ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.


Старая Русса. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:приблизительно 1601 - 1700.
Год утраты:приблизительно 1940
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Сварога

Координаты: 57.985354, 31.361638



Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Открытка начала века сайта http://russa.narod.ru/books/streets/007.htm<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Открытка начала века сайта http://russa.narod.ru/books/streets/007.htm
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Почтовая открытка с фотографии храма, 1910 год. <br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Почтовая открытка с фотографии храма, 1910 год.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, фото с сайта https://pastvu.com/p/253564<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
фото с сайта https://pastvu.com/p/253564
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Фото из журнала "Русский паломник".<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1900
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, "Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
"Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.
Лобготт Пипзам



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  20 сентября 2021

Внешний вид храма. Богатства от древних лет.

Невдалеке, всего саженях в 15 к западу от Петропавловской церкви, где когда-то раскидывалась шумливая городская площадь, стоит небольшая, ветхонькая церковка. С давних пор стоит она тут. Может быть, и разоренье литовское пережила она, а вернее, что появилась она вскоре после разоренья. Ничего не упоминает об этой церкви дьяк Чоглоков в описи, сделанной по государеву указу. Невелика она по размерам — всего 6 саж. 2 1/2 аршина длины, в ширину 3 сажени и 1 аршин и в высмоту 5 сажен 1 аршин.

С восточной стороны ее выдается малое полукружие для алтаря, к югу и северу стены раздвинуты несколько пошире, с запада пристроен притвор и немного пониже его — сени. Таким образом, церковь имеет вид четырехконечного креста. Своеобразно, по скатам покрыта эта церковка. Выше всего поднимается средняя часть храма, покрытая на 2 ската. Завершается она небольшим глухим куполом. По­ниже идут еще два меньших ската, а еще ниже идут скаты над трапезою и, наконец, самая низкая часть — это сени и алтарь, покрытый конусообразно. Крепко, в угол срублены из толстого могучего дуба церковные стены. Зато и стоят они уже не один век целы невредимы. Снаружи цер­ковка обшита тесом и покрашена краскою; а изнутри так и оставлены тесаные бревенчатые стены; только в последнее время они закрашены.

Стариной веет от всего в этом храме, — и от священных ликов, и от предметов церковного обихода. Здесь все говорит о былом прошлом, когда строился храм, и искусники — живописцы с благоговением писали для него образа.

Прямо же при входе в церковь открывается древний иконостас ее. Небольшие царские врата украшены обычными изображениями. Справа от них образ — Господа Вседержителя, к стопам Которого припадают митрополиты московские; дальше — образ Богоматери Владимирской и Параскевы Пятницы. А слева от царских врат стоит образ Старорусской Божией Матери.

Этот образ по характеру своего письма относится не позже как к началу 18-го столетия, а вероятно, он современен построению церкви. Между тем, он более похож на образ Богоматерн, хранящийся в соборе. Младенец Христос и на нем отвернулся от Своей Пречистой Матери.

Выше местного ряда еще в два тябла протянулись образа иконостаса. Тут ряд Деисусный и ряд двунадесятых праздников.

По стенам храма и в притворе в несколько рядов идут те же древние иконы, собранные из исчезнувших ныне храмов. Есть тут образа из ряда апостолов и пророков, и праотцев. Можно насчитать до пяти различных иконостасов, из которых взяты они. Даже алтарь увешан такими же образами. Над горним местом там Деисус, а по стенам образа — Знамения Божией Матери, прав. Иова, пророков Ионы, Соломона 1), священномученика Власия, великомученицы Параскевы и другие. Все они разнообразятся друг от друга по стилю письма своего, а помещены здесь как лучшее украшение алтаря.

1) Образ взят в Новгор. церк.-археологический музей.

Среди богатства святынь обращают на себя внимание царские врата и сень над ними из какой-то древней церкви. На стене изображено установление таинства Евхаристии. Справа там под сенью стоит Христос около престола и преподает Свою Пречистую Кровь подходящим в благоговении ученикам. Слева, так же под сенью, Господь преподает Свое Пречистое Тело. По бокам находится часть столбиков, на которых были утверждены царские врата, а на них изображены св. архидиаконы — служители при св. Трапезе.

У южной стены храма есть еще примечательный образ Господа Саваофа. Посредине его изображены праотцы Авраам, Исаак, Иаков, на лоне которых почивают усопшие правед­ники. Внизу, во гробе, лежит мертвый человек. Его окружают и припадают к гробу монахи, а над монахами над­писана вся церковная песнь «Плачу и рыдаю» и т. д... Очевидно — эта возбуждающая интерес богомольца икона, со­временна построению церкви, или имеет, во всяком случае, древнее происхождение...

Несколько раз среди икон встречаются образа препод. Нила Столобенского и Параскевы Пятницы, как бы говоря о том, что, вероятно, из церквей, посвященных этим святым, взяты многие иконы, находящиеся в церкви.

Даже вход в храм украшен примечательными образами. Там, над дверями помещен Деисус, а справа — большой образ «Сретение иконы Владимирской Божией Матери». Образ этот окружен отдельными изображениями по краям. Между прочим, сверху там Христос Эммануил, а по краям — Иоане Кипрский, Иоанн Златоуст; Александр Невский, митрополит Филипп и Иаков Боровичский, а внизу есть над­пись о том, что образ поновлен в 1804 году. Думается, что эта надпись открывает из истории св. икон то, что в этом году весьма многих из них коснулось поновление, так как по характеру они весьма сходны с указанным образом.

Вообще же, многие из образов привлекают к себе внимание особенностями своего письма. Много здесь есть своеобразного, чисто новгородского, но во многом видно и московское влияние. Самое посвящение храма Богоматери Владимирской говорит за это. Очевидно, он появился в то время, когда в Старой Руссе, и вообще в Новгородской области, было сильно московское влияние. Таким образом, в храме соединилось простое, привольное новгородское творчество, стихийная простота с более вычурным московским художеством.

Таков этот храм — хранитель многих богатств прежних храмов. В настоящее время он почти оставлен для церковного служения и является живым музеем и святилищем былых, отжитых времен.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916.



Комментарии и обсуждение


Деревянная церковь, обшитая тёсом, вероятно, сооружённая в XVII в. (имелся антиминс с датой 1777). Четверик, завершённый кровлей с переломом, с пятигранным алтарём и небольшой трапезной. С XIX в. приписана к соседней Петропавловской церкви, разрушена не позже 1940-х гг.

Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 283-285

13 февраля 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Качалин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.