ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Димитрия Солунского.

Ιερός ναός Αγίου Δημητρίου


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Димитрия Солунского
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия Солунского
Год постройки:413.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη.
Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης

Координаты: 40.638908, 22.947453



Сортировка:

Церковь Димитрия Солунского, вид с юго-востока<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, апсида<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
апсида
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, придел преподобного Евфимия Солунского<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
придел преподобного Евфимия Солунского
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, интерьер базилики<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
интерьер базилики
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, фреска конхи апсиды. XX в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
фреска конхи апсиды. XX в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, мозаика "Святой Георгий и дети", VII в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
мозаика "Святой Георгий и дети", VII в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 сентября 2014

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог".

С сайта http://fakty-o.ru


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 сентября 2014

Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке - либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Атиллой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий... серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа).  После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века.

После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.  О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «... не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом - свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением». 

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена. В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.  После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами. Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик. После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.  В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия. 

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия - XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия - XV в.). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.  Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина - 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой. Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

С сайта http://palomniki.su/countries/gr/g19/saloniki/hram-dimitriy.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.