Осиос Давид (монастырь Латому, Латомон, Латомос, монастырь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в районе Ано-Поли; бывший кафоликон византийского монастыря Латому. Его первоначальное посвящение неизвестно. Ныне храм посвящен столпнику прп. Давиду Солунскому († 538/40; память 26 июня). Посвящение появилось в 1921 г., когда храм, прежде долгое время бывший мечетью, был возвращен христианам и его возникновение ошибочно связали с подвижничеством прп. Давида. Известно, что в X в. городской квартал, где расположен О. Д., назывался в честь этого святого. В византийскую эпоху здесь находился монастырь Латому, и церковь О. Д. служила его кафоликоном. Происхождение названия Латому связано с добычей камня в этом районе.
Сведения письменных источников о памятнике довольно разнообразны, хотя и во многом недостоверны. Легендарная история монастыря Латому изложена в «Диегесисе» Игнатия, игумене фессалоникского монастыря Акапниу. Согласно «Диегесису», церковь была построена в правление гонителя христиан императора Максимиана Галерия (293-311). Его дочь Феодора (по другим источникам неизвестна) уверовала во Христа, тайно приняла крещение и попросила отца построить для нее на месте О. Д. дворец и термы, втайне намереваясь устроить в термах церковь. В отсутствие Галерия, уехавшего на войну с сарматами, Феодора перестроила термы в храм и пригласила художника, чтобы тот изобразил в апсиде церкви Богородицу. Однако о желании Феодоры видеть в храме образ Марии художник узнал лишь на следующий день, когда уже почти закончил выкладывать мозаику с другим образом - юного Христа на небесах с предстоящими Ему пророками. Увидев столь прекрасную картину, Феодора разрешила оставить мозаику неизменной. Позднее, чтобы не допустить осквернения изображения, Феодора приказала скрыть его за занавесом из воловьей кожи и затем за кирпичной стенкой. Также, согласно «Диегесису», впоследствии здесь хранились реликвии пророка Захарии, был образован монастырь.
При византийском императоре Льве V (813-820) некоему монаху Сенуфию в египетской Нитрии явился Христос, который повелел ему отправиться в монастырь Латому в Фессалонике, где скрыто изображение Его Второго пришествия. Прибыв в Латому, Сенуфий долго и безуспешно искал этот образ, но однажды, когда он молился в храме, произошло землетрясение, и стенка, скрывавшая образ, обрушилась. Это событие позднее получило известность как Латомское чудо. Кратко описав эту мозаику, автор «Диегесиса» привел тексты 2 надписей, расположенных на ее нижнем обрамлении и на свитке, который Христос держал в левой руке. Эти тексты почти дословно совпадают с теми, что прочли реставраторы, раскрывшие мозаику О. Д. в 1927 г.
На основании археологических данных постройку церкви датируют концом V - началом VI в. Время основания монастыря и его посвящение не определены. Некоторые современные исследователи считают, что Христу Спасителю храм был посвящен после чудесного появления мозаики монаху Сенуфию. Достоверно известно, что монастырь существовал в 1-й половине IX в., когда в нем подвизался св. Иосиф Песнописец. Между 1277 и 1282 гг., согласно хрисовулу византийского императора Михаила VIII Палеолога, монастырь и все его имущество были переданы племяннику императора - монаху Иоасафу Комнину Малиассену (мирское имя Николай); обитель оказалась в подчинении монастырей Богородицы Макринитиссы и св. Иоанна Крестителя в Неа-Петра в Фессалии, которые тоже находились в ведении монаха Иоасафа.
После захвата в 1430 г. Фессалоники турками монастырь был закрыт. Вероятно, в XVI в. церковь была обращена в мечеть, известную под названиями Мурат-джами, Сулука и Карамедим-джами. Название Сулука («водное место») связано с находившейся рядом с храмом византийской цистерной. Правосл. богослужение в храме возобновлено в 1921 г., после того как турецкое население покинуло Фессалонику. В августе 1927 г. в ходе реставрационных работ в конхе апсиды была раскрыта древняя мозаика, которая привлекла большое внимание исследователей и позволила определить храм как кафоликон монастыря Латому.
Первоначально храм представлял собой небольшое однокупольное, квадратное в плане сооружение с выделенным объемом апсиды на востоке. Расположенная неподалеку от храма цистерна для воды (V-VI вв.) позволяет предположить, что церковь была построена на месте древней купели, которая повлияла на ее конструкцию. Внутреннее пространство наоса имело форму вписанного креста. Средокрестие перекрыто простым полукупольным сводом без окон на квадратном основании. А. Ксиногопулос, начинавший реставрацию храма в 1921 г., предположил, что центральное пространство могло первоначально представлять квадратный в основании купол, крытый деревянными балками. Рукава креста завершались полуциркульными сводами, а 4 угловых компартимента (часовни) - низкими крещатыми (или купольными) сводами. В верхнем ярусе северной, западной и восточной стен храма были расположены двойные арочные окна, разделенные посередине изящными колонками. Сохранились лишь освещающее алтарь центральное двойное окно (разделено на 2 части колонкой, характерной для архитектуры ранневизантийского периода, ее кубообразная капитель покрыта орнаментом в виде вписанных в круг крестов и растительных побегов) и 2 простых окна - жертвенника и диаконника; остальные окна заложены.
В XII в. храм был перестроен. Тройная аркада, оформлявшая западный вход в храм, заменена простой аркой с пилястрами. В храме была установлена новая низкая алтарная преграда. В период турецкого владычества церковь утратила нартекс, вход был устроен с южной стороны. В результате раскопок удалось обнаружить еще 2 разделительные колонки окон древнего храма, аналогичные колонке алтарного окна, а также 2 фрагмента колонок алтарной преграды. Последние украшены побегами изысканной формы с листьями аканта и со сдвоенными перехватами у их оснований.
Видимо, вскоре после строительства храм украсили мозаиками и фресками (фрески с орнаментальными мотивами). Они были созданы на средства неизвестной женщины, упомянутой в надписи на нижнем обрамлении мозаики в конхе апсиды: «Источник животворящий, приемлющий, питающий души верующих, этот честнейший дом я с молитвами сумела наполнить. Такова молитва женщины, чье имя Бог знает». Эта мозаика в конхе апсиды играет центральную роль в декорации храма. На ней изображено теофаническое видение. В центре в сияющей мандорле славы представлен юный Христос, восседающий на радуге, которая символизирует небесный свод. Его десница поднята в ораторском жесте, в левой руке - развернутый свиток с надписью: «Вот Бог наш; на Него мы надеялись и от Него нам возвещено спасение наше, что дарует Он покой дому сему». С 4 сторон от мандорлы - тетраморф. Из-под ног Христа вытекают 4 райские реки: Фисон, Гихон (Геон), Тигр и Евфрат, несущие свои воды к р. Ховар (или Иордан), изображенной внизу. Фигура в нижней части мозаики, чуть левее центра, выполненная в технике гризайли и, видимо, является персонификацией реки. По углам представлены 2 фигуры; чаще всего их отождествляют с пророками Иезекиилем (слева) и Аввакумом (справа) (эти имена называл игумен Игнатий). Однако современными исследователями были предложены другие интерпретации фигур: Иезекииль и Исаия, Иезекииль и Захария, Иезекииль и Иоанн Богослов, апостолы Петр и Павел.
Композиции на тему Второго пришествия Иисуса Христа и Спасения человечества часто можно видеть в апсидах храмов ранневизантийского времени в Риме, Равенне, Паренцо. Сцена в мозаике О. Д. лишь частично совпадает с ними по составу мотивов (Христос во славе, тетраморф, 4 райские реки), но в целом не имеет аналогов среди сохранившихся памятников. Ее отличительной чертой является наличие образов пророков, которые предстают как провозвестники Христа и как свидетели Теофании. В стиле мозаики получили наиболее яркое воплощение традиции позднеримского искусства с его интересом к передаче пространства и световоздушной среды, к пейзажным мотивам с обилием оттенков и нюансов, богатством колорита. По художественным качествам, особой живописности и тонкости исполнения мозаики О. Д. сопоставимы с наиболее ранними мозаиками в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике.
В 1972-1975 гг. на южном своде были раскрыты фрески XII в. Сохранились небольшие фрагменты сцен «Сретение» и «Преображение» и над ними - «Рождество» и «Крещение». Художник использовал лаконичные иконографические схемы, получившие распространение в византийском искусстве X - 3-й четверти XII вв., стремился придать сценам внутреннее равновесие. Чтобы повысить выразительность образов, классических в своей основе, он немного удлинил пропорции фигур, сделал их чуть более гибкими и подвижными, складки одежд проработал белильными мазками, придав им взволнованный, почти взвихренный характер. Яркий колорит фресок построен на сочетании насыщенных цветов, прежде всего кармина и зеленовато-синего. Одни исследователи отнесли эти росписи к 3-й четверти XII в. и связали с работой местных мастеров, другие - к концу XII в. и отметили их высочайшее художественное качество, присущее прежде всего произведениям столичных художников.
В конце XIII - начале XIV в. монастырь поновляли на средства монаха Иоасафа Комнина Малиассена и его семьи; создавали новые росписи храма, от которых сохранилось несколько фрагментов на восточной стене у северного свода. Среди них - «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше» и «Богоматерь Страстная». Правильные пропорции, плавные моделировки, спокойные и мягкие образы позволяют связать это искусство с началом эпохи Палеологовского ренессанса.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»