В начале 60-х г.г. XI в. великий князь Изяслав Ярославич подарил монастырю холм над пещерами, где в 70-х г.г. XI в. началось интенсивное строительство каменных сооружений. В 1073-1079 г.г. был построен Успенский собор, в 1106-1108 г.г. – Троицкая надвратная церковь, в 1108 г. – трапезная, а в конце XII в. территория монастыря обносится каменными стенами.
В 1470 г. восстанавливают Успенский собор, строят кельи, постройки хозяйственного назначения. В 1480 г. монастырь разрушили орды крымского хана Менгли-Гирея, но вскоре он был восстановлен.
В 1688 г. Киево-Печерский монастырь получает наименование Лавры.
Особенно активизировалась строительная деятельность после воссоединения Украины с Россией. В это время формируются ансамбли на Ближних и Дальних пещерах, вместо деревянной ограды строят монастырские стены с башнями и церковью над Экономическими воротами, кельи соборных старцев, Никольскую больничную трапезную церковь, пекарню, трапезную с Петропавловской церковью, типографию.
В ночь с 21 на 22 апреля 1718 г. начался пожар, уничтоживший все деревянные постромки монастыря и сильно повредивший каменные. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром каменных сооружений и возведение новых зданий. Строят кельи (корпус № 3), книжную лавку, корпус клирошан, Экономический корпус, дом митрополита, галерею возле церкви Рождества Богородицы, дом наместника. Самым значительным сооружением этого периода явилась Большая колокольня Успенского собора.
К середине XVIII в. полностью сформировался архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры. Строятся кельи соборных старцев, трапезная, хлебопекарня, типография и др. Создаются ансамбли Ближних и Дальних пещер.
В конце XVIII – первой половине XIX в.в. были построены братские кельи и галереи на Дальних и Ближних пещерах, дом для начальника Дальних пещер, гостиница, Ближние и Дальние пещеры обнесены крепостной стеной.
В конце XIX – начале XX в.в. было построено несколько зданий гостиниц, наборная, переплетная, малярный корпус, иконописная, электростанция, фотография, больница, водокачка, аптека. Самым значительным сооружением была новая трапезная с церковью Антония и Феодосия.
1. Монастырская гостиница. Сооружена в 1906-1908 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. В годы Первой мировой войны в корпусе размещался понтонный батальон.
2. Ворота хозяйственного двора. Сооружены во второй половине XIX в. между зданием монастырской гостиницы и Всехсвятской церковью на Экономических воротах. Вели на хозяйственный двор Лавры.
3. Церковь Всех Святых на Экономических воротах. Сооружена в 1696-1698 г.г. одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718-1727 г.г. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями киота и установлены на северной и южной стенах церкви. В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников.
4. Флигель клирошанского корпуса. Сооружен одновременно с корпусом клирошан в первой половине XIX в.
5. Корпус клирошан. Сооружен в 1720-1740 г.г. Первоначально был одноэтажным с барочными архитектурными формами. В 1870 г. надстроен второй этаж. Корпус кирпичный оштукатуренный двухэтажный прямоугольный в плане, планировка секционная, перекрытия первого этажа сводчатые, второго – плоские балочные. Боковые стены завершены фронтонами, крыша двускатная.
6. Ремесленные кельи. В начале ХХ в. служили для ключников, записывателей и гробовых (смотрителей за мощами) Успенского собора. В середине XVIII в. на этом месте существовали две небольшие каменные постройки. В конце 1770-х г.г. строения были объединены общей крышей. В 1794 г. под руководством мастера И. Владимирова они были обложены кирпичной стеной.
7. Паламарня. Составляет с ремесленными кельями единый г-образный объем. Сооружена во второй половине XVIII в. К 1826 г. корпус уже существовал в современных размерах и состоял из четырех помещений. В 1906 г. на галерее были устроены новые каменные столбы. В начале ХХ в. сооружение называлось «галерея позади келий великоцерковных записывателей». В советское время аркада галереи была заложена.
8. Кельи соборных старцев. Построены в 1720-1721 г.г. на месте деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. Крыша корпуса первоначально имела гонтовое покрытие. Во время капитального ремонта 1783 г. гонт заменили на железо. Дата ремонта зафиксирована на фронтоне западного фасада. Кельи кирпичные в стиле барокко прямоугольные в плане вытянутые по оси восток-запад на 64 м. Крыша двускатная с характерным для украинского барокко заломом.
9. Аптека и новоклирошанский корпус. Здание возведено в 1902-1903 г.г. по проекту В.Ф. Ермакова на месте колокольни больничного монастыря и двух одноэтажных каменных флигелей – аптеки и келий. В нем размещались братские кельи больничного монастыря, кельи клирошан. На первом этаже левого крыла располагалась аптека и служебные помещения. Над корпусом была сооружена новая колокольня больничного монастыря.
10. Каменный двухэтажный корпус для размещения больных Больничного монастыря (лаврский лазарет) сооружен в 1840-е г.г. с северной стороны Никольской больничной церкви.
11. Никольская больничная трапезная церковь. Сооружена в конце XVII в. Построена на месте деревянной для Больничного монастыря, основанного еще в начале XII в. Первоначально была одноэтажной. Вероятно после пожара 1718 г. с северной стороны были пристроены диаконник и ризница. В конце XIX в. здание надстроено.
12. Книжная лавка. Сооружена в 1811-1812 г.г. вместо сгоревшего каменного здания. В 1865 г. по проекту Г. Наумова надстроена стена и второй этаж, устроен новый вход в здание. В 1903 г. проведен ремонт, в 1911 г. – электрическое освещение.
13. Столярная мастерская. Сооружена в 1902-1904 г.г. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка. Кроме мастерской в ней размещались кельи, кухня и столовая для столяров. В советское время сильно перестроена.
14. Мастерская кровельщиков. Двухэтажная с подвалом постройка. Сооружена в середине XIX в. В плане приближается к г-образной форме. Планировка этажей – коридорная. Приближено к формам классицизма. Вход в средней части малого крыла. Тыльный фасад – часть внешней лаврской стены.
15. Малярная (Северная) башня. Построена как сторожевая башня в северо-восточном углу монастырских стен между Экономическими воротами с надвратной церковью Всех Святых и северо-западной башней (не сохранилась). Название произошло от малярной (живописной) мастерской, размещавшейся на втором этаже. Первоначально была квадратной в плане. В 1838 г. по проекту П.И. Дзичканца перестроена в шестиугольную в плане.
16. Новая переплетная. Сооружена на экономическом дворе в 1903-1094 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Двухэтажное здание с глубоким подвалом.
17. Сборочные мастерские. Двухэтажное здание сооружено в 1898 г.
18. Онуфриевская или Палатная башня. Возведена в 1689 г. в восточном углу монастырских стен между Малярной башней и южными воротами. На втором этаже находилась церковь Онуфрия. Не исключено, что название палатная связано с нахождением в башне палат гетмана Мазепы.
19. Старая переплетная. 1757-1770 г.г. Размещена на территории экономического двора. Построена мастером С.Д. Ковниром. Здание в стиле барокко кирпичное одноэтажное на высоком цоколе прямоугольное в плане, с главным входом с лестницей и тамбуром по продольной оси. Перекрытия плоские балочные, цокольного этажа – сводчатые.
20. Ледник. Одноэтажное с подвалом каменное здание в форме параллелограмма сооружено в 1893 г. В советское время значительно перестроено.
21. Котельная. Первоначально в одноэтажном каменном здании располагалась печатная мастерская. В 1830-х г.г. перестроена. В 1862 г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии сделана надстройка второго этажа. В 1890-х гг. плоская крыша перестроена и проведен ремонт помещения.
22. Словолитная мастерская. Каменное здание на этом месте существовало до 1772 г. После пожара 1772 г. отремонтировано. Перестроено в 1803 и 1830 г.г. В 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова надстроен второй этаж. В 1890-х г.г. проведен капитальный ремонт, во время которого перестроена крыша и устроены перекрытия.
23. Хозяйственный флигель Верхней Лавры. Сооружен в 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии.
24. Экономический корпус. Сооружен в 1720-1723 г.г. Построен на месте сгоревших в 1718 г. келий с использованием сохранившихся стен. Заново возведена только южная часть. Об этом говорит также разностильность в обработке фасадов в северной и южной частях здания. Первоначально корпус был одноэтажным с барочными архитектурными формами. В 1848 г., по другим источникам в 1843 г. надстроен второй этаж (архит. П.И. Спарро). Корпус кирпичный побеленный двухэтажный прямоугольный в плане длиной 100 м, планировка секционная, перекрытия первого этажа сводчатые, второго – плоские.
25. Ковнировский корпус. Сооружен в XVII-XVIII в.в. Состоит из двух объемов, построенных в разное время. Пекарни с пристройкой, возведенной в XVII в., и книжной лавки, построенной мастером С.Д. Ковниром в 1721-1727 г.г. После пожара в 1744-1746 г.г. С.Д. Ковнир восстанавливает оба здания и подводит их под общую крышу. Пекарня представляла собой однокамерное сооружение в плане в виде параллелепипеда со стенами, сложенными из чередующихся рядов кирпича и валунов, перекрытое сводами. К пекарне с северной стороны делают пристройку с порталом, поребриками из кирпича и двумя полуколоннами (возможно архит. Д.В. Аксамитов). Книжная лавка - одноэтажное трехкамерное сооружение, с двумя тамбурами, перекрытое сводами и с высокой крышей. В 1772 г. в чердачных помещениях устроен второй этаж. Корпус в стиле барокко кирпичный оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане.
26. Ворота между Экономическим и Ковнировским корпусами. Устроены как ворота, ведущие на экономический двор при перестройке Ковнировского корпуса в 1744-1746 г.г.
27. Просфорня. Трехэтажное кирпичное здание сооружено с тыльной стороны Ковнировского корпуса в 1913 г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроено к административному корпусу.
28. Административный корпус, является составной частью здания Лаврской типографии. В современном виде сооружен в 1828 г. при перестройке основного корпуса типографии.
29. Типография. Сооружена в XVIII-XIX в.в. Первая в Киеве типография была основана в 1615 г. и размещалась в небольшом деревянном доме в Лавре. В 1701 г. на его месте был возведен кирпичный одноэтажный корпус. Планировка нового здания была секционной асимметричной. После пожара в 1718 г. была восстановлена в 1721-1727 г.г., при этом использованы сохранившиеся старые стены. В 1772-1773 г.г. архитектор Шарль де Шардон над зданием строит второй деревянный этаж. Тогда же для укрепления южной стены было установлено три аркбутана, пятами поставленные на террасу корпуса № 30. В 1828 г. к основному объему сооружения с севера и востока сделаны пристройки. В 1864 г. установлен четвертый аркбутан. В 1863 г. между зданием типографии и построенной Словолитной мастерской установлены ворота, ведущие в Экономический двор.
30. Южные или пещерные ворота. Сооружены в 1795 г. по проекту главного инженера Печерской крепости Шарля де Шардона. Они называются еще Ангельскими, так как со стороны пещер на воротах между колоннами изображены ангелы, держащие икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую. На воротах установлен ажурный крест.
31. Иконописная школа и мастерская. Новый корпус в т.н. «кирпичном стиле» сооружен в 1880-1883 г.г. по проекту В.И. Сычугова. Располагается на плато верхней Лавры. Двухэтажное здание в плане прямоугольное. Мастерская имеет мансарду, встроенную в конструкцию крыши. С иконописной школой связаны имена Николая Мурашко (1844-1909 г.г.) и Ивана Ижакевича (1864-1962 г.г.).
32. Иконная лавка. Двухэтажный каменный магазин икон у южных ворот сооружен в 1902-1903 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Пристроен к зданию братских бань.
33. Братская баня. Двухэтажное каменное здание сооружено в 1888 г. на месте старой бани. Одновременно был заменен чугунный водопровод и установлен металлический резервуар для воды, нагреваемый восемью газовыми печами. На втором этаже располагалась келья банщика, паровое и мыльное отделения. Рядом располагался колодец, засыпанный в начале ХХ в., здание электростанции (не сохранилось), иконная лавка и фотография, к которым вели ворота (не сохранились). Ремонтные работы проведены в 1895 и 1912 г.г. К западному фасаду был пристроен прямоугольный в плане высокий вытяжной дымоход, снесенный в советское время.
34. Корпус старой фотолаборатории. Сооружен в 1871 г. В 1874 г. состоялось официальное открытие Печерской фотомастерской, которая была подчинена непосредственно лаврской типографии.
35. Южная башня. Построена в начале XVIII в., как сторожевая башня в южном углу монастырских стен между башней Кущника и Южными воротами. В литературе больше известна под названием «Часовая» (или «Дзигарская»), которое произошло от часов, находившихся в башне со времени основания до 1818 г. Часы были изготовлены Дзиген-мастером П. Чернявским.
36. Дом митрополита. Сооружен в 1727 г. на месте сгоревших в 1718 г. архимандричьих покоев. Первоначально был одноэтажный четырехкамерный, разделенный сенями на две половины. В 1731 г. надстраивается второй этаж, в 1752-1761 г.г. параллельно этому корпусу строится второй. При перестройке 1803 г. оба корпуса были подведены под одну крышу. В 1861 г. на южном фасаде вместо деревянной галереи устроен балкон и пристроен объем, который использовался под библиотеку (архит. П.И. Спарро). В 1904-1905 г.г. к восточной стороне дома пристроена Благовещенская церковь. Дом кирпичный в стиле барокко оштукатуренный двухэтажный с подвалом сложной конфигурации в плане.
37. Благовещенская церковь. Сооружена в 1905 г. по проекту архитектора Е.Ф. Ермакова как домашняя церковь митрополита. Примыкает к восточной стороне дома митрополита. С противоположной стороны пристроена к сохранившейся части трапезной XVII в. Возведена на месте одноэтажного каменного корпуса, соединявшего дом митрополита с трапезной. Церковь кирпичная оштукатуренная зального типа с цокольным этажом. В декоре фасадов использованы стилизованные формы рококо. Торцевые стороны завершены фронтонами, которые венчали главки (не сохранились). Интерьер решен в виде двусветного зала с хорами, расположенными вдоль северной, южной и западной стен. На хоры ведут две винтовые чугунные лестницы. В цоколь ведет широкая гранитная лестница, здесь размещалась вторая Михайловская церковь. Этот этаж перекрыт сводами, опирающимися на стены и четыре ряда чугунных столбов.
38. Кухня трапезной, 1746-1751 г.г. Сохранились от разобранной в 1893 г. старой трапезной (1684-1694 г.г.). Здание кирпичное оштукатуренное квадратное в плане, покрыто четырехскатной железной крышей.
39. Трапезная палата с церковью Антония и Феодосия, 1893-1895 г.г. Построена в русско-византийском стиле по проекту В.Н. Николаева на месте трапезной 1684-1694 г.г., разобранной в 1893 г. Росписи трапезной палаты были закончены в 1903 г., а церкви продолжались до 1910 г. Церковь квадратная в плане с полукруглой апсидой, фланкированной квадратными в плане ризницей и диаконником, перекрыта двадцатиметровым полусферическим куполом. К церкви примыкает двухэтажное с подвалом здание трапезной, палаты с большим залом на первом этаже, разделенным столбами на три нефа.
40. Успенский собор. Основан в 1073 г. Строился с 1075 по 1078 г. Был освящен в 1089 г. В конце XI – начале XII в.в. с северной стороны собора построили крещальню Иоанна Предтечи. В 1240 г. был разрушен ханом Батыем, восстановлен только в 1470 г. Следующие крупные перестройки производились в последней четверти XVII в. В этот период собор стал семиглавым и перед его западным фасадом выросло шесть приделов, увенчанных небольшими фронтонами. Пожар 1718 г. нанес огромный ущерб собору. В 1722-1729 г.г. восстановлен по проекту архитектора Ф. Васильева и под руководством мастера И. Каландина. При этом все приделы и часовни, пристроенные к собору в течение XVI-XVII в.в., были надстроены и объединены под одной общей крышей, а фасады, кроме восточного, разделены декоративным карнизом на два яруса. В 1767-1769 г.г. стены собора при участии мастеров С. Ковнира и Ю. Белинского были увенчаны барочными фронтонами с резьбой. Взорван в 1943 г. Ныне полностью восстановлен.
41. Водосвятный киворий. Часовня сооружена в 1897 г. по проекту В.Н. Николаева. Постройка высотой 9,4 м имеет сферический купол с полуциркульными фронтонами на чугунных колонках.
42. Колокольня Успенского собора. Построена в 1731-1745 г.г. по проекту И.Г. Шеделя на месте сгоревшей в 1718 г. деревянной. Первый вариант проекта колокольни 1720 г. принадлежит архит. Ф. Васильеву. И.Г. Шедель, получив проект Ф. Васильева, существенно его переработал: изменил пропорции сооружения, конструктивную основу, упростил декор, лишив его ярко выраженных черт барокко, и приблизил к классическим формам. Колокольня возведена четырехъярусной – 96,5 м. Решение двух нижних ярусов почти полностью повторяют проект Ф. Васильева. На четвертом ярусе в 1744 г. были установлены куранты с «часовым» колоколом. В 1758 г. изготовлены новые куранты, которые в 1788 г. были переделаны и проработали до начала XX в. В 1903 г. были изготовлены новые куранты. Колокольня капитально ремонтировалась с позолотой главы в 1782, 1824 и 1868 г.г.
43. Кельи клирошан. Возведены в XVI-XVIII в.в. с использованием отдельных участков стен XVI в. При капитальном ремонте в последней четверти XVIII в. крыша была покрыта железом вместо гонта, фронтон, выходящий на экономическую улицу, украшен лепным орнаментом, в картуше которого вылеплена дата капитального ремонта «1777 год».
44. Троицкая надвратная церковь. Сооружена в 1106-1108 г.г. За время своего существования претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. Настенные росписи интерьера церкви – уникальный памятник украинского искусства XVIII в.
45. Корпус певчих митрополичьего хора. Сооружен в 1902-1904 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова на месте разобранного корпуса XIX в. служившего этой же цели, и двух одноэтажных подсобных каменных зданий. Кроме келий певчих, в доме размещалась «распевочная» (помещение для репетиций) и столовая. Часть помещений была отведена для проживания «малых певчих» и учебных классов. В 1913 г. в доме размещалась редакция журнала «Свет Печерский».
46. Ворота между Большой Колокольней и домом наместника. Сооружены в 1731-1745 г.г. и продолжают площадь главного фасада последнего. Не исключено, что автором проекта является И.Г. Шедель. Ворота между Большой Колокольней и кельями клирошан сооружены в 1740-х г.г. В современном виде появляются на гравюрах начала XIX в. Оформлены в стиле барокко.
47. Дом наместника. Сооружен в 1731-1745 г.г. по проекту И.Г. Шеделя. Сначала это был одноэтажный с открытой галереей дом, в котором находились кельи ключников. В 1824 г. был приспособлен под жилье наместника (помощник настоятеля монастыря). В 1882 г. изменена планировка, растесаны окна, надстроен второй этаж, заложена открытая галерея. Все это полностью изменило облик здания. В 1892 и 1906 г.г. проведены ремонтные работы. В 1956-1959 г.г. при реставрации разобрана надстройка 1882 г., памятник восстановлен в первоначальных формах и объемах.
48. Библиотека митрополита Флавиана. Здание сооружено в 1908 г. на месте двух хозяйственных одноэтажных построек по проекту Е.Ф. Ермакова для библиотеки киевского митрополита Флавиана (Городецкого). Двухэтажная кирпичная Г-образная постройка с подвалами. Библиотека имела хорошо организованный справочно-библиографический аппарат и ежегодно выпускала каталог новых поступлений. В этом доме также размещались большие читальные залы, в которых знакомиться с редкостными книгами имели возможность все желающие. В стене, примыкающей к библиотеке, в середине XIX в. были сделаны ворота в митрополичий сад. Рядом на месте теплицы, сооруженной в 1902 г. под наблюдением В.Ф. Ермакова в 1914 г. построено здание оранжереи.
49. Башня Ивана Кущника. Построена как сторожевая башня в юго-западном углу монастырских стен, между Южной башней и Святыми воротами с Троицкой надвратной церковью. Название произошло от церкви во имя Ивана Кущника, которую собирались открыть, но так и не открыли в верхнем ярусе башни. Первоначально была двухъярусной. Верхний ярус надстроен, возможно, при реставрации в 1718-1727 г.г. Нижние отводились для обороны. В первом ярусе размещались амбразуры для пушек, во втором – бойницы для ружей.
50. Вход в галерею к Ближним пещерам. Прямоугольный в плане павильон с портиком тосканского ордера, построенный в 1818 г. и частично перестроенный во второй половине XIX в.
51. Иконная и книжная лавка. Сооружена в 1870-1872 г.г. Кроме иконных лавок тут располагалось отделение по продаже хромолитографических изображений святых и служебные помещения сотрудников. В конце 1890-х г.г. перестроен вход, под корпусом организован дренаж. В 1906 г. по проекту Е.Ф. Ермакова произведен капитальный ремонт. В советское время частично перепланирован. Главный фасад имеет два этажа, южный - три. В связи с перепадом рельефа.
52. Галерея на Ближних пещерах. Сооружена в 1819-1828 г.г. для создания эффекта большей протяженности пещер и защиты паломников от непогоды, следующих с территории Верхней лавры в Ближние пещеры. Галерея начинается напротив Южных ворот монастырских стен, следуя рельефу местности, проходит через нижний ярус колокольни на Ближних пещерах, по второму и первому этажам корпуса № 48 и заканчивается во дворе Ближних пещер. В Ближних пещерах расположены три церкви: Антониевская XI в., Варлаамовская 1691 г., Введенская XI в. Все три церкви имеют медные позолоченные иконостасы 1814-1819 г.г.
53. Колокольня на Ближних пещерах. Сооружена в 1759-1768 г.г. на месте деревянной мастером С.Д. Ковниром. По стилистическим особенностям напоминает работы И.Г. Григоровича-Барского, однако документального подтверждения его авторства пока не найдено. Колокольня в стиле барокко кирпичная оштукатуренная двухъярусная квадратная в плане, увенчанная трехъярусной главой. Через нижний ярус, перекрытый сводами, проходит галерея на Ближние пещеры.
54. Церковь Всех Преподобных Отцов Печерских и Кельи. Здание, гобразное в плане, построено по проекту П. Спарро в 1830-е г.г. в формах классицизма под руководством командира киевской инженерной команды И.Г. Дзичканца, как кельи для монахов. В 1872 г. на втором этаже была устроена и освящена церковь «Всех Преподобных Отцов Печерских». Проект по расширению теплой церкви при Ближних пещерах разработал военный инженер О.Р. Ветринский.
55. Крестовоздвиженская церковь. Сооружена в 1700-1704 г.г. на месте деревянной, возведенной после 1638 г., над входом в Ближние пещеры. В 1769 г. установлен иконостас, изготовленный резчиком К. Швериным. В 1839 г. с запада пристроена трапезная, в западную часть которой включены остатки часовни XVII в., увенчанная куполом на восьмигранном барабане. В XIX в. С северной стороны храма сооружена подпорная стена, сделана система водоотвода и замощено подворье. Интерьер церкви расписывали в XVIII в. и в 1816 г. Существующая в настоящее время сюжетная живопись выполнена в 1894 г. художником Д. Давыдовым в технике масляной живописи. Церковь кирпичная в стиле барокко оштукатуренная трехчастная трехкупольная. Алтарная часть в виде триконха.
56. Галерея с входом в Ближние пещеры. Первый этаж сооружения в виде открытой галереи с входом в пещеры сооружен в 1740-е г.г. по проекту И.Г. Шеделя. В 1793 г. на склоне вдоль восточного торца устроены каменные ступени, ведущие с подворья в сад, расположенный на вышележащей террасе. Второй кирпичный этаж для монашеских келий, вместо деревянного временного, сооружен в 1818-1823 г.г. А. Меленским. В конце XIX в. сооружение перестроено, возможно, по проекту В.Н. Николаева. Сооружение одноэтажное с севера со стороны сада и двухэтажное со стороны подворья. В архитектуре главного фасада доминируют формы барокко, но присутствуют и черты классицизма.
57. Братские кельи. Корпус сооружен в 1898-1899 г.г. по проекту В.Н. Николаева. Оформлен в «кирпичном стиле» с использованием элементов псевдорусского стиля.
58. Корпус начальника Ближних пещер. Сооружен в конце XVIII в. на месте деревянного. Одни исследователи датируют памятник концом XVIII в. и считают автором архит. А. Яновского, другие – серединой XIX в. Расположен на косогоре. Корпус деревянный оштукатуренный построен в формах классицизма одноэтажный Г-образный в плане на кирпичном рустованном цокольном этаже. На восток и юг выходит открытая галерея. В 1854 г. в помещении дома блюстителя Ближних пещер была устроена церковь Сретения Господнего. Это единственное сохранившееся деревянное сооружение заповедника.
59. Часовня над склепом семьи Безаков. Сооружена в 1868 г. по проекту М.С. Иконникова. Прямоугольная в плане кирпичная часовня с цоколем из гранитных блоков. Оформлена с использованием элементов псевдовизантийского стиля.
60. Ротонда у входа в галерею Ближних пещер. Сооружена в 1793 г. по проекту А. Яновского. В 1812 г. разобрана и в 1816-1818 г.г. восстановлена в стиле классицизм по проекту К. Оппермана. Одноярусная круглая в плане ротонда со сферическим куполом. По центральным осям устроены входы с полукруглыми арками, на боковых сторонах – круглые окна.
61. Схимницкий корпус. Сооружен в 1840 г. на месте предшествовавшего деревянного сооружения. Дом одноэтажный кирпичный, г-образный в плане. Украшен в стиле классицизма.
62. Кельи. Сооружены в середине XIX в.
63. Ротонда перед входом в Ближние пещеры. Сооружена в начале XIX в. в стиле классицизм. Круглое одноярусное сооружение со сферическим куполом.
64. Ворота Ближних пещер. Сооружены в 1840-е г.г. Одновременно на площади около ворот сделан был деревянный настил, замененный в середине XIX в. каменной брусчаткой. Построены по принципу центрально-осевой симметрии с признаками форм классицизма.
65. Братский корпус. Сооружен в конце XVIII - начале XIX в.в. для размещения монахов Ближних пещер. Перестройкам не подвергался. В стиле классицизма кирпичный оштукатуренный двухэтажный с цокольным этажом под восточной частью и галереей вдоль южного фасада, в плане в виде неправильного вытянутого прямоугольника, планировка галерейная.
66. Братские кельи. Сооружены по проекту А. Середы в 1890 г. Постройка в плане г-образная. В связи с перепадом рельефа юго-западная часть дома двухэтажная, северо-восточная - трехэтажная. Оформлен с использованием элементов классицизма.
67. Ротонда подпорной стены. Сооружена в 1790 г. в стиле классицизм по проекту А. Яновского. Круглое одноярусное сооружение со сферическим куполом.
68. Киворий на источником Преподобного Антония. Сооружен в конце ХІХ в. Представлял собой прямоугольную в плане беседку-навес с шатровой крышей. В отверстиях барабана были установлены иконы. Киворий был окружен каменной невысокой подпорной стенкой с металлической ажурной решеткой. В наше время над источником сооружена каменная часовня.
69. Киворий на источником Преподобного Феодосия. Сооружен в конце ХІХ в. Представлял собой прямоугольную в плане беседку-навес с шатровой крышей с декоративным куполом, покрытым сталью. С северной и западной стороны киворий окружала каменная невысокая подпорная стенка-ограждение, на которой была установлена металлическая ажурная решетка на металлических столбиках. В наше время над источником сооружена каменная часовня.
70. Часовня над восточными въездными воротами. В 1913 г. возле восточных въездных ворот по проекту С.Г. Коклика был устроен собственный Лаврский артезианских колодец. Дренажные работы выполнил Г. Антосенко, уложив гончарные трубы. В августе-сентябре 1914 г. по проекту 1913 г. В.Ф. Ермакова над колодцем сооружена часовня. В советское время был разобран купол и ликвидировано все оборудование. В наше время полностью восстановлена.
71. Галерея на Дальних пещерах. Сооружена в 1869 г. Построенная в XVIII в. галерея к 1812 г. пришла в полную негодность, была разобрана инженерной командой Печерской крепости и восстановлена в 1816 г. Через сорок лет галерея стала непригодной для эксплуатации и была перестроена заново.Галерея начинается на южной стороне двора Ближних пещер ротондой и, следуя рельефу местности, заканчивается на северной стороне двора Дальних пещер павильоном. В пещерах находятся три церкви - Рождества Богородицы с трехъярусным медным позолоченным иконостасом с иконами XVIII в., Феодосиевская с четырехъярусными медным позолоченным – XVIII в. и Благовещенская с деревянным - начала XX в.
72. Зачатия Анны церковь на Дальних пещерах. Сооружена в 1679 г. над верхним входом, в Дальние пещеры. В 1796 г. во время ремонта гонтовое покрытие было заменено на железное, грушевидная глава позолочена. В 1810 г. в связи с появлением трещин в стенах и фундаментах, стены были разобраны, крыша с куполом подвешена и возведены стены из нового кирпича, грушевидной формы глава заменена на шатровую. В 1823 г. обращена в теплую. В 1881 г. в интерьере был установлен иконостас. Западный фасад увенчан фигурным фронтом с золочеными рипидами. Из притвора устроен вход в пещеры.
73. Выход из Дальних пещер. Корпус сооружен в 1893 г. по проекту В.Н. Николаева в псевдорусском стиле на месте предшествовавшего.
74. Братский корпус на Дальних пещерах. Сооружен в первой половине XIX в. для размещения монахов Дальних пещер. Не перестраивался. В стиле классицизма кирпичный оштукатуренный двухэтажный прямоугольный в плане с ризалитами на торцовых фасадах.
75. Галерея возле церкви Рождества Богородицы. Сооружена в 1744 г. как подпорная стена террасы, под церковью Рождества Богородицы. Автором проекта, по всей вероятности, является архит. И.Г. Шедель. В 1846 г. перестроена под кельи. В связи с этим все арочные проемы были заложены, возведены внутренние перегородки, пристроены деревянные тамбуры, устроены дымоходы для печей. Представляет собой открытую аркаду, в средней части которой размещена квадратная в плане трехъярусная башня с деревянной лестницей, по которой можно подняться к северному входу церкви Рождества Богородицы. Башня увенчана шатром, крытым гонтом. Арки лучковой формы опираются на спаренные колонны тосканского ордера. Задняя стенка галереи служит подпорной стеной, завершена балюстрадой, ограждающей террасу. К юго-восточному углу сооружения примыкает небольшой объем кухни, возведенный одновременно с галереей.
76. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сооружена в 1696 г. на средства Киевского полковника К. Мокиевского на месте предшествовавшего деревянного храма в стиле украинского барокко. В 1767 г. были пристроены четыре прямоугольные в плане угловые помещения-часовни, увенчанные куполами. В 1817 г. произошел капитальный ремонт храма. В 1880-х г.г. возле южного, северного и западного входов были устроены тамбуры. В 1894 г. по проекту В.Н. Николаева застроен объем между часовнями на северном и южном фасадах. В 1914 г. начался ремонт храма с целью придания ему первоначального облика. Эта идея была воплощена в жизнь в ходе современной реставрации.
77. Колокольня на Дальних пещерах. Сооружена в 1754-1761 г.г. мастером С.Д. Ковниром. Часть исследователей приписывают авторство архитекторам И.Г. Шеделю, И.Г. Григоровичу-Барскому, П.И. Неелову. Кирпичная в стиле барокко оштукатуренная двухъярусная квадратная в плане высотой 41 м, увенчана трехъярусной главой и шестигранными пирамидками с рипидами по углам. По оси нижнего яруса арочный проезд, по сторонам которого помещения для сторожа и лестницы на второй ярус.
78. Водосвятный киворий. Сооружен в 1896-1897 г.г. по проекту В.Н. Николаева. В 1899 г. площадка перед киворием была замощена.
79. Павильон входа в галерею Дальних пещер. Прямоугольный в плане павильон сооружен в 1897 г. по проекту В.Н. Николаева на месте деревянного. Оформлен в псевдорусском стиле.
80. Схимнический корпус. Сооружен в 1824-1825 г.г. по проекту А.Меленского в стиле классицизма. В 1894-1896 г.г. перестроен по проекту В.Н. Николаева в псевдорусском стиле.
81. Братские кельи Дальних пещер. Двухэтажное здание сооружено в 1823 г. по проекту А. Меленского.
82. Братский корпус. Сооружен в 1898-1899 г.г. по проекту В.Н. Николаева.
83. Дом блюстителя Дальних пещер. Сооружен в 1810-1813 г.г. Расположен на косогоре. Корпус в стиле классицизма кирпичный одноэтажный прямоугольный в плане на высоком цоколе с арочным входом с северной стороны. Вдоль восточного фасада протянута открытая галерея с колоннами тосканского ордера, к которой ведет деревянная лестница. Внешнее оформление выполнено в 1814 г. Корпус часто ремонтировался и реконструировался, поэтому почти утратил свой первоначальный вид. Так, в 20-е годы ХІХ в. Со стороны восточного фасада к нему пристроили контрфорсы для защиты от оползней. Несколько раз полностью изменялось внутреннее оформление и планировка дома.
84. Некрополь при церкви Рождества на Дальних пещерах. Самый большой некрополь Лавры. Возник в первой половине XIX в. Среди погребенных выдающиеся полководцы, государственные деятели, церковнослужители и знатные киевляне.
85. Монастырская гостиница. Первая половина XIX в.
86. Монастырская гостиница. Первая половина XIX в.
87. Монастырская гостиница и склад для свечей. П-образное в плане одноэтажное сооружение. Построено в 1830-1831 г.г. Сюда был переведен свечной завод, существовавший на территории Верхней Лавры. В 1872-1874 г.г. под руководством А. Середы был сооружен второй этаж. В конце 1880-х г.г. произведен капитальный ремонт, укреплены фундаменты, восточная часть усилена контрфорсами, проведен водопровод. После постройки в 1898 г. в Китаевской пустыни нового сооружения Лаврского свечного завода, помещение было перепланировано под гостиничные номера, подвалы - на склады по сохранению свечей и две кельи.
88. Монастырская гостиница. Сооружена в 1880-е г.г. Входы в корпус сделаны отдельно для каждого этажа. На первый - с северного фасада, на второй - с западного торца, в цокольный - с восточного торца.
89. Гостиница для именитых богомольцев. Сооружена в 1851 г. по проекту П.И. Спарро. Расположена на косогоре в центре гостиного двора. Построена как гостиница для состоятельных богомольцев. Корпус в стиле классицизма кирпичный оштукатуренный прямоугольный в плане двухэтажный с цокольным этажом под восточной половиной здания. С южной, северной и восточной сторон входы с четырехколонными портиками дорического ордера.
90. Кельи и хозяйственные помещения. Состоят из трёх разновременных сооружений. Наиболее раннее, южное, сооружено по проекту П.И. Спарро в 1854 г. Во второй половине XIX в. пристроен объем средней части здания, первый этаж которого занимали склады пива. В начале ХХ в. Пристроена северная часть здания. Объединенные переходами три составные части вместе образуют прямоугольные очертания объема с автономными входами. Стилевое решение южной и средней частей тяготеет к формам позднего классицизма.
91. Братский корпус гостиного двора. Сооружен в 1885 г. На первом этаже располагалась пекарня с кухней, на втором - кельи монахов и послушников. Сооружен с использованием форм классицизма.
92. Кельи гостиного двора. Сооружены в стиле классицизма в 1829-1830 г.г. по проекту И. Кедрина для монахов, обслуживающих гостиницы для богомольцев, размещенных на территории гостиного двора. Не перестраивались. В 1869 г. произведен ремонт крыши, а в 1891 г. – капитальный ремонт.
93. Контора Гостиного двора и гостиница. Сооружена в 1853 г. по проекту П.И. Спарро. Представляла собой небольшой двухэтажный дом. В 1870-1873 г.г. под руководством А. Середы к восточному фасаду пристроен продолговатый объем, заложены и перестроены часть окон. Помимо конторы и гостиницы тут находился ее смотритель и послушники для обслуживания.
94. Приходская больница с церковью «Всех скорбящих Радость». Больница сооружена по проекту А. Середы в 1861 г. В 1864-1866 г.г. к восточному фасаду пристроена абсида теплой церкви «Всех скорбящих Радость». С западной стороны пристроены дополнительные помещения для больных. В 1899 г. по проекту В.Н. Николаева надстроен третий этаж. На первом этаже располагались жилые комнаты мастеров и рабочих Лавры. Церковь занимала второй этаж цилиндрического объема. Конха была украшена двумя главками с позолоченными маковками и крестами, украшенными цветным стеклом. В южной части церкви стояла модель Успенского храма. Больница, состоявшая из мужского и женского отделений, ежегодно обслуживала до 500 больных. Имела кухню и вспомогательные помещения. После сооружения в 1912 г. новой больницы в здании размещалась богадельня.
95. Кельи и кухня гостиного двора. Сооружены в середине XIX в. С отдельными элементами в стиле позднего классицизма. Первый этаж отводился под дворянскую кухню, где бесплатно готовилась еда для приходской больницы, второй - под кельи. В 1930-е г.г. использовалась под обувную фабрику.
96. Монастырская гостиница. Сооружена по проекту В.И. Сычугова в 1849 г. В наше время частично перестроена.
97. Иконная лавка. Сооружена во второй половине XIX в.
98. Воскресенские ворота. Сооружены в 1883 г. по проекту А. Середы на месте деревянных ворот 1852 г., построенных по проекту П. Спарро. Закрывались каждый день в 21.00. В оформлении использованы элементы готики. В 1870-х г.г. к воротам пристроена одноэтажная прямоугольная сторожка с лавкой.
99. Ворота к Ближним и Дальним пещерам. Сооружены в 1852-1853 г.г. по проекту П. Спарро. Ворота организованы на всю высоту стены, первоначальное перекрытие не сохранилось.
100. Корпус больницы. Сооружен в 1910-1912 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Украшен в модернизированных формах русско-византийского стиля. В гранитном ризалите была организована церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», завершавшаяся тремя главками с крестами.
101. Водонапорная башня. Возведена по проекту В. Сычугова в 1879-1880 г.г. В сентябре 1881 г. участок с башней передан Лавре. В 1884 г. установлены водомеры, изготовленные в Лондоне. В 1906 г. проведен ремонт, а в 1914 г. старый бак заменен новым, большего объема в связи с чем, перестроена крыша.
102. Монастырская гостиница. Первая половина XIX в.
103. Склад книг и бумаги лаврской типографии. Сооружен в 1850-1851 г.г. по проекту П. Спарро непосредственно за монастырскими стенами. В 1906 г. проведен капитальный ремонт. В 1915 г. книжный фонд был переведен в кирпичный сарай на подворье Троицкой церкви на перекрестке Жилянской и Большой Васильковской.
104. Монастырские стены. Сооружены в 1698-1701 г.г. Включали пять башен (Малярная, Онуфриевская, Северо-Западная, Часовая, Кущника) и пять ворот Южные (пещерные), Экономические, и три запасных. В 1797 г. был произведен капитальный ремонт стен, бойницы снаружи заложены, боевая площадка покрыта железом. В начале XIX в. была разобрана Северо-западная башня. В разное время заложены трое запасных ворот и пробиты двое новых - одни возле церкви Всех Святых для сообщения с хозяйственным двором, другие возле словолитни с выходом на склоны Днепра.
Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.