Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике расположена рядом с Эгнатиевой дорогой. Здание было построено римским императором Галерием около 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией императора Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов.
Предположительно в правление императора Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христианским храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных. Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Некоторое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным - Ротонду или собор Св. Софии. Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, которая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упоминаемая также как Старая Митрополия). В период турецкого господства были построены минарет, портики над западным и южным входами и фонтан.
Христианские святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю церковь во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда, возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается несколько раз в год.
Георгиевская церковь - монументальное центрическое купольное здание - ротонда, типология которого восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям; аналоги - римский Пантеон и мавзолей императора Диоклетиана в Сплите (около 310). Здание целиком выстроено из кирпича; первоначально оно соединялось портиком с аркой Галерия, дворцом и ипподромом, составляя с ними единый архитектурный ансамбль.
Реставрационные работы 80-90-х гг. ХХ в. выявили 2 строительных этапа. Древнейшая часть (около 300-306) - мощный цилиндрический 2-ярусный объем, стены которого изнутри прорезаны 8 глубокими прямоугольными в плане нишами-камерами. Вход в здание был на юго-западной стороне, обращенной к арке Галерия; в этом месте в толще кладки устроены 2 винтовые лестницы, выводящие на 2-й ярус наружных стен. Подкупольное пространство имеет 24,5 м в диаметре и высоту 29,8 м. Свет проникал внутрь через полукруглые окна в основании купола (ныне заложены) и 8 крупных оконных проемов, расположенных в 1-м ярусе над нишами-камерами, благодаря чему интерьер получил четкое разделение на 3 регистра. Почти не выявленный снаружи полусферический купол имеет высоту около 13 м и первоначальный, впоследствии заложенный окулус (световой проем).
В раннехристианский период (379-395?) к основному объему были пристроены апсида с вимой и дополнительный кольцевой обход с 2-башенным портиком перед входом (эти части здания, за исключением апсиды, не сохранились); был заложен окулус купола.
От первоначального литургического убранства храма уцелели фрагменты резного мраморного амвона со сценой «Поклонение волхвов», в 1900 г. перевезенные турками в Константинополь. У южного входа в храм можно видеть лишь мраморное основание амвона.
Сохранившиеся мозаики представляют собой один из наиболее полных ансамблей раннехристианской монументальной живописи (расчищены в 1952). Прежде мозаики датировали около 400 г., предполагая, что они были выполнены одновременно с созданием христианской церкви; современная датировка - 3-я четверть V в. Мозаики охватывают купол 3 поясами-регистрами, которые объединены в несколько тематических композиций, создающих грандиозный образ «Второго пришествия Иисуса Христа». Фигура Спасителя во славе, несущего золотой крест, помещалась в центральном медальоне (сохранилась правая, поднятая в жесте триумфатора рука Христа, край золотого нимба и часть креста). О пришествии Владыки мира возвещают 4 ангела во 2-м регистре, их воздетые руки касаются края медальона (сохранились головы, руки и верхние части крыльев). В этом ряду уцелела также верхняя часть изображения феникса, символа воскресения и бессмертия, с расходящимися от головы цветными световыми лучами. Во 2-м регистре, утраченном почти полностью, находились изображения ангелов (апостолов или 24 апокалиптических старцев, согласно разным гипотезам) в белых одеждах, созерцателей, адорантов и вестников теофании. Нижний регистр росписей заполняют 7 символических композиций (8-я утрачена), содержание которых остается дискуссионным. Это наиболее сохранившаяся часть мозаичного ансамбля: среди архитектурных кулис представлены 15 фигур орантов (еще 2 сохранились фрагментарно). Они изображены попарно или по трое на фоне величественных экседр, фланкированных 2-этажными башнеобразными сооружениями.
Фантастическая архитектура обнаруживает сходство с фасадами позднеантичных скальных гробниц Петры, воплотивших идею «священного дворца» как образа инобытия. Алтарные престолы с кивориями в экседрах, лежащие на престолах Евангелия и кресты создают образы живописных храмовых пространств, окружающих и продолжающих вовне реальное пространство храма. Введенные в эту символическую среду фигуры орантов характеризуют ее как место молитвы, ассоциирующейся с богослужением в Небесном Иерусалиме - средоточием храмов и престолов. Вопрос об отождествлении орантов решается двояко: в них видят образы мучеников либо донаторов, заслуживших право моления в Небесном храме; все они имеют подписи с именами и обозначением рода деятельности (епископы, пресвитеры, врачи, воины). Указанные рядом названия месяцев позволяют сторонникам 1-й гипотезы интерпретировать их состав как иллюстрацию к церковному календарю. Однако подбор имен по месяцам неполон и выглядит случайным. Согласно др. версии, он был обусловлен реликвиями святых, находившихся в криптах под экседрами (открыты раскопками). Символика Небесного Иерусалима оспаривается некоторыми исследователями, видящими здесь обобщенный образ храмового богослужения.
В интерьере сохранились декоративные мозаики того же времени, покрывающие изнутри арки оконных проемов и своды камер-ниш нижнего регистра. В них использованы мотивы коврового заполнения условных геометрических полей изображениями животных, растений, плодов, звезд и т. п. Стиль исполнения мозаик отличается верностью эллинистическим живописным традициям, идеализацией и одухотворением образов. В конхе апсиды сохранилась фреска «Вознесение Христа», датируемая кон. IX в. и обнаруживающая сходство с аналогичной мозаикой собора Св. Софии в Фессалонике.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»