Внешний вид храма. Богатства от древних лет.
Невдалеке, всего саженях в 15 к западу от Петропавловской церкви, где когда-то раскидывалась шумливая городская площадь, стоит небольшая, ветхонькая церковка. С давних пор стоит она тут. Может быть, и разоренье литовское пережила она, а вернее, что появилась она вскоре после разоренья. Ничего не упоминает об этой церкви дьяк Чоглоков в описи, сделанной по государеву указу. Невелика она по размерам — всего 6 саж. 2 1/2 аршина длины, в ширину 3 сажени и 1 аршин и в высмоту 5 сажен 1 аршин.
С восточной стороны ее выдается малое полукружие для алтаря, к югу и северу стены раздвинуты несколько пошире, с запада пристроен притвор и немного пониже его — сени. Таким образом, церковь имеет вид четырехконечного креста. Своеобразно, по скатам покрыта эта церковка. Выше всего поднимается средняя часть храма, покрытая на 2 ската. Завершается она небольшим глухим куполом. Пониже идут еще два меньших ската, а еще ниже идут скаты над трапезою и, наконец, самая низкая часть — это сени и алтарь, покрытый конусообразно. Крепко, в угол срублены из толстого могучего дуба церковные стены. Зато и стоят они уже не один век целы невредимы. Снаружи церковка обшита тесом и покрашена краскою; а изнутри так и оставлены тесаные бревенчатые стены; только в последнее время они закрашены.
Стариной веет от всего в этом храме, — и от священных ликов, и от предметов церковного обихода. Здесь все говорит о былом прошлом, когда строился храм, и искусники — живописцы с благоговением писали для него образа.
Прямо же при входе в церковь открывается древний иконостас ее. Небольшие царские врата украшены обычными изображениями. Справа от них образ — Господа Вседержителя, к стопам Которого припадают митрополиты московские; дальше — образ Богоматери Владимирской и Параскевы Пятницы. А слева от царских врат стоит образ Старорусской Божией Матери.
Этот образ по характеру своего письма относится не позже как к началу 18-го столетия, а вероятно, он современен построению церкви. Между тем, он более похож на образ Богоматерн, хранящийся в соборе. Младенец Христос и на нем отвернулся от Своей Пречистой Матери.
Выше местного ряда еще в два тябла протянулись образа иконостаса. Тут ряд Деисусный и ряд двунадесятых праздников.
По стенам храма и в притворе в несколько рядов идут те же древние иконы, собранные из исчезнувших ныне храмов. Есть тут образа из ряда апостолов и пророков, и праотцев. Можно насчитать до пяти различных иконостасов, из которых взяты они. Даже алтарь увешан такими же образами. Над горним местом там Деисус, а по стенам образа — Знамения Божией Матери, прав. Иова, пророков Ионы, Соломона 1), священномученика Власия, великомученицы Параскевы и другие. Все они разнообразятся друг от друга по стилю письма своего, а помещены здесь как лучшее украшение алтаря.
1) Образ взят в Новгор. церк.-археологический музей.
Среди богатства святынь обращают на себя внимание царские врата и сень над ними из какой-то древней церкви. На стене изображено установление таинства Евхаристии. Справа там под сенью стоит Христос около престола и преподает Свою Пречистую Кровь подходящим в благоговении ученикам. Слева, так же под сенью, Господь преподает Свое Пречистое Тело. По бокам находится часть столбиков, на которых были утверждены царские врата, а на них изображены св. архидиаконы — служители при св. Трапезе.
У южной стены храма есть еще примечательный образ Господа Саваофа. Посредине его изображены праотцы Авраам, Исаак, Иаков, на лоне которых почивают усопшие праведники. Внизу, во гробе, лежит мертвый человек. Его окружают и припадают к гробу монахи, а над монахами надписана вся церковная песнь «Плачу и рыдаю» и т. д... Очевидно — эта возбуждающая интерес богомольца икона, современна построению церкви, или имеет, во всяком случае, древнее происхождение...
Несколько раз среди икон встречаются образа препод. Нила Столобенского и Параскевы Пятницы, как бы говоря о том, что, вероятно, из церквей, посвященных этим святым, взяты многие иконы, находящиеся в церкви.
Даже вход в храм украшен примечательными образами. Там, над дверями помещен Деисус, а справа — большой образ «Сретение иконы Владимирской Божией Матери». Образ этот окружен отдельными изображениями по краям. Между прочим, сверху там Христос Эммануил, а по краям — Иоане Кипрский, Иоанн Златоуст; Александр Невский, митрополит Филипп и Иаков Боровичский, а внизу есть надпись о том, что образ поновлен в 1804 году. Думается, что эта надпись открывает из истории св. икон то, что в этом году весьма многих из них коснулось поновление, так как по характеру они весьма сходны с указанным образом.
Вообще же, многие из образов привлекают к себе внимание особенностями своего письма. Много здесь есть своеобразного, чисто новгородского, но во многом видно и московское влияние. Самое посвящение храма Богоматери Владимирской говорит за это. Очевидно, он появился в то время, когда в Старой Руссе, и вообще в Новгородской области, было сильно московское влияние. Таким образом, в храме соединилось простое, привольное новгородское творчество, стихийная простота с более вычурным московским художеством.
Таков этот храм — хранитель многих богатств прежних храмов. В настоящее время он почти оставлен для церковного служения и является живым музеем и святилищем былых, отжитых времен.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916.