Влатадон, мужской, действующий, ставропигиальный монастырь Константинопольского Патриархата. Расположен в Фессалонике, в Верхнем городе рядом с крепостью, на высоте 130 м над уровнем моря.
Из письма К-польского Патриарха Матфея I к Фессалоникийскому митрополиту Гавриилу (около 1400) и ряда других источников известно, что основателями Влатадона были братья Дорофей и Марк Влатады, последователи святителя Григория Паламы. Эти ученые монахи, сторонники исихазма, происходили с Крита (по другим сведениям, из Фессалоники). Дорофей в 1371-1379 гг. занимал Фессалоникийскую кафедру, Марк известен как гимнограф. Время основания Влатадона относят к 50-м гг. XIV в., первоначально он назывался монастырем Пантократора, позднее - Преображения Господня. Статус императорского монастыря был утвержден за Влатадоном хрисовулом 1354 г., изданным византийским императором Иоанном VI Кантакузином и Анной Савойской, вдовой императора Андроника III Палеолога, которая оказывала помощь в строительстве этого монастыря. Сигиллием К-польского Патриарха Нила (1379-1388) Влатадон был объявлен патриаршим и ставропигиальным монастырем.
В ряде исследований (Г. Мортон, Г. Стогиоглу) отражено устное предание о том, что Влатадон был построен на месте проповеди апостола Павла (51 г.). Однако в настоящее время преобладает мнение, что пещера, где укрывался апостол, находилась восточнее по склону, рядом с большим современным храмом во имя апостола Павла, а синагога, где он проповедовал, - около римской агоры и церкви Панагии Халкеон.
После 1-го турецкого завоевания города (1387), по сообщению Фессалоникийского митрополита Симеона (1416/17-1429), храм Влатадона на некоторое время был превращен в мечеть, что подтверждается архитектурными деталями здания (ниша - михраб в апсиде) и повреждением фресок. Однако из фирмана султана Мехмеда II, утверждавшего привилегии Влатадона, следует, что в 1444 г. монастырь снова стал действующим. Во времена османского господства Влатадон был известен под именем Чавуш (или Чауш) манастыр. Согласно легенде, некий турецкий чауш (младший офицерский чин), разоривший монастырь, вскоре после этого заболел и выздоровел только после восстановления обители. Его могила находится недалеко от южного входа в кафоликон.
В XVI в. Иеракс, великий логофет К-польского Патриархата, в составленной им рифмованной хронике объяснял покровительство, оказываемое Влатадону турками, той помощью, которую оказали его монахи султану Мураду II во время взятия города (1430): они указали ему, где проходит водопровод и как перекрыть водоснабжение города. Историки опровергают это известие и считают, что возникновение легенды связано со стратегической позицией, которую занимал монастырь в системе водоснабжения города от водопроводов, несущих воду с гор Хортиатис. До настоящего времени на территории монастыря сохранились 3 древние цистерны. Существует также мнение (П. Папагеоргиу), что название монастыря связано с именем Чауш-бея, первого турецкого наместника Фессалоники, который в 1431 г. перестроил проездную башню крепости Эптапиргион и оказывал покровительство Влатадону.
Об экономическом процветании монастыря свидетельствует наличие подворий как за пределами Фессалоники, так и в самом городе: женский монастырь Панагии Лаодигитрии (с XIV в.), храм святителя Афанасия Великого (с 1569) и монастырь святителя Николая Орфаноса (c 1635). В настоящее время Влатадон имеет также подворья великомученика Георгия в Каламарии и святителя Николая близ Галатисты. В XVI в. привилегии Влатадона были подтверждены К-польскими Патриархами Иоасафом II и Иеремией II. В 1633 г. К-польским Патриархом Кириллом I Лукарисом он был объявлен владением афонского Иверского монастыря. Однако в 1648 г. Патриарх Иоанникий возвратил Влатадону его статус.
Планировка кафоликона монастыря, построенного во 2-й половине XIV в., сходна с фессалоникийскими храмами святых Апостолов (1312-1315), великомученика Пантелеимона (1295-1315) и великомученицы Екатерины (конец XIII - 10-е гг. XIV в.): крестово-купольный храм с 3 сторон обстроен галереями (амбулаторием). Южный придел во имя апостолов Петра и Павла и часть южной галереи относятся к византийскому периоду; северный придел, северная и западная галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И.Г. Кафтандзоглу. Портик с южной стороны храма и крыльцо у западного входа сооружены в 1907 г. архитектором Д. Грекосом под руководством П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса.
Восьмигранный барабан с восточной стороны поддерживают не колонны, а два простенка, которые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и два столпа - с западной стороны. По мнению А. Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Южной Греции IX-XII вв. Когда в начале 80-х гг. ХХ в. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки.
Древние здания монастырского комплекса не сохранились. В конце XIX в. игуменом Каллиником Георгиадисом были построены северные ворота, в 1926 г. игуменом Иоакимом Ивиритом - резиденция игумена, в 1937 г. - ризница с библиотекой и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат). До 1972 г. на территории монастыря существовала древняя церковь во имя святителя Григория Паламы.
Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981-1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане - пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках - сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах - изображения святых в два яруса (например, прп. Антоний Великий в нижней зоне, над ним погрудные изображения святых Климента и Агафангела, Кира и Иоанна). В нишах на восточной стороне юго-западных и северо-западных столпов помещены соответственно группы святых: три пророка, под ними прп. Максим Исповедник и 3 преподобных (нижняя секция утрачена). По сторонам эти группы обрамлены меньшими по размеру погрудными изображениями святых.
В нартексе сохранились изображения святых воинов (великомученик Димитрий, мученик Пров) в нижней зоне, над ними - сцена «Христос исцеляет слепорожденного». Помещенные в нишах на западных сторонах юго-западных и северо-западных столпов композиции «Крещение Господне» и «Три вавилонских отрока в пещи огненной» сохранились лучше других фресок.
В проходе из главного храма в нартекс с северной стороны южного столпа находится древнейшее из дошедших до наших дней изображение святителя Григория Паламы; он представлен склоненным влево, в архиерейском облачении с книгой в руках.
Росписи южного придела, выполненные, по мнению Х. Мавропулу-Циуми, в конце XIV - начале XV в., были раскрыты из-под слоя штукатурки в 1907 г. (в настоящее время закопчены и плохо различимы). В апсиде изображены Богоматерь Оранта и «Служба святых отцов», в куполе - Христос Пантократор, в парусах вместо традиционных фигур 4 евангелистов - изображения 4 богословов (святителя Григория Богослова, апостола Иоанна Богослова, святителя Григория Паламы и, вероятно, преподобного Симеона Нового Богослова), на северной стене: в нижнем ярусе - фигуры святых в рост (преподобномученик Стефан Новый, великомученик Георгий, великомученик Димитрий, апостол Иоанн Богослов), в верхнем ярусе - сцены из жития святителя Иоанна Златоуста, на южной стене: внизу - изображения священномученика Климента, епископа Анкирского, святого Иоанна Предтечи, неизвестного святого (сохранилось фрагментарно) и священномученика Дионисия Ареопагита, над ними - перенесение мощей святителя, видимо Иоанна Златоуста. На участке между входным проемом на западной стене и основанием купола придела помещена композиция сложного содержания: Христос над открытой гробницей, над которой изображены арки и лампады (возможно, храм Гроба Господня в Иерусалиме), ниже - фигуры в рост преподобного Максима Исповедника и преподобного Антония Великого.
Наличие в одном храме двух столь редких и ранних изображений святителя Григория Паламы свидетельствует о тесной связи Влатадона с движением исихастов. Мощи святителя были перенесены в монастырь из храма Святой Софии в Фессалонике, превращенного в мечеть, и хранились там до XVI в.
В музее хранятся коллекция икон XII-XIX вв., рукописи (93 кодекса, древнейший манускрипт - Sacra Parallela, Х в.), старопечатные книги и актовые документы. В собрание музея, в частности, входят современная росписям кафоликона икона Божией Матери «Одигитрия» (60-80-е гг. XIV в.), икона со сценами Страстей Христовых (3-я четверть XIV в.), «Троица Ветхозаветная» (XV в.), двухсторонняя литийная икона (конец XV в.), на лицевой стороне которой помещены 3 ряда изображений - Христос и Архангелы, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий, на оборотной стороне - Распятие (в центр вставлена двухрядная икона XIV в. с образами Христа и предстоящих ангелов, а под ними Богоматерь с Младенцем и предстоящими архангелами Михаилом и Иоанном Предтечей) и другие.
Престольный праздник - Преображение Господне (6 августа) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). Согласно местному преданию, в монастыре хранилась чаша, из которой Христос причащал апостолов во время Тайной вечери. Из сигиллия Кирилла I Лукариса известно, что в 1633 г. святая чаша уже находилась в монастыре, в 1836 г. она распалась на куски от ветхости и были изготовлены 4 чаши, в которые были вставлены фрагменты этой святыни. Одна из них в 1850 г. была послана в дар императрице Александре Феодоровне. В монастыре находятся частицы мощей святителя Григория Богослова, великомученика Иакова Персянина, святителя Модеста, святителя Афанасия Великого, бессребреников Космы и Дамиана и великомученика Прокопия. В монастыре - 8 монахов, игумен - Пантелеимон (Родопулос), митрополит Тиролойский и Серентийский.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»