирине».

Были и другие жертвы от старорорусцев. Благодаря этому обитель существовала почти безбедно, хотя не раз ее сокру­шали невзгоды. В 1652 году страшный мор опустошил ее. Что неприятельский меч прошелся тогда по рядам насельников и насельниц обители: 29 стариц и 35 бельцов — мирских людей отдали Богу душу свою. Тяжелое было время, а все же обитель оправилась.

Шел 1727 год... Над обителью снова стряслось большое несчастие. Она погорела, а вместе сгорела и ветхая деревянная церковь Успения Божией Матери. Повелел тогда новгородский владыка Феофан восстановить погоревший храм, но долго не находилось средств на это дело. Так прошло 25 лет. Наконец, явились строители. Это были посадские люди — Даниил Бычатин, Трофим Попов и канцелярист главного магистрата Фома Герасимов. Собственным коштом восстановили они древнюю сгоревшую церковь (1753).

Между тем, монастырек стал хиреть, уменьшаться. Меньше ли усердия стало к обители у горожан, невзгоды ли смирили его, а только с каждым годом в ней становилось скуднее и скуднее. А когда правительство подняло вопрос о монастырских штатах и стало отбирать от обителей лишние земли, монастырь Богородичный был совсем закрыт, и храмы его были обращены в приходские. С грустью разбрелись старицы монахини из закрытой обители по монастырям обширной Новгородской области. Плакали они, прощаясь с родными для них местами (1764 г.). Ближайшие горожане составили новый Успенский приход, к которому присоединились Козьмодамианские и Ильинские прихожане.

И год за годом снова полетели над храмами. Многое изменилось в них с тех пор, как смолкли голоса духоносной рати древних подвижниц...

Знойное лето стояло в 1875 году. В самый день Марии Магдалины (22 июля) загорелась деревянная Успенская церковь. Ничего не могли поделать на пожарище горожане. Успели спасти только почитаемые образа, а церковь со всем имуществом сгорела дотла. Через пять лет (1880), по благословению Владыки Варсонофия прихожане принялись за постройку нового храма. Строителем был выбран церковный староста — купец Петр Северов, и через четыре года храм был готов 1). На 14 сажен над горкою поднялись золоченые кресты новой церкви, а длина ее была 13 сажен и ширина 7.

1) Более значительные пожертвования падают на долю Городского Общества – 11000 рублей, 1000 рублей – от купца Антонова, 1000 – от старосты – строителя Северова, а кроме того, им покрыто всё, что не доставало при постройке.

Красив внешний вид церкви. Посредине подымается большой широкий восьмигранный главный купол, а по бокам его – четыре малых без просветов. Светло и просторно внутри церкви. Впереди открывается изящный иконостас в 5 ярусов, а почти весь нижний ярус составлен из древних почитаемых старорусцами чудотворных икон. Правда, несколько раз их поновляли, и последний раз поновление коснулось, когда были устроены на них ризы, или же при постройке церкви.

Справа от царских врат стоит образ Господа Вседержителя, а слева – Успения Богоматери. Тут же находится и древний почитаемый образ Жен Мироносиц.

В притворе помещены древние образа Богоматери — «Неопалимыя Купины» и «Живоносный Источник». Стены храма украшены ликами св. угодников новгородских, выше их, на парусах, изображены евангелисты, а в куполе — евангельские события.

Живопись, несмотря на сравнительную новизну, значи­тельно попортилась...

Мало сохранилось в этом храме старины от прежних дней, все здесь говорит о новых временах да о щедрости почти современных прихожан храма.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июля 2022

Церковь во имя Успения Божией Матери деревянная, холодная, о 4-х ярусах, построена пирамидально. Она обшита тесом в рустик и окрашена белилами на масле. Длина церкви 10 саж., ширина 4 саж., вышина до креста 12 саж.

Из предметов, заслуживающих внимания по древности, стоит указать на храмовую икону Успения, пономарские врата и икону Сошествия св. Духа на апостолов, из коих первая почитается в городе чудотворною. При Успенской деревянной церкви находится каменная колокольня 17 саж. в вышину; построена она в 1795 г.

Успенский приход составился из прихожан собственно Успенской церкви, Космодемьянской и Ильинской. В 1792 г. космодемьянские прихожане были приписаны к Ильинской церкви, а прихожане сей церкви в 1831 г. – к Успенской.

К Успенской церкви принадлежала церковь св. жен Мироносиц, деревянная, современна Успенской и находилась от нее в 11 саж., в том же Успенском женском монастыре, но когда именно сия церковь построена, неизвестно. Известно только то, что она в 1609 г. немцами была опустошена, как видно из описи г. Старой Руссы, бывшей в 1625 г., и находилась в запустении до 1660 г. В сем году на месте оной построена вновь также деревянная церковь при царе Алексее Михайловиче, с благословения митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария, на сумму от доброхотных дателей и находилась до 1785 г. В 1786 г. построена на место деревянной каменная, теплая, с благословения высокопреосв. Гавриила, иждивением прихожан. В 1843 г. по Высочайше утвержденному в 1839 г. плану и фасаду, с разрешения епархиального начальства, церковь вновь исправлена, возвышена на 2 аршина, с увеличением окон и украшена. В 1840 г., по тому же плану и фасаду, пристроены два теплых придела во имя св. пророка Илии и св. архистратига Михаила тщанием прихожан, особенно бывших ильинских, и при входе устроена паперть. Эти приделы построены в воспоминание древних церквей Ильинской и Михайловской, которые находились на Ильинской улице близ часовни Чудного Креста и 11 июля 1820 г. сгорели. Церковь св. жен Мироносиц с приделами имеет вид крестообразный, вся оштукатурена и окрашена известью. В длину она имеет 14 ½ саж., в ширину 4 , а вышину с крестом 8 ½ саж.

При Успенской церкви особенно замечательна по Чудному Кресту так называемая Ильинская часовня, в 150 саж. от церкви. Ильинская часовня устроена в 1815 г. собственным иждивением прихожанина, купца Даниила Прокопьевича Хвостова, а в 1828 г. по Высочайше утвержденному плану исправлена. До 1832 г. принадлежала к Ильинской церкви, сгоревшей в 1820 г., а сем году с имуществом церкви и прихожанами приписана к Успенской церкви.

Внутри часовни на восточной стороне находится резной иконостас с шестью позолоченными полуколоннами и с иконами греческого письма. По середине иконостаса позолоченное сияние с 6-ю накладными резными херувимами, и в нем поставлен животворящий Крест, называемый Чудным, подобно Чудному Кресту в Новгороде. По сторонам Креста предстоящие резные: Божия Матерь и Иоанн Богослов, вверху над крестом сделана резная полусень, окрашенная зеленою краскою, на ней резные виноградные ветви, по углам ветхий и новый заветы, кругом 10 херувимов и серафимов. С краев полусени опущена резная занавесь с кистями, сама полусень поддерживается двумя резными, стоящими на тумбах ангелами, из коих один держит чашу, а другой свиток с надписью: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Вся резьба: ангелы, херувимы, серафимы и заветы позлащены червонным золотом, а лица ангелов изображены живописью. Самый же Крест в длину 4 арш. 5 верш., в ширину 2 ¼ арш., в толщину ¼ арш., в подножии круглый, по виду темноватый, устроен из сосны в воспоминание морового поветрия, бывшего в г. Старой Руссе в 1655 г. В память сего несчастного события оставшиеся в живых жители Старой Руссы сделали и поставили сей Крест в церкви св. пророка Илии, который в последствии времени перенесен для всеобщего поклонения верующих в деревянную малую часовню, неподалеку от церкви находившуюся, мимо которой пролегала тогда дорога для проходящих и проезжающих. Когда сия дорога прекратилась с построением домов для жителей, часовня пришла в ветхость, и Крест перенесен в 1816 г. в каменную часовню, усердием купца Хвостова для сего сооруженную, где и доселе пребывает.

Со времени холеры в 1848 г. Чудный Крест Высочайше разрешено носить в трех крестных ходах в Старой Руссе: 8 июля, в день Казанской Божией Матери, в следующее после сего числа воскресение и 1 августа.

Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.