ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Муром. Благовещенский мужской монастырь.


Муром. Благовещенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1553.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Красноармейская, 16

Координаты: 55.582254, 42.053786
Входит в коллекцию:Федеральная программа консервации (сезон 2024)





Сортировка:

Благовещенский мужской монастырь, Вид из северной части города на Благовещенский (слева) и Троицкий монастыри. Благовещенский собор слева. За северо-западной башней Благовещенского монастыря - Сергиевская церковь Троицкого монастыря, за юго-западной башней - Троицкий собор.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Вид из северной части города на Благовещенский (слева) и Троицкий монастыри. Благовещенский собор слева. За северо-западной башней Благовещенского монастыря - Сергиевская церковь Троицкого монастыря, за юго-западной башней - Троицкий собор.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Церковь Св. Стефана (на первом плане) и Благовещенский Собор <br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Церковь Св. Стефана (на первом плане) и Благовещенский Собор
Василий Балашов
7 мая 0025
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Юрий Моченов
20 апреля 2019
Благовещенский мужской монастырь, футляр-часовня, Благовещенский собор, часовня над могилой иеромонаха Аполлония<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
футляр-часовня, Благовещенский собор, часовня над могилой иеромонаха Аполлония
Матишо
10 мая 2016
Благовещенский мужской монастырь, на фоне храмов Благовещенского монастыря памятник Петру и Февронии Муромским<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
на фоне храмов Благовещенского монастыря памятник Петру и Февронии Муромским
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, вид на южную внешнюю сторону монастыря, слева памятник Петру и Февронии Муромским, за ним северо-восточная башня Троицкого монастыря<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид на южную внешнюю сторону монастыря, слева памятник Петру и Февронии Муромским, за ним северо-восточная башня Троицкого монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, задворки восточного келейного корпуса, вид на Стефаниевскую церковь от юго-восточной башни ограды<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
задворки восточного келейного корпуса, вид на Стефаниевскую церковь от юго-восточной башни ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Вид на монастырь с юго-запада. За юго-западной башней ограды - Благовещенский собор. Справа через улицу - северная стена Троицкого монастыря.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Вид на монастырь с юго-запада. За юго-западной башней ограды - Благовещенский собор. Справа через улицу - северная стена Троицкого монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, северная стена монастыря с северными монастырскими воротами, за стеной - завершения Благовещенского собора.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
северная стена монастыря с северными монастырскими воротами, за стеной - завершения Благовещенского собора.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Слева направо: церковь Стефана Архидиакона, Благовещенский собор, юго-западная башня ограды.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Слева направо: церковь Стефана Архидиакона, Благовещенский собор, юго-западная башня ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Виктор П.
1 сентября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Слева - церковь Стефана Архидиакона, справа - Благовещенский собор.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Слева - церковь Стефана Архидиакона, справа - Благовещенский собор.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Виктор П.
1 сентября 2012
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 августа 2011
Благовещенский мужской монастырь, Надвратная церковь во имя архидиакона Стефана (справа).Построена вместо деревянной церкви в 1655 г.(по др.данным-в 1678 г).Перестраивалась до 1832 г.Сейчас в ней находятся классы духовного училища		      <br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Надвратная церковь во имя архидиакона Стефана (справа).Построена вместо деревянной церкви в 1655 г.(по др.данным-в 1678 г).Перестраивалась до 1832 г.Сейчас в ней находятся классы духовного училища
N.B.
14 июля 2007
Благовещенский мужской монастырь, вид с северо-восточной стороны		      <br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид с северо-восточной стороны
Алексей Комлев
2 июня 2002
Благовещенский мужской монастырь, Благовещенский монастырь, собор		      <br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Благовещенский монастырь, собор
Алексей Комлев
2 июня 2002
Благовещенский мужской монастырь, Западный фасад восточного келейного корпуса<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Западный фасад восточного келейного корпуса
Василий Балашов
7 мая 0025
Благовещенский мужской монастырь, вид от южного крыльца Благовещенского собора<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид от южного крыльца Благовещенского собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Фрагмент южной ограды с монастырской территории<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Фрагмент южной ограды с монастырской территории
Гранковский Владимир
25 сентября 2017
Благовещенский мужской монастырь, Архитектура входа в трапезную<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Архитектура входа в трапезную
Гранковский Владимир
25 сентября 2017
Благовещенский мужской монастырь, Часовня Серафима Саровского.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Часовня Серафима Саровского.
Антон Блинков
1 мая 2017
Благовещенский мужской монастырь, Монастырская постройка.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Монастырская постройка.
Алексей Александров
20 сентября 2016
Благовещенский мужской монастырь, внутренняя сторона восточной монастырской стены, на дальнем плане юго-восточная башня ограды<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
внутренняя сторона восточной монастырской стены, на дальнем плане юго-восточная башня ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, проход вдоль восточной монастырской стены с видом на юго-восточную башню ограды<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
проход вдоль восточной монастырской стены с видом на юго-восточную башню ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, северо-западная часть монастыря с северо-западной башней ограды, внутренняя сторона<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
северо-западная часть монастыря с северо-западной башней ограды, внутренняя сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, футляр-часовня на месте голбца, за ней восточный келейный корпус и юго-восточная башня ограды<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
футляр-часовня на месте голбца, за ней восточный келейный корпус и юго-восточная башня ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, постройки в южной части монастыря, справа - Настоятельский корпус, на дальнем плане за монастырской стеной видны храмы соседнего Троицкого монастыря<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
постройки в южной части монастыря, справа - Настоятельский корпус, на дальнем плане за монастырской стеной видны храмы соседнего Троицкого монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, восточная монастырская стена и восточный келейный корпус<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
восточная монастырская стена и восточный келейный корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, футляр-часовня на месте бывшего голбца на фоне Благовещенского собора<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
футляр-часовня на месте бывшего голбца на фоне Благовещенского собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, Настоятельский корпус, вид с северо-востока<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Настоятельский корпус, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, вид с северо-запада на юго-восточную башню<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид с северо-запада на юго-восточную башню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, северо-восточная часть монастыря<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
северо-восточная часть монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, крыльцо восточного келейного корпуса<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
крыльцо восточного келейного корпуса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, постройки северной части монастыря, справа - северо-западный ризалит Благовещенского собора<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
постройки северной части монастыря, справа - северо-западный ризалит Благовещенского собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, вид от западного келейного корпуса, по центру - Стефаниевская церковь<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид от западного келейного корпуса, по центру - Стефаниевская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, участок северной стены от северных ворот до северо-западной угловой башни<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
участок северной стены от северных ворот до северо-западной угловой башни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 августа 2011
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 августа 2011
Благовещенский мужской монастырь, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 августа 2011
Благовещенский мужской монастырь, 		      <br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
3 июля 2008
Благовещенский мужской монастырь, на территории монастыря<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
на территории монастыря
N.B.
14 июля 2007
Благовещенский мужской монастырь, Некрополь у восточной части Собора Благовещения<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Некрополь у восточной части Собора Благовещения
Василий Балашов
7 мая 0025
Благовещенский мужской монастырь, Памятник Петру и Фефронии Муромским на фоне монастыря<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Памятник Петру и Фефронии Муромским на фоне монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
Благовещенский мужской монастырь,  Ансамбль Благовещенского монастыря, фото начала 1960-х г.г. Источник: http://nasledie-archive.ru<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Ансамбль Благовещенского монастыря, фото начала 1960-х г.г. Источник: http://nasledie-archive.ru
Елена Григорьева
1 июня 1960
Благовещенский мужской монастырь, Муром. Монастыри: Троицкий и Благовещенский. Открытое письмо<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Муром. Монастыри: Троицкий и Благовещенский. Открытое письмо
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1917
Благовещенский мужской монастырь, г. Муром. Благовещенский монастырь. 1902 г. Из цифрового архива А.Р. Комлева.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
г. Муром. Благовещенский монастырь. 1902 г. Из цифрового архива А.Р. Комлева.
Алексей Кротов
Благовещенский мужской монастырь, г. Муром. Благовещенский монастырь.1908-1910 гг. Из собрания Муромского историко-художественного музея.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
г. Муром. Благовещенский монастырь.1908-1910 гг. Из собрания Муромского историко-художественного музея.
Алексей Кротов
Благовещенский мужской монастырь, Часовня на месте поклонного креста<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Часовня на месте поклонного креста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
15 мая 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  29 августа 2005

Муромский мужской Благовещенский монастырь основан в 1553 г. царем Иваном Васильевичем Грозным на месте храма во имя Благовещения, поставленного, по преданию, родоначальником муромских князей Ярославом Святославичем. Именно здесь была установлена привезенная им из Киева древняя греческая икона Богоматери, получившая название Муромской после явленного ею чуда, просияв "паче солнца ". Этому образу молился в храме Благовещения святой епископ Василий (1292), обвиненный муромскими "святогонами". Спустя несколько столетий на этом месте обретены мощи святого князя Константина и его сыновей, и над ними по велению-Ивана Грозного возвели каменный собор.В 1616г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин.

Его ктитором был известный муромский торговый человек, купец московской гостиной сотни Тарасий Борисович Цветнов. Он вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1792 г. братия пережила опустошительный пожар, но каменные строения и основные святыни уцелели. Во время нашествия Наполеона он стал приютом главных русских святынь - икон Иверской и Владимирской Богоматери. Этот монастырь воспел поэт А. Вознесенский в поэме "Андрей Полисадов ". Герой произведения - предок поэта, настоятель монастыря. Он похоронен за алтарем собора.

В советское время монастырь ликвидировали, но открыли здесь единственный приход в городе. В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен.


Сергей Ковров   16 декабря 2017

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого. Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 г. во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 г. к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 гг. обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 г. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 г. произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 г. Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х гг. В 1940 г. собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе. В сентябре 1991 г. указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

http://meparhia.ru/eparh/31/33


Сергей Ковров   12 января 2018

Стены и башни Благовещенского монастыря (исторический облик)

Большое впечатление оставляет расположенный к северу от Троицкого Благовещенский монастырь, основанный Иваном Грозным в 1553 году после победы над Казанью. «И государь, Царь и Великий князь Иоанн Васильевич», — говорится в «Сказании о городе Муроме», — повеле устроити монастырь пречестен и быти игумену и братии… и даде из своея царския казны милостыню иеоскудну и свою царскую уставную грамоту за красною печатию, како игумену с братиею служити и по той царской грамоте велел им ругу иметь на пропитание…» Впоследствии монастырь поддерживался за счет государственной казны.

В 1558 году Иваном Грозным монастырю была назначена денежная хлебная руга из муромских таможенных доходов. По грамоте царя Ми­хаила Федоровича 1623 года было предписано давать монастырю «на фимьям и на ладан и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль из муромских доходов таможенных и кабацких по половине по 32 р. по 6 алт. и по 2 деньги на год». По грамотам царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича монастырь получил в вотчинное владение ноля, озера для рыбной ловли, луга и прочее.

В годы польской интервенции монастырь был разгромлен шайкой Ли­совского. В 1619 году игумен монастыря сообщал царю Михаилу Федоро­вичу: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церк­вах божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское бого­данное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили. Церковь Благовещения Преев. Богородицы и чудотворцев благ. кн. Кон­стантина и чад его Михаила и Федора каменная каплет и стены разеедалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря ныне нечем». Царь Михаил пожаловал монастырю несколько озер, с которых монастырь получал оброку 7 рублей 3 алтына и 6 денег в год.

Территория монастыря приобрела существующие очертания после утверждения плана города в 1788 году и после пожаров 1792 и 1805 гг., когда были уничтожены не только деревянные стены, но и многие монастырские здания.

В настоящее время территория монастыря имеет форму, близкую к трапеции, основания которой составляют 110 и 115 м и высота около 94 м.

Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
http://book33.ru/murom-monastyri/steny-i-bashni-blagoveshhenskogo-monastyrya.html


Сергей Ковров   8 ноября 2018

История "первоначальной Благовещенской церкви", а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома. В конце XI - начале XII вв. Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 г. его отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава - Ярославу (Константину). С именем этого князя связано крещение Муромской земли. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома. В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.

В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом. Мужской монастырь на месте Благовещенского храма был основан по обету Иоанном IV. В 1552 году во время похода на Казань, царь посетил Муром, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы.

При строительстве каменного храма на месте деревянного были обретены гробницы с мощами князей, которые потом с молебным пением были торжественно поставлены в новом храме. С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г., монастырь получил "жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов". Царь прислал всю необходимую утварь, дал братии "неоскудную милостыню" из царской казны, земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско-литовской отряда пана А. Лисовского: "церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи". Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые "государевы милостыни" помогли восстановить обитель. Собор был перестроен практически заново.

По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий. В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В 1660-е гг. перестроен Благовещенский собор. В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви.

В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита.

9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего весь город. В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас, сохринившийся в своем первозданном виде до сего дня.

В 181 -1812 г. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями. В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус. В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.

Война 1812 года соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 годах им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии. К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.

В 1918 г. монастырь ликвидировали. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. Благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года. Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и сослан в конце 30-х годов. В 1940 году собор закрыли, но 30 ноября 1942 года вновь открыли, уже как приходской, единственный служащий в городе до 1990-х гг. В 1945-1946 годах в нем служил иеромонах Пимен - будущий Патриарх всея Руси.

В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.4. - Владимир, 1897


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 января 2025

«…Другой монастырь - Благовещенский тоже окружен зубчатой каменной стеной. На воротах - небольшая церковь; главный же храм - в ограде. План тоже в виде квадрата, с востока - троечастный алтарь; с запада - галлерея с пятью шатровым входом, более характерным, чем в Троицком монастыре. С запада к храму приставлена недурная колокольня, но более слабая по композиции, чем в Троицком монастыре. Самая же замечательная отделка принадлежит наличнику западной двери, ведущей с галлереи в церковь. Он украшенный фигурами, орнаментами, разнообразными балясинками, а в плане представляет пять уступов; при общей стройности и разнообразии красок, производит приятное впечатление, хотя и значительно изменен…»

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 203.

История русской архитектуры - Павлинов Андрей Михайлович - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 марта 2025

«…Расположенный неподалеку от Троицкого Благовещенский монастырь построен на месте, которое названо Старым городищем. По сообщению автора жития св. Константина Муромского, составленного в XVI веке, Иван Грозный, шедший на Казань, остановился в Муроме и пробыл здесь две недели. Это было летом 1553 года. Царь обещал в случае победы построить церковь в честь муромских святых. Во исполнение своего обещания Иван Грозный прислал в Муром каменщиков, которые в 1555 году построили церковь Благовещения с приделом в честь св. Константина Муромского. Муромские торговые гости Четверток Сычев и Семен Попяткин сообщили об этом царю, и он прислал для храма «образ, книги, ризы и колокола... и всю церковную утварь».

Цитируемый источник в отдельных частях исторически достоверен, и сообщение о построении Благовещенского храма при Иване Грозном не вызывает сомнения. Однако этот древний собор не сохранился до наших дней. Перестройка в 1664 году скрыла следы здании XVI века, и только детальное историко-архитектурное исследование позволит их обнаружить. Одновременно с капитальной перестройкой церкви были построены колокольня, западная паперть и ведущее на нее шатровое крыльцо. Таким образом, в целом Благовещенский храм в современном виде является постройкой XVII века. Он очень близок по формам к Троицкому собору. Строитель, вероятно, подражал последнему, и, может быть, не лишена основания легенда, что перестройка была предпринята на средства того же Богдана Цветного, которым был построен Троицкий собор.

Стены здания вертикально разделены на три части широкими, но слабо выступающими вперед лопатками. Вверху идет широкий тяжелый карниз с многочисленными кирпичными деталями: сухариками, зубчиками, ширинками, украшенными листовидными (вернее, в виде туза пик) впадинами. Над карнизом с каждой стороны здания находится по три больших кокошника, как бы завершающих плоскость стены и опирающихся на пилястры. Рельефность кокошникам придают несколько рядов тонких валиков. Крайний валик имеет вверху килевидное заострение. Второй, лежащий выше ряд кокошников несколько меньшей величины. Кокошники третьего ряда служат подставками для барабанов; в основании каждого барабана четыре кокошника.

Храм пятиглавый. Центральный барабан открывается внутрь здания и имеет прорезанные узкие окна. Все барабаны высокие. Они орнаментированы сухариками по карнизу и связанными арочками-полуколонками посередине. Особенно сложно орнаментирован центральный барабан. Боковые барабаны имеют фальшивые оконные впадины.

Значительная часть плоскости стен заполнена богатым рельефом из наличников окон и киотов. Этот рельеф покрывает стену густым узором. Скульптурности здания усиливается тем, что даже карнизы разорваны наличниками окон, а киоты помещены на пилястрах. Каждый из наличников обработан различно. Один имеет вверху килевидный кокошник, другие передают фронтон теремов, третьи — сложную зубчатую коронку. Кокошники среднего окна на южной и северной стенах украшены изразцами. Колонки наличников состоят из резных цветов, карнизцев, кубышек, бусин в разнообразных сочетаниях.

На западной стороне храма расположена паперть, на которую выходит дверь с богато раскрашенным перспективным порталом. Его архивольты, резные полуколонки, бусины и кубышки составляют сложный и яркий узор. На паперть ведет парадное крыльцо с оригинальным трехшатровым верхом. Верх крыльца опирается на четыре колонки, соединенные арками, между которыми находятся висячие перемычки.

Папертью храм соединяется с колокольней, принадлежащей к тому выработавшемуся в московской архитектуре XVII века типу, который характеризуется нижним четвериком, стоящим на нем восьмериком, восьмигранным шатром со слухами и главой, увенчанной крестом. Приемы орнаментации колокольни и основного храма одинаковы.

В ансамбль монастыря входит Стефановская надвратная церковь, построенная в 1716 году и перестроенная в 1836 году. Эта небольшая одноглавая церквушка очень живописна и, несмотря на искажение позднейшей перестройкой, сохранила первоначальную простоту. Ограда монастыря с четырьмя башнями по углам устроена в начале XIX века…»

Монгайт А.Л. Муром. - М., 1947.

РусАрх


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 июня 2025

В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с женским Свято-Троицким монастырём, расположился старинный Благовещенский мужской монастырь. История Свято-Благовещенской обители уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы.

Для полноты картины, стоит обратиться к истории, к тем далёким временам, уносящим нас в эпоху язычества... В этом вопросе нам поможет "Житие святого благоверного князя Константина", которое дошло до наших дней в нескольких редакциях (наиболее подробная из них находится в сборнике Московской Синодальной библиотеки XVI-XVII вв.), где сказано, что "через 207 лет по убиении князя Глеба, сына святого Владимира, в 6731 (1223) г. благоверный князь Константин, услышав о граде Муроме, что он велик и славен, начал просить у отца своего Святослава этот город в удел себе, желая обратить жителей его в веру христианскую... Родитель благословляет своего сына иконою Пресвятой Богородицы, дает ему и "прочие иконы и святые сосуды и книги и все церковное строение, и от бояр и воевод и воин довольно и стенобитное оружие на взятие града Мурома". Получив все сие, князь Константин берет супругу Ирину и сыновей Михаила и Федора и с "радостию касается путному шествию", в крепкой надежде на помощь Божию...". Добравшись до Мурома, Константин посылает вперед своего сына Михаила, чтобы тот попытался мирным путем урегулировать вопрос о сдаче города, наобещав горожанам массу всяких "льгот". "Но муромцы не хотели этого, лестию заманили Михаила в город, убили его там, а труп выбросили на съедение зверям и птицам. Но Господь не допустил этого: тело убитого осталось неприкосновенным. Узнав об участии сына, Константин с войском устремляется к Мурому и первым бросается в битву. Муромцы в ужасе бегут в город и тотчас сдаются, закрепляя свою верность клятвою. Князь с честию въезжает в Муром и утверждается на престол".

Первым делом князь возводит церковь "превелику и красну" во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой с подобающими почестями было погребено тело убитого князя Михаила. Что же касается обращения местных жителей в христианскую веру, то этот вопрос оказался весьма сложным и затянулся на некоторое время, т.к. "муромцы были упорны в язычестве". Однажды, "продолжая упорствовать и в озлоблении они даже решились убить своего князя или выгнать его из города. С орудием они пришли толпой к княжескому дворцу. Узнав об этом, Константин обратился с горячей молитвою перед иконою Пресвятой Богородицы. Молитва была услышана, и благоверный князь безоружный, - только с иконою в руках вышел к толпе. Чудный свет, сиявший от иконы, привел в ужас язычников, они пали ниц м на вопрос князя: зачем они пришли? - единогласно ответили: пришли просить крещения. Затем для желающих креститься установлен был пост, после которого муромцы были торжественно крещены в реке Оке, после чего все в белых ризах отправились в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы принести благодарственную молитву Господу..."

В следующей части "Жития..." уже говорится о том, что во времена князя Юрия Ярославича первоначальный Благовещенский храм был обновлен, а далее говорится о том, что "в некое время Богородица с муромскими чудотворцами во сне явилась некоторой старице Варсонофии и приказали объявить муромцам, что в храме Благовещения почивают нетленно мощи кн. Константина с чады. Вскоре видение повторилось, старица объявила его гражданам. Они пошли и нашли над мощами каменные доски. Чрез немалое время чудотворцы муромские явились в Муроме некоему Петру Псковитину и повелели отправиться ему в город Псков, взять там образ их, стихиры и канон. Петр исполнил повеление и с того времени "уставиша светло праздновати чудотворцам месяца мая в 21 день". Интересный факт: историки очень внимательно изучили "Житие..." и пришли к выводу, что под именем "Константин" "скрывался" князь Муромский Ярослав (сын Святослава Ярославича Черниговского), правивший в Муроме с 1097 по 1129 гг., "чрез которого насаждена и утверждена была христианская вера в Муроме". При этом, "кроме мирского имени Ярослава, он имел еще и христианское имя Константина; это последнее и сохранилось в церковном предании..." Также было установлено, что "празднования благоверному князю Константину с чадами установлены были в Муроме гораздо ранее собора 1547 г., т.е. собор только, так сказать, санкционировал своим авторитетом уже совершившиеся событие..."

В 1553 г. в Муроме (по пути в Казань) остановился царь Иоанн Васильевич Грозный. "Он пришел помолиться муромским чудотворцам и дал обет построить здесь каменный храм, если по заступничеству чудотворцев Бог дарует ему победу над врагами...". Победа была одержана и в 1555 г. царь приступил к исполнению своего обещания: в Муром были присланы каменщики. Однако, когда те начали копать рвы для фундамента нового храма, то "обрели нетленные мощи благоверного князя Константина и чад его. Тогда собралось в церковь множества народа и "начаша воздавать молебное пение новоявленным чудотворцам". При сем совершилось несколько чудесных исцелений".

Вскоре был построен новый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Муромских чудотворцев. Царь обеспечил его всем необходимым ("образ, книги, ризы и колокола и на святые мощи покровы и всю церковную утварь") и поручил Рязанскому епископу Гурию освятить его. Святые мощи Муромских чудотворцев при этом были положены в раку и поставлены в церкви "в пещере". В это же время при новоиспеченном храме и был учрежден мужской монастырь. Царь Иван Васильевич из своей царской казны "дал игумену с братией "милостыню нескудну", уставную царскую грамоту и "велел на пропитание братии имать ругу".

Построенный изначально на царские средства, Благовещенский монастырь и в последующие годы пользовался благосклонностью Московских государей. Так, например, в 1597 г. царь Федор Иванович даровал монастырю "для пространства три места дворовых, что меж их монастырской ограды, и были на тех местах посадские дворы". По грамоте Бориса Годунова обитель получила "на монастырский обиход оброчные озерка", а царь Михаил Федорович повелел давать монастырю "на фимиам и на ладонь и на вино церковное и на воск и на медь и на просфоры и на хлеб и на соль из Муромских доходов таможенных и кабацких по половине, по 32 рубля по 6 алтын и по две деньги на год".

В 1616 г. Благовещенский монастырь очень сильно пострадал во время нападения на город "шайки Лисовского" (польско-литовское формирование, разорявшее российские земли во время Смутного времени): "приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божьих престолы ободрали и ризы и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение и братию посекли, игумена с монастырем взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли огнили..." (из челобитной игумена монастыря царю Михаилу Федоровичу в 1619 г.). Вскоре после этого монастырь, благодаря царской поддержки, быстро восстановился. Однако, в последующей жалованной грамоте царь Михаил Федорович все-таки добавил: "и впредь им нам о церковном и монастырском строении челом не бити...".

Всех же своих привилегий Благовещенский монастырь лишился в начале XVIII в., а в 1724 г. над ним и вовсе навис дамоклов меч: было уже подготовлено распоряжение Петра I о закрытии обители и переводе всей братии в Борисоглебский монастырь. Ситуацию спасли местные жители, которые обратились с соответствующим прошением в Святейший Синод.

В 1764 г. Благовещенский монастырь не обошла стороной очередная церковная реформа - у него отобрали все вотчины. В июне 1792 г. сильный пожар уничтожил большинство монастырских деревянных строений, пострадали и главы церквей. Благодаря "щедротам частных благочестивых жертвователей" монастырь быстро отстроился и "следы пережитого бедствия были заглажены".

В 1812 г. Благовещенский монастырь приютил в своих стенах главные святыни Москвы - Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери, которые спас от французов архиепископ Августин (в память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход из городского собора в Благовещенский монастырь). В 1815 г. игумен Феофил предложил считать 10 сентября днём чествования этих икон. До нач. 20-х гг. XX в. 10 сентября в Муроме ежегодно устраивался торжественный крестный ход вокруг города «в память пребывания московских святынь в Муроме». Жители города и окрестных сел особо отмечали день памяти Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора.

В XIX в. в экономическом отношении Муромский Благовещенский монастырь представлял собой крепкое хозяйство. В 90-х гг. XIX в. обители принадлежало 25 дес. 70 кв. саж. пахотной земли, 10 дес. сенокосной, рыбные ловли и мельница (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 39. Л. 14 об.). На ноябрь 1893 г. денежный капитал обители в виде процентных бумаг оценивался в 30 853 р.. Из них 10 274 р. 30 к. было записано в пользу церкви и 20 578 р. 70 к. шло на нужды братии. К 1 января 1903 г. во владении Благовещенского монастыря находилось 25 дес. 75 кв. саж. пахотной земли (пустошь Петровская Меленковского уезда). Земля сдавалась в аренду местным крестьянам. Около дер. Волосово Муромского уезда монастырьрь имел 10 дес. луговой земли. Совместно с муромским Преображенским монастырем обитель содержала водяную мельницу на р. Ушне, в 36 верстах от города, а также рыбные ловли у острова Конюш, в 20 верстах от Мурома. Со всего этого хозяйства Благовещенский монастырь ежегодно получал доход в размере 36 150 р. Проценты с капитала шли на содержание монастыря и братии. До закрытия монастыря большевиками в 1919-м году, главной святыней Муромского Благовещенского монастыря была рака с мощами св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора.

В 90-х гг. XVII в. стольник Федор Петрович Дубровский сделал пожертвование для сооружения новой деревянной гробницы. 13 февраля 1693 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. До 1789 г. мощи стояли перед алтарем собора с правой стороны. В 20-х гг. XIX в. московский мастер Е. А. Антипов изготовил новую раку стоимостью 23 048 р. 75 к. ассигнациями. Крышка гробницы и 3 грани раки были обложены серебром. На крышке находилось изображение святых Константина, Михаила и Феодора чеканной работы. Лицевую сторону раки украшала сцена крещения муромцев. На изготовление раки было затрачено 4,5 пуда серебра (72 кг) и 1 фунт 54 золотника золота (свыше 400 г). 1 сентября 1829 г. новую гробницу установили в другом месте - за правым клиросом. В 1882 г. мощи перенесли под арку, пробитую в то же время. Раку венчала изящная сень. В июне 2015 г. монастырским попечением была установлена серебряная рака современной работы. Реликвией Благовещенского храма считался камень, лежавший, по преданию, над гробами Муромских чудотворцев до переноса мощей в церковь. Вероятно, в XVII в. он был вмонтирован в стену притвора, слева от входа в теплый придел.

В церкви был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас, украшенный резными колоннами с изображением цветов, виноградной лозы и листьев, выполненный в кон. XVIII в. Среди икон - «Благовещение Пресвятой Богородицы» (XVI в.), икона Живоначальной Троицы (XVII в.), «Господь Вседержитель» (1799; иконописец С. П. Казанцев), Боголюбовский образ Божией Матери (XVIII в.; иконописец архимандрит Алимпий) и др. Уникальны были и царские врата иконостаса (кон. XVI в.).

В основном объеме храма находятся образ свт. Николая Чудотворца (XVI в.), икона св. Иоанна Воина (XVII в.), образы Божией Матери «Знамение» (XVII в.), «Страшный Суд» (XVII в.). Многие иконы для иконостаса Благовещенского собора были написаны в XVII-XVIII вв. местными иконописцами, жившими при обители. С 2017 г. в Благовещенском монастыре особо почитается Козельщанская икона Божией Матери. При Благовещенской церкви с давних времен существовал некрополь. По традиции первоначально он находился в подклете храма. Одним из первых там был погребен блгв. кн. Михаил, затем - кн. Константин с кнг. Ириной и их сын Феодор. Здесь же хоронили первых муромских христиан. Впоследствии кладбище находилось у стен собора. В XVI в., после учреждения Благовещенского монастыря, на кладбище стали хоронить братию. Особым почитанием у верующих пользуется каменная гробница схим. Иулиана (Кочукова; 1638; пам. 26 марта), обнаруженная в 1834 г. в подклете. В 1725 г. ему были составлены тропарь и кондак.

В декабре 1997 г. в ходе ремонтных работ в подклете Благовещенской церкви под приделом Всех Русских святых (первоначально свт. Иоанна Златоуста) обнаружили белокаменное надгробие Евфросинии Матвеевой (? 1 сент. 1571). В подклете храма находится белокаменная плита XVII в. с надписью: «Лета 7153 (1645 г.) февраля 6 дня преставился раб Божий инок схимник Феодосий Никитин сын Балыклотов (Балымотов)». Он был представителем древнего муромского купеческого рода. Сохранившиеся надгробия относятся в основном к XIX - нач. ХХ в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

В 1919 г. Благовещенский монастырь был закрыт, монахи, насильственно выселенные из келий, стали жить в городе на частных квартирах. Они по-прежнему ежедневно приходили в храм для совершения богослужений. 7 февраля того же года в монастыре начала работу Комиссия по проверке церковного имущества. В ходе ревизии была вскрыта рака с мощами. В том же году в местный городской музей передали 1-ю партию церковного имущества Благовещенского монастыря. Богатства монастырской ризницы привлекли тогда внимание новой власти. 11 и 12 апреля 1922 г. состоялось 1-е изъятие церковных ценностей, проводившееся под лозунгом оказания помощи голодающему Поволжью.

Согласно отчету комиссии, в ходе 1-го этапа изъятия Благовещенский собор лишился богослужебных предметов и изделий из серебра общим весом более 76 кг. Вслед за 1-й конфискацией последовали и другие. 19 апреля 1922 г. из обители вынесли серебряной утвари на 2 пуда 16 фунтов 26 золотников (38,4 кг). Кроме драгоценного металла изъятию подлежали украшения с церковных облачений: брошь с 43 бриллиантами в золотой оправе, рассыпной жемчуг. 22 мая 1923 г. при участии обновленцев произошло кощунственное для верующих вскрытие мощей св. князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в местный музей, где находились до 20 января 1989 г. При переносе мощей из храма в музей отряду милиции пришлось прибегнуть к грубой физической силе. С большим трудом им удалось пробить дорогу в толпе горожан, собравшихся на защиту святыни. На другой день ночью неизвестными в музее были выбиты стекла.

29 июля 1922 г. постановлением губернского коммунального хозяйства Благовещенский монастырь был муниципализирован. В том же году были составлены «Списки муниципализированных домов в городах Владимирской губернии». По г. Мурому под № 218 значился Благовещенский монастырь, о котором сказано: «Часть занята квартирантами, а часть свободная, как требующая ремонта». 15 июня 1923 г. отношением губ. коммунального хозяйства за № 704 была подтверждена муниципализация строений монастыря. 22 июля 1924 г. состоялось заседание совещания при Владимирском губ. коммунотделе по вопросу о закреплении за губернским музеем исторических памятников. В списке памятников по Муромскому уезду фигурировал и «Благовещенский монастырь - памятник XVII в.».

Совещание решило: «В соответствии с постановлением Муромского УИК от 23 августа № 47 согласиться на передачу Музейному отделу... Благовещенского монастыря - со строениями внутри ограды». 24 ноября 1924 г. Центральная межведомственная комиссия при Наркомпросе, исполняя постановление СНК от 19 апреля 1923 г. о специальных средствах для обеспечения гос. охраны культурных ценностей, утвердила передачу музейному отделу Главнауки владений бывш. монастыря с жилыми и нежилыми строениями. Однако постановление об охране культурных ценностей осталось только на бумаге. В действительности храмы и монастырь подверглись разгрому. В 1933 г. с колокольни Благовещенского собора были сброшены и отправлены на переплавку, колокола, при этом, когда их сбрасывали со звонницы, она была повреждена.

В 1927 г., после закрытия Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы монастыря, в Муром переехали 40 монахинь из упраздненной обители. Когда были закрыты и разрушены муромские церкви, вся духовная жизнь города сосредоточилась при Благовещенской церкви. Монахини передали в храм свои богослужебные книги; они пекли просфоры, алтарничали, пели на клиросе.

К 1937 г. настоятель Благовещенской обители, схимандрит Мисаил остался в храме один, исполняя обязанности и диакона и священника. В кон. 30-х гг. XX в. под предлогом открытия художественного отдела местного музея было принято решение закрыть последний в городе действующий храм - Благовещенский. Причиной его закрытия было названо несоблюдение договора от 5 июля 1934 г., обязывавшего верующих содержать церковь в надлежащем виде. Местное руководство вынесло решение: «Просить Облисполком ускорить решение о закрытии Благовещенской церкви... и передать под художественный отдел музея». Но открыть музей в бывшем храме руководство города не успело, т. к. вскоре началась Великая Отечественная война. Поселившиеся в бывш. монастыре (в т. н. рабочем городке) трудящиеся местной фабрики разобрали калориферное отопление, застроили территорию сараями и свинарниками. Подвалы Благовещенского храма превратили в бомбоубежище.

В течение 1941-1942 гг. у церкви сменилось несколько хозяев: первоначально ее здание занимал Комитет физкультуры, позже - общежитие рабочих, склады межрайторга и школьного имущества. 30 ноября 1942 г. Богоявленский храм был вновь открыт, в 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В июле 1949 г. Благовещенский собор был осмотрен благочинным Муромского округа протоиереем Иоанном Бакиным. Из рапорта на имя епископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) от 27 янв. 1950 года следует, что «приходы округа имели отрадные показатели усердного и любовного отношения со стороны верующих к своим приходским храмам в части проведения капитальных ремонтов с целью приведения последних на должную высоту благолепия. Так, в зимнем храме Благовещенского г. Мурома собора лучшими и квалифицированными силами Московских художников… была проведена реставрация стенной живописи. Работа выполнена весьма качественно» (Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ). В 1950-60-х гг. Благовещенский собор неоднократно осматривали специалисты Владимирской реставрационной мастерской на предмет своевременного выявления дефектов.

С ноября 1942 по май 1991 г. собор Благовещения Пресвятой Богородицы оставался единственным храмом города, в котором совершались богослужения. 20 января 1989 г. из запасников Муромского Историко-художественного музея в Благовещенский храм были переданы мощи Муромских святых. 20 января 1989 года также были переданы из музея в Благовещенский собор, тогда еще единственный служащий в городе, мощи св. блгв. Петра и Февронии. Раки святых отреставрировали. Мощи святых заново облачили в алтаре благочинный Муромского округа протоиерей Анатолий, игумен Палладий и иеродиакон собора Петр (Посаднев). Затем при пении тропарей, кондаков и величаний святым они были уложены во вновь освященные гробницы. Так святые супруги вернулись на место, где жили, где стоял их княжий двор.

В течение трех лет (1989–1992 гг.) здесь, в Благовещенском соборе находились мощи святых блгв. Петра и Февронии после передачи их из музея. В основном помещении собора находится большая икона святых XVIII века, являющаяся ныне одной из главных святынь монастыря. До переноса мощей в Троицкий монастырь она находилась под окладом массивной крышки гробницы. После реставрации в нее вмонтировали ковчежец с частицей мощей святых Петра и Февронии, и образ был выставлен для поклонения. Это он замироточил в момент перенесения мощей. Мощи святых Петра и Февронии оставались в храме до сентября 1992 года, а 19 сентября состоялось торжественное их перенесение из Благовещенского монастыря в возрожденный Свято-Троицкий женский монастырь (открыт 17 мая 1991 года) и поставлены в Троицком соборе. С первых же дней пребывания святых мощей в Троицком монастыре сложилась традиция: по воскресеньям сестры поют акафист чудотворцам у открытой раки.

В сентябре 1991 г. указом патриарха и Синода Муромский Благовещенский монастырь был возобновлен. 1-м настоятелем стал иеромонах Сильвестр (Смердов), с 1994 г. обитель возглавлял иеромонах Кронид (Козлов). В 1997 г. Благовещенский монастырь стал центром празднования 900-летия крещения Мурома. По инициативе братии монастыря на месте убиения блгв. кн. Михаила был установлен памятный крест.

К январю 2012 г. в Благовещенском монастыря проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г. - 10 насельников.

Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время.

Яркая достопримечательность Благовещенского собора — портал западной стены, который восходит к более ранним формам. Он состоит из сложной композиции переплетающихся жгутов, бусин, балясин. Первоначально это был парадный вход в церковь. Позднее, при строительстве галереи и шатрового крыльца, портал оказался внутри здания.

Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Гра­барь) появилось крыльцо в московской церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII века крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности.

К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом, выстроена в камне на месте деревянного варианта образца 1637 г. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками. Стоит упомянуть, что территория Благовещенского монастыря намного меньше муромского Спасо-Преображенского монастыря - это фактически прямоугольник размерами всего лишь 110 х 90 метров, огражденный каменной стеной (построена в 1811-1812 гг.), по углам которой располагаются 4 декоративные башенки.

C cайта: https://www.pravenc.ru/text/2564378/МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ/



Комментарии и обсуждение


Основан в 1553 г. царем Иваном IV Грозным. По преданию расположен на месте деревянной церкви "при дворе" князя Константина, крестившего Муром. Архитектурные памятники: Благовещенский собор (XVI-XVII вв.), надвратная церковь св. Стефания (1716-1835 гг.), трапезная (XIX в.), стены и башни (XIX в.). Центральный собор закрывался только в 1940 - 1942 гг., благодаря чему сохранил первоначальное внутреннее убранство. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен - будущий Патриарх всея Руси. Главная святыня монастыря - мощи Святых князей Константина, Михаила и Федора. День почитания - 21 мая. Вновь открыт в 1992 году.

29 августа 2005, Кондратьев Денис.

Муром, Благовещенский мужской монастырь

Благовещенский монастырь, 2 класса, в городе Муроме. Основан в 1563 году царем Иоанном Грозным, в память завоевания Казани. Здесь почивают открыто мощи святых князей Михаила и Федора (см. 21 мая), в приделе их имени, в одной раке, обложенной серебром.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.