ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Печерск. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной.


Печерск. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1106 и 1108.
Адрес:
Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 1

Координаты: 50.434729, 30.555149
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Сортировка:

Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Троицкая надвратная церковь<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Троицкая надвратная церковь
екатерина
8 сентября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
екатерина
8 сентября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Со стороны Успенского собора<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Со стороны Успенского собора
Священник Владимир
01.09.2001 - 31.12.2001
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Лера
30 июля 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Вид с территории лавры. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г.<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Вид с территории лавры. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г.
Елена Григорьева
1 июня 1964
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, 1930-е гг.<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
1930-е гг.
Алексей Кротов
1930
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330596<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330596
Андрей Агафонов
1918
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330595<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330595
Андрей Агафонов
1918
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Раскрашенная почтовая открытка<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Раскрашенная почтовая открытка
Алексей Кротов
01.06.1896 - 01.06.1899
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной, Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html <br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг.

Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия).

За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны - пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г.

Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.

Настенные росписи интерьера церкви — уникальный памятник украинского искусства XVIII в. Аллегорические исторические и библейские сюжеты трактованы неканонично, в некоторые из них введен национальный орнамент. Вдоль западной стены церкви и притвора установлены резные кресла, украшенные масляной росписью. Кресла выполнены в традициях украинской народной мебели. Снаружи церковь расписали художники И. Кодельский и А. Галик в 1742—1744 гг. Наружные росписи неоднократно обновлялись. Последний раз они заново переписывались в 1900—1901 гг. бригадой художников во главе с Д. Сониным.

В различное время памятник исследовали П.А. Лашкарев, И.В. Моргилевский, Ю.С. Асеев, Ф. С. Уманцев, С. К. Килессо. В 1957-1958 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы. Восстановлены утраченные детали декора, позолочена глава, реставрированы наружные росписи.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр.53-54


Вадим кр
 
Вадим кр  19 декабря 2016

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко. Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность. Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2018

Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын Черниговского князя, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре и исполнявший в течение трех лет послушание вратаря при Святых вратах. Ныне его мощи нетленно почивают в Ближних пещерах.

Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом Божиим уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений, за исключением элементов декора и росписи. В конце XVII в. Троицкая церковь обновлялась и достраивалась на средства гетмана Ивана Мазепы.

О древних росписях храма сведений не сохранилось. В 1734 г. лаврскими иконописцами Феоктистом (Павловским) и Иоанном (Максимовичем) храм был расписан заново. В 1744 г. Алипием (Галиком) расписан притвор. Совместно с Иваном Кодельским отец Алипий расписывал западный и восточный фасады церкви. Самобытная барочная живопись в интерьере храма тематически раскрывает суть церковного догмата о Триединстве Божества и пути к спасению. Стены, колонны и купол храма покрыты символическими изображениями и пейзажами, характерными для украинской иконографии того времени. Глядя на росписи Троицкой церкви, мы можем представить, как были расписаны в начале XVIII в. Успенский и другие храмы Лавры.

Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». - Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.19-20


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2020

Церковь Пресвятой Троицы Киево-Печерской лавры - уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII-XVIII в.в. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в.

Единственная, сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в "Тератургиме" Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей, постригшегося в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умершего после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107-1111 г.г. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.

Храм сохранился практически полностью - в XVII в. переложен лишь свод купола. Он представляет собой почти квадратное в плане здание размером 12 м х 12,5 м. В нижнем ярусе находятся ворота проезда и боковые дополнительные помещения. Верхний ярус занимает однокупольная четырехстолпная церковь с тремя апсидами, утопленными в восточной стене, без нартекса и хоров. Древний вход расположен в западном членении северной стены, первоначально к нему вела наружная деревянная лестница. Фасады расчленены плоскими лопатками, под окнами проходит пояс ниш. Первоначальные формы лучше всего сохранились на южном фасаде храма. По строительной технике Троицкая церковь почти ничем не отличается от сооружений, возведенных около того времени киево-печерскими зодчими. Интересной особенностью является то, что свод алтаря выложен не из кирпича, а из кувшинов-голосников. В 1180-х г.г. к боковым фасадам церкви примкнули стены монастырской ограды, возведенные при архимандрите Василии. Во время монголо-татарского нашествия они были разрушены.

В первой половине XVII в. к северному фасаду Троицкой церкви пристроили каменный притвор с деревянной колокольней и часами на ней. На то время храм был приписан к Больничному монастырю. Начиная с 1695 г., на средства гетмана Мазепы возводились ныне существующие стены крепостной ограды. Одновременно была отреставрирована и Троицкая церковь. Вместо полукруглых закомар на фасадах появились фронтоны в стиле барокко, купол получил грушевидные очертания и верхнюю главку.

Неизвестно, в какой степени пострадала Троицкая церковь во время пожара 1718 г., но с 1731 г. начинается ее капитальная перестройка, придавшая сооружению окончательный вид. В это время мастер Василий Стефанович украсил западный и восточный фасады пышной барочной лепкой. Кроме того, они были сплошь покрыты росписью, что придает церкви необычный вид. В 1732 г. на заводах Демидова изготовлен чугунный пол храма. Тогда же сооружен резной иконостас - один из лучших украинских сохранившихся иконостасов. Не позднее 1742 г. пристроен новый северный притвор, который, по стилистическим признакам, безусловно является творением Иоганна Шеделя.

Росписи Троицкой церкви, выполненные в 1734-1744 г.г., представляют собой наилучший ансамбль украинской монументальной живописи той эпохи. Очень интересны резные разрисованные скамьи-стасидии, установленные вдоль западной стены церкви и в притворе.

Крупные реставрационные работы в храме были проведены в 1881-1883 и 1957-1958 г.г.

http://churchs.kiev.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 октября 2022

Церковь Троицы Живоначальной над Святыми вратами Киево-Печерской лавры построена в XII веке князем Николаем Святошей. Форма квадратная, с типично византийским трехчастным делением фасадов, но без апсид. Расположена церковь в общей монастырской ограде. Купол завершается грушеобразной, со слабыми перехватами внизу, двухъярусной главой. Внутри церкви, в алтаре и по стенам лестничной клетки имеется прекрасная старинная живопись, местами неудачно реставрированная. Мозаики нет. Иконостас четырехъярусный, резного дерева, врата царские и боковые, деревянные, резные золоченые.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 декабря 2023

Современные посетители лавры обычно начинают осмотр с Троицкой надвратной церкви. Возведенная в 1106 году, она представляет собой скромный образец древнерусского четырехстолпного однокупольного храма. Его основателем считается черниговский князь Святослав Давидович по прозвищу Никола Святоша, завершивший свою жизнь монахом Печерской лавры. Изначально в нижнем уровне церкви были устроены проезжие ворота со служебными помещениями по обеим сторонам.

Церковь строилась как часть оборонительного комплекса, и потому изначально к ней примыкала высокая деревянная ограда, которую позже сменили толстые каменные стены. Алтарная часть находилась на втором этаже, а верующие попадали в главный зал непосредственно с улицы, поднимаясь по крутой наружной лестнице. Округлые апсиды скрывались в толще кладки с восточной стороны и были незаметны снаружи. Основные части фасадов выделялись благодаря вертикальным полосам, выступающим из ровной поверхности стен и плавно переходящим в полукружия закомар. Постройку завершал высокий круглый барабан, увенчанный крестом на полусферическом куполе. Павел Алеппский и некоторые поздние исследователи сравнивали устройство Троицкой надвратной церкви с Благовещенским храмом у Золотых ворот в Киеве: «С северной стороны располагалась колокольня больничная, деревянная, и в ней лестница, на которую восходили и в самую церковь, устроенную таким же фасадом, как был храм на Золотых воротах».

Сегодня памятник древнерусского зодчества облачен в барочный убор, появившийся вместе с новыми каменными пристройками в начале XVIII века. В эпоху роскоши и затейливых форм ровные поверхности фасадов Троицкой надвратной церкви выглядели слишком скромно. Их оживил богатый растительный орнамент, исполненный по влажной штукатурке киевским резчиком В. Стефановичем. Тогда же купол обрел характерную для украинской архитектуры грушевидную форму. Вместо деревянной колокольни была построена каменная, с наружной лестницей, по-прежнему служившей входом в церковь. Лишь на южном фасаде сохранился древний декор, который уже не отвечал внутреннему убранству, где господствовали барочные завитки.

Центром архитектурной композиции интерьера служит иконостас из позолоченного дерева, выполненный лаврскими сницарями в 1734 году. Расписанный малярами Больничного монастыря, он придает торжественность залу и сам по себе является произведением искусства.

В 1730-х годах внутренние стены Троицкой надвратной церкви украсили картины, написанные темперой по заказу настоятеля. Если иконостас демонстрировал материальное благополучие лавры, то росписи отражали ее духовное богатство. Вполне реалистично представив образы, художники сосредоточили внимание на высших слоях тогдашнего общества. Наиболее эффектно были исполнены сцены «Шествие праведников в рай», «Никейский Вселенский собор», «Изгнание торгующих из храма», а также великолепная серия «Лики святых». В рай шествуют архиереи, правители, их жены и дочери в богатых одеждах. Сегодня особый исторический интерес вызывает образ рая, напоминающего пейзажи в окрестностях монастыря. Главной линией сюжета всех картин служила идея всепрощения, примиренческой идиллии, которой, увы, не существует в жизни.

В 1483 году крымский хан Менгли Гирей разграбил и сжег монастырь, но иноков спасла благотворительность русских князей. К началу следующего века обители, помимо городов Радомысл и Васильков, принадлежали 70 сел и деревень с рыбными ловлями, бобровыми гонами, мельницами, перевозами, медовыми и грошевыми данями. Игумены лавры отправляли в Москву посыльных для сбора пожертвований. В конце XVI века киевская униатская митрополия объявила о подвластном положении монастыря, ранее подчинявшегося лишь константинопольскому патриарху. Однако попытка реализовать это постановление встретила вооруженный отпор. Архимандрит Никифор Тур мобилизовал братию и сумел отстоять родные стены. Второе вторжение униатов вновь закончилось провалом: монахи смогли защитить не только крепость, но и прилегающие к ней земли.

В 1688 году Киево-Печерская лавра добровольно подчинилась московскому патриарху, но ее архимандрит получил право первенства перед русскими митрополитами. В 1786 году монастырю пришлось покориться киевскому владыке, и место игумена занял наместник, которому вменялось в обязанность считаться с Духовным собором.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 января 2025

Над главным монастырским входом - Святыми вратами, в уступе крепостных стен, возвышается Троицкая надвратная церковь. Это единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Киево-Печерского заповедника, который сохранился до нашего времени без каких-либо конструктивных изменений. В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих, в частности мирян, по обеим сторонам врат были устроены калитки, которые не сохранились. От тех времен осталась лишь традиция - проходя через Святые врата снимать головные уборы.

Троицкая надвратная церковь, расположеная над Святыми вратами, была построена в 1106-1108 г.г. на средства черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Николы Святоши. В плане она имеет вид прямоугольника, немного удлиненного с востока на запад. Это тип простого крестовокупольного храма с четырьмя крещатыми столбами, без апсидных полукружий. Церковь имеет характерную особенность, которая проявляется в скромных размерах - 10х8,9 м. В помещении церкви нет хоров, а в древности не было и притвора (только деревянные ступеньки). Венчал церковь круглый барабан со сферическим куполом.

В древнерусские времена Троицкая надвратная церковь была очень скромно украшена. Снаружи стены членились на три части пилястрами, которые вверху завершались арками закомар. На плоскостях стен, между пилястрами, располагались в два ряда окна с полукруглыми завершениями. Основным строительным материалом церкви был тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. Южный фасад, сохранившийся почти в первозданном виде, дает представление об облике сооружения того времени. В давние времена Троицкая надвратная церковь была расписана живописью, о чем свидетельствуют последние реставрационные работы, во время которых найдены фрагменты фресок.

Вход в церковь находится с северной стороны, где в конце ХVІІ в. был построен новый каменный притвор. Фасад этой пристройки украшен мощными, пышно розкрепованными карнизами и двумя массивными пилястрами.

В 30-40-х г.г. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле барокко. Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х г.г. ХVІІІ в. В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас.

В 1930-1940-х г.г. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле барокко, для которого присущи пышная декорированость, динамичность, праздничность. Именно тогда купол церкви приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, а вокруг него были установлены декоративные позолоченные рипиды.

Росписи на фасадах и внутренних стенах церкви выполнены темперой и маслом мастерами лаврской иконописной школы Иоанном, Феоктистом, Алимпием Галиком и другими, а восточный и западный фасады церкви были украшены пышным растительным орнаментом, вырезанным по свежей известковой штукатурке мастером Василием Стефановичем. Росписи экстерьера изменяли довольно часто. Последние выполнены в 1900-1902 г.г. под руководством В.Д. Сонина.

В центре восточного фасада церкви в ажурном медальоне изображена Богородица, а над ней - Иисус, который учит учеников верить в Троицу. Вокруг расположены изображения архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков, а также многочисленные русские святые, среди которых князь Михаил Черниговский и боярин Федор, принявшие в ханской орде смерть, оставаясь верными земле русской.

Восточный фасад выходил на Соборную улицу и противостоял главному храму - Успенскому собору. Поэтому его внешнему виду было уделено значительное внимание. Однако, вместе с тем, он не должен был своим убранством противоречить главной церкви Лавры. Поэтому лепнина и стенопись этого фасада выполнены в целом сдержанно. Сквозь них просвечивает первозданная структура сооружения.

Западный фасад церкви был украшен более нарядно чем остальные, что придавало Троицкой церкви эффектный и впечатляющий вид, как и надлежало надвратной церкви влиятельного и богатого монастыря. В центре его мы видим изображение "Борогодицы Печерской с предстоящими Антонием и Феодосием", обрамленное пышным растительным орнаментом, а вокруг него, на пилястрах, размещены фигуры русских князей Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, а также Антония и Феодосия Печерских. И.С. Ижакевич в 1901-1902 г.г. при входе в Святые врата на уступах крепостных стен написал композиции "Собор преподобных Ближних пещер" и "Собор преподобных Дальних пещер".

В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма.

Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-г.г. ХVІІІ в.

Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг. Вдоль западной стены храма - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-х г.г. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасидии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря. Пол устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на Брянских заводах Демидова в 1732 г.

Энциклопедия «Здравствуй, Россия».


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…Над воротами Печерского монастыря, построенными около 1106 г., поставлен квадратная четырехстолпная церковь - наиболее ранний пример применения этой системы (шестистолпного трехапсидного однокупольного русского храма периода феодальной раздробленности). Она представляет собой простой и очень компактный массив (с апсидами, имеющими снаружи прямоугольные очертания), который первоначально был связан с каменной монастырской крепостной стеной…»

Источник: Безсонов С.В. (гл. ред.), Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Максимов П.Н., Чиняков А.Г., «История русской архитектуры», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1956, стр. 29

Totalarch



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.