ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Троицкий Ионин монастырь.

Ионинский монастырь, Ионовский монастырь


Киев. Троицкий Ионин монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Троицы Живоначальной
Год основания:1871.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Киев, ул. Тимирязевская, в районе д.27

Координаты: 50.415761, 30.563305





Троицкий Ионин монастырь, Свято-Троицкий Ионинский монастырь<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Елена Васильева
17 мая 2008
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
29 апреля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Елена Громакова
1 февраля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
29 апреля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Татьяна
8 мая 2005
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
29 апреля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
29 апреля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
29 апреля 2007
Троицкий Ионин монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Татьяна
19 июня 2005
Троицкий Ионин монастырь, древний крест на территории монастыря<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
древний крест на территории монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
.. - ..
Троицкий Ионин монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006741828/viewer/<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006741828/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1894



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  14 февраля 2006
Монастырь преподобного Ионы до революции «Свято-Троицкая обитель — юная обитель, Богом посланная с небес; живущая в ней братия, Богом собранная, простодушна, сердечна. Каждый из них имеет одну только мысль: служить Господу нашему Иисусу Христу, хранить заповеди Его и оставаться верным Ему до смерти Много требуется труда и времени, чтобы во всем измениться: из мертвого стать живым, из порочного — чистым, из омраченного — ясным и умозрительным, страстный должен прийти в бесстрастие. И, если мы будем держаться в мирном устроении, то никогда не будут нарушены тишина, мир и спокойствие сердца, духа, ума и совести нашей». (Преподобный Иона Киевский)

Есть немало мест на земле для прославления Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Среди них озарена светом промысла Божия история Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор». Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.

О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно. То видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды — «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 г.), есть рассказ о том, что, проезжая из Китаевской пустыни в Лавру, его бычок остановился на Зверинецкой горе, как вкопанный. «Быть здесь великой святой обители», — изрек тогда преподобный Феофил.

Русским Афоном назвал эту южную окрестность г. Киева известный исследователь церковной истории киевский митрополит Евгений (Болховитинов). Серебристые тополя, яворы, развесистые дубы и душистые липы с дикими яблонями и грушами на полянах — такими увидел эти места насельник Выдубицкого монастыря иеромонах Иона, когда поселился Зверинецкой горе в 1860 году. Выделяясь своей опытностью и благочестивой жизнью, он быстро стал известен среди киевлян, и многие искали случая получить у него совет и наставление. Познавши на себе помощь от прозорливых советов и действенность молитв мудрого батюшки, они становились на всю жизнь его духовными чадами.

Решившись построить на горе свою келью, он принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.

1 (14) марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 (22) марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Иларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.

Так Богородица положила основание новой киевской обители, ставшей одним из духовных центров на рубеже XIX-XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином. Но об учреждении монастыря как будто не могло быть и речи: много было противников в разных слоях общества, в том числе и среди духовенства.

Но как чудным образом было предсказано будущее монастыря во имя Святой Троицы, так же чудесным образом Господь ее созидал. Одна духовная дочь старца княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, оформила дарственную на свою дачу в пользу будущего монастыря и пожертвовала 10 тысяч рублей на его обустройство. Однако монастырь мог быть учрежден только Государем Императором. Заручившись поддержкой московского митрополита Филарета, Васильчикова едет в Петербург.

В столице прошению княгини об учреждении в Киеве нового монастыря воспротивились некоторые придворные и часть священства. Царь, устав от пререканий и противоречивых мнений, отложил решение этого вопроса до лучших времен и вышел погулять в Летний сад. Именно тогда на Александра II произошло покушение террориста Каракозова. Он выстрелил в Императора в упор, но пуля ушла в сторону. Потрясенный Александр II быстро вернулся во дворец и при всех сказал: «А что, господа, монастыря не надо? А я вижу — промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения» — и подписал прошение об учреждении нового монастыря. Тем же указом отец Иона был определен настоятелем.

С постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы началась жизнедеятельность нового монастыря. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. Обозначили их границы деревянными крестами простой плотницкой работы. А на месте престола будущего каменного храма был поставлен большой крест. 3 апреля 1868 года его проект представили на утверждение Его Высокопреосвященству и киевскому коменданту. Следует сказать, что Зверинецкая гора находилась на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы постройки необходимо было согласовывать с военным ведомством, а некоторые даже требовали высочайшего разрешения Государя.

В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами. 28 ноября митрополит киевский Арсений, прежде других, освятил престол южного придела во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ, который хранился у него в келии, а со временем был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед этой иконой было совершено много чудес. В 1872 году 23 июля в Свято-Троицком храме был освящен главный престол во имя Живоначальной Троицы, а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых. 13 октября 1900 года он был освящен митрополитом киевским Иоанникием.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось и в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков. Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления. В память о щедрой благотворительнице этот скит был прозван Васильчиковой дачей. Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии. Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу.

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Но влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца.

Во второй половине XIX-го века возрождался из запустения один из древнейших на Руси Свято-Преображенский Межигорский монастырь. Благодаря своим хорошим административным способностям преподобный Иона был назначен распорядителем всех этих работ и настоятелем Межигорского монастыря с возведением в сан архимандрита. Вскоре, стараниями настоятеля и братии монастырь стал процветать.

В мае 1896 г. были получены из Москвы отлитый на колокольном заводе Самгина колокол весом 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько мелких по 57 пудов, для чего выстроена временная деревянная колокольня. С первых дней основания Свято-Троицкой обители отец Иона мечтал о большой каменной колокольне. Новые колокола и были для нее предназначены.

Весной 1897 г. о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним. Тихо стояли в коридоре его кельи, не смея нарушить молитвенную беседу болящего с Господом.

«Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет он через некоторое время, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: «Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».

С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.

Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный.

Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником состоялось 12 января. День выдался теплый и ясный. Несмотря на труднопроходимую из-за наступившей оттепели дорогу, к обители непрерывной вереницей потянулись многочисленные почитатели старца.

Прожив свыше ста лет, архимандрит Иона (постриженный в схиму с именем Петр) явил и современникам, и потомкам, чего может достичь человек при самоотверженной деятельности и любви к Богу.

Информация взята сайта www.iona.kiev.ua

Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007
Свято-Троицкий монастырь, общежительный, на окраине Киева, рядом с Выдубицким монастырем, на горе . Основан в 1864 году архимандритом Ионою ( 9 января 1902 г.) на пожертвования вдовы киевского генерал-губернатора княгини А. Васильчиковой. Церковь — одна каменная во имя Святой Троицы. В 1903 году была начата постройкой грандиозная колокольня монастыря, самая высокая в России, имеющая по проекту 51 1/2 сажен высоты.При монастыре школа с обучением ремеслам, странноприимный дом, больница и приют для бедных.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Елена Григорьева
 

Находится на Зверинце, основан в 60-ые годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой. К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей.

С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР.

В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря - Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса.

С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь в г. Киев


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 января 2024

Основан в 1860 г. архимандритом Выдубецкого монастыря Ионой. В 1864 г. им был уже построен двухэтажный деревянный дом с домой церковью во имя Живоначальной Троицы. Затем были сооружены приют для 30 сирот, школа и больница, кельи для братии. К началу ХХ в. комплекс монастыря приобрел современный облик.

1. Троицкий храм. Сооружен в 1871 г. Имел два придела: во имя иконы Божией Матери «Троеручица» и во имя Живоначальной Троицы. В 1897 году по проекту В.Н. Николаева устроен новый северный придел во имя Всех Святых. В 1930-х г.г. разобраны приделы и снесены все купола, кроме центрального. Ныне полностью восстановлен в прежнем виде.

2. Колокольня. В 1880 году в обители появился большой 350-пудовый колокол, а в 1896 году здесь установили 1550-колокол, привезенный из Москвы, который являлся самым большим в Киеве. Их расположили крестообразно на временной дубовой колокольне, построенной в 1896 году (сгорела в 1934 г., а колокола исчезли). Проект колокольни в псевдорусском стиле был составлен В.Н. Николаевым в 1899 г. Высота ее должна была достигать 110 метров с диаметром в основании 30 метров. Она, будучи выше Лаврской, должна была стать доминантой киевского правобережья и одной из самых высоких в Российской империи. В.Н. Николаев предложил несколько оригинальных новинок. Внутри колокольни во всю ее высоту предусматривалось сквозное вертикальное отверстие, что существенно облегчало поднятие колоколов. Для восхождения на верхние ярусы, вместо привычных ступеней, был спроектирован пологий спиральный подъем. Была даже выпущена так называемая «опережающая» открытка, на которой в реальную панораму обители была врисована проектируемая колокольня. Строительство началось 27 июня 1903 года, но, доведя первый ярус до половины, его приостановили для усадки. До начала Первой мировой войны второй ярус так и не был достроен. В начале 1920-х г.г. колокольня была разобрана, а кирпич использован для возведения здания Киевской сельхоз академии в Голосеево.

Часовая башня. Деревянная башня, установленная для размещения часов с колокольцами, изготовленными в Париже в 1858 г. Являются самыми старыми башенными часами в г. Киеве. По одной из версий, часы привез в Киев Оноре де Бальзак своей невесте графине Ганской. Затем они попали в монастырь. Часы заводятся раз в неделю. Глубина шахты, в которой расположены гири – 10 метров: 5 метров в часовне и 5 метров в шурфе, под землей, что можно увидеть в окошечке в чайной. В 1950-х годах заменены пеньковые веревки, поддерживающие гири, на стальные тросы. В 2002 году в связи с угрозой разрушения башни, была воздвигнута ее точная копия. На территории монастыря функционировали просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная мастерские.

3. Храм Николая Чудотворца возводился на Зверинце, на Братском воинском кладбище, где хоронили солдат, погибших в Первой мировой войне. Он был торжественно заложен 12 июня 1916 г. в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны и командующего Киевским округом генерала Николая Иванова. Проект составил архитектор Петр Фетисов при участии Валериана Рыкова. Проектом предусматривался редкий для Киева образец неорусского стиля с элементами модерна. Перекрытый высоким восьмигранным шатром на сложном поясе из кокошников, храм должен был напоминать церковь в Коломенском (Москва). В 1917 г. строительство было завершено вчерне (без шатра и оформления), но из-за революции и гражданской войны храм остался недостроенным, к тому же сильно пострадал во время взрыва Зверинецких пороховых складов в июне 1918 г. В довоенные годы предлагалось превратить здание в крематорий. Сейчас здание используется как лаборатория Института проблем прочности НАН Украины. Воинское кладбище уничтожено.

Зверинецкий скит Ионинского монастыря. Предполагается, что заселение пещер монахами произошло в XI-XII в.в. Монастырь был разрушен половцами в 1096-97 г.г., не восстанавливался и был заброшен. Пещеры открыты в 1888 г. украинским художником Д. Зайченко. Второе открытие пещер произошло в 1911 г. во время очередного оползня. В 1912 г. под патронатом князя В.Д. Жевахова начались раскопки под наблюдением археолога Александра Эртеля. Внутреннее устройство комплекса сходно с пещерами Киево-Печерской лавры. На стенах сохранились древнерусские рисунки и надписи. В 1911-1913 г.г. возле пещер возник Зверинецкий скит Рождества Богородицы Ионинского монастыря. В 1913 г. освящена Надпещерная скитская церковь в честь Рождества Богородицы, располагавшаяся в прямоугольном в плане здании. А через полгода престол бокового предела храма был освящен в честь святителя Иоасафа Белгородского. В феврале 1915 г. наиболее опасные участки пещер укрепили кирпичом и оштукатурили. Строительные работы в пещерах окончить не удалось. В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.