ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Церковь Димитрия Солунского.

Церковь Вознесения Господня.


Старая Русса. Церковь Димитрия Солунского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Димитрия Солунского, Рождества Пресвятой Богородицы, Митрофана Воронежского, Андрея Стратилата
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно 1860 - 1870.
Год утраты:приблизительно 1950
Адрес:
Новгородская область, Старорусский район, Старая Русса, перекресток ул. Красных Командиров и Пионерского пер.

Координаты: 57.981475, 31.361911



Церковь Димитрия Солунского, Вид с юго-востока. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Вид с юго-востока. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 января 1942
Церковь Димитрия Солунского, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 декабря 1941
Церковь Димитрия Солунского, Дмитриевская церковь в Старой Руссе (церковь не сохранилась). Старая открытка. Фото со стенда в музее-квартире Ф.М. Достоевского<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Дмитриевская церковь в Старой Руссе (церковь не сохранилась). Старая открытка. Фото со стенда в музее-квартире Ф.М. Достоевского
Наталия
15 августа 1900
Церковь Димитрия Солунского, "Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
"Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.
Лобготт Пипзам
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 февраля 2017

Кирпичная церковь на месте каменного здания 1445, разобранного по ветхости в кон. XVII в. Выстроена в 1860-1870-х гг. на средства горожан. Двусветный бесстолпный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной с высокой колокольней. Главный престол Вознесенский, боковые приделы Рождество-Богородицкий и Димитриевский, в трапезной приделы Митрофана Воронежского и Андрея Стратилата. Закрыта в 1928 г., в войну повреждена, разобрана в 1950-х гг.

Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 270-276


Марина Зуйкова  21 сентября 2019

Димитриевская церковь.

Основание церкви (XV в.). Последующие судьбы ее. Храм Вознесения (1751). Последние перестройки. Внутренний вид. Примечательные иконы в храме с приделами. Колокольня и школа.

На той самой городской улице, по Холмовской дороге, где стоит Никольская церковь, поюжнее от нее стоит — красуется другая церковка. Красиво выделяются на синеватой глазури пять куполов храма, а к самой улице подходит трехъярусная колокольня, поднимаясь над церковными две­рями.

Новизною веет от этой церкви с колокольницею, хотя с давних пор здесь стояла церковь.

Есть летописные известия, что какой-то храмолюбец при святителе Нова-города Евфимии II, в княжение на Руси великого князя Василия Васильевича Темного (около 1446 года), выстроил на этом месте храм с приделами в честь апо­стола Евангелиста Луки и митрополита Петра 1).

1) История госуд. Российского, V т., 256 стр., примеч. 386.

Много веков прошло с той поры, а еще больше перемен случилось в городе. Не узнать теперь древней церкви, как не узнать самой Старой Руссы. Все по нескольку раз изменялось, а о древнем храм остались лишь воспоминания, да и то благодаря летописным заметкам. Литва разорила храм при общем разорении города, и долгие годы стояли на месте его обгоревшие развалины, пока не собрались с силами прихожане, не обстроились сами они. Тем временем отыскались благотворители, и в 1693 году развалины церковных стен были окончательно разобраны, а немного поюжнее их появился новый храм в честь великомученика с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Заботились прихожане о своем храме, всячески украшали его, а рядом с ним, по благословению святительскому (Стефана Каллиновского), выстроили деревянною церковку в честь Вознесения Господня 2). Уютна была эта церковка. Все стены ее были оклеены холстом и расписаны священными изображениями. Тут были и святители, и подвижники между картинами из священной истории, или притчами Спасителя.

2) В 1751 году размеры церкви были — 9 саж. 1 арш. длины и 3 саж. 1 арш. ширины.

Так долгие годы стояли эти церковки одна рядом с другою. Да мал был приход около них, трудно было содер­жать их в порядке и благолепии, нечем было кормиться священникам; тогда епархиальное начальство приписало эти церкви к Мининской (1831 г.). Прошло еще несколько лет. Древние храмы ветшали и разрушались. Наконец, нашелся щедрый храмолюбец — почетный старорусский гражданин Андрей Г. Погребов. Захотелось ему построить новый камен­ный храм в честь Вознесения, подговорил он к этому и прихожан, и все они дружно принялись за общее дело. С разрешения Епархиального начальства, старая Вознесенская церковь была разобрана и уступлена крестьянам села Ста­рикова, Димитриевская же церковь отдана Тюремному замку.

На месте алтарей этих храмов и по сие время стоят кресты за оградками. А на новом месте, рядом с разобранными церквами, быстро закипела работа, и скоро вырос но­вый пятиглавый храм в честь Вознесения Господня с приделами Рождества Богородицы (справа) и св. великомуч. Димитрия Солунскаго (слева). В притворе его были устроены приделы во имя святителя Митрофана Воронежского (справа) и св. мученика Андрея Стратилата (слева). К 1875 году постройка была уже окончена, и храм отделан. Много средств собрали на доброе дело прихожане, откликнулось на него Городское Общество, а Государь Император Александр II пожертвовал кирпич из соляного завода. В. Г. Погребов пожертвовал 1000 рублей, городское о-во – 2000 р. Много положил денег староста церковный М. Е. Быков и другие прихожане.

Немного времени прошло с тех пор, как построен храм, но уже несколько раз его поновляли и с каждым годом все больше и больше украшали. Изящен внешний и внутренний вид его. Снаружи он представляет из себя обычный четверик, завершающийся четырехскатною кровлею с пятью главами; с запада примыкает притвор с приделами, а над притвором припод­нимается трехъярусная колокольня. Внутри храма стены суживаются к трибуне восьмигранным скатом, и, таким образом, получается довольно боль­шой купол.

Алтарная апсида отделяется от храма роскошным золоченым иконостасом, вглубь которого вдаются царские врата трех алтарей. Роскошна живопись во всех трех ярусах иконостаса, а особенно хороши некоторые иконы второго яруса.

Сохранились в церкви и древние храмовые образа — Вознесения Господня; Воскресения и св. великомученика Димитрия, взятые из старых церквей; тут же образ Скорбящей Богоматери и Знамения. Все они покрыты блестящими ризами, стены храма украшены хорошею живописью.

В притворе, в завороте иконостаса к главному храму, стоит большая икона с надписью «образное изображение символа веры». Здесь, в стиле 16-17 столетий, в красках изображены все важнейшие догматы христианской религии и священные события, о которых говорится в символе веры.

Обращают на себя внимание и иконы, помещенные на столбах притвора. Сюда каждую зиму переносится чудо­творный образ св. мучеников Кирика и Иулитты из часо­венки в Парке минеральных вод. Здесь же находится несколько старинных по виду образов Знамения Божией Ма­тери, украшенных ризами с жемчугом. Все они взяты из прежних церквей.

Чисто, светло и уютно в этом небольшом, сравнительно, по размерам храме. Всюду видна заботливая рука прихожане. А сам храм является как бы напоминанием былого в жизни города, когда в нем повсюду стояли большие и малые церкви. Здесь старое соединено с новым, воспоминания о прошлом – с заботливостью современных прихожан о церковном благолепии.

Недавно появилась при храме и изящная колоколенка. Ее построил усердный староста, купец Быков, с прихожанами в 1874 году, когда шла большая перестройка самой церкви. На колокольне висят девять колоколов сладкозвонных, перелитых уже в последние годы.

К югу от церкви, в ограде, находится небольшая церковно-приходская школа со сторожкою. Открыта она всего с 1909 года, а прежде, с 1905 года здесь помещалась школа грамоты.

Из предметов церковной старины в этой церкви обращают на себя внимание — напрестольное Евангелие 1688 года. На нем есть и надпись по листам о жертвователе: «Дал сию книгу в Старую Русу на посад в церковь великомученика Димитрия посадский человек Владимир Кириллов сын Меньшагин, по своей души и по родителем»...

В на колокольне хранится колокол надписью на латинском языке: «Альберт Бенник меня вылил в Любеке в 1672 году».

К Дмириевской церкви приписана часовенка в Парке Минеральных вод в честь св. Кирика и Иулитты; сюда же приписана и новая каменная парковская часовня.

Так и живут около своих святынь и храмов Мининские прихожане, собранные ныне в один приход с Дмитриевскими и Вознесенскими.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.