Церковь св. великомученика Мины.
Отсутствие известий о времени появления храма. Основные архитектурные формы. Святыни церковные.
Травой муравой заросла дорожка среди людного, шумливого когда-то Мининского конца между реками Порусьею и Перерытицею. С давних пор так назывался этот конец, а назывался потому, что стояла здесь древняя церковка в честь св. мученика. В глубине столетий скрываются преданья о начале ее. Пережила она и нашествия литовские, и смутное время. В последнее нашествие враги разорили церковь; разграбили ее драгоценности; и остались только толстые каменные стены, сложенные из кирпича, дикого камня и плиты с железными связями. Крепко строили в древности каменщики, уцелели стены церковные от разоренья. Да памятна была церковь и ворогам. Преданье говорит, что в ней ослепли шведы и их лошади, когда они, за неименьем пристанища, после разорения города вошли в храм вместе с конями. Делегарди, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах. После этого почти полтораста лет стояли еще стены храма запустелые, заброшенные. Наконец, собрались с силами прихожане, возобновили его, а с запада пристроили деревянный притвор-трапезу с сенями. Это было уже в 1751 году 1).
1) Как видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в алтаре, а сделано все было по благословению святителя Стефана Каллионовского.
С тех пор и стоит церковь, постоянно поновляясь щедрыми храмолюбцами. (Например, в 1874 году она была обращена в теплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена). Большой был и приход при этом храме. Кроме городских домов, к ней приписаны были 15 деревень, расположенных по берегам Порусьи-реки. Уменьшился приход лишь в 1832 г., когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, да и то пока не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато к мининскому приходу были приписаны прихожане (1832 г.) Вознесенской и Димитриевской церквей.
В настоящее время древняя церковь замерла. Редко в ней служится служба Божия. Приписали к Мининской церкви Димитриевскую, а теперь и служить стали там. Древний храм остается лишь для праздничных служб, да как памятник прошлого пережитого.
Невелика церковь по своим размерам. Длина ее с притвором 8 саж. и 1 арш., ширина 4 сажени, а вышина с главою и крестом 7 саж. 1 арш. В древности она, по-видимому, состояла лишь из одного основного каменного четверика с выступом на восточной стороне для алтаря, а с запада к этому четверику теперь примыкает притвор с сенями и небольшою колоколенкою. Главный четверик храма покрыт на четыре ската, а над кровлею возвышается небольшая глава с крестом. Неровные, толстые снизу и утончающиеся кверху стены разбиты пилястрами, с арками вверху, на три части. Алтарная апсида украшена колонками и арочками. Таков внешний вид церкви. Внутри она представляет из себя обычный храм новгородской постройки с характерною массивностью стен, простотою и даже грубостью устройства.
Впереди открывается трехъярусный иконостас, причем, образа двунадесятых праздников расположены в два ряда. Все св. образа переписаны и поновлены в недавнее время, только в нижнем ярусе обращает на себя внимание местный храмовой образ св. великомученика Мины в чудесах. Святого, восседающего на троне в полном воинском одеянии с медальоном Христа на груди, окружают по полям изображения чудес и страданий его в 20 клеймах. Ясно, отчетливо исполнены черты лика св. великомученика, в них видна рука древних благоговейных художников иконописцев. Возможно, что этот образ современен построению храма и написан еще до последних литовских разорений, а если и поновляли его в последние века, то эти поновления все же не могли сгладить всей красоты древнего отеческого письма. На великомученике серебряная риза с венцом, украшенным дорогими камнями, а на чудесах риза медная посеребренная.
Обращает на себя внимание еще местный образ Господа Вседержителя по стильному, древнему письму, по взору Спасову открытому, ясному, как бы испытующему с кротостью помышления приходящих к Нему.
В притворе церкви стоят образа, собранные, по-видимому, из разных церквей н даже из иконостасов, как например, образ благоразумного разбойника. Тут же небольшой образ св. великомученика Власия в чудесах сравнительно древнего письма, тут же несколько символических картин на полотне позднего происхождения.
В алтаре хранится еще напрестольный осьмиконечный сребропозлащенный крест с обычными чеканными изображениями и буквами: К. Т. Н. И. К. А. М. Л. Р. Б. Г. Г. Г. А. На другой стороне креста — надпись: «В лето 7182 (1674) года мая, в 3 день, сотворен сей крест по благословению иверскаго архимандрита Евмения, тщанием соборнаго старца Ионы со всею во Христе с братиею». Тут же находится еще евангелие 1657 года в кованом окладе, и старые оловянные сосуды, напоминающие о бедственных годах в истории церкви.
С запада к церковным сеням примыкает небольшая, всего о двух ярусах, деревянная колоколенка, а на ней висят 5 колоколов — один большой в 25 пудов, да 4 зазвонных.
Так и стоит ныне эта древняя церковка в мирном, уютном уголке города вдали от шума жизни, как бы отошедшая, отставшая от быстротечного времени, от вечных перемен в жизни человеческой. Многие считают ее древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены ее говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало ее теряется в глубине столетий.
Было время, когда около нее был большой приход, и много собиралось в нее богомольцев, но теперь все затихло. Зато оживленнее стало около приписных к ней церквей.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm