ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1192.
Адрес:
Россия, Новгородская область, Старорусский район, г. Старая Русса, Монастырская площадь, д. 1

Координаты:57.99411, 31.3603


План Спасо-Преображенского монастыря, Старая Русса
Собор Спаса Преображения Церковь Рождества Христова Церковь Сретения Господня Колокольня (1620-е гг.) Монастырский корпус (XIX в.)  Бывший собор иконы Божией Матери Монастырский корпус (XIX в.) Главная Соборы.ру Храмы монастыря:

1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Рождества Христова
3. Церковь Сретения Господня
4. Колокольня (1620-е гг.)
5. Бывший собор иконы Божией Матери "Старорусская"
(1889-1892 гг., капитально перестроен в 1960-х гг.)


Другие постройки монастыря:
6. Монастырский корпус (XIX в.)
7. Монастырский корпус (XIX в.)
8. Памятный камень в честь Спасо-Преображенского монастыря

План составлен В.Д.Курковым



Добавить фотографию
Сортировка:


Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Илья Смирнов
20 июня 2021
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 января 2017
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
!
7 мая 2016
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Алексей Кротов
5 января 2015
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
18 мая 2014
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Вадим Павлов
10 августа 2013
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Ярослав
13 марта 2010
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
HD Наталия
5 января 2010
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Вадим Павлов
15 июля 2006
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Наталия
4 августа 2005
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область

maxcom
7 апреля 2005
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Монастырский корпус
oldboy
7 марта 2011
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Монастырский корпус
oldboy
7 марта 2011
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Вадим Павлов
16 октября 2020
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Памятный знак
Наталия
15 августа 2013
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Наталия
15 августа 2013
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Корпус
Наталия
5 января 2010
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Фотоснимок с сайта: Pastvu.com/133586
Алексей Кротов
1 июля 1948
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Храмы монастыря, 1942 г.
Елена Григорьева
1 января 1942
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 сентября 1941
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
1891 год. Врата Преображенского монастыря
Игорь Герасимов
1 января 1891
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1892
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1892
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
"Иллюстрированный историческо-статистический очерк Города Старой Руссы и Старорусскаго уезда". Составил М. И. Полянский. Новгород. Типо-Литография В. И. Павлова. 1885 год.
Лобготт Пипзам
??
Спасо-Преображенский монастырь - Старая Русса - Старорусский район - Новгородская область
Гравюра А.И. Зубчанинова с фотографии В.Кузнецова (1892 г.), со страницы монастыря в ru.wikipedia.org
Дмитрий Дроздецкий
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  19 марта 2007

Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 сентября 2017

С северной стороны к притвору Преображенского собора примыкает четырёхъярусная колокольня. Впервые о наличии колокольни в Спасо-Преображенском монастыре говорится в Писцовой книге 1624 года: "На монастыре ж на колокольнице два колокола больших весом семнатцать пуд, два колокола середних весом четырнадцать пуд, два колокола малых весом шесть пуд бес чети". Из этой записи не ясно, каменная была "колокольница" или же деревянная. Но вернее всего второе, поскольку уже в конце 1620-х - начале 1630-х годов, при игумене Иосифе, в монастыре выстроили существующую ныне колокольню, которая на самом деле исторически являлась не просто колокольней, а церковью под колоколы. Это выяснилось при обследовании здания, выявившем заложенные алтарные ниши на уровне второго яруса.

Действующей церковь оставалась недолго, уже в ХVIII веке в ней не служили, а потому даже посвящения её не сохранилось в монастырских документах. Колокольня является высотной доминантой всего монастырского комплекса. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что сие сооружение имеет четыре яруса, из которых два нижних прямоугольные в плане, а два верхних - восьмиугольные ("восьмерик на четверике").

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №59, 2013 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  22 сентября 2021

Исторический очерк обители. Основание (кон. XII). Мартирий — первый игумен. Обновление храма св. Евфимием и последующие судьбы обители.

Густа, непролазна чаща лесов новгородских. Только зверь да недобр человек проберутся сквозь них и найдут там убежище. Широко, широко пораскинулись те леса дремучие. Березняк, а порою и сосны, и ели с дубами могучими тянулись по десяткам, по сотням верст.

Много веков прошло с тех пор... Густа чаща лесная на островке, что охватывался Полистью-рекою, Порусьей с Алабушевым протоком, да соляным ручейком Войе. Что стена темно-зеленая стоял лес по ту сторону ручейка, рядом с торговым городом Руссою. Зверье только и жило в непочатых зарослях лесных. Да и там появился человек благоприветливый. Пришел он откуда-то 1), поселился на полянке лесной один одинешенек. Это был инок Мартирий. Охваченный молитвенным восторгом среди трудов и поста, он будто бы не замечал ничего окружающего. А благостного молитвенника скоро заметили рушане. Один по одному узнали они о подвижнике; с изумлением смо­трели на жизнь его среди лесных дебрей, а подвижник приветливо, с ласкою встречал всех и каждого. Понра­вилась рушанам его жизнь ради Господа, да так понрави­лась, что многим захотелось навсегда остаться около него. Никого не отгонял пустынник, всех принимал в брат­ство свое; и мирно, в любви зажили около него пустыннички.

1) Возможно, что он был рушанин, только познакомился (1 Новгор. летоп.) с монашеством в новгородских монастырях, которые уже тогда как бы кольцом охватывали Великий город. Там в это время славился монастырь Хутынский Варлаамов. Видимо-невидимо народу шло к подвижнику. Да не заглохли тогда еще рассказы чудные о другом подвижнике, преподобном Антоние Римлянине. Здесь-то и мог получить подвижник старорусский первые наставления в иноческой жизни, здесь он мог полюбить ее под руководством духоносных мужей. Писано на основании рукописи о Владыках Новгородских из библ. Тихомирова. В летописи монастырской прямо говорится, что он происходил от благородных родителей, по фамилии Рушанины из самого города Русы.

Устроил Мартирий посреди келий братских небольшую деревянную церковку «на прибежище крестьянам 1). Сам новгородский Владыка Григорий в день Успения Божией Ма­тери освятил новый храм, а инока Мартирия сделал игуменом новой обители. Еще больше народа пошло теперь в лесок к Мартирию: кто за советом участливым, а кто для церковной молитвы. Услышали об учительном игумене купцы — гости новгородские: понаведались к нему, и так полюбился им трудник игумен, что когда умер в Новгороде святитель, стали поговаривать они на вече за Мартирия, чтобы его избрали святителем. Выбрали новгородцы, по обычаю, еще двух кандидатов на святительство и по­ложили жребии избираемых на престоле святой Софии. После литургии они послали туда слепца взять один из жребиев, веруя, что такова воля Божия об избраннике. И жребий был вынут Мартириев…

1) Полн. собр. русских летоп., т. 3, стр. 20.

Оставил тогда Мартирий свою родную обитель... Тяжки были годы его святительства для Новгорода. Почти три четверти города выгорело. Тогда и святитель, не покладая рук, тру­дился, чтобы помочь несчастным жителям. Главною заботою его были храмы. «Владыка трудился палимый зноем во время дня, а ночью скорбел от заботы как бы окончить и видеть в полной красоте церковь», — говорить летописец о Мартирии по поводу построения им храма Воскресения Христова на озере Мячине 1). Не забыл святитель и детище свое, монастырек Спаса-Преображения в Русе.

1) Полн. собр. русских летоп., т. 3, стр. 23.

А там случилась крайняя беда. Погиб монастырек от огненного запаления, сгорела церковка Преображения, и за­глохла бы совсем пригородная обитель, да святитель, осно­ватель ее заложил новый каменный храм на пепелище…

Быстро подвигалась спешная работа, по благословению и на щедроты святительские, и через два месяца храм был готов. (21 мая заложен, 31 июля был готов 1098 года). 15 августа Мартирий явился с клиром своим, и началось невиданное, неслыханное в Русе торжество. Архиепископ Нова-города святил церковь в родной своей оби­тели. Растроганный, ликующий, он мазал и кропил стены церковные, а потом в неземном восторге стал молиться вслух: «Господи Боже, призри на иноки сия и виждь и посети винограда сего и сверши иже насади десница Твоя; и призри на церковь сию, юже создах раб Твой архиепископ Мартирий, во имя святого Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь».

С тех пор громче стали раздаваться удары в клепало да била в обители. Разрослась она с благословенья и молитвы святительской.

Умер Мартирий, «устроив себе блаженною душою память вечную» 1) во многих храмах, созданных тяжелыми тру­дами его. Остался и монастырек Преображения на острове в Русе, как живой памятник об основателе на веки вечные.

1) Полн. собр. Русск. летоп. 3-й т., стр. 217.

Много веков пролетело с тех пор над обителью, что стояла «в Русе на посаде». Для города не раз наступали тяжелые времена. Не раз разоряли его вороги, а вместе с городом страдала и обитель. Памятна для ветхого Преображенского храма жестокая, беспощадная Литва. Помнит оби­тель 1201, 1224, 1228, 1230, 1237 годы, — годы нашествий литовских. Особенно были жестоки вороги в последний раз. (В Новгороде княжил тогда Ярослав). Внезапно напали они на Русу, среди потоков крови добрались до обители, как демоны, ворвались в монастырские стены и ничего не пощадили. Надругались они над святынями, ободрали св. иконы и престол, забрали казну и тут же убили трех иноков, не успевших скрыться. Кто куда мог, попрята­лись остальные насельники обители, — кто в лес, кто в болота от беспощадных врагов. И только ушли вороги, выползли они из своих убежищ на старое пепелище да развалины и поновили разоренное...

Не один год пролетал с тех пор над обителью. Поближе подвинулся за это время к ней город. Два с половиною века уже прошло, как появилась она. Между тем древний Мартириев храм совсем обветшал. Расщелявились стены из дикого камня, совсем нависли и готовы были обрушиться церковные своды. Увидел это тогдашний святи­тель Новгородский Евфимий и решил помочь обители. Разобрал он ветхий храм и с помощью горожан на прежнем основании воздвиг новый каменный храм. К Воздви­женью (1442 года) храм был готов. Сам владыка прибыл на освящение его. С вечера городские священники с игуме­нами отправили всенощную в новом величественном, по тому времени, храме. По выражению летописца, церковь была «высочайше первой» (церкви). Святитель «добре ю украси и иконами на злате добрым писанием устрои, и ины потребные места добре соверши, якоже подобает церкви на красоту; и церковные служебные сосуды серебряные сотвори, и иные сосуды серебряные устрои на потребу монастырю».

А на утро он сам «освящи ю... и святую Литургию совершил» 1).

1) 1 Новгор. летопись под 6950 годом.

Так обновилась обитель Мартириева, и опять в мире пошла жизнь монашеская. Год за годом пролетали... Порасчистился уже совсем лесок около монастыря, да и город пододвинулся к самому деревянному частоколу. Полюбили миряне в это время жизнь иноческую, зато много обителей появилось в разных концах Руссы.

Наступило смутное время. Город, занятый сперва Литвою, а потом войсками шведского воеводы Делагарди, был разграблен, разорен и сожжен. Той же участи подвергся мо­настырь. Сиротливо стояли в нем обгорелые стены храма Преображения... Да не запустела и теперь обитель. Только удалились враги, как снова собрались насельники ее, выта­щили припрятанные святыни и поправили разоренный храм.

Не прошло и семи лет после вражеского нашествия, как в ней уже красовались три церкви — одна с другою рядом — каменная Преображения Господня, каменная же Рождества Христова и деревянная Сретения Господня 2). А на колокольнице было шесть колоколов, из коих два больших весом сем­надцать пудов, два средних — четырнадцать пудов и два малых — шесть пудов без четверти 3). Не оставили в это время и цари благочестивые обители своею милостью. Много чего пожаловали ей Михаил Феодорович и преемники его; дали они указы царские на владенье обители пожнями, землями, озерами в разных местах.

2) В 1630 году и она была сделана (перестроена) каменною. Неизвестно, были ли эти церкви до последнего нашествия.

3) По описи Чоглокова.

Так жила обитель до сих времен — то ветшая от вре­мени и невзгод, то поновляясь. По временам до крайности умалялось в ней и число иноков 4).

4) Например, в 1760 году архимандрит Виссарион доносил в марте, что в его монастыре находится один только (иеромонах Силуан и монах Александр, почему и просил о переведении из Бежецкого монастыря двух иеромонахов и одного иеродиакона. Макарий, 61 стр.

При царе Алексее Михайловиче она была даже приписана к новому патриаршему Иверскому монастырю (1655 г.), но через пять лет, по определению московского собора, была возвращена ей самостоятельность (1661 г.). Когда же были проведены монастырские штаты, обитель причислили к третьеклассным монастырям, а игумена ее сделали архимандритом; тогда к ней приписаны были другие закрытые теперь монастыри — Еречев, Козьмодемьянский, Леохновский и другие.

Много перемен произошло в обители и в течение последнего столетия. В 1805 году настоятелям архимандритам дано было право носить камлотовые мантии с зелеными скрижалями, а в 1830 году, по милости Императора Николая Павловича, монастырь был возведен во второклассный, а настоятелям его разрешено было носить на мантиях бархатные скрижали малинового цвета и отправлять богослужение на коврах при открытых царских вратах во время боже­ственной литургии до причастного стиха.

Многочисленны в это время были владенья монастырские. К нему отошли все земли упраздненных обителей. Жертвовали в обитель и частные лица свою землю на помин души. Зато монастырская земля была в самых лучших участках города 1). Таким образом, около монастыря собиралось довольно много земельных наделов, которые присоединились к казенным участкам земли, разбросанным в разных местах и даже на берегах Волхова.

1) Например, старец Сергий Волков подарил, обители свою землю около соляного озерка на Голубице. В 1840 году эту землю пришлось продать казне за 511 рублей 42 коп. серебром. Жертвовали монастырю лавки и просто дома в городе. В 1853 году Лебедева пожертвовала лавку на правах половинного владения с собором, или в 1877 г. Лаврентьева. Ныне эти лавки уже проданы.

По временам, по-видимому, было обширно и хозяйство мо­настыря. В 1762 году было два скотных двора — один при монастыре, другой при Редьевском мельничном поселке. А в самой обители не проходило и года, чтобы не было каких-либо перемен или перестроек. То перестраивались храмы, переносились и заново строились монашеские кельи и корпуса, то стены монастырские. Особенно много было сделано при архимандритах Мардарии и Мелетии. До всего хо­зяйства касалась рука заботливых настоятелей. Не говоря уже о храмах, корпусах для братии, — и скотные дворы, и гумна, и сараи, и кладовые, и мостовые — все было поновлено и перестроено в их настоятельство... Правда, и теперь видала обитель бедность и скудость в стенах своих, особенно в прошлом столетии.

Но в последние годы она воспрянула духом. Всего 27 лет тому назад в нее был возвращен после долгих стараний, усиленных просьб и ходатайств Чудотворный образ Богоматери, взятый в древние века в Тихвин. И ожил монастырь. Новый величественный храм вырос в нем в честь Богородицы.

Отодвинулось вместе с этим все старое, былое, отжитое на задний план; все обращено теперь к новому святилищу с древнею святынею города и всего христианского мира.

Монастырь теперь сделан первоклассным (1892 г.), но без назначения ему каких-либо средств на содержание от казны и без предоставления настоятелю его каких-либо преимуществ при Богослужении.

Так, переиспытав многое в течение своего восьмивекового существования, монастырь крепко устоял среди всех невзгод и ныне стоит, напоминая о древних временах, обращая взор благочестивого человека к дивной святыне своей, с которою связаны ныне все мысли о нем.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.