ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Печерск. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове.

Храм Спаса на Берестове


Печерск. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня, Владимира равноапостольного, Космы и Дамиана Римских
Год постройки:Между 1113 и 1125.
Адрес:
Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 4

Координаты: 50.437393, 30.554748
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Сортировка:

Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
varandej
10 ноября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Елена Громакова
13 ноября 2007
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Ольга Щербатенко
10 ноября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото 1967 г. из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Я. Лащенко<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото 1967 г. из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Я. Лащенко
Елена Григорьева
1 июня 1967
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1913
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фасады<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фасады
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1917
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фрагмент фасада основного объёма. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фрагмент фасада основного объёма. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Вид с востока. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Вид с востока. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1885
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Печерск, Печерский район, Украина, г. Киев
Алексей Кротов
5 января 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Бондаренко  24 февраля 2010

Церковь Спаса Преображения на Берестове

Село Берестово — загородная резиденция киевских князей (свое название оно получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил равноап. вел. кн. Владимир (1015; пам. 15/28 июля). «Повесть временных лет» говорит о храме свв. Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати», священник Иларион, ставший митрополитом Киевским (1051 г.). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) в обители воздвигли каменный храм в честь Преображения Господня.

После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) был восстановлен как приходской тщанием свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1647, пам. 31 декабря/ 13 января). Были устроены приделы во имя св. Владимира и свв. Космы и Дамиана.

С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не совершались. В советское время храм превратили в музей. Богослужение возобновлено в 1992 г.

http://angela.org.ua/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2020

Храм Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры - уникальный памятник архитектуры и живописи XI-XIX в.в. Имеет сложную строительную историю. Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее - 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113-1125), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами.

Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время - последние десятилетия ХI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

На сегодня от первоначального храма сохранился только чрезвычайно развитый нартекс с остатками лестничной башни и маленького придельного храмика. На этой основе построена нынешняя церковь. Лицевая поверхность стен, в отличие от других построек конца ХI - начала XII в.в., сложена только из кирпича, без использования природного камня, которым забутована середина стены. Фасады украшены выложенными из кирпича крестами, поясом меандра и очень своеобразной системой декоративных ниш. Над западным входом в древний храм сохранились отпечатки трехлопастного свода притвора-тамбура.

Основной объем сооружения представлял собой трехапсидный храм с центральным куполом на четырех столбах. С запада к нему прилегал нартекс, в боковые участки которого были удачно вкомпанованы северный придел с тремя апсидками и аркосолием, и лестничная башня (лестница выломана в XVII в.). Хоры имели необычную для киевских сооружений высоту - более 10 м. Вероятно, этому соответствовала и общая высота храма. Перед каждым из трех входов в храм были построены небольшие притворы. Существует несколько попыток реконструировать первоначальный вид сооружения. По наиболее радикальной реконструкции, свод самого храма имел трехлопастную форму, но это кажется сомнительным. Такая система сводов получила распространение с конца XII в. и считается собственно древнерусским изобретением.

Внутреннее оформление храма было характерным для домонгольского времени. Стены были покрыты фресковой живописью, от которой сохранилась большая композиция "Чудесный лов рыбы", нетипичная как по манере и композиции, так и по размещению на западной стене нартекса, над входом в церковь. Эта фреска была неожиданно обнаружена в 1970 г. под живописью XVII в. На фасадах храма обнаружены несколько граффити XII-XVII в.в.

После 1240 г. церковь опустела и разрушилась, но когда именно - неизвестно. Какие-либо упоминания о ней отсутствуют вплоть до XVII в. Однако есть основания считать, что храм впервые отстроили еще в XV или XVI в., после чего он был во второй раз разрушен. На такую мысль наводит изображение на плане Кальнофойского, напечатанном в 1638 г., ранее известной реставрации Петра Могилы. Храм изображен с готическим ступенчатым фронтоном и полуразрушенным алтарем, который по расположению соответствует современному. Действительно, можно заметить, что кладка в нижней части алтарных стен отличается от кладки XVII в., первоначальные окна в алтаре переделаны. Выдвигалось предположение, что первая реставрация осуществлена средствами князя Семена Олельковича приблизительно одновременно с Успенским собором (1470). Тогда второе разрушение церкви Спаса можно связать с нападением Менгли-Гирея 1482 г.

В 1630 г. Петр Могила, на то время архимандрит Печерский, выменял "Спасский угол" с полуразрушенной церковью у униатского митрополита Иосифа Рутского, отдав за него лаврское имение в Старом городе. Могила считал, что Спасская церковь построена Владимиром Святославовичем и поэтому относился к ней с особым пиететом. Однако отстройку удалось осуществить лишь в 1640-1643 г.г. Стенопись храма, законченная 16 ноября 1644 г., выполнили приглашенные Могилой с Афона греческие мастера.

Реставрация Петра Могилы заключалась в пристройке к древнему нартексу трех граненых алтарей, причем главный алтарь возведен с использованием древних (вероятно XV в.) стен. Он перекрыт нервюрным сводом, окна стрельчатые. Это единственный в Киеве сохранившийся образец поздней готики. Левый алтарь, пристроенный к помещению древнерусского придела, был посвящен св.Владимиру. Правый, переделанный из бывшей башни - свв.Косьме и Дамиану. С запада была пристроена деревянная двухъярусная колоколенка. Над центральной частью и главным алтарем высились два шатровых купола.

Редким памятником поздней византийской живописи является ансамбль фресок, о выполнении которого "перстами греков" торжественно сообщает надпись над входом в церковь. Главной чертой этой стенописи является подчеркнутая каноничность. Исключение составляет ктиторский портрет Петра Могилы над аркой главного алтаря. Лицо прославленного архиерея написано в реалистической манере. Могила изображен на коленях, с моделью отстроенного храма, которую он подносит Христу. Это один из лучших портретов в украинском искусстве того времени.

Во время строительства Печерской крепости в 1706 г. древнему храму угрожала реальная перспектива превратиться в фундамент одного из бастионов. К счастью, кто-то объяснил Петру I значение этого памятника, и царь приказал "обвести" церковь крепостным валом. Однако близкое соседство земляной насыпи, без должного отведения влаги, почти три столетия наносило ущерб ее стенам.

Следующей перестройке Спасская церковь подверглась в середине XVIII в. В 1752 г. вместо деревянной колокольни с запада был пристроен каменный притвор с небольшим деревянным ярусом для колоколов. Храм получил типичную для украинского барокко крестовую форму и был завершен пятью куполами. Иконостас для церкви соорудил в 1760 г. Степан Ковнир.

В 1813-1814 г.г. архитектор Андрей Меленский пристроил к западному притвору трехъярусную ампирную колокольню. Одновременно на средства купца Федора Рябчикова проведен значительный ремонт. В 1863-1867 г.г. древние фрески были "обновлены" масляными красками, после чего их пришлось расчищать и реставрировать в 1906-1914 и 1935 г.г. Архитектурная реставрация древнерусской части, с которой была снята поздняя штукатурка, проведена в 1909-1913 г.г. под руководством Петра Покрышкина. В следующем году были полностью раскопаны фундаменты разрушенной части древнерусского храма. В результате всех перестроек Спас на Берестовом превратился в настоящую энциклопедию архитектурных и художественных стилей.

До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь Дворцовой части. Известно, в частности, что здесь в 1825 г. состоялось венчание будущего декабриста князя Сергея Волконского с дочерью генерала Марией Раевской. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. После сооружения церкви Александра Невского его передали религиозной общине единоверцев, а в 1913 г., когда построили единоверческий храм Иисуса Сладчайшего, Спас на Берестовом вернули православным.

В советское время храм превратили в музей. В 1932 г. церковь Спаса на Берестовом, отобранную у церковной общины, открыли для посещений экскурсантов как объект "Всеукраинского музейного городка".

Богослужение было возобновлено в 1992 г. Настоятелем храма являлся архимандрит Тихон (Софийчук). С 2002 г. Спасо-Преображенский храм находится на реставрации. В настоящее время службы совершаются на улице, у входа в храм, в связи с закрытием храма "на ремонт ". В июле 2010 г. был поврежден ураганом центральный Крест храма.

18 января 2013 г., по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия освятил отреставрированный крест центрального купола храма Спаса на Берестове. Во время реставрации специалисты сняли старый позолотный слой с поверхности креста, исправили его каркас, изогнутый при падении, изготовили и установили утраченные декоративные элементы и основу для крепления креста на макушке, а также нанесли слой сусального золота.

http://churchs.kiev.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 октября 2022

Церковь каменная, одноэтажная, построенная в XI в. Разрушенная в эпоху татарского нашествия, она в 1638 г. была возобновлена митрополитом Петром Могилой, который заново возвел алтарную часть с двумя пристройками приделов, а также западный притвор. В настоящее время древние части церкви оставлены в виде типичной «полосатой» (чередование слоев камня и кирпича) кладки, пристройки же XVII века оштукатурены и обелены известью.

Церковь не имеет куполов; пять барочных восьмигранных, сильно приплюснутых глав сидят на небольших глухих восьмигранных же барабанах, украшенных поясом из живописных изображений и расположенных непосредственно на перекрытиях четырех концов греческого креста (план церкви) и средней его части. Последняя выделена глухим восьмигранником, доходящим до конька крыши, благодаря чему центральная глава несколько возвышается над остальными.

В 1910 г. академиком архитектуры П.П. Покрышкиным была произведена подбутка фундаментов и ремонт всей кровли. Предметы, найденные при раскопках во время этих работ, как то: куски штукатурки с фресками, стеклянная и гончарная посуда и прочее, сложены в помещении пономарни, вправо от главного алтаря. Внутри церкви открыта живопись, местами древняя, местами XVII века; мозаики нет.

Над папертью возвышается каменная, трехъярусная колокольня, построенная в 1814 г., крытая полусферическим куполом с весьма характерным для позднего времени шпилем.

Ограды и кладбища при церкви не имеется.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 декабря 2023

Живописное село Берестово упоминается в летописях как место, где издревле располагалась резиденция киевских владык. Князья с дружиной, семьей и челядью занимали деревянный дворец с многочисленными постройками, скрытыми от зверей и любопытных глаз высоким частоколом. Княжеский двор прятался в густых берестовых лесах, отделенный от Киева Днепром и двумя заболоченными долинами. Крайне выгодное с точки зрения обороны, такое расположение создавало трудности в управлении страной. Вероятно, поэтому здесь постоянно жили только Аскольд и Владимир Святославич, которым требовалась защита от собственного народа. Не преодолимые для киевлян преграды нисколько не мешали внешним врагам, изредка проникавшим в эти глухие места. Так, в мае 1096 года Берестово вместе с ближайшими к столице монастырями разорили половцы. «Приде Боняк, – поведал летописец о тех трагических днях, – безбожный, шелудивый, отай, хищник, к Киеву внезапу и зажгоша болонье около града…»

В те годы Древнерусским государством управлял Святополк II (1050–1113). Киевский стол сыну Изяслава уступил преемник покойного Всеволода, черниговский князь Владимир, более известный под прозвищем Мономах. Современники отмечали робость великого князя в ратных делах и неосмотрительность в дипломатии. Эти незавидные для правителя черты вызвали междоусобицы и крайне обострили отношения с половцами. Первые годы княжения Святополка II стали для Руси временем бесконечных войн, братских раздоров и природных бедствий, подобных нашествию саранчи. Соединившись с войсками тмутараканского князя Олега, степняки разграбили Чернигов, Переславль, часть Киевского княжества, сожгли город Юрьев и лесную крепость в Берестове. Боняк успел постучать в Золотые ворота, но, вопреки поверью, двери не распахнулись, и варварам пришлось удалиться за Днепр.

Начавшееся в 1113 году восстановление Берестова продолжалось более десятилетия, а закончилось заботами Владимира Мономаха, к тому времени занявшего киевский престол. На месте сгоревшей деревянной церкви появился храм Спаса – однокупольное здание из камня с выступающими ризалитами на двух фасадах. Стены берестовской церкви были сложены типичной для местного зодчества кладкой с плинфой, оставлявшей на поверхности характерные полосы. Первые строители по традиции оштукатурили стены, оставив открытыми декоративные элементы: кресты и фризы с меандровым орнаментом.

Придерживаясь крайней простоты в отделке, мастера старались украсить фасад оригинальными деталями. Например, в средней нише церкви Спаса помещено небольшое окно. Одно из углублений на западной стороне храма немного выше соседних. Возможно, только в декоративных целях неравномерно разбросана скульптура в виде крестов.

Победы русских в борьбе с половцами воплотились в патетическом облике здания. Высота хоров в интерьере церкви Спаса достигает 10 м, что ранее никогда не встречалось в русских храмах.

В этом сооружении явно преобладали вертикальные линии, архитектурные массы тяготели к стройности, поскольку были устремлены вверх. Необычная высота вынудила создателя устроить три притвора для обеспечения устойчивости. В настоящее время еще можно увидеть след арки притвора на западном фасаде и древние строения вблизи северного и южного входов. Неплохо сохранились фрагменты деревянных лесов и дубовых перемычек окон.

На одной из стен остались фрагменты огромной фрески, представляющей евангельскую сцену «Третье явление Христа по воскресении на Тивериадском море». Её содержание не противоречит канонам, хотя образы заимствованы из неизвестных, видимо раннехристианских, источников: четыре апостола в лодке и один, плывущий к берегу навстречу Иисусу Христу. Судя по известным иконографическим схемам, художник изобразил Петра, Фому, Якова, Иоанна и Нафанаила из Каны. Картина наполнена светом, простором и воздухом. Голубое небо сливается с мягким синим фоном, занимая почти половину живописного поля. Легкость прозрачных красок усилена золотистыми силуэтами рыбаков, белой фигурой Христа, а также изображением воды, написанной в охристых, серых и синих тонах.

Создатель берестовской росписи построил великолепную композицию. Масштаб и расположение героев таковы, что фигуры воспринимаются в натуральную величину, хотя на самом деле они достигают 2,5 м. Воссоздавая канонические образы, художник написал жанровую сцену: позы естественны, движения непринужденны, герои показаны в правдоподобной ситуации, и только сведущие могут заподозрить в ней евангельское событие. Тем не менее бытовые подробности не заслоняют главного – явления воскресшего Христа. Несмотря на жанровый характер, роспись не лишена монументальности, которую заказчики требовали от такой живописи. Ученым не удалось определить имена и происхождение создателей фрески. Однако по своеобразию письма можно предположить, что в Берестове работал живописец киевской школы. Во всяком случае только в русской художественной среде могло возникнуть столь совершенное по технике и передовое по замыслу произведение.

Храм Спаса на Берестове долгое время служил фамильной усыпальницей. Первым здесь был похоронен Владимир Мономах, а в 1157 году место рядом с отцом занял киевский князь Георгий Владимирович. Во времена Золотой Орды чудом уцелевший притвор храма использовали в качестве часовни. Теперь невозможно определить, с какой целью монахи забелили чудесные фрески, но их наличие оставалось тайной до той поры, когда восстановлением культовых построек в окрестностях Киева занялся Пётр Могила. В 1640-х годах его стараниями была заново отстроена Десятинная церковь и восстановлена западная часть церкви Спаса на Берестове.

При восстановлении храма митрополит и его мастера отнеслись к остаткам очень бережно. Сохранившуюся западную часть храма с востока дополнила граненая апсида, с запада – большой притвор, который придал постройке вид украинской крестчатой пятикупольной церкви. Новые фрески появились благодаря совместным усилиям местных живописцев и мастеров с Афона. Покрыв штукатуркой уцелевшие части храма, художники заново расписали стены, не подозревая, что под слоем побелки скрываются древние картины. В их работе ощущался отголосок утраченного византийского искусства. Фрески вписались в новый интерьер, поскольку мастера смогли согласовать их с архитектурой здания.

Место старинного купола занял готический звездчатый свод, покрытый, как и стены, изысканной живописью в духе итальянского Ренессанса. Оригинальным решением выделяется сцена «Благовещение»: канонически застывшие фигуры, обычный столик и кувшин с цветами, выписанными с поразительным натурализмом. Второстепенная героиня из сцены «Рождество Христово» вызывает в памяти образ повивальной бабки, которую художник изобразил вполне земной женщиной в платке и платье с короткими рукавами. На других фресках представлены пастухи в шляпах и обычной пастушеской одежде.

Особого внимания заслуживает фреска на входной стене, где к ногам сидящего на троне Христа припадает Пётр Могила. Изображение митрополита можно отнести к выдающимся произведениям украинской живописи. Его портрет создал, несомненно, киевский мастер, подобный тем, о которых Алеппский писал, что они «владеют большим мастерством в изображении человеческих лиц с законченным сходством». Живописец обнаружил свой талант в моделировке лица, скупыми, но точными мазками показав широкую седую бороду, выпуклый лоб, нос с аристократической горбинкой, печальный взгляд человека, страдающего неизлечимой болезнью. Глубина характеристики, воспроизведение искренних человеческих чувств, виртуозная передача душевного состояния в портрете Петра Могилы свидетельствуют о том, что украинские живописцы уже в XVII веке владели реалистическими художественными средствами.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». - М.: «Вече», 2004 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

«…Берестов – один из наиболее живописных киевских уголков - бывший когда-то загородной резиденцией киевских князей, находится в непосредственной близости от Киево-Печерской Лавры. В Берестове располагался загородный дворец великого князя Киевского Владимира Святославича, который здесь и скончался. О дворце упоминают летописцы, в частности знаменитый Нестор.

Каменное двухэтажное дворцовое строение окружали дворы княжеской челяди. Неоднократно упоминаемые в летописи «сени» - галереи - соединяли отдельные сооружения в комплексы хором, представляя собой характерную часть княжеского жилища.

В последующие годы в Берестове жили киевские князья Ярослав Мудрый, Святослав Ярославович, Всеволод Ярославович и Владимир Мономах. Тут утверждали государственные акты, принимали иностранных послов. В 1091г. княжий дворец сожгли половцы, в 1113 г. он был отстроен (до наших дней дворец не сохранился).

Церковь Спаса на Берестове впервые упоминается в летописи под 1072 г. И - является родовой усыпальницей князей из рода Мономаховичей. В 1157 г. тут был похоронен сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий - основатель Москвы (трижды, в 1149-1150, 1150 и в 1155-1157 гг., он был великим князем Киевским). Надгробие Юрию Долгорукому в церкви Спаса на Берестове установлено 7 сентября 1947 г. Надгробие - имитация древнерусского саркофага (лабрадорит; скульптор М. Остапенко, арх. И. Голец). На плите надпись: «Здесь похоронен Юрий Владимирович Долгорукий - основатель Москвы. 1090-1157».

От первичного сооружения церкви сохранился один первый ярус прямоугольного притвора. В 1640-1643 гг. по заказу Петра Могилы храм реставрирован в стиле украинского барокко и расписан греческими мастерами. В 1752 г. во время капитального ремонта церковь получила пятиглавое завершение. В 1813-1814 гг. по проекту арх. А. И. Меленского к ней пристроили колокольню в формах классицизма. В таком виде она сохранилась до наших дней. Значительный интерес представляли резные и чеканные украшения престола, выполненные золотых и серебряных дел мастером Ф. М. Коробкой.

В 1909-1914 гг. под руководством арх. П. П. Покрышкина проведены археолого-архитектурные исследования и реставрация сохранившихся древних частей здания. Исследования фундаментов церкви дали возможность представить ее в виде трехнефного шестистолпного однокупольного сооружения с притворами южным, западным и северным. Сохранилась характерная для древнерусской строительной техники конца ХІ - начала ХІІ ст. кладка стен на толстом слое цементированного раствора с утопленными рядами кирпича. В церкви в 70-х гг. ХХ ст. выявлена фресковая живопись ХI-ХІІ вв…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 361-362


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 января 2025

Церковь Спаса на Берестове - древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Несмотря на то, что она находится вне стен лавры, Церковь Спаса на Берестове считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию. Она является одним из древнейших уникальных храмов Киевской Руси домонгольского периода, считается вторым по значению памятником архитектуры национального значения после Киево-Печерской лавры.

Спас на Берестове никогда не входил в состав соседствующей с ним Киево-Печерской Лавры, а всегда существовал самостоятельно. И, несмотря на то, что вместе с ансамблем сооружений Киево-Печерской Лавры он вошел в перечень памятников, находящихся в списке объектов, взятых ЮНЕСКО под свою эгиду, можно сказать, что этот уникальный памятник не очень-то и известен. Может быть, «виной» тому непосредственная близость церкви (на расстоянии нескольких десятков шагов) от святынь Лавры. Народ по обыкновению стремится к прославленной Лавре - в Свято-Успенский собор, в ближние и дальние пещеры со святыми мощами подвижников, на колокольню, а на Спас на Берестове уже ни сил, ни времени не остается...

О Берестове следует сказать, что это один из наиболее живописных киевских уголков, бывший когда-то загородной резиденцией киевских князей. В Берестове располагался дворец великого князя киевского Владимира Святославовича, который здесь и скончался. О дворце упоминают летописцы, в частности знаменитый Нестор. Каменное двухэтажное дворцовое строение окружали дворы княжеской челяди. Неоднократно упоминаемые в летописи «сени»-галереи соединяли отдельные сооружения в комплексы хором, представляя собой характерную часть княжеского жилища. Иеромонах Тихон (Софийчук), теперешний настоятель храма Спаса на Берестове, пишет: «В 988 г., приняв Святое Крещение в Корсуне в церкви Спаса, великий князь Владимир, вернувшись в Киев, сразу приступил к сооружению в Берестове первой каменной церкви в память о своем крещении, а также в честь Спаса и по архитектурному образчику корсунской церкви. … Церковь Спаса в Корсуне и церковь Спаса на Берестове построены в виде равноконечного (греческого) креста. Ни в Киеве, ни на всей Руси нет ни одной подобной древней церкви».

В Берестове жили киевские князья Ярослав Мудрый и Святослав Ярославович, Всеволод Ярославович и Владимир Мономах. Тут утверждали государственные акты, принимали иностранных послов. В 1091 г. княжий дворец сожгли половцы, в 1113 г. он был заново отстроен, но до наших дней не сохранился.

По мнению главного архитектора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Татьяны Кулик, церковь Спаса на Берестове относится к немногим памятникам эпохи Киевской Руси, дошедшим до нашего времени, хотя и в значительно измененном виде. Церковь была построена (по имеющимся материалам археологических исследований) в 1113-1125 г.г. на средства князя Владимира Мономаха, который намеревался устроить в ней семейную усыпальницу на территории, где находился княжеский дворец и Спасский монастырь.

Церковь Спаса на Берестове впервые упоминается в летописи под 1072 годом и является родовой усыпальницей князей из рода Мономаховичей. В церкви целиком сохранилась настенная надпись под одним из окошек: «В этом храме погребены дочери Киевского князя Владимира Мономаха Евфимия, в иночестве Евпраксия, и София, бывшая супругой Венгерского короля Белы II».

В этом храме служил пресвитер Иларион, первый Киевский (1051 г.) митрополит из русских, автор «Слова о Законе и Благодати», «муж благ, и книжник, и постник» (как сообщает «Повесть временных лет»), к которому пришел в пещеру преподобный Антоний Печерский, основатель подвижнической иноческой жизни в Киевских пещерах.
В Киеве, а именно в церкви Спаса на Берестове, был похоронен основатель Москвы - сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.

Когда сегодня говорят о том, что украинцы и русские - два разных народа, это слушать и дико, и смешно, особенно если помнить, что Москву основал сын киевского князя, сам трижды, в 1149-1150, 1150 и в 1155-1157 г.г., становившийся Великим князем Киевским. О кончине Юрия Владимировича Долгорукого Ипатьевская летопись под 1158 годом сообщает: «Киевский Князь Георгий Владимирович умер в Киеве, 15 Мая, в среду на ночь, а заутро в четверг положили возле моностыря Святаго Спаса». Надгробие Юрию Долгорукому в Церкви Спаса на Берестове установлено 7 сентября 1947 г. и является имитацией древнерусского саркофага. Выполнено из лабрадорита скульптором М. Остапенко, по проекту архитектора И. Голец. На плите - надпись: «Здесь похоронен Юрий Владимирович Долгорукий - основатель Москвы. 1090-1157». В храме покоится и сын Ю. Долгорукого Киевский Князь Глеб Юрьевич.

Зимой 1825 г. в церкви Спаса на Берестове князь Сергей Григорьевич Волконский венчался с юной красавицей Марией Николаевной Раевской. Этой замечательной паре судьба уготовила столько драматических испытаний, что их хватило бы не на один захватывающий роман.

Первое летописное упоминание о Спасском монастыре относится к 1072 г. Преподобный Нестор Летописец рассказывает про Германа, игумена Святого Спаса, который участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгороде в новую церковь, построенную Изяславом Ярославовичем. То, что монастырь Святого Спаса находился в Берестове, подтверждается рядом позднейших летописных текстов. И Лаврентиевская летопись под 1138 годом сообщает о захоронении «на Берестовем у Святаго Спаса» дочки Владимира Мономаха Евфимии». А последнее упоминание в летописи об этом храме относится к 1231 г.

312 лет о ней ничего не было известно. Киев разрушался монголо-татарскими набегами, самым печально памятным является нашествие Батыя 1240 года, лишившее столицу Руси прославленной Десятинной церкви. Особо тяжелыми историки считают нашествия 1416 и 1482 годов. Но даже после ужасного нашествия Менгли-Гирея в 1482 г. церковь Спаса на Берестове устояла. И в 1543 г. польские ревизоры уже упоминают ее в своих отчетах. Следующее, случайное, упоминание «спаського кута з церквою мурованою» относится к 1630 г. и связано с именем святого Петра Могилы, тогда архимандрита Киево-Печерской Лавры. В 1620-х годах Берестовым и церковью Спаса в нем владел униатский митрополит В. Рутский.

Во времена борьбы с униатами митрополит Киевский Петр Могила (1632-1647) добился в 1632 г. от польского короля Владислава IV разрешения на воссоздание старых православных храмов. Привлекая собственные средства и большие частные пожертвования, он отстроил заново Софийский собор, Михайловскую церковь Выдубицкого монастыря (которую возводил прославленный зодчий Петр Милонег), печется о Десятинной церкви, а на церковь Спаса на Берестове обращает особое внимание.

Внешняя реставрация храма была закончена во второй половине 1640 года. Полную реставрацию церкви завершили к 1644 г. Это событие подтверждается надписями на стенах на церковнославянском и греческом языках, сделанными собственноручно игуменом: «Петр Могила, архиерей Божий, преподнес этот храм и себя самого Господу Владыке и достроил этот достославный и достопамятный дом, выведя его из забытья, перстами греков написал славу, которую Ты, Безначальный, снискал страданием на земле; ибо в храме Божьем всяк славу воздает. Ты, упрочающий небесные своды и тяжесть земли, удерживай же Твоею рукою и сей дом навеки незыблемым, во славу Твоей державы. В лето от Рождества Иисуса Христа 1644, ноября 16».

Отношение святого митрополита Петра Могилы к храму Спаса на Берестове видно и из его завещания. Он повелел все принадлежавшее ему столовое серебро разделить на 4 равные части: одну - «отцам-коллегиантам» основанной им знаменитой Академии, вторую - Киево-Печерской Лавре, архимандритом которой он был, третью - своему брату «хозяину земли Молдавской Моисею» и четвертую - «восстановленной церкви Святого Спаса».

То, что святой Петр Могила считал себя восприемником деяний равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, отражено наглядно и в сюжете греческой росписи в западной части церкви Спаса на Берестове, над аркой. В центре композиции находится Спаситель, Сидящий на престоле в архиерейском облачении - в саккосе и омофоре, с митрой на голове. Справа от Спасителя изображена Богородица, а слева - святой великий князь Владимир. Перед Спасителем — преклоненный св. митрополит Петр Могила в святительском одеянии, в саккосе греческого покроя. Он держит в руках восстановленный им храм Спаса и протягивает его Христу, Которому из уст св. Петра Могилы простирается длинный узкий свиток с надписью: «Да будут очи Твои выну (всегда) на этом Храме». А на свитке, который выходит из уст святого великого князя Владимира, написано: «Призри, Господь, на эту церковь, которую создал недостойный раб твой». Возле ног Спасителя изображен герб Петра Могилы. На этой фреске однокупольную церковь Спаса на Берестове отчетливо видно со всеми характерными особенностями, отмеченными еще на схематическом плане 1638 г.

Монументальная живопись церкви Спаса на Берестове, выполненная по заказу Петра Могилы в 1644 г. афонскими мастерами, является единственной известной науке стенописью XVII в. в Киеве. От первичного сооружения церкви сохранился один первый ярус прямоугольного притвора. В 1752 г. во время капитального ремонта церковь получила пятиглавое завершение. В 1813-1814 г.г. по проекту архитектора А. И. Меленского к ней пристроили колокольню. В таком виде церковь и сохранилась до наших дней. Значительный интерес представляли резные и чеканные украшения престола, выполненные золотых и серебряных дел мастером Ф.М. Коробкой.

В 1909-1914 г.г. под руководством архитектора П.П. Покрышкина проведены археолого-архитектурные исследования и реставрация сохранившихся древних частей здания. Исследования фундаментов церкви дали возможность представить ее в изначальном виде трехнефного шестистолпного однокупольного сооружения с притворами – южным, западным и северным. Сохранилась характерная для древнерусской строительной техники конца XI – начала XII столетий кладка стен на толстом слое скрепляющего раствора с утопленными рядами кирпича.

В церкви в 1970-е г.г. была выявлена фресковая живопись XI–XII в.в., которую специалисты называют бесценной. Есть даже мнения, что фресковые изображения Спасской церкви по художественному уровню значительно выше, чем фрески Софийского собора и Кирилловской Троицкой церкви. Они поражают чрезвычайной утонченностью, величием композиции, исключительным совершенством греческого рисунка. Оригинальные фрески были обнаружены случайно во время работ по укреплению штукатурки под масляными росписями ХVІІ в. Сохранились они благодаря тому, что их забелили в то время, когда уцелевший нартекс (так называется притвор, род сеней при входе в храм) разрушенной церкви использовали как часовню. Найденные фрески выполнены в период Киевской Руси. Исследования показали наличие фресок ХІІ века и в других частях нартекса, но ученые после обсуждения на конференции приняли решение, учитывая ценность монументальной живописи ХVІІ века, их не раскрывать.

После времен св. Петра Могилы в Спасской церкви произошли изменения: в 1809-1810 г.г. были обновлены стенопись и позолота на иконостасе, в 1813-1814 годах при священнике Василии Шараивском вместо старой деревянной крыши установлена и окрашена новая железная, за счет пожертвований прихожан. Московский митрополит Платон, находясь в Киеве в 1804 г., посетил церковь Спаса на Берестове и, обойдя все алтари, осмотрел старинные греческие фрески, сел на правом клиросе и, обратившись к лаврским монахам, сказал: «Все у вас на древних развалинах новое, исключая эту церковь; оная только остаток святого Владимира и достойна всякого сохранения». По возвращении в Москву он послал Киево-Спасской церкви в дар напрестольное Евангелие, оправленное в парчу с серебряным окладом, с надписью на нем: «В Киевскую, состоящую при Киево-Печерской Лавре, называемую Спаса на Берестове церковь, яко древнейшую в Киеве и в древних летописях упоминаемую, посылаю сию книгу священного Евангелия. Смиренный Платон, Божиею милостию митрополит Московский. Москва 1805 г. генваря 21 дня».

«ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия. http://www.zdravrussia.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…От церкви Спаса на Берестове, расположенной около Печерской лавры, сохранилась только ее реставрированная западная часть. Последняя выложена в типичной киевской системе начала XII в., в которой почти отсутствует камень и господствует кирпичная кладка со скрытыми рядами. Особенностью архитектуры церкви являлись три притвора, расширявшие интерьер и утеплявшие входы. Они заимствованы из деревянного зодчества и встречаются в каменной архитектуре впервые в этом здании. На западной стене последнего сохранились следы сводов западного притвора, боковые части которого были перекрыты половинками цилиндрического свода, а средняя часть - цилиндрическим сводом. Это заставляет предположить, что западный фасад западного притвора имел завершение в виде трехлопастной кривой. В этой трехнефной шестистолпной крестовокупольной церкви, выстроенной в княжеской усадьбе и служившей фамильной усыпальницей потомков Владимира Мономаха, был впоследствии похоронен основатель Москвы - Юрий Долгорукий…»

Источник: Безсонов С.В. (гл. ред.), Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Максимов П.Н., Чиняков А.Г., «История русской архитектуры», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1956, стр. 29

Totalarch



Комментарии и обсуждение


В конце ХVІІІ ст. Степан Демьянович Ковнир на свои средства поставил и позолотил новый иконостас. В 1865-1867 гг. во время реставрационных работ под руководством П. Лошкарева был установлен новый деревянный позолоченный одноярусный иконостас, украшенный иконами старого письма с изображениями Спасителя, Богоматери, Преображения Господнего и св.кн. Владимира.

В начале XX ст. (1907 г.) в храме было два иконостаса: первый главный, деревянный, одноярусный простого исполнения с позолотой, второй - в южном приделе, также деревянный, четырехъярусный. На южном иконостасе, в нижнем ярусе размещались иконы Спасителя, Богоматери, св. Козьмы и Дамиана.

12 декабря 2011, Евгений Карпухин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.