ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Софии, Премудрости Божией.

Ιερός Ναός Αγίας Σοφίας


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Софии, Премудрости Божией
Церковь. Действует.  
Престолы:Софии, Премудрости Божией
Год постройки:Между 690 и 730.
Адрес:
Πλ. Αγ. Σοφίας, Θεσσαλονίκη.
Ιερός Ναός Η του Θεού Σοφία

Координаты: 40.63293, 22.94697



Сортировка:

Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, восточный фасад<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
восточный фасад
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, вид с юго-востока<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, западный фасад<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
западный фасад
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, декор портала<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
декор портала
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, иконостас<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
иконостас
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, мозаика конхи абсиды VIII-IX вв.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
мозаика конхи абсиды VIII-IX вв.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, капитель колонны, V в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
капитель колонны, V в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, Вознесение Христа IX в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Вознесение Христа IX в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
15 июля 1943
Церковь Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 июня 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Захаров
 
Виктор Захаров  23 ноября 2016

В 5 веке на месте современного храма Святой Софии находилась церковь раннехритианского периода – базилика. Землетрясение 618-620 годов разрушило базилику, и на ее месте был построен современный храм Святой Софии.

Церковь Святой Софии в 10 веке была кафедральным собором Фессалоник, затем во времена крестоносцев - кафедрой католического епископа. После пришествия турок в 1430 году богослужения в храме продолжались еще сто лет. Потом его превратили в мечеть. Фрески и мозаики внутри храма замазали штукатуркой, колокольню превратили в минарет. Христианским храм стал только в 1912 году, после окончания Балканской войны. Сегодня это действующий храм Салоник.

Архитектура храма довольно редкая: сочетание крестово-купольного храма и трехнефной базилики. Такой тип храма не часто встречается в архитектуре иконоборческого периода. Именно поэтому этот храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри храм разделен колоннами, купол держится на четырех больших колонах в византийском стиле, неф храма имеет крестовый свод. Благодаря тому, что турки, превращая православные храмы в мечети, чаще всего не уничтожали, а покрывали штукатуркой фрески и мозаики, они великолепно сохранились.

Все пространство над окнами барабана, своды аспиды алтаря покрыты изумительными мозаиками. Сохранились также фрески 11 века, на которых изображены святые. Фрески и мозаики стали образцом при строительстве более поздних храмов в разных странах, например, лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме, построенной в начале 20 века.

Многие считают, что храм Святой Софии в Салониках чуть ли не точная копия Софии Константинопольской. Определенное сходство есть, но масштабы сооружений, архитектура и внутреннее убранство заметно отличаются.

http://anygreece.com/saloniki/dostoprimechatelnosti-sal/hramy-salonik.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 апреля 2025

«…Трехчастное решение алтарной зоны присутствует в городском соборе Софии Св. в Фессалонике. Разрушение предшествующей ей базилики (около 620) привело к принципиальной реконструкции здания в крестово-купольный храм, произведенной предположительно в 688-690 гг. Церковь получила вид более компактной постройки, отражающей достижения визант. купольного зодчества VI в. В новом здании не осталось присущих базиликам ни общей протяженности по оси «запад-восток», ни трехнефности. Главное пространство ограничивают 4 квадратных в сечении столба, близко расположенные к стенам и соединенные с ними короткими арками, размещенными на 2 уровнях.

Новая трехгранная апсида церкви Св. Софии с 3 окнами, отделенными участками стен, а не колоннами, а также чередующаяся «полосатая» каменно-кирпичная кладка свидетельствуют о восстановлении церкви в рамках константинопольской традиции. Основное пространство наоса с 3 сторон окружено двухъярусной галереей, западной частью которой является нартекс с пространством над ним. Такая структура западной части имелась также в церквах Богородицы Экатондапилиани и апостола Тита в Гортине - соединение в них нартекса с боковыми нефами создает дистанцию между этими постройками и памятниками традиционного базиликального строительства…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Постройкой, отмечающей узловой пункт перехода от купольной базилики к пятинефной крестовокупольной церкви, является София в Фессалониках первой половины VIII в. Здание исследовано Каллига, который продолжает свои изыскания. Они приносят много нового, однако не все результаты этих исследований опубликованы. В архитектуре Софии есть еще невыясненные вопросы, в частности не ясны пристройки, которые первоначально окружали дошедшие до нас части здания.

Тип Софии в Фессалониках прямо примыкает к типу церкви в Никее и является очень важным этапом на пути дальнейшего архитектурного развития. Наиболее существенно, что подкупольные столбы расслоились на четыре небольших столба каждый, вследствие чего трёхнефная купольная базилика превратилась в подобие пятинефной крестовокупольной церкви. Правда, в плане Софии в Фессалониках есть признаки неустойчивости общей композиции, заключающиеся в том, что цилиндрические своды уже образовавшихся в ней концов креста имеют различную глубину. Равны друг другу северный, восточный и южный концы креста; западный конец значительно длиннее. Это говорит о тенденции придвинуть купол ближе к алтарю, что несколько нарушило центричность главной части интерьера.

Однако решающим новшеством явилось образование двух новых нефов между средним и боковым нефами купольной базилики. Пространства под боковыми цилиндрическими сводами соединены проемами с вновь образовавшимися помещениями внутри подкупольных столбов. Между тремя нефами купольной базилики, которая была отправным пунктом всего развития, возникли нефы, вновь образовавшиеся в результате расслоения подкупольных столбов. Теперь здание имеет пять нефов.

В принципе отличие крестовокупольного здания от купольной базилики заключается именно в образовании этих новых, вторичных нефов. Причина этого развития выступает особенно отчетливо, если рассмотреть весь процесс с конструктивной точки зрения. В результате увеличения глубины боковых цилиндрических сводов концов креста, вызванного необходимостью погасить распор купола, подкупольные столбы, первоначально глухие и соответствовавшие по своей ширине глубине цилиндрических сводов в купольной базилике, стали настолько массивными, что невозможно и ненужно стало делать их сплошными. Они расслоились, превратившись каждый в четыре небольших столба с внутренним помещением между ними. Одновременно с этим возник новый прием погашения распора купола. В купольных базиликах распор купола погашался за счет аморфной массы очень толстых столбов. В Софии в Фессалониках образовалась гораздо более сложная и гибкая система столбов и сводов, погашающая распор.

В Софии в Фессалониках применены наиболее свободно стоящие подкупольные столбы, столь характерные для крестовокупольной системы. Однако эти столбы имеют ещё очень архаический облик. Они толсты и приземисты, их масса преобладает над проемами угловых помещений, они выглядят неуклюжими.

Своеобразную особенность Софии в Фессалониках составляют аркады, отделяющие среднюю крестовокупольную часть от крайних боковых нефов. Арки опираются на чередующиеся столб и две колонны. Чередование опор нередко встречается в ранневизантийской архитектуре, например в атриуме Константинопольской Софии. В Фессалониках имеется нечетное количество опор и четное количество проемов. Это нередко наблюдается в восточных провинциях Византийской империи и только в исключительных случаях — в Константинополе. Более пространственный характер зданий столицы выражается также и в четном количестве опор с проемом в центре.

София в Фессалониках не имеет нартекса. Внутренний обход с трех сторон окружает центральную часть и не разделен перегородками. С западной стороны центральная часть отделена от обхода стеной, с одним дверным проемом в ней. В плане Софии в Фессалониках наблюдается довольно строгая закономерность во взаимоотношениях частей. Западный конец креста равен по глубине прямоугольному алтарному помещению перед апсидой. Северный, восточный и южный концы креста равны по глубине половине западного конца креста. Эта величина соответствует одной трети диаметра купола…»

Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Ранневизантийская архитектура. Архитектура в провинциях империи | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.