ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Георгия Победоносца.

Ротонда Εκκλησία Αγίου Γεωργίου


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:не позже 306.
Адрес:
Platia Agiou Georgiou, Thessaloniki 546 35, Греция

Координаты: 40.633297, 22.952843



Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
27 февраля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
27 февраля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
27 февраля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Митяй
3 мая 2017
Церковь Георгия Победоносца, портик<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
портик
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Георгия Победоносца, Фреска Вознесение IXв<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фреска Вознесение IXв
Митяй
3 мая 2017
Церковь Георгия Победоносца, Мозаика IVв<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Мозаика IVв
Митяй
3 мая 2017
Церковь Георгия Победоносца, Мозаика IVв<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Мозаика IVв
Митяй
3 мая 2017
Церковь Георгия Победоносца, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 сентября 2014

В центре города, чуть выше улицы Эгнатия, стоит один из древнейших архитектурных памятников г. Салоники — церковь III века, называемая Ротонда. Это круглое здание с триумфальной аркой построено императором Галерием (305—311). Некоторые исследователи полагают, что первоначально это был храм римского бога Кавироса или Зевса. Однако большинство современных исследователей сходятся во мнении, что это сооружение было задумано как мавзолей для самого Галерия. Во времена царствования Феодосия Великого (379— 395) оно стало христианским храмом, хотя сам Галерий был жестоким гонителем христиан. В эпоху турецкого ига храм превратили в мечеть.

После освобождения от власти зах­ватчиков в 1912 году его вновь освятили как христианский храм, а после 1920 года в этих стенах разместили музей. Недавно в храме возобновились богослужения. Ротонду (это имя дали ему иностранные гости из-за круглой формы строения) местные жители называют церковью святого Георгия, поскольку совсем рядом стоит небольшой храм в честь святого Георгия, принадлежащий святогорскому монастырю Григориат. Внутри огромный круглый храм пронизан светом, льющимся из окон, так что массив­ный купол кажется невесомым. Здесь сохранились фрагменты ранневизантийской мозаики с изображениями святых Анании, Романа, Аристарха, Кирилла и Василика, обнаруженные в ходе реставрации.

С сайта http://www.solun.gr/holy-places-greece/28-saloniki


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 марта 2025

«…Если для христианского Востока было особенно характерно иконоборчество снизу, иначе говоря стихийное иконоборчество широких народных масс, на Западе рано утвердилось своеобразное иконоборчество сверху, исходившее из высших кругов общества. Среди язычников уже Варрон и Сенека выступали против изображений божества. Когда перед образованными христианами встала задача воплотить в искусстве образы Христа и святых, многие из них, без сомнения, поняли, в какой мере безнадежными были все попытки передать старыми средствами новые идеалы. Выработать же с самого начала адекватный художественный язык для выражения этих идеалов христиане не могли. Еще очень долго они продолжали говорить на языке античного искусства, перегруженного пережитками античного сенсуализма.

Из данного противоречия был только один выход: отказ от антропоморфического искусства. На этот путь и встали некоторые христианские круги. Так, например, собранный в начале IV века собор в Эльвире запретил украшать церкви живописью, а Евсевий Кесарийский в послании к сестре императора Константина Констанции отказался прислать ей образ Христа, мотивируя это тем, что не подобает христианам изображать их бога в человеческом виде, как это делали язычники. При таких установках оставалась лишь одна возможность: украшать храмы живописью и скульптурой декоративного порядка. До нас дошел ряд памятников, в которых как раз преобладает живопись подобного рода. Это мозаики свода и утраченные мозаики купола Санта Костанца (около 354), мозаика одной из апсид атриума Латеранского баптистерия (432–440), первоначальная мозаика апсиды и мозаика триумфальной арки Санта Мария Маджоре (432–440), первоначальная мозаика апсиды Сан Джованни ин Латерано (IV век), мозаики церкви св. Георгия в Салониках (конец IV века).

Во всех этих памятниках человеческая фигура играет незначительную роль. Преобладают орнаментальные формы, идиллические речные ландшафты с животными и путти, фантастические архитектурные сооружения. Фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь: на фоне сложных архитектурных кулис, состоящих из эдикул, аркад, куполов и конх, даны стоящие в позах орантов святые, чьи имена и месяцы их празднования обозначены в сопроводительных надписях.

В сочетании с мозаическими фрагментами в центральной части купола (фигура Христа-триумфатора с крестом в руке и четыре окружающих его ангела) эти образы святых на фоне богатой архитектуры символизировали небесный Иерусалим. Стиль изображений выдает теснейшую связь с эллинизмом, из которого заимствовано большинство мотивов. Именно к таким отвлеченным мотивам позднеэллинистических декораций особенно охотно прибегали христиане, поскольку эти мотивы были наиболее нейтральными из всего античного наследия…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2025

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике расположена рядом с Эгнатиевой дорогой. Здание было построено римским императором Галерием около 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией императора Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов.

Предположительно в правление императора Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христианским храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных. Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Некоторое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным - Ротонду или собор Св. Софии. Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, которая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упоминаемая также как Старая Митрополия). В период турецкого господства были построены минарет, портики над западным и южным входами и фонтан.

Христианские святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю церковь во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда, возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается несколько раз в год.

Георгиевская церковь - монументальное центрическое купольное здание - ротонда, типология которого восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям; аналоги - римский Пантеон и мавзолей императора Диоклетиана в Сплите (около 310). Здание целиком выстроено из кирпича; первоначально оно соединялось портиком с аркой Галерия, дворцом и ипподромом, составляя с ними единый архитектурный ансамбль.

Реставрационные работы 80-90-х гг. ХХ в. выявили 2 строительных этапа. Древнейшая часть (около 300-306) - мощный цилиндрический 2-ярусный объем, стены которого изнутри прорезаны 8 глубокими прямоугольными в плане нишами-камерами. Вход в здание был на юго-западной стороне, обращенной к арке Галерия; в этом месте в толще кладки устроены 2 винтовые лестницы, выводящие на 2-й ярус наружных стен. Подкупольное пространство имеет 24,5 м в диаметре и высоту 29,8 м. Свет проникал внутрь через полукруглые окна в основании купола (ныне заложены) и 8 крупных оконных проемов, расположенных в 1-м ярусе над нишами-камерами, благодаря чему интерьер получил четкое разделение на 3 регистра. Почти не выявленный снаружи полусферический купол имеет высоту около 13 м и первоначальный, впоследствии заложенный окулус (световой проем).

В раннехристианский период (379-395?) к основному объему были пристроены апсида с вимой и дополнительный кольцевой обход с 2-башенным портиком перед входом (эти части здания, за исключением апсиды, не сохранились); был заложен окулус купола.

От первоначального литургического убранства храма уцелели фрагменты резного мраморного амвона со сценой «Поклонение волхвов», в 1900 г. перевезенные турками в Константинополь. У южного входа в храм можно видеть лишь мраморное основание амвона.

Сохранившиеся мозаики представляют собой один из наиболее полных ансамблей раннехристианской монументальной живописи (расчищены в 1952). Прежде мозаики датировали около 400 г., предполагая, что они были выполнены одновременно с созданием христианской церкви; современная датировка - 3-я четверть V в. Мозаики охватывают купол 3 поясами-регистрами, которые объединены в несколько тематических композиций, создающих грандиозный образ «Второго пришествия Иисуса Христа». Фигура Спасителя во славе, несущего золотой крест, помещалась в центральном медальоне (сохранилась правая, поднятая в жесте триумфатора рука Христа, край золотого нимба и часть креста). О пришествии Владыки мира возвещают 4 ангела во 2-м регистре, их воздетые руки касаются края медальона (сохранились головы, руки и верхние части крыльев). В этом ряду уцелела также верхняя часть изображения феникса, символа воскресения и бессмертия, с расходящимися от головы цветными световыми лучами. Во 2-м регистре, утраченном почти полностью, находились изображения ангелов (апостолов или 24 апокалиптических старцев, согласно разным гипотезам) в белых одеждах, созерцателей, адорантов и вестников теофании. Нижний регистр росписей заполняют 7 символических композиций (8-я утрачена), содержание которых остается дискуссионным. Это наиболее сохранившаяся часть мозаичного ансамбля: среди архитектурных кулис представлены 15 фигур орантов (еще 2 сохранились фрагментарно). Они изображены попарно или по трое на фоне величественных экседр, фланкированных 2-этажными башнеобразными сооружениями.

Фантастическая архитектура обнаруживает сходство с фасадами позднеантичных скальных гробниц Петры, воплотивших идею «священного дворца» как образа инобытия. Алтарные престолы с кивориями в экседрах, лежащие на престолах Евангелия и кресты создают образы живописных храмовых пространств, окружающих и продолжающих вовне реальное пространство храма. Введенные в эту символическую среду фигуры орантов характеризуют ее как место молитвы, ассоциирующейся с богослужением в Небесном Иерусалиме - средоточием храмов и престолов. Вопрос об отождествлении орантов решается двояко: в них видят образы мучеников либо донаторов, заслуживших право моления в Небесном храме; все они имеют подписи с именами и обозначением рода деятельности (епископы, пресвитеры, врачи, воины). Указанные рядом названия месяцев позволяют сторонникам 1-й гипотезы интерпретировать их состав как иллюстрацию к церковному календарю. Однако подбор имен по месяцам неполон и выглядит случайным. Согласно др. версии, он был обусловлен реликвиями святых, находившихся в криптах под экседрами (открыты раскопками). Символика Небесного Иерусалима оспаривается некоторыми исследователями, видящими здесь обобщенный образ храмового богослужения.

В интерьере сохранились декоративные мозаики того же времени, покрывающие изнутри арки оконных проемов и своды камер-ниш нижнего регистра. В них использованы мотивы коврового заполнения условных геометрических полей изображениями животных, растений, плодов, звезд и т. п. Стиль исполнения мозаик отличается верностью эллинистическим живописным традициям, идеализацией и одухотворением образов. В конхе апсиды сохранилась фреска «Вознесение Христа», датируемая кон. IX в. и обнаруживающая сходство с аналогичной мозаикой собора Св. Софии в Фессалонике.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.