ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Давида Солунского.

Монастырь Латому


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Давида Солунского
Церковь. Действует.  
Престолы:Давида Солунского
Год постройки:приблизительно 450 - 550.
Адрес:
Epimenidou 17, Thessaloniki 546 33, Греция

Координаты: 40.641764, 22.952228
Проезд:ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут)



Церковь Давида Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015
Церковь Давида Солунского, Фрагмент фрески "Рождество Христово". Саломия омывает младенца Христа<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фрагмент фрески "Рождество Христово". Саломия омывает младенца Христа
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, Рождество Христово. Фреска XIIв.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Рождество Христово. Фреска XIIв.
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, Мозаика конца V — начала VI в. Видение Иезекиля "Христос - источник живой воды".
<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Мозаика конца V — начала VI в. Видение Иезекиля "Христос - источник живой воды".
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, интерьер храма<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
интерьер храма
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, Фрагмент мозаики V-VIвв. Пророк Иезекииль и лев - символ Евангелиста Марка.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фрагмент мозаики V-VIвв. Пророк Иезекииль и лев - символ Евангелиста Марка.
zavar-vera
29 апреля 2018
Церковь Давида Солунского, Христос Эммануил<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Христос Эммануил
zavar-vera
29 апреля 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   5 июня 2018

Монастырь Латому основан в конце V — начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Свое название (Латому — каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.

Главный храм монастыря, церковь святого Давида, был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков. Своё название в честь святого Давида Солунского церковь получила только в XX веке, а ранее была посвящена Христу Спасителю.

Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка, которая попросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений. Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа, которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке.

В 1430 году храм был обращен в мечеть, фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке. Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов.

Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест, устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.

Мозаикой украшена апсида алтарной части. В 1921 году под слоем штукатурки была обнаружена мозаика конца V — начала VI века с фигурой молодого Христа в центре композиции, держащего свиток со словами: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). По наиболее распространенной версии, изображено видение пророка Иезекииля («Слава Господня»). Однако академик В. Н. Лазарев на основе мнения А. Н. Грабара делает вывод, что «в целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой (fons aquarum viventium)» и отождествляет фигуры по сторонам Иисуса с апостолами Петром и Павлом. Предполагают, что данная мозаика сделана на месте (возможно и на основе) изображения выполненного по заказу мученицы Феодоры.

Христос изображён сидящим на полукруглой цветной арке с молодым, безбородым и серьёзным лицом. По четырём углам от него расположены символические изображения четырёх евангелистов в виде реалистичных зверей. Под ногами Христа изображены реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Ефрат, впадающие в Ховар. На его берегах симметрично изображены фигуры изумленного Иезекииля (по версии Лазарева, апостол Пётр) и величественного Аввакума (по версии Лазарева, апостол Павел).

Фрески в церкви святого Давида были обнаружены под слоем старой штукатурки в 1973-1976 годах. Все они написаны намного позже постройки храма (специалистами относятся к XII веку) и представляют интерес как единственное свидетельство живописи XII века в Салониках. Особо интересна фреска «Купание Христа», написанная на основе апокрифического рассказа из «Протоевангелия Иакова» о присутствии во время Рождества Христова повивальной бабки Саломеи (Соломонида, Соломония), помогавшей Деве Марии при родах. На фреске изображена Саломея, купающая новорожденного Христа.

Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида, бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом.

В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Латому_и_церковь_прп._Давида_Солунского_(Салоники)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 марта 2025

«…Первый из памятников греческих мозаик конца V — начала VI века — мозаика апсиды в Хосиос Давид в Салониках. Представленная здесь сцена, которую ошибочно отождествляли с Видением Иезекииля, трактована в широкой, монументальной манере. В центре восседает на радуге юный Христос со свитком в левой руке. На свитке надпись: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!..» Величественная фигура Христа выделяется на фоне ореола, окруженного четырьмя символами евангелистов. По сторонам представлены две фигуры без сопроводительных надписей. Обычно их принимали за Иезекииля и Аввакума, но А. Н. Грабар высказал не лишенное оснований предположение, что здесь изображены апостолы Павел и Петр. Внизу виден холмик, из которого вытекают четыре райских реки, а левее дана мужская фигура — аллегория Иордана. В целом мозаика прославляет Христа как источник воды живой. По общему характеру своего стиля она обнаруживает близость к памятникам сирийского круга, как, например, мозаика Панагии Канакарии на Кипре…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 марта 2025

Осиос Давид (монастырь Латому, Латомон, Латомос, монастырь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в районе Ано-Поли; бывший кафоликон византийского монастыря Латому. Его первоначальное посвящение неизвестно. Ныне храм посвящен столпнику прп. Давиду Солунскому († 538/40; память 26 июня). Посвящение появилось в 1921 г., когда храм, прежде долгое время бывший мечетью, был возвращен христианам и его возникновение ошибочно связали с подвижничеством прп. Давида. Известно, что в X в. городской квартал, где расположен О. Д., назывался в честь этого святого. В византийскую эпоху здесь находился монастырь Латому, и церковь О. Д. служила его кафоликоном. Происхождение названия Латому связано с добычей камня в этом районе.

Сведения письменных источников о памятнике довольно разнообразны, хотя и во многом недостоверны. Легендарная история монастыря Латому изложена в «Диегесисе» Игнатия, игумене фессалоникского монастыря Акапниу. Согласно «Диегесису», церковь была построена в правление гонителя христиан императора Максимиана Галерия (293-311). Его дочь Феодора (по другим источникам неизвестна) уверовала во Христа, тайно приняла крещение и попросила отца построить для нее на месте О. Д. дворец и термы, втайне намереваясь устроить в термах церковь. В отсутствие Галерия, уехавшего на войну с сарматами, Феодора перестроила термы в храм и пригласила художника, чтобы тот изобразил в апсиде церкви Богородицу. Однако о желании Феодоры видеть в храме образ Марии художник узнал лишь на следующий день, когда уже почти закончил выкладывать мозаику с другим образом - юного Христа на небесах с предстоящими Ему пророками. Увидев столь прекрасную картину, Феодора разрешила оставить мозаику неизменной. Позднее, чтобы не допустить осквернения изображения, Феодора приказала скрыть его за занавесом из воловьей кожи и затем за кирпичной стенкой. Также, согласно «Диегесису», впоследствии здесь хранились реликвии пророка Захарии, был образован монастырь.

При византийском императоре Льве V (813-820) некоему монаху Сенуфию в египетской Нитрии явился Христос, который повелел ему отправиться в монастырь Латому в Фессалонике, где скрыто изображение Его Второго пришествия. Прибыв в Латому, Сенуфий долго и безуспешно искал этот образ, но однажды, когда он молился в храме, произошло землетрясение, и стенка, скрывавшая образ, обрушилась. Это событие позднее получило известность как Латомское чудо. Кратко описав эту мозаику, автор «Диегесиса» привел тексты 2 надписей, расположенных на ее нижнем обрамлении и на свитке, который Христос держал в левой руке. Эти тексты почти дословно совпадают с теми, что прочли реставраторы, раскрывшие мозаику О. Д. в 1927 г.

На основании археологических данных постройку церкви датируют концом V - началом VI в. Время основания монастыря и его посвящение не определены. Некоторые современные исследователи считают, что Христу Спасителю храм был посвящен после чудесного появления мозаики монаху Сенуфию. Достоверно известно, что монастырь существовал в 1-й половине IX в., когда в нем подвизался св. Иосиф Песнописец. Между 1277 и 1282 гг., согласно хрисовулу византийского императора Михаила VIII Палеолога, монастырь и все его имущество были переданы племяннику императора - монаху Иоасафу Комнину Малиассену (мирское имя Николай); обитель оказалась в подчинении монастырей Богородицы Макринитиссы и св. Иоанна Крестителя в Неа-Петра в Фессалии, которые тоже находились в ведении монаха Иоасафа.

После захвата в 1430 г. Фессалоники турками монастырь был закрыт. Вероятно, в XVI в. церковь была обращена в мечеть, известную под названиями Мурат-джами, Сулука и Карамедим-джами. Название Сулука («водное место») связано с находившейся рядом с храмом византийской цистерной. Правосл. богослужение в храме возобновлено в 1921 г., после того как турецкое население покинуло Фессалонику. В августе 1927 г. в ходе реставрационных работ в конхе апсиды была раскрыта древняя мозаика, которая привлекла большое внимание исследователей и позволила определить храм как кафоликон монастыря Латому.

Первоначально храм представлял собой небольшое однокупольное, квадратное в плане сооружение с выделенным объемом апсиды на востоке. Расположенная неподалеку от храма цистерна для воды (V-VI вв.) позволяет предположить, что церковь была построена на месте древней купели, которая повлияла на ее конструкцию. Внутреннее пространство наоса имело форму вписанного креста. Средокрестие перекрыто простым полукупольным сводом без окон на квадратном основании. А. Ксиногопулос, начинавший реставрацию храма в 1921 г., предположил, что центральное пространство могло первоначально представлять квадратный в основании купол, крытый деревянными балками. Рукава креста завершались полуциркульными сводами, а 4 угловых компартимента (часовни) - низкими крещатыми (или купольными) сводами. В верхнем ярусе северной, западной и восточной стен храма были расположены двойные арочные окна, разделенные посередине изящными колонками. Сохранились лишь освещающее алтарь центральное двойное окно (разделено на 2 части колонкой, характерной для архитектуры ранневизантийского периода, ее кубообразная капитель покрыта орнаментом в виде вписанных в круг крестов и растительных побегов) и 2 простых окна - жертвенника и диаконника; остальные окна заложены.

В XII в. храм был перестроен. Тройная аркада, оформлявшая западный вход в храм, заменена простой аркой с пилястрами. В храме была установлена новая низкая алтарная преграда. В период турецкого владычества церковь утратила нартекс, вход был устроен с южной стороны. В результате раскопок удалось обнаружить еще 2 разделительные колонки окон древнего храма, аналогичные колонке алтарного окна, а также 2 фрагмента колонок алтарной преграды. Последние украшены побегами изысканной формы с листьями аканта и со сдвоенными перехватами у их оснований.

Видимо, вскоре после строительства храм украсили мозаиками и фресками (фрески с орнаментальными мотивами). Они были созданы на средства неизвестной женщины, упомянутой в надписи на нижнем обрамлении мозаики в конхе апсиды: «Источник животворящий, приемлющий, питающий души верующих, этот честнейший дом я с молитвами сумела наполнить. Такова молитва женщины, чье имя Бог знает». Эта мозаика в конхе апсиды играет центральную роль в декорации храма. На ней изображено теофаническое видение. В центре в сияющей мандорле славы представлен юный Христос, восседающий на радуге, которая символизирует небесный свод. Его десница поднята в ораторском жесте, в левой руке - развернутый свиток с надписью: «Вот Бог наш; на Него мы надеялись и от Него нам возвещено спасение наше, что дарует Он покой дому сему». С 4 сторон от мандорлы - тетраморф. Из-под ног Христа вытекают 4 райские реки: Фисон, Гихон (Геон), Тигр и Евфрат, несущие свои воды к р. Ховар (или Иордан), изображенной внизу. Фигура в нижней части мозаики, чуть левее центра, выполненная в технике гризайли и, видимо, является персонификацией реки. По углам представлены 2 фигуры; чаще всего их отождествляют с пророками Иезекиилем (слева) и Аввакумом (справа) (эти имена называл игумен Игнатий). Однако современными исследователями были предложены другие интерпретации фигур: Иезекииль и Исаия, Иезекииль и Захария, Иезекииль и Иоанн Богослов, апостолы Петр и Павел.

Композиции на тему Второго пришествия Иисуса Христа и Спасения человечества часто можно видеть в апсидах храмов ранневизантийского времени в Риме, Равенне, Паренцо. Сцена в мозаике О. Д. лишь частично совпадает с ними по составу мотивов (Христос во славе, тетраморф, 4 райские реки), но в целом не имеет аналогов среди сохранившихся памятников. Ее отличительной чертой является наличие образов пророков, которые предстают как провозвестники Христа и как свидетели Теофании. В стиле мозаики получили наиболее яркое воплощение традиции позднеримского искусства с его интересом к передаче пространства и световоздушной среды, к пейзажным мотивам с обилием оттенков и нюансов, богатством колорита. По художественным качествам, особой живописности и тонкости исполнения мозаики О. Д. сопоставимы с наиболее ранними мозаиками в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике.

В 1972-1975 гг. на южном своде были раскрыты фрески XII в. Сохранились небольшие фрагменты сцен «Сретение» и «Преображение» и над ними - «Рождество» и «Крещение». Художник использовал лаконичные иконографические схемы, получившие распространение в византийском искусстве X - 3-й четверти XII вв., стремился придать сценам внутреннее равновесие. Чтобы повысить выразительность образов, классических в своей основе, он немного удлинил пропорции фигур, сделал их чуть более гибкими и подвижными, складки одежд проработал белильными мазками, придав им взволнованный, почти взвихренный характер. Яркий колорит фресок построен на сочетании насыщенных цветов, прежде всего кармина и зеленовато-синего. Одни исследователи отнесли эти росписи к 3-й четверти XII в. и связали с работой местных мастеров, другие - к концу XII в. и отметили их высочайшее художественное качество, присущее прежде всего произведениям столичных художников.

В конце XIII - начале XIV в. монастырь поновляли на средства монаха Иоасафа Комнина Малиассена и его семьи; создавали новые росписи храма, от которых сохранилось несколько фрагментов на восточной стене у северного свода. Среди них - «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше» и «Богоматерь Страстная». Правильные пропорции, плавные моделировки, спокойные и мягкие образы позволяют связать это искусство с началом эпохи Палеологовского ренессанса.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.