ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Выдубицкий монастырь.


Киев. Выдубицкий монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно не ранее 1070.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, г.Киев, ул. Выдубицкая, д. 40

Координаты: 50.417289, 30.567127
Проезд:маршрутным такси № 193 до остановок "Выдубицкое озеро" или "улица Выдубицкая"





Сортировка:

Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Выдубицкий монастырь, Ворота. Вход на территорию монастыря.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Ворота. Вход на территорию монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Выдубицкий монастырь, Вид с востока<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Боярыня
20 мая 2007
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Елена Громакова
1 февраля 2007
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Irina Mos
17 мая 2005
Выдубицкий монастырь, Главный вход в монастырь<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Главный вход в монастырь
Данко
1 мая 2008
Выдубицкий монастырь, Фрагмент стены над входом в храм с северной стороны<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент стены над входом в храм с северной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Выдубицкий монастырь, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
oldboy
5 января 2007
Выдубицкий монастырь, Братский корпус<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Братский корпус
oldboy
5 января 2007
Выдубицкий монастырь, Колодец<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Колодец
Боярыня
26 августа 2006
Выдубицкий монастырь, Вид на монастырь со стороны Выдубицкого озера. Частная коллекция. Фото 1941 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид на монастырь со стороны Выдубицкого озера. Частная коллекция. Фото 1941 г.
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Выдубицкий монастырь, Вид с р. Днепр. Фото начала ХХ в.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид с р. Днепр. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Выдубицкий монастырь, Автор: Франц де Мезер, 1876 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор: Франц де Мезер, 1876 г.
Елена Григорьева
1 июня 1870
Выдубицкий монастырь, Вид с севера, 1860-е г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид с севера, 1860-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1860



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 февраля 2003

Монастырь был основан в 11 веке сыном Ярослава Мудрого - князем Всеволодом. Сегодня архитектурный ансамбль монастыря состоит из церкви Архангела Михаила (1070-1769), Георгиевской церкви (1696-1701) и Спасской церкви (1696-1791), построенной в стиле украинского барокко. Михайловский собор небольшой, практически не изменился с 11 века.

В 1664 году Святого Феодосия назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосии посылал своих певчих в 1685 году.

Для успешного возрастания иноков в духовной жизни святой игумен основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, куда могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского).

Вышеприведенная информация взята из жизнеописания Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

Некоторые источники сообщают, что сейчас территория и строения монастыря находятся под контролем одной из групп, образовавшихся во время "раскола" конца 80х - начала 90х годов в Украинской Православной Церкви.


Замечательный архитектурный и исторический ансамбль Выдубицкой обители находится в урочище Выдубичи. Название урочища связано с легендой о том, что именно здесь "выдыбал", т.е. выплыл на берег языческий идол Перуна, поверженный в Днепр князем Владимиром. Монастырь пользовался широкой известностью еще во времена Киевской Руси. Его игумен Сильвестр редактировал здесь летописный свод "Повесть временных лет". Первоначально главным храмом монастыря был собор св. Михаила, заложенный в 1070 г. князем Всеволодом Ярославичем.

Собор сохранился лишь частично. Он возвышался над днепровским склоном, для предохранения от оползней храм был укреплен не виданной по тем временам подпорной стеной, строительство которой началось в 1199 г. под руководством зодчего Петра-Милонега. Однако в ХVI в., когда обитель пережинала упадок, эта стена все же не спасла от обрушения восточную часть храма. Позже на остатках Михайловского собора возвели новую церковь с элементами украинского барокко (архитектор М. Юрасов, 1766-1769). В том же стиле решены другие сооружения Выдубицкого монастыря, построенные в 1696-1701 г.г. на средства стародубского казацкого полковника Михаила Миклашевского: Георгиевский собор и трапезная с церковью Преображения Господня.

Георгиевский собор представляет собой непревзойденный по гармоничности пропорций образец пятикупольного украинского храма. К сожалению, в советское время был утрачен его пятиярусный иконостас. Стены трапезной палаты украшены орнаментами. Над входом помещен герб Миклашевского - лук с перекрекрещенными стрелами. Здесь же имеются буквы, читаемые попарно слева направо: "ММЕЦПВВЗПС". Это означает: "Михаил Миклашевский, его царского пресветлого величества войска Запорожского полковник стародубский".

Заметным акцентом в композиции Выдубецкого монастыря стала его колокольня. Она возводилась поэтапно, два нижних яруса выстроены в пору украинского барокко, третий ярус с куполом и шпилем надстроен в классицистической манере (архитектор Д. Меленский, 1827-1833). Сейчас монастырь занимает община Украинской Православной Церкви (Киевский патриархат).

Из путеводителя «Прогулка по Киеву», изд. Балтия Дгук, Киев, 2002, стр. 148.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007
Выдубицкий Михайловский монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине города, у самого берега реки Днепр. Основан великим князем Всеволодом Ярославичем в половине XI века на том месте, куда во время крещения киевлян приплыл низверженный идол Перун. «Выдыбай (выплывай), наш боже»! кричали язычники; отсюда и название монастыря — Выдубицкий. Каменная церковь Архистрата Михаила построена великим князем Всеволодом, но алтарная часть вследствие подмыва Днепра обрушилась и возобновлена митрополитом П.Могилою. В XVII веке в нем водворена была уния; в 1637 году очищен от униатов. В церкви святого Георгия перед иконой этого святого находится ковчег с частицами мощей: святого Георгия, великомученицы Варвары, Иоанна Дамаскина и др.; в церкви Преображения Господня обращает на себя внимание вырезанный в виде родословного дерева иконостас, среди ветвей которого изображены праотцы Иесуса Христа по плоти, в положении возлежащих. Из других достопримечательностей монастыря обращают внимание: Евангелие Львовской печати 1636 года и служебник 1629 года. При монастыре дом для призрения бедных престарелых священнослужителей, приют со школою для детей бедных родителей и сирот всех сословий. При приюте состоит школа ремесленного труда — столярного, малярного, кровельного и портняжного и школа церковного пения, а также лечебница с постоянными кроватями.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 ноября 2022

Сирийский путешественник Павел Халебский посетил Выдубицкий монастырь 12(22) июля 1656 г. Он записал:

«В субботу утром мы получили приглашение от настоятеля монастыря св. Михаила Архангела, находящегося к югу от Печерского монастыря, в расстоянии трех верст (Выдубецкий монастырь.) К нему ведут две дороги: одна по берегу реки Днепра для всадников, но она очень крута; другая идет извивами вверху по горам чрез рощи прекрасных плодовых деревьев, как-то: слив, яблонь, орешника и пр.

Поистине, это благословенные горы, похожие, как нам говорили, на возвышенности Святой Горы своею приятностью и уединенностью; они сами по себе производят пищу для отшельников и подвижников, которых здесь, по рассказам, очень много и которые питаются плодами этих деревьев.

Этот монастырь также стоит на берегу реки Днепра, и путь к нему поэтому идет большим спуском и по глубокой рытвине. Он окружен крутыми холмами, кои покрыты дикими плодовыми деревьями, имеет много источников воды и церковь его походит на церковь Архангела, потому что зодчий и той и другой, как нам сказали, был один; но от продолжительности времени и от того, что основания алтарей заложены на берегу реки Днепра, столь высоком и обрывистом, сторона, обращенная к воде, на протяжении половины церкви, была низвергнута силою течения в средину реки, и посему монастырь был долго в запустении, пока, семнадцать лет тому назад, не явился теперешний его игумен, принявшийся за возобновление церкви.

Он устроил алтари ближе к хоросу, выровнял камень и дополнил верхнюю часть церкви из дерева, покрыв его известью, так что вышло очень красивое здание с прекрасным наименованием, именно, в честь св. Михаила Архангела, коему празднество совершается 6 сентября. Мы отстояли здесь обедню, а когда встали из-за трапезы, пошли посмотреть на берег реки; поистине, страшно взглянуть вниз — так он высок: никто не в состоянии смотреть на него без содрогания».

Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 4 («Москва, Новгород и путь от Москвы до Днестра»). Чтения в обществе истории и древностей российских, 1898 г. кн. 4.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 декабря 2023

Самый ранний из упомянутых летописцами монастырей с 958 года носил имя Святой Софии. В истории не сохранилось сведений о первых его обитателях, но монахи либо монахини обрели пристанище благодаря княгине Ольге, решившей таким образом отметить свое рождение в христианстве.

Второй киевский монастырь, по преданию, возник на месте, где выплыл на берег свергнутый Перун. Желая показать народу суетность язычества, Владимир приказал уничтожить старых богов. Сброшенный в днепровские воды истукан не утонул; его прибило к правому берегу, где тотчас собрались люди и, глядя на священную статую, закричали: «Выдыбай! (Выплыви!)». Позже место последнего поклонения назвали Выдубичами, а идол поплыл в сопровождении княжеских слуг, которым приказали толкать его баграми, до Днепровских порогов.

Монастыри изначально составляли важную часть в структуре русских городов. Их высокая идейная роль оставалась неизменной веками, а застройка варьировалась в зависимости от типа, времени и материального достатка. Первые кельи «были настолько малы, что в них едва помещался человек». Древние отшельники жили в обычных, хотя и очень тесных избах. Комната с низкой дверью освещалась с помощью крошечного оконца в стене, а иногда свет и воздух проникали сквозь такое же малое отверстие в двери.

По мере роста монастыря жилища братии становились обширнее и разнообразнее: кельи-«двойни», кельи-«тройни» с сенями, горницами и повалушами. В таких комнатах селились 2–3 инока вместе со старшим, которому вменялось воспитывать новообращенных. Деревянные дома постепенно сменялись каменными корпусами, нередко двухэтажными, с отдельными входами в каждую секцию келий. При этом каменные здания не упраздняли деревянную застройку. Приземистые срубы помогали пережить зимние холода, тем более что располагались они в узком промежутке между каменными строениями и были хорошо защищены от ветра.

Получив благословенную грамоту – разрешение на монашеское братство, иноки возводили храм, который вместе со статусом изменял внешний вид монастыря. Малозначимая пустошь становилась частью системы, а церковь воплощала в себе идею, являясь центром архитектурной композиции. Монастырь в Выдубичах обрел такую церковь в 1088 году. Посвященная архангелу Михаилу, она, подобно самой обители, возникла стараниями Всеволода, княжившего в Переславле по воле отца.

Летописные данные по поводу смерти Ярослава крайне противоречивы. Считается, что великий князь умер в Вышгороде 76 лет от роду, успев разделить землю Русскую между сыновьями. Перед смертью он завещал киевский престол старшему сыну, новгородскому князю Изяславу, предостерегая братьев от междоусобиц, убеждая жить в любви и дружбе. Родительское наставление было исполнено не сразу. Относительному спокойствию 1070-х годов предшествовала череда случайных правителей, отчаянно боровшихся за власть. Перед Всеволодом киевский стол поочередно занимали Изяслав, пленный половец Всеслав, польский король Болеслав II и Святослав, сменивший черниговское княжение на киевское с помощью оружия. Благоденствию в государстве Всеволода мешали тмутараканские князья Олег и Борис, внезапно появившиеся на Руси половцы и не менее страшный враг – моровая язва или чума, от которой русские владыки укрывались за стенами родовых монастырей.

Сын Ярослава «пережидал заразу» в Выдубичах, где тогда стояла единственная церковь. В ее облике слились такие несопоставимые черты, как монументальность, лаконизм силуэта, выразительность форм и красочный декор, создававший игру света и тени. Шестистолпный, с куполом на световом барабане храм отличался особым расположением лестничной башни, выступавшей граненым ризалитом на четверть своей ширины.

Перекрытия Михайловской церкви опирались на стены с помощью сферических парусов. Своеобразные купола потребовали устройства карнизов на всех фасадах. Закомары – полукруглое или килевидное завершение части наружной стены – по традиции возвышались над окончаниями продольного и поперечного нефов с округлыми сводами. На стенах крещальни даже сегодня можно увидеть остатки древней росписи, созданной вскоре после возведения здания.

В 1096 году инокам пришлось пережить нашествие степняков под предводительством хана Боняка. История не сохранила сведений о последствиях нападения. По следам костра у дверей можно предположить, что монахи прятались в церкви, и хочется верить, что святые врата не поддались огню, а люди избежали гибели.

В конце XII века Михайловской церкви потребовалась защита от неприятностей иного рода – мощных волн Днепра, подступившего к самым стенам храма. Речные воды омывали подпорную стену, спроектированную и построенную в 1199 году киевским зодчим Петром Милонегом. Весьма удививший современников смелый инженерный замысел обеспечил защиту здания на 400 лет. После того как Днепр все же победил церковь, обвалившаяся стена унесла с собой всю восточную часть храма.

Михайловская церковь сохранилась до наших дней благодаря умелой реставрации архитектора М. Юрасова. В 1769 году она предстала перед братией с новым куполом и красивым убором в виде пилястр и наличников. В то время остальные постройки монастыря еще оставались деревянными. К ним относился и упомянутый в летописи «красный двор» – личные кельи князя Всеволода.

Современный облик ансамбля Выдубицкого монастыря сложился к 1733 году, когда на территории обители появилась колокольня, сооруженная на средства гетмана Данилы Апостола. Еще раньше, в начале XVIII века, на средства местного жителя полковника М. Миклашевского были построены трапезная и Георгиевский собор.

Современный монастырь располагается между рекой и высокими холмами. Построенная в XIX веке дамба увела в сторону днепровские воды, обеспечив ему спокойное существование в живописной долине. С того времени центром архитектурного ансамбля обители является Георгиевский собор – превосходный образец каменного крестчатого храма с пятью главами. Подобно любому завершенному творению, он поражает соразмерностью частей, гармонией архитектуры и декора. Создатель намеренно не выделил горизонтали, сосредоточив внимание на вертикальных линиях.

Здание состоит из 5 граненых башен, которые издали выглядят прижатыми друг к другу. Такая постановка оставляет впечатление полета, что касается не только барабанов и грушевидных куполов. Массивность нижней части подчеркнута карнизом, который создает переход к плавным очертаниям кровли. Внушительности добавляют небольшие пристройки, размещенные между ветвями креста. Наружные стены башен отделаны пилястрами с капителями, похожими на одноименные детали церкви Всех Святых в Киево-Печерской лавре.

Почти под крышей Георгиевского собора на четырех торцевых гранях помещены лепные фигурные щиты с гербом полковника Миклашевского. Благородный облик храма составляют довольно скромные порталы с фигурными проемами, изящные колонки, треугольные сандрики над окнами, майоликовые розетки и позолоченные головки ангелов.

Изнутри высоту собора подчеркивают высокие барабаны куполов, поставленные на крутые сомкнутые своды со сходящимися линиями. Благодаря огромным аркам, объединяющим пять внутренних помещений, а также большому числу высоких окон храм радует простором и хорошим освещением. Кроме того, пространство дополнено необычайно высоким иконостасом. К сожалению, он не сохранился, но известно, что когда-то сооружение занимало всю ширину здания. Пять его этажей, прихотливо изгибаясь, ступенями поднимались к центру композиции. Помимо икон, его украшала орнаментальная резьба и сильно выступающие позолоченные колонны.

Декоративному богатству Георгиевского собора противопоставлялась скромность трапезной, которая возникла одновременно с основным зданием. Дом для общего вкушения пищи был вторым по значимости сооружением русских монастырей. Обеды и, особенно, ужины для монахов имели сакральное значение, поскольку ассоциировались с Тайной вечерей. Столовую размещали к югу, западу или северу от главного собора, но только не позади алтаря. В противном случае, слушая предобеденную молитву, иноки могли бы повернуться к нему спиной, невольно выказав неуважение к священному месту.

Монахи не воспринимали еду в утилитарном смысле, поэтому отделывали свои столовые с особым тщанием, позже пристраивая к ним отдельные храмы. В крупных обителях трапезная чаще располагалась на втором уровне двухэтажного здания, тогда как первый занимали подсобные помещения: поварни, пекарни, хлебодарни. Позже отдельные залы устраивались для богомольцев, братии, настоятеля и почетных гостей.

Современные посетители трапезной Выдубицкого монастыря могут оценить особый стиль небольшого, вытянутого с запада на восток здания. Дом, где монахи сообща вкушали пищу, состоит из церкви с граненой, покрытой куполом апсидой, обеденного зала, сеней и нескольких подсобных помещений. Архитектор решил постройку в классической манере, устроив на фасадах широкие пилястры. Впечатление домашнего уюта создают низко расположенные широкие парные окна с наличниками и треугольными сандриками. Ведущий в трапезную дверной проем оформлен колоннами и своеобразной резьбой. Желание зодчего придать своему творению романтичность можно заметить в устройстве отдельных частей, а также в украшении портала. Архитектурная композиция связана с оформлением фасада посредством лепного орнамента, капителей, пилястр, фриза, но более всего с помощью картуша с гербом Миклашевского и венчающим его разорванным сандриком. Основной узор декора – цветы барвинка – изображены в невысоком рельефе, отчего воспринимаются неброским кружевным убранством. Роскошные каштаны не только создают прохладу, но и придают этому уголку монастыря таинственную прелесть.

В Древнерусском государстве монастыри непременно обводили оградой. Постройки за высокой стеной располагались не хаотично, а подчинялись исстари заведенному порядку. Даже невысокий деревянный частокол, намечая границы обители, придавал архитектурному ансамблю завершенность, уподобляя святую обитель городу или крепости. Если же монастырь имел фортификационное значение, то его укрепления ничем не отличались от крепостных.

Основным элементом внешней стены являлись ворота, обычно отделанные камнем даже при деревянном ограждении. Оформленные в виде резного портала, неусыпно охраняемые Святые ворота символизировали узкие врата спасения, через которые, по Евангелию, «многие поищут войти, но не возмогут». Надвратная церковь подчеркивала идейную роль всей постройки, поскольку выражала мысль о Божественном покровительстве. Не менее значимым элементом ограды были башни, выполнявшие как фортификационные, так и более житейские функции. В них устраивали кладовые, мастерские, кельи для братии. Сюда выносили монастырские производства, связанные с шумом и неприятными запахами, например чистку рыбы, кузницы, мастерские по изготовлению медной посуды.

По мере разрастания монастыря в нем возникали службы (поварни, воскобойни, квасоварни) и всевозможные хозяйственные постройки – амбары, погреба и сараи для ветоши, к коим относились потемневшие иконы. Именно в таком сарае около пяти веков пылились творения великого русского живописца Андрея Рублёва. В некоторых обителях имелось множество поварен, где отдельно готовили еду для братии, гостей, стрельцов или князя. Воду для выпечки хлеба нагревали в палатке. В башне или специально построенном здании у ворот чистили рыбу. «Квас медвяный ставили в сытной палатке», а неподалеку, также в особой постройке, хранили скатерти и посуду. Многие из хозяйственных келий возводились в камне и порой имели до трех этажей.

Часовни не относились к обязательным помещениям и возводились часто, но не всегда. Стоявшие в стенах монастыря, они напоминали о памятных датах. Однако чаще их устраивали за пределами обители, нередко у ворот, иногда относили на расстояние, приспосабливая для торговли свечами или просто устанавливая кружки для сбора милостыни.

Немалое значение в формировании облика монастыря играли внутренние кладбища, ограды, сады, огороды. Места погребения иносказательно воплощали сущность монашеского образа жизни: инок символически мертв, келья – его могила. Отражением этой идеи служил обычай хоронить монаха рядом с кельей.

В крупных монастырях обязательно устраивали жилье для престарелых и «болящих» иноков – больничные кельи. Если к ним добавлялась церковь и другие постройки, то получался отдельный архитектурный ансамбль, нередко перераставший в самостоятельную обитель.

К обязательным компонентам застройки любого монастыря относилась звонница, или колокольня. Простейшая звонница представляла собой две стойки с поперечной перекладиной, к которой крепился колокол. В примитивном виде она не имела композиционного значения, приобретая его вместе с каменными стенами и затейливым декором. Характер и тембр звона зависели от подбора колоколов, являясь отличительными признаками каждой обители. По звону богомольцы узнавали о приближении врага задолго до того, как появлялась пыль на горизонте. Бедные общинники вместо колокола довольствовались билом или клепалом, то есть простой доской, по которой ударяли колотушкой.

Колокольня устанавливалась вблизи главного храма и, как правило, являлась вертикальным акцентом, выделявшим собор из остальной застройки. Она никогда не имела идейного значения, а вид пристройки еще более подчеркивал ее чисто служебный характер. Монахи Выдубицкого монастыря существовали под звон большого колокола, расположенного на башне к западу от Георгиевского собора. Отдельно стоящая колокольня с купольным навершием, увенчанным высоким шпилем, имела обычное ярусное строение. Белоснежная гладь стен была мастерски обработана нишами, проемами, наличниками всевозможных форм и размеров. Построенная в XVIII веке, она завершила архитектурный ансамбль монастыря.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 января 2024

Архитектурный ансамбль монастыря в основном сложился во второй половине XVIII в. и с небольшими изменениями сохранился до наших дней.

1. Собор св. Михаила. Первоначально являлся главным храмом монастыря. Заложен в 1070 г. князем Всеволодом Ярославичем. Собор сохранился лишь частично. Он возвышался над днепровским склоном. Для предохранения от оползней храм был укреплен уникальной для того времени подпорной стеной, строительство которой началось в 1199 г. под руководством зодчего Петра Милонега. Однако в ХVI в., когда обитель пережинала упадок, эта стена все же не спасла от обрушения восточную часть храма. В 1766-1769 г.г. под руководством М. Юрасова на остатках Михайловского собора возвели новую церковь с элементами украинского барокко. Отпевальня расположена с южной стороны Михайловского собора. Построена в конце XVIII ст. М. Юрасовым. Постройка редкая для монастырских ансамблей. В плане однонефная, углубленная в землю. Украшенный нишами и полуколоннами фасад завершен треугольным щипцом-фронтоном.

2. Георгиевский собор. Сооружен в 1696-1701 г.г. Композиция собора представляет собой классический тип пятикамерного пятиглавого украинского храма, усложненного дополнительными пониженными камерами в углах. В характере декора видно влияние русской архитектуры конца XVII в. В интерьере боковые помещения органически соединены с центральным подкупольным пространством с помощью арок и парусов. Как отмечали исследователи, автором Георгиевского собора были построены церковь Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры. Украшением собора был иконостас, который до наших дней не сохранился.

3. Колокольня с церковью пророка Даниила, сооружённая на деньги гетмана Данилы Апостола, была возведена в 1727-1733 г.г. и надстроена третьим ярусом с куполом и шпилем в классическом стиле А. Меленским в 1827-1831 г.г. Первоначально она проектировалась как надбрамная, но при достройке верхнего яруса покосилась и дала огромную трещину, так что нижний ярус пришлось заложить кирпичом, а ворота сделать рядом. В 1894 г. здание капитально отремонтировано. В 1902 г. по проекту архит. Е.Ф. Ермакова к колокольне с запада пристроено двухэтажное здание с полукруглой западной частью для расширения монастырской ризницы и библиотеки.

4. Спасская церковь с помещением трапезной построена одновременно с Георгиевским собором в 1696-1701 г.г. Кирпичное одноэтажное здание трапезной, в плане представляющее прямоугольник, примыкает к одноглавому одноапсидному храму. Над порталом входа сохранился лепной герб строителя трапезной и Георгиевского собора полковника М.А. Миклашевского. На гербе помещены лук с перекрещенными стрелами и надпись: «ММЕЦПВВЗПС» (Михаил Миклашевский, его царского пресветлого величества войска Запорожского полковник Стародубский).

5. Дом настоятеля. Сооружен в 1770 г. М.И. Юрасовым и Ф. Пановым, как здание монастырских келий и представляет собой прямоугольный двухэтажный кирпичный корпус. В 1780 г. над кирпичным одноэтажным корпусом был надстроен второй деревянный этаж. В 1896 г. Е.Ф. Ермаковым дом настоятеля был перестроен: южная деревянная часть и второй деревянный этаж были заменены кирпичными. Архитектурное оформление первого этажа было полностью сохранено, а второй получил формы архитектуры конца XIX в.

6. Братский корпус. Построен в 1846 г. по проекту П.И. Спарро. Первоначально представлял собой прямоугольное в плане одноэтажное сооружение с мезонином над центральной частью. После пожара в 1901 г. произведена капитальная перестройка здания: надстроен второй этаж, изменена внутренняя планировка и здание получило современный вид. В плане корпус разделен на три части. Этому членению на фасадах отвечают лопатки.

Кроме того, на территории монастыря находятся две хозяйственные постройки начала ХХ в., колодец и беседка. На монастырском некрополе похоронены известные представители науки, культуры и искусства Киева.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.