ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Димитрия Солунского.

Ιερός ναός Αγίου Δημητρίου


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Димитрия Солунского
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия Солунского
Год постройки:413.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη.
Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης

Координаты: 40.638908, 22.947453



Сортировка:

Церковь Димитрия Солунского, вид с юго-востока<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, апсида<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
апсида
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, придел преподобного Евфимия Солунского<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
придел преподобного Евфимия Солунского
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, интерьер базилики<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
интерьер базилики
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, фреска конхи апсиды. XX в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
фреска конхи апсиды. XX в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, мозаика "Святой Георгий и дети", VII в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
мозаика "Святой Георгий и дети", VII в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Anna Kudryavtseva
15 октября 2016
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Димитрия Солунского, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 сентября 2014

Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке - либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Атиллой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий... серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа).  После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века.

После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.  О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «... не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом - свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением». 

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена. В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.  После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами. Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик. После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.  В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия. 

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия - XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия - XV в.). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.  Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина - 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой. Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

С сайта http://palomniki.su/countries/gr/g19/saloniki/hram-dimitriy.htm


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 сентября 2014

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог".

С сайта http://fakty-o.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 марта 2025

«…Димитрия Солунского Великомученика базилика в Фессалонике построена на месте римских терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский.

После 313 г. в одной из частей комплекса терм был основан небольшой мартирий. Его идентифицируют с часовней, расположенной рядом с правой лестницей, ведущей в крипту; раз в неделю здесь совершается ночная литургия. Мартирий сменила трехнефная базилика, время постройки которой спорно. Некоторые современные греческие археологи настаивают на существовании базилики в IV в. Наиболее распространенным было мнение о строительстве Д. б. в 412-413 гг., при эпархе Иллирика Леонтии. Однако уцелевшие детали свидетельствуют о более позднем сооружении трехнефной базилики: около 450 г., в 3-й четверти V в., в 460-470 гг., в конце V в. или в 510-520 гг., в правление императора Юстиниана.

По мнению А. Мендзоса, строительство Д. б. было начато в V в., а на протяжении VI в. происходили изменения внутренней структуры базилики. Он считает, что нефы базилики времени Леонтия примерно соответствовали трем нефам нынешней, ее нартекс - западной части современного наоса, экзонартекс - современному нартексу. Стены базилики начинались от западных столбов современного средокрестия, между которыми в крипте в 1948 г. были открыты фрагменты храма Леонтия. От него сохранились также капители колонн, вторично использованные в базилике VII в. По мнению Р. Краутхаймера, храм VII в. сохранил основные архитектурные черты предшествующей постройки.

Хронология 2-й фазы существования Д. б. также спорна. На основании текстов чудес вмч. Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиепископ Иоанн построил новую, пятинефную базилику. Однако Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в настоящее время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов императором Юстинианом II (685-695, 705-711) предположил, что пожары и восстановление Д. б. произошли между 695 и 705 гг. Видимо, городских средств на восстановление храма не хватило и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на южной стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город.

В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в западной части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (около 1482) - типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492-1493 гг., после турецкого завоевания, Д. б. была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся еще от римских терм помещении в северо-западной части базилики, куда из кивория был перенесен саркофаг вмч. Димитрия.

В 1907 г. стены Д. б. были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. Д. б. была отреставрирована и возобновились христианские богослужения. В пожаре 6 августа 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично - мраморная облицовка. В 30-х гг. было начато восстановление Д. б. с использованием древних фрагментов (под руководством архитектора А. Захоса, 1872-1939), законченное к 1948 г.

Д. б., «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья», имеет длину более 55 м. Пятинефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте»; о существовании атрия ничего не известно. Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные.

Ширина нартекса соответствует трем средним нефам, вход в боковые - через порталы, центральный отделен от нартекса тройной аркадой - трибелоном. С запада нартекс имеет два входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделен двухярусными аркадами и освещен рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по 4 (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по 3 (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот прием восходит к базилике конца V в. Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта - от обходов с галереями над ними.

Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и другим зданиям. Они разнотипны: так называемые феодосианские (широко распространившиеся в эпоху императора Феодосия II (408-450), имеющие два ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с 4 орлами и 4 бараньими головами; т. н. овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; т. н. складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад - современные повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зеленого фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.

Средокрестие храма, в центре которого стоит престол, слегка вытянутое в поперечном направлении (11,4×8,4 м), обозначено 4 массивными столбами; к восточным примыкает полуциркульная апсида. Древняя алтарная преграда не сохранилась, и нынешняя создана по образцу раннехристианских рельефов, обнаруженных в ходе раскопок. Рукава трансепта с торцов, а также с вост. части имеют обходы с галереями, соединенные с низким помещением за алтарной апсидой.

Внутренняя структура храма четко выражена снаружи. Завершение центрального нефа, объединенное со средней частью нартекса, покрыто двухскатной кровлей. Ярусом ниже - скаты кровель над средними боковыми нефами, основным пространством рукавов трансепта и апсидой, еще ниже - односкатные кровли над крайними боковыми нефами и обходами трансепта. Зап. фасад базилики фланкирован двумя башнями: в южной размещена лестница, ведущая на хоры, северная, не существовавшая в древности, служит колокольней.

Внешние стены храма повсюду прорезаны множеством разделенных беломраморными колонками оконных проемов. В клерестории они четырехчастные, в средних боковых нефах - одинарные полуциркульные, в боковых стенах - трех, четырех и пятичастные (в верхнем ярусе) и двойные (в нижнем). Западный фасад украшен расположенными друг под другом пятичастным и двумя трехчастными окнами, апсида - торжественной аркадой огромного пятичастного проема…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 марта 2025

«…Мозаики датируют (В. Н. Лазарев, А. Турта) в промежутке между V и XI вв. Их стиль близок в целом к стилю искусства этого времени, сочетающему чувство античной пластики, портретной выразительности, «этюдности» письма и особую, относящуюся к миру христианских понятий вдохновенность образов, стремление к их духовной концентрации, эмоциональной сдержанности. В стилистических приемах эти мозаики отличаются мягкостью и пластичностью форм, переливающимся колоритом, приемами «импрессионистической» кладки (особенно в ликах и в пейзаже); определенную близость в рисунке и приемах кладки, в колорите (особенно фигура св. Димитрия в позе оранта) можно усмотреть с мозаиками ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (третья четверть V в.).

К V-VI вв. относятся мозаики в наосе. На западной стене первого северного нефа (значительная часть утрачена) - вмч. Димитрий в патрицианских одеждах с тавлионом (как везде на мозаиках в базилике), в облаках - полуфигура трубящего ангела (венчающего святого (?)). На западной стене южного нефа, над входом из нартекса, - вмч. Димитрий с подводимыми к нему детьми. Святой находится на подножии, на фоне кивория, по сторонам которого два открытых дверных проема, ладони его рук, воздетых в молении, выложены золотой смальтой, возможно композиция представляет сцену посвящения детей вмч. Димитрию, дети изображены на фоне пейзажа. На западной стене среднего нефа, рядом с гробницей Спандуни, - вмч. Димитрий с четырьмя клириками с четырехугольными нимбами, характерными для донаторов (Турта датирует VII-VIII вв.). Над восьмой колонной находилась мозаика с изображением вмч. Димитрия с ребенком (в настоящее время в Византийском музее в Фессалонике).

Мозаики VII в. сохранились на южном и северном предалтарных столпах: на восточной грани южного столпа - вмч. Димитрий, обнимающий за плечи диакона с четырехугольным нимбом (по мнению Турты, диакон - инициатор реставрации храма после катастрофы 620); на северной грани южного столпа - вмч. Димитрий придерживает за плечи архиепископа Иоанна (с Евангелием в руках) и эпарха Леонтия (держащего посох и сверток), ктиторов базилики VII в.; на западной грани южного столпа - св. Сергий в молении; на восточной грани северного столпа - вмч. Димитрий в молении, ладони выложены золотой смальтой (значительная часть фигуры утрачена; датируется VII-VIII вв.); на западной грани северного столпа - вмч. Георгий (ранее считался образом вмч. Димитрия) с двумя детьми, правая рука поднята в молении, левая - на плече девочки, дорогие одежды детей указывают на знатность их семей. По общему мнению исследователей, к периоду реставрации храма после землетрясения и пожаров принадлежали утраченные во время пожара 1917 г. мозаики северного нефа (сохранились фотографии и акварельные зарисовки).

Некоторые исследователи относят к VII в. и мозаику на южной грани северного столпа - Богородица в молении и святой воин в позе оранта (вмч. Феодор?), над ними, в сегменте неба, - полуфигура Христа, протягивающего руку к свитку с надписью: «Деисис...» - в руках Богородицы. По мнению других, эта мозаика была создана значительно позднее, возможно в IX в. (Турта) или в IX-Х вв. (Лазарев).

Мозаики VII в. - самый представительный ансамбль монументального искусства этого времени на греческом Востоке. По ряду стилистических приемов и в целом по содержанию образы принадлежат к той линии ранневизантийского искусства, принципы которой сформулированы в VI в. в искусстве Равенны (мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе, Сан-Витале), Рима (мозаики базилики Санти-Козма э Дамиано) и Синая (мозаики в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины), отличаются духовной значительностью и аскетическим содержанием, иератической фиксированностью жестов персонажей, статикой форм. При отсутствии прямых стилистических аналогий мозаики Д. б. имеют ряд характерных для VII в. особенностей, представляющих собой дальнейшее развитие принципов искусства VI в.: выбеленность и высветленность цвета, обобщенный рисунок, геометризованный до абстрактной простоты силуэтами одежд, стереометрической формой голов (ср. рим. мозаики базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура (около 625), церкви Сан-Теодоро на Палатине (642-649), церкви Санто-Стефано Ротондо (642-649), капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия (VII в.), базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи (около 680), а также фрески церкви Панагии Дросиани на острове Наксос (VII в.), мозаики церкви Панагии Ангелоктисты в Кити, Кипр (2-я половина - конец VI в.)).

Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V-VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, четкие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в некоторых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объема мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехристианской живописи. Фигуры уплощенные, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешенные (образы вмч. Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов видны духовная активность и напряженность.

В кладке смальты больше схематизма и геометрической организованности, тессеры сделаны ровно, выкружкой (в ликах, под глазами), рядами (особенно в одеждах), растворяя многообразие в идеальной и чистой гладкости. Цветовая гамма мозаик отвлекает от ассоциаций с миром реальной природы, переливается золотом (власы вмч. Димитрия); свет на ликах лежит линиями, схематично намечая рельеф лица (в лицах ктиторов в сцене с вмч. Димитрием, архиепископом Иоанном и неким Львом), или ровно освещая его (в лике вмч. Димитрия), или ровно - до плоскостности - высвечивая одежды. Мозаики Д. б. и современных ей памятников представляют завершающую фазу процесса, содержанием которого была кристаллизация специфически византийского образа. Обстоятельность обширных исторических циклов ранних римских мозаик заменяется выборочными, самыми значительными сценами с несколькими фигурами так, чтобы декоративная система росписи храма превратилась в сжатую, символически насыщенную формулу.

Существует несколько версий, объясняющих назначение мозаик алтарных столпов и их связь с богослужением. Причем внешние грани каждого из столпов (северная грань северного столпа и южная грань южного столпа) были оставлены без декора. Мозаики располагаются на большой высоте. Поскольку уровень пола базилики VII в. был ниже, то предположение об их роли как поклонных образов исключено. Мендзос считает, что, возможно, замысел декорации алтарного пространства связан с празднованиями в честь вмч. Димитрия. Из сочинений свт. Григория Паламы, Константина Арменопула и прп. Симеона Солунского известно о большой литании, которая начиналась от храма Богородицы Катафиги в западной части города. Процессия двигалась к базилике и входила в храм с юго-восточной стороны. До основания парекклисиона св. Евфимия торжественный вход в храм был с восточной стороны южного нефа по широкой лестнице. Колокольня могла располагаться в восточном углу южного нефа. Паломники проходили мимо столпов, созерцая мозаики, в первый северный неф, где в простенках были изображены мучения вмч. Димитрия (фрагменты фресок существовали до пожара 1917).

Сохранились мозаики наружного оформления базилики. В обрамлении нескольких окон в центре - в медальоне крест в окружении орнаментальных мотивов. В храме сохранились фрагменты фресок VIII-XV вв.: на восточной грани алтарного столпа под мозаикой - ростовая фигура неизвестной святой, возможно св. Анастасии из Сирмия; на западной грани того же столпа под мозаикой - тронный образ Христа, на фреске надпись: «Иисус Христос Мироточивый»; в той же зоне на западном и южном выступах крещатого столпа - в рост вмч. Димитрий и неизвестная святая (св. Феодора Солунская (?), фреска плохой сохранности); в нише слева от алтаря - Деисус; на южной стене - вмч. Димитрий в рост, в молении; там же - незначительные фрагменты композиции (разделена на две части позднейшими перестройками) с историческим сюжетом (надпись утрачена), возможно автократор Юстиниан II на белой лошади, в сопровождении свиты торжественно вступающий в Фессалонику после битвы при Клисуре (688-689), или император Василий II после завоевания Сирмия (1019). На втором столпе южной колоннады центрального нефа - прп. Лука Стириот, основатель монастыря Осиос Лукас; на первом столпе южной колоннады центрального нефа (1360-1380) - св. Иоасаф с неизвестным святителем (Григорий Палама (?), Иоанн Кантакузин, принявший монашество с именем Иоасаф (?)); в нартексе - Распятие с предстоящими; на восточной стене, рядом со входом в парекклисион св. Евфимия, изображены конные великомученики Димитрий и Георгий.

В XX в. было выполнено несколько мозаик (на столпах - ростовые фигуры Христа (работа П. Сарфатиса), Богородицы, вмч. Димитрия и др.), и в 1992 г. мастерской Пахомеев из Кареи расписано пространство алтаря (в конхе - Богоматерь Платитера и полуфигуры пророков, в простенках между окнами - св. отцы, на арке - «Благовещение» и пророки)…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2025

Храм Великомученика Димитрия Солунского — наиболее почитаемое место в Салониках. Построенный более полутора тысяч лет назад, он является главным собором города и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город тысячи церквей — Салоники — стал первым крупным центром распространения христианства. Именно сюда в 49 г. прибыл апостол Павел, чтобы поведать жителям Греции о Христе. Здесь же в III веке проповедовал христианство и искоренял языческие обычаи Димитрий Солунский, впоследствии ставший одним из наиболее чтимых святых в православном мире. Приняв в родном городе мученическую смерть за свою веру и проповедование христианства, святой Димитрий Солунский стал небесным покровителем Салоников, даже после смерти оберегая город и его жителей от бед.

26 октября, в день смерти великомученика Димитрия, отмечается день города Салоники. Примечательно, что именно на эту дату выпал и ещё один важный праздник — день освобождения Салоников от господства Османской империи в ходе первой Балканской войны.

В IV веке на руинах римской бани, где в темнице принял свою мученическую смерть святой Димитрий, воздвигли небольшую церковь. Сюда приходили и приезжали верующие из самых разных мест, чтобы излечиться священным миром и помолиться на могиле великомученика Димитрия. А спустя ещё одно столетие иллирийский префект Леонтий, чудесным образом исцелившийся в церкви от тяжкого недуга, в знак благодарности возвел трёхнефную базилику. В VII веке большую часть здания разрушил пожар, но в короткий срок его восстановили уже в виде пятинефной базилики. Впоследствии храм неоднократно был разграблен при захвате Салоников сарацинами и норманнами, а в конце XV столетия завоевавшие Салоники турки превратили его в мечеть.

После освобождения города от турецкого гнета в 1912 году храм Святого Димитрия вновь стал христианским местом поклонения. Но в 1917 новое несчастье постигло город — трагический пожар уничтожил бo?льшую его часть, превратив в руины и базилику Святого Димитрия Солунского. Работы по восстановлению храма были прерваны в 1938 и возобновлены в 1946. Спустя ещё 3 года храм вновь открылся для посещения.

Выстоявший сквозь многие столетия, вопреки нападениям и разрушительным пожарам, храм Святого Димитрия Солунского поражает своей уникальной архитектурой и богатым скульптурным убранством. Ряд уникальных мозаичных полотен и мраморной облицовки, датируемых V-IX веками, сохранились до наших дней, так же как и колонны, возведенные из египетского порфира, драгоценного мрамора и фракийского камня.

В ходе выполнения реставрационных работ под алтарной частью храма была обнаружена крипта — восточная часть римской бани, где был заточен в темницу, пронзен копьями и тайно похоронен святой великомученик Димитрий. Обретённые мощи обильно мироточили, за что святой Димитрий Солунский был именован Мироточивым. Впоследствии мощи оказались вывезенными в Италию и лишь в конце XX столетия были возвращены Греческой православной церкви. На сегодняшний день рака с мощами святого Димитрия — самая значимая святыня в храме, поклониться которой стекаются верующие со всего мира.

До трагического пожара 1917 года во дворе с западной стороны храма находились ворота и части древнего стадиона, в далекие времена находившегося непосредственно рядом с ним. На сегодняшний день здесь можно увидеть большую мраморную чашу для освящения воды. Напротив входа находится склеп, где похоронен Митрополит Фессалоникийский Пантелеймон II, благодаря стараниям которого мощи святого Димитрия были возвращены в Грецию.

Пятинефная базилика построена в форме четырехугольника с центральным, двумя северными и двумя южными проходами с параллельными мраморными колоннадами. В левом нефе расположен киворий, где находится рака с мощами святого Димитрия. В центральном нефе находится алтарная часть, а справа от неё — придел святого Евфимия, пристроенный к базилике. Справа от алтаря находится лестница, ведущая в расположенную под ним крипту.

Храм Святого Димитрия Солунского находится в историческом центре Салоников. Чтобы посетить это самое почитаемое жителями города место, необходимо подняться вверх от площади Аристотеля, минуя парк Аристотеля и Римский форум, до улицы Святого Димитрия. Весь путь пешком займет всего 10-15 минут.

По материалам сайта «Солоники guide»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 апреля 2025

«…Салоникские мозаики являются, по всем данным, местной работой. Они относятся к четырем различным эпохам: два мозаических фрагмента — св. Димитрий со слетающим к нему ангелом и св. Димитрий с подводимым к нему юношей, — находящиеся на стенах в западной части храма, принадлежат, возможно, позднему V либо VI веку; погибшие во время пожара 1917 года мозаики внутреннего северного бокового корабля были исполнены в конце VI — начале VII века (от них уцелела фигура св. Димитрия в позе оранта, ныне выставленная в крипте); еще одна мозаика того же корабля, с надписью и тремя медальонами, и мозаики с фигурами святых и ктиторами на алтарных столбах возникли около середины VII века после страшного пожара, упоминаемого в Miracula S. Demetrii; мозаика на западной стене, изображающая св. Димитрия с четырьмя клириками, и мозаика столба с изображениями Божией Матери и Феодора Стратилата датируются еще более поздней эпохой (первая концом VII — VIII веками, вторая IХ–Х веками).

Мозаики бокового корабля, расположенные над аркадой, распадались на отдельные эпизоды, никак друг с другом не связанные. Здесь были изображены относительно небольшие по размерам фигурки заказчиков, искавшие заступничества у Христа, Марии и святых, в первую очередь у св. Димитрия. Очевидно, каждая мозаика представляла своеобразное ex voto, исполненное по специальному заказу различных жертвователей. Этим объясняется случайный характер композиций, лишенных строгой архитектоники. При сопоставлении мозаик из церкви св. Димитрия с константинопольскими памятниками бросается в глаза обилие восточных типов, тяга к фронтальным построениям и более подчеркнутая линейность. Техника исполнения остается очень высокой, далеко оставляя за собой жесткий стиль поздних равеннских мозаик. В утонченном колоризме еще живо чувствуется античная традиция.

Возникшие около середины VII века мозаики алтарных столбов не уступают в качестве погибшим мозаикам северного бокового корабля. Они изображают св. Сергия, Вакха, Димитрия и св. Димитрия с восстановителями храма после пожара. И здесь святые выступают покровителями заказчиков и ходатаями перед богом о их нуждах. Особенно хороша мозаика с двумя донаторами, выполненная в легких, нежных полутонах. Преобладают белые, голубые, розовато-красные, синие, зеленые, желтые, фиолетовые, серые и золотые краски. Доминирует серовато-белый тон, как бы ассимилирующий остальные цвета. Несмотря на значительный рост линейности, кубики располагаются еще непринужденно, что придает лицам, которые трактованы вполне портретно, живописный характер. Общее выражение отличается, однако, аскетической строгостью, во многом напоминая суровость ликов поздневизантийских икон…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 апреля 2025

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. Входит в состав Элладской Православной Церкви.

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора Уолтера Сайкса Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.

О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением».

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена. В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 6 августа 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона). В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия. В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений. Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике. Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время. В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью.

Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

По материалам сайта: Азбука паломника



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.