Церковь св. великомученика Георгия.
Появление (1410 г.) и история храма. Архитектурные особенности. Голосники. Образа и др. священные предметы. Колокольня. Школа имени Ф. М. Достоевского.
Давно это было... На Руси княжил Василий Димитриевич, а новгородским владыкою был Иоанн 2-й. Плохо жилось тогда в Старой Руссе. Город считался то Новгородским пригородом, то отдавался во владенье литовским князьям, терпел он и нашествия московских дружин. А все же в нем красовались храмы и обители, да чуть не каждый год вырастали еще новые. Богомольны были рушане, ревниво заботились они и в тяжкие годы об устроении и красоте церковной. В эти-то годы и выросла Георгиевская церковь с Благовещенским приделом. Выстроил ее Юрьевский архимандрит Варлаам на берегу Порусьи, там, где образовался остров, омываемый Порусьею и Перерытицею. Это было в 1410 году. По преданиям, тут прежде стояла маленькая Благовещенская церковь.
Много лет и веков пролетало с тех пор над церковью. Несколько раз ее поправляли и переделывали, и мало что сохранилось в ней от древних лет. Только стены — толстые, неровные, несмотря на стремление сгладить их, да несколько икон рассказывают еще таинственным языком линий и красок об иных давно отшедших временах, когда все было просто, когда живое религиозное воодушевление руководило строителями и иконописцами, когда заботились они не о реальности в своих созданиях, а о выражении высших идей потустороннего мира. Все остальное сравнительно ново. Даже узкие щелевидные окна расширены.
Но ведь храм пережил страшные времена, когда в городе не оставалось камня на камне. Пережил он годы литовских и шведских разорений. Цел и невредим он остался, хотя немилостивы были враги к святыням. Зато после этого пришли для него тяжелые дни. 100 лет прошло после вражеских нашествий, и храм почему-то запустел. Целых 30 лет стоял он тогда запустелый, заглохший, и не совершалось в нем церковной службы. Потом, снова, с благословения новгородского Владыки Амвросия (Юшкевича), он был возобновлен (1740). Но Благовещенский придел еще почти 40 лет стоял в запустении, и уже при новгородском Владыке Гаврииле его возобновили церковные радетели (1782). С тех пор не было больших невзгод для церкви — она украшалась и расцветала. Увеличился приход, и умножились ее имения. Заботились прихожане о своем храме. Блестящими ризами украсили они св. иконы, принося в этих украшениях жертву Господу от своих трудов.
Особенно много сделано для украшения храма в последние годы. В 1905 году вся церковь была почищена, начиная с золоченого иконостаса; тогда же она была сделана теплою, а в следующем году Благовещенский придел перестроили. Неприкосновенною осталась в нем только алтарная древняя часть. В 1910 году праздновали пятисотлетие храма со дня основания его. Многое поновили в нем к тому времени на щедрые приношения доброхотных горожан.
Всё ныне блестит в храме — всюду видна заботливая рука, охорашивающая его; все святыни окружены вниманием и теплою любовью прихожан... Но и среди блеска золоченых и серебряных окладов видны еще древние формы вдохновенного творчества, свободного, как волен был Господин Великий Новгород, стихийного, как стихийно величава и беспредельна гладь полей и заливных лугов, раскинувшихся кругом на необъятные пространства.
Проста, незамысловата архитектура храма; на четырехугольном основании возвышается его кубическое тело. По размерам храм невелик. Вместе с притвором он всего 11 сажен и 2 арш. длины, 8 саж. 2 арш. ширины и 5 сажен высоты, а вместе с трибуною, главою и куполом — 12 сажен 1 аршин. С левой стороны прилеплен продолговатый четырехугольник Благовещенского придела с небольшою апсидою. На востоке Георгиевской церкви выдается небольшая алтарная апсида, а самый алтарь как бы вдавлен в храм; жертвенник и диаконник заняли пространство между восточными столбами и восточною стеною. Стены снаружи разбиты на три части пилястрами, а пилястры, в свою очередь, украшены разнообразными кирпичными узорами... Карнизами и колонками обведены все окна. Карниз находится под кровлею и на барабане. Крыша покрыта на 4 ската, а посредине ее возвышается трибуна, окрашенная, кроме карниза, кирпичным кружевным убором.
Своды храма и трибуна поддерживаются четырьмя квадратными столбами.
Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие — просто, основательно, стихийно. Тут продолговатый обожженный кирпич, тут булыжник и плита — все это крепко слеплено древними зодчими, а для большей прочности связано толстыми железными связями. Потому неровны, шероховаты стены церкви, потому и не сгладить их под одну линию в течение веков. Неровности особенно заметны в алтарных апсидах.
Древностью веет от внешности храма, а вступая под его своды, как бы вступаешь в древние века, когда строился он, когда обвеивался горячими молитвами старорусцев... Уже притвор, пристроенный к церкви, очевидно, в позднейшие века, навевает эти мысли (Большая часть икон притвора относится к нач. 18 века), а впереди, в церкви открывается иконостас, приставленный к двум передним столбам. Позднейшие исправления и поновления 1) несколько изменили его старинный вид, но многие образа современны построению храма.
1) Последнее поновление было в 1865 году.
Блестит и сияет нижний ярус иконостаса дорогими окладами. Тут, справа от царских врат, находится образ Воскресени Христова, на котором, по древнему обычаю, изображены все события, сопровождавшие крестную смерть Спасителя, кончая Сошествием во ад и Воскрешением. Рядом с ним — храмовой почитаемый образ св. великомученика Георгия в виде воина в полном вооружении. По полю, в клеймах, помещено лицевое житие великомученика. По преданию, этот образ современен построению храма.
Слева от царских врат — почитаемые образа Смоленской Божией Матери и трех Московских святителей. Южную дверь алтаря, — рая на земле, украшает Благоразумный Разбойник, шествующий с крестом в рай.
Выше, в пять ярусов тянутся другие обычные священные изображения, завершаясь уже в трибуне св. крестом с предстоящими. Иссохшие, сгорбленные, неземные фигуры святых, несмотря на поздние переделки и сравнительную свежесть красок, все же гармонируют с удивительною простотою храмовой архитектуры. В трибуне чернеют разбросанные неправильными рядами отверстия. Это, так называемые, «голосники» — сосуды, в виде, древних кувшинов, заложенные, вероятно, для облегчения тяжести трибуны, или для усиления резонанса.
Внизу стены украшены св. иконами, среди которых есть древние. Особенно привлекает к себе внимание небольшой образ Спаса Еммануила в арке, отделяющей Георгиевский храм от Благовещенского. Недавно появился этот образ в церкви (1906 г.). Его пожертвовала усердная прихожанка Сумочикова, как свою древнюю родовую святыню. Со всею привлекательностью древле-отеческого письма — просто, отчетливо вычерчена вся фигура прекрасного Лика. Линии плавны, определенны; нет ничего острого в изображении — все говорит о небесном совершенстве. Христос-Младенец взирает поверх всего земного бесстрастными, тихими, широко раскрытыми очами в пространство. Кажется; все благоговейное внимание иконописца было обращено на вырисовку священного Лика, возбуждающего молитвенное умиление кроткой верующей души.
К основному четверику Георгиевского храма слева примыкает узкая продолговатая Благовещенская церковь, с небольшою, древнею алтарною апсидою на востоке 1). Недавно она перестроена, а образа иконостаса сохранились от древних лет и, может быть, современны храму. Это — образа Рождества Христова и Благовещения. Еще почитается здесь древний образ св. Николая Чудотворца — копия образа Николо-дворищенского собора в Новгороде.
1) Длина всего храма 10 с. 21/2 арш., шир. 3 саж.
Хранилось еще в церкви дорогое напрестольное Евангелие — дар Варлаама, святителя Ростовского и Ярославского. По листам св. книги была надпись «великий господин, преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский сию книгу св. евангелие дал в Старую Руссу на посад, в церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения, страстотерпца Христова Георгия, по отце своем священноиерее Карпе и по матери своей, инокине схимнице Евфимие, и по сродиче своем иноке, схимнике Иоасафе». Очевидно, Ростовский митрополит любил Старую Руссу, что в трех Старорусских церквах хранились ценные дары от него. Уже в последнее время это памятное Евангелие было передано из церкви в консисторию, по особому указу.
Хранятся в церкви еще старые оловянные сосуды, как памятник тех лет, когда для нее наступили тяжкие годы бедности.
Такова в общих чертах история, внешний вид и достопримечательности церкви, прожившей уже больше пяти веков. Многое пришлось увидеть ее седым стенам из истории старорусской. Видела она страшные разгромы от врагов, видела счастливые дни в жизни города, видела богатых солеваров — купцов старорусских, ездивших торговать за море, видит и ныне больных, приезжающих лечиться на соленые воды. Как страж, стоит она, спокойно взирая на смену поколений, на смену занятий и промыслов. И каждое из поколений оставляет в храме память о своих молитвенных переживаниях. В истории церкви и достопримечательностей ее, в надписях на иконах и блестящих ризах каждый может прочесть большую повесть об них, о заботах и думах радетелей прихожан о своем родном храме. И встают тут одно за другим их имена, а еще больше их остается в полной безвестности, совершенно забытых, затерянных, но о всех и о них несется к небесам церковная молитва.
На запад от церкви подымается стройная колокольня, изукрашенная колонками и разными орнаментами. Она появилась только в 1884 году, а до этого времени на ее месте стояла другая колоколенка, но устарела она и была заново перестроена на иждивение усердных прихожан. Еще раньше того колоколенка стояла при самой церкви. Во время всеобщего разорения в городе, она уцелела вместе с храмом. На ней висли тогда медный колокол с железным билом. В настоящее время на ней висят 6 колоколов, из которых самый большой весит 136 пудов. А вся колокольня с куполом и крестом подымается на 18 сажен в вышину. Внизу помещается сторожка.
Невдалеке от древней Георгиевской церкви, с южной стороны ее, стоят три обширных двухэтажных здания второклассной церковно-приходской школы имени Ф. М. Достоевского. Многое здесь обвеяно воспоминаниями о великом писателе. Невдалеке отсюда он жил несколько лет. Здесь он думал, страдал душою за несовершенства жизни, здесь написал он своего «Подростка»; здесь многие годы прожила вдова писателя после его смерти; здесь осталось много друзей у почитателей покойного. Потому, лишь только разнеслась весть о смерти Феодора Михайловича, собрались скорбные горожане в собор отслужить панихидку по тихом старорусском затворнике (2 февраля 1881 г.). Усердно помолились все, а городское общество, в знак особого почтения к памяти усопшего, постановило освободить купленный им перед смертью дом от всяких городских налогов, вносить за него и государственный налог.
Тронула признательность горожан вдову покойного, и она, в благодарность за это, пожелала устроить в городе на память и своем великом супруге школу с библиотекою, рукодельным классом и приютом для беднейших детей. Пожертвовала она на это дело 3000 рублей. Присоединили сюда же, по ходатайству обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева 4000 руб., оставшихся от постройки памятника Ф. М. Горячо откликнулось на мысль Анны Григорьевны и городское общество и епархиальное начальство. В 1883 году 30 октября школа была уже открыта. С того времени чуть не каждый год она увеличивалась и расширялась благодаря трудам строителя школы, друга почившего писателя, о. Иоанна Румянцева и преемника его о. Димитрия Горского. В 1885 году для нее было выстроено собственное двухэтажное здание, которое через несколько лет сгорело. В настоящее время школа, общежитие и квартиры учащих помещаются уже в трех зданиях. В 1896 году школа была преобразована во второклассную.
Большое значение имела она для распространения в городе женского образования. Первое время после открытая второклассной школы большая часть учениц ее выступили в качестве учительниц в школах грамоты. В настоящее же время она является лучшим в город рассадником религиозно-нравственного просвещения для девочек. Под покровом св. Великомученика и Пресвятой Богородицы в течение существования своего школа выпустила уже больше 1000 учениц. В настоящее время в ней обучается более 300 девочек. Такой чудный памятник воздвигнут в городе великому писателю русской земли, и помнят его, крепко помнят в этом уголке; воспоминаньями о нем обвеяно почти каждое собрание в школе, каждый ученический вечер. Большие отрывки из произведений почившего читаются ученицами школы наизусть пред посетителями.
С большою энергиею действует под кровом церкви еще Братство в честь св. великомученика Феодора Тирона, открытое в 1885 году. В состав Братства входит много именитых горожан и все городское духовенство. Открыло оно библиотеку из книг религиозно-нравственного содержания, и заботится о просвещении народа через чтения, которые обычно ведутся зимою в воскресные дни.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm