В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с женским Свято-Троицким монастырём, расположился старинный Благовещенский мужской монастырь. История Свято-Благовещенской обители уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы.
Для полноты картины, стоит обратиться к истории, к тем далёким временам, уносящим нас в эпоху язычества... В этом вопросе нам поможет "Житие святого благоверного князя Константина", которое дошло до наших дней в нескольких редакциях (наиболее подробная из них находится в сборнике Московской Синодальной библиотеки XVI-XVII вв.), где сказано, что "через 207 лет по убиении князя Глеба, сына святого Владимира, в 6731 (1223) г. благоверный князь Константин, услышав о граде Муроме, что он велик и славен, начал просить у отца своего Святослава этот город в удел себе, желая обратить жителей его в веру христианскую... Родитель благословляет своего сына иконою Пресвятой Богородицы, дает ему и "прочие иконы и святые сосуды и книги и все церковное строение, и от бояр и воевод и воин довольно и стенобитное оружие на взятие града Мурома". Получив все сие, князь Константин берет супругу Ирину и сыновей Михаила и Федора и с "радостию касается путному шествию", в крепкой надежде на помощь Божию...". Добравшись до Мурома, Константин посылает вперед своего сына Михаила, чтобы тот попытался мирным путем урегулировать вопрос о сдаче города, наобещав горожанам массу всяких "льгот". "Но муромцы не хотели этого, лестию заманили Михаила в город, убили его там, а труп выбросили на съедение зверям и птицам. Но Господь не допустил этого: тело убитого осталось неприкосновенным. Узнав об участии сына, Константин с войском устремляется к Мурому и первым бросается в битву. Муромцы в ужасе бегут в город и тотчас сдаются, закрепляя свою верность клятвою. Князь с честию въезжает в Муром и утверждается на престол".
Первым делом князь возводит церковь "превелику и красну" во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой с подобающими почестями было погребено тело убитого князя Михаила. Что же касается обращения местных жителей в христианскую веру, то этот вопрос оказался весьма сложным и затянулся на некоторое время, т.к. "муромцы были упорны в язычестве". Однажды, "продолжая упорствовать и в озлоблении они даже решились убить своего князя или выгнать его из города. С орудием они пришли толпой к княжескому дворцу. Узнав об этом, Константин обратился с горячей молитвою перед иконою Пресвятой Богородицы. Молитва была услышана, и благоверный князь безоружный, - только с иконою в руках вышел к толпе. Чудный свет, сиявший от иконы, привел в ужас язычников, они пали ниц м на вопрос князя: зачем они пришли? - единогласно ответили: пришли просить крещения. Затем для желающих креститься установлен был пост, после которого муромцы были торжественно крещены в реке Оке, после чего все в белых ризах отправились в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы принести благодарственную молитву Господу..."
В следующей части "Жития..." уже говорится о том, что во времена князя Юрия Ярославича первоначальный Благовещенский храм был обновлен, а далее говорится о том, что "в некое время Богородица с муромскими чудотворцами во сне явилась некоторой старице Варсонофии и приказали объявить муромцам, что в храме Благовещения почивают нетленно мощи кн. Константина с чады. Вскоре видение повторилось, старица объявила его гражданам. Они пошли и нашли над мощами каменные доски. Чрез немалое время чудотворцы муромские явились в Муроме некоему Петру Псковитину и повелели отправиться ему в город Псков, взять там образ их, стихиры и канон. Петр исполнил повеление и с того времени "уставиша светло праздновати чудотворцам месяца мая в 21 день". Интересный факт: историки очень внимательно изучили "Житие..." и пришли к выводу, что под именем "Константин" "скрывался" князь Муромский Ярослав (сын Святослава Ярославича Черниговского), правивший в Муроме с 1097 по 1129 гг., "чрез которого насаждена и утверждена была христианская вера в Муроме". При этом, "кроме мирского имени Ярослава, он имел еще и христианское имя Константина; это последнее и сохранилось в церковном предании..." Также было установлено, что "празднования благоверному князю Константину с чадами установлены были в Муроме гораздо ранее собора 1547 г., т.е. собор только, так сказать, санкционировал своим авторитетом уже совершившиеся событие..."
В 1553 г. в Муроме (по пути в Казань) остановился царь Иоанн Васильевич Грозный. "Он пришел помолиться муромским чудотворцам и дал обет построить здесь каменный храм, если по заступничеству чудотворцев Бог дарует ему победу над врагами...". Победа была одержана и в 1555 г. царь приступил к исполнению своего обещания: в Муром были присланы каменщики. Однако, когда те начали копать рвы для фундамента нового храма, то "обрели нетленные мощи благоверного князя Константина и чад его. Тогда собралось в церковь множества народа и "начаша воздавать молебное пение новоявленным чудотворцам". При сем совершилось несколько чудесных исцелений".
Вскоре был построен новый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Муромских чудотворцев. Царь обеспечил его всем необходимым ("образ, книги, ризы и колокола и на святые мощи покровы и всю церковную утварь") и поручил Рязанскому епископу Гурию освятить его. Святые мощи Муромских чудотворцев при этом были положены в раку и поставлены в церкви "в пещере". В это же время при новоиспеченном храме и был учрежден мужской монастырь. Царь Иван Васильевич из своей царской казны "дал игумену с братией "милостыню нескудну", уставную царскую грамоту и "велел на пропитание братии имать ругу".
Построенный изначально на царские средства, Благовещенский монастырь и в последующие годы пользовался благосклонностью Московских государей. Так, например, в 1597 г. царь Федор Иванович даровал монастырю "для пространства три места дворовых, что меж их монастырской ограды, и были на тех местах посадские дворы". По грамоте Бориса Годунова обитель получила "на монастырский обиход оброчные озерка", а царь Михаил Федорович повелел давать монастырю "на фимиам и на ладонь и на вино церковное и на воск и на медь и на просфоры и на хлеб и на соль из Муромских доходов таможенных и кабацких по половине, по 32 рубля по 6 алтын и по две деньги на год".
В 1616 г. Благовещенский монастырь очень сильно пострадал во время нападения на город "шайки Лисовского" (польско-литовское формирование, разорявшее российские земли во время Смутного времени): "приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божьих престолы ободрали и ризы и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение и братию посекли, игумена с монастырем взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли огнили..." (из челобитной игумена монастыря царю Михаилу Федоровичу в 1619 г.). Вскоре после этого монастырь, благодаря царской поддержки, быстро восстановился. Однако, в последующей жалованной грамоте царь Михаил Федорович все-таки добавил: "и впредь им нам о церковном и монастырском строении челом не бити...".
Всех же своих привилегий Благовещенский монастырь лишился в начале XVIII в., а в 1724 г. над ним и вовсе навис дамоклов меч: было уже подготовлено распоряжение Петра I о закрытии обители и переводе всей братии в Борисоглебский монастырь. Ситуацию спасли местные жители, которые обратились с соответствующим прошением в Святейший Синод.
В 1764 г. Благовещенский монастырь не обошла стороной очередная церковная реформа - у него отобрали все вотчины. В июне 1792 г. сильный пожар уничтожил большинство монастырских деревянных строений, пострадали и главы церквей. Благодаря "щедротам частных благочестивых жертвователей" монастырь быстро отстроился и "следы пережитого бедствия были заглажены".
В 1812 г. Благовещенский монастырь приютил в своих стенах главные святыни Москвы - Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери, которые спас от французов архиепископ Августин (в память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход из городского собора в Благовещенский монастырь). В 1815 г. игумен Феофил предложил считать 10 сентября днём чествования этих икон. До нач. 20-х гг. XX в. 10 сентября в Муроме ежегодно устраивался торжественный крестный ход вокруг города «в память пребывания московских святынь в Муроме». Жители города и окрестных сел особо отмечали день памяти Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора.
В XIX в. в экономическом отношении Муромский Благовещенский монастырь представлял собой крепкое хозяйство. В 90-х гг. XIX в. обители принадлежало 25 дес. 70 кв. саж. пахотной земли, 10 дес. сенокосной, рыбные ловли и мельница (ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 39. Л. 14 об.). На ноябрь 1893 г. денежный капитал обители в виде процентных бумаг оценивался в 30 853 р.. Из них 10 274 р. 30 к. было записано в пользу церкви и 20 578 р. 70 к. шло на нужды братии. К 1 января 1903 г. во владении Благовещенского монастыря находилось 25 дес. 75 кв. саж. пахотной земли (пустошь Петровская Меленковского уезда). Земля сдавалась в аренду местным крестьянам. Около дер. Волосово Муромского уезда монастырьрь имел 10 дес. луговой земли. Совместно с муромским Преображенским монастырем обитель содержала водяную мельницу на р. Ушне, в 36 верстах от города, а также рыбные ловли у острова Конюш, в 20 верстах от Мурома. Со всего этого хозяйства Благовещенский монастырь ежегодно получал доход в размере 36 150 р. Проценты с капитала шли на содержание монастыря и братии. До закрытия монастыря большевиками в 1919-м году, главной святыней Муромского Благовещенского монастыря была рака с мощами св. Муромских князей Константина, Михаила и Феодора.
В 90-х гг. XVII в. стольник Федор Петрович Дубровский сделал пожертвование для сооружения новой деревянной гробницы. 13 февраля 1693 г. состоялось торжественное переложение мощей в новую раку. До 1789 г. мощи стояли перед алтарем собора с правой стороны. В 20-х гг. XIX в. московский мастер Е. А. Антипов изготовил новую раку стоимостью 23 048 р. 75 к. ассигнациями. Крышка гробницы и 3 грани раки были обложены серебром. На крышке находилось изображение святых Константина, Михаила и Феодора чеканной работы. Лицевую сторону раки украшала сцена крещения муромцев. На изготовление раки было затрачено 4,5 пуда серебра (72 кг) и 1 фунт 54 золотника золота (свыше 400 г). 1 сентября 1829 г. новую гробницу установили в другом месте - за правым клиросом. В 1882 г. мощи перенесли под арку, пробитую в то же время. Раку венчала изящная сень. В июне 2015 г. монастырским попечением была установлена серебряная рака современной работы. Реликвией Благовещенского храма считался камень, лежавший, по преданию, над гробами Муромских чудотворцев до переноса мощей в церковь. Вероятно, в XVII в. он был вмонтирован в стену притвора, слева от входа в теплый придел.
В церкви был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас, украшенный резными колоннами с изображением цветов, виноградной лозы и листьев, выполненный в кон. XVIII в. Среди икон - «Благовещение Пресвятой Богородицы» (XVI в.), икона Живоначальной Троицы (XVII в.), «Господь Вседержитель» (1799; иконописец С. П. Казанцев), Боголюбовский образ Божией Матери (XVIII в.; иконописец архимандрит Алимпий) и др. Уникальны были и царские врата иконостаса (кон. XVI в.).
В основном объеме храма находятся образ свт. Николая Чудотворца (XVI в.), икона св. Иоанна Воина (XVII в.), образы Божией Матери «Знамение» (XVII в.), «Страшный Суд» (XVII в.). Многие иконы для иконостаса Благовещенского собора были написаны в XVII-XVIII вв. местными иконописцами, жившими при обители. С 2017 г. в Благовещенском монастыре особо почитается Козельщанская икона Божией Матери. При Благовещенской церкви с давних времен существовал некрополь. По традиции первоначально он находился в подклете храма. Одним из первых там был погребен блгв. кн. Михаил, затем - кн. Константин с кнг. Ириной и их сын Феодор. Здесь же хоронили первых муромских христиан. Впоследствии кладбище находилось у стен собора. В XVI в., после учреждения Благовещенского монастыря, на кладбище стали хоронить братию. Особым почитанием у верующих пользуется каменная гробница схим. Иулиана (Кочукова; 1638; пам. 26 марта), обнаруженная в 1834 г. в подклете. В 1725 г. ему были составлены тропарь и кондак.
В декабре 1997 г. в ходе ремонтных работ в подклете Благовещенской церкви под приделом Всех Русских святых (первоначально свт. Иоанна Златоуста) обнаружили белокаменное надгробие Евфросинии Матвеевой (? 1 сент. 1571). В подклете храма находится белокаменная плита XVII в. с надписью: «Лета 7153 (1645 г.) февраля 6 дня преставился раб Божий инок схимник Феодосий Никитин сын Балыклотов (Балымотов)». Он был представителем древнего муромского купеческого рода. Сохранившиеся надгробия относятся в основном к XIX - нач. ХХ в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.
В 1919 г. Благовещенский монастырь был закрыт, монахи, насильственно выселенные из келий, стали жить в городе на частных квартирах. Они по-прежнему ежедневно приходили в храм для совершения богослужений. 7 февраля того же года в монастыре начала работу Комиссия по проверке церковного имущества. В ходе ревизии была вскрыта рака с мощами. В том же году в местный городской музей передали 1-ю партию церковного имущества Благовещенского монастыря. Богатства монастырской ризницы привлекли тогда внимание новой власти. 11 и 12 апреля 1922 г. состоялось 1-е изъятие церковных ценностей, проводившееся под лозунгом оказания помощи голодающему Поволжью.
Согласно отчету комиссии, в ходе 1-го этапа изъятия Благовещенский собор лишился богослужебных предметов и изделий из серебра общим весом более 76 кг. Вслед за 1-й конфискацией последовали и другие. 19 апреля 1922 г. из обители вынесли серебряной утвари на 2 пуда 16 фунтов 26 золотников (38,4 кг). Кроме драгоценного металла изъятию подлежали украшения с церковных облачений: брошь с 43 бриллиантами в золотой оправе, рассыпной жемчуг. 22 мая 1923 г. при участии обновленцев произошло кощунственное для верующих вскрытие мощей св. князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в местный музей, где находились до 20 января 1989 г. При переносе мощей из храма в музей отряду милиции пришлось прибегнуть к грубой физической силе. С большим трудом им удалось пробить дорогу в толпе горожан, собравшихся на защиту святыни. На другой день ночью неизвестными в музее были выбиты стекла.
29 июля 1922 г. постановлением губернского коммунального хозяйства Благовещенский монастырь был муниципализирован. В том же году были составлены «Списки муниципализированных домов в городах Владимирской губернии». По г. Мурому под № 218 значился Благовещенский монастырь, о котором сказано: «Часть занята квартирантами, а часть свободная, как требующая ремонта». 15 июня 1923 г. отношением губ. коммунального хозяйства за № 704 была подтверждена муниципализация строений монастыря. 22 июля 1924 г. состоялось заседание совещания при Владимирском губ. коммунотделе по вопросу о закреплении за губернским музеем исторических памятников. В списке памятников по Муромскому уезду фигурировал и «Благовещенский монастырь - памятник XVII в.».
Совещание решило: «В соответствии с постановлением Муромского УИК от 23 августа № 47 согласиться на передачу Музейному отделу... Благовещенского монастыря - со строениями внутри ограды». 24 ноября 1924 г. Центральная межведомственная комиссия при Наркомпросе, исполняя постановление СНК от 19 апреля 1923 г. о специальных средствах для обеспечения гос. охраны культурных ценностей, утвердила передачу музейному отделу Главнауки владений бывш. монастыря с жилыми и нежилыми строениями. Однако постановление об охране культурных ценностей осталось только на бумаге. В действительности храмы и монастырь подверглись разгрому. В 1933 г. с колокольни Благовещенского собора были сброшены и отправлены на переплавку, колокола, при этом, когда их сбрасывали со звонницы, она была повреждена.
В 1927 г., после закрытия Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы монастыря, в Муром переехали 40 монахинь из упраздненной обители. Когда были закрыты и разрушены муромские церкви, вся духовная жизнь города сосредоточилась при Благовещенской церкви. Монахини передали в храм свои богослужебные книги; они пекли просфоры, алтарничали, пели на клиросе.
К 1937 г. настоятель Благовещенской обители, схимандрит Мисаил остался в храме один, исполняя обязанности и диакона и священника. В кон. 30-х гг. XX в. под предлогом открытия художественного отдела местного музея было принято решение закрыть последний в городе действующий храм - Благовещенский. Причиной его закрытия было названо несоблюдение договора от 5 июля 1934 г., обязывавшего верующих содержать церковь в надлежащем виде. Местное руководство вынесло решение: «Просить Облисполком ускорить решение о закрытии Благовещенской церкви... и передать под художественный отдел музея». Но открыть музей в бывшем храме руководство города не успело, т. к. вскоре началась Великая Отечественная война. Поселившиеся в бывш. монастыре (в т. н. рабочем городке) трудящиеся местной фабрики разобрали калориферное отопление, застроили территорию сараями и свинарниками. Подвалы Благовещенского храма превратили в бомбоубежище.
В течение 1941-1942 гг. у церкви сменилось несколько хозяев: первоначально ее здание занимал Комитет физкультуры, позже - общежитие рабочих, склады межрайторга и школьного имущества. 30 ноября 1942 г. Богоявленский храм был вновь открыт, в 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В июле 1949 г. Благовещенский собор был осмотрен благочинным Муромского округа протоиереем Иоанном Бакиным. Из рапорта на имя епископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) от 27 янв. 1950 года следует, что «приходы округа имели отрадные показатели усердного и любовного отношения со стороны верующих к своим приходским храмам в части проведения капитальных ремонтов с целью приведения последних на должную высоту благолепия. Так, в зимнем храме Благовещенского г. Мурома собора лучшими и квалифицированными силами Московских художников… была проведена реставрация стенной живописи. Работа выполнена весьма качественно» (Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ). В 1950-60-х гг. Благовещенский собор неоднократно осматривали специалисты Владимирской реставрационной мастерской на предмет своевременного выявления дефектов.
С ноября 1942 по май 1991 г. собор Благовещения Пресвятой Богородицы оставался единственным храмом города, в котором совершались богослужения. 20 января 1989 г. из запасников Муромского Историко-художественного музея в Благовещенский храм были переданы мощи Муромских святых. 20 января 1989 года также были переданы из музея в Благовещенский собор, тогда еще единственный служащий в городе, мощи св. блгв. Петра и Февронии. Раки святых отреставрировали. Мощи святых заново облачили в алтаре благочинный Муромского округа протоиерей Анатолий, игумен Палладий и иеродиакон собора Петр (Посаднев). Затем при пении тропарей, кондаков и величаний святым они были уложены во вновь освященные гробницы. Так святые супруги вернулись на место, где жили, где стоял их княжий двор.
В течение трех лет (1989–1992 гг.) здесь, в Благовещенском соборе находились мощи святых блгв. Петра и Февронии после передачи их из музея. В основном помещении собора находится большая икона святых XVIII века, являющаяся ныне одной из главных святынь монастыря. До переноса мощей в Троицкий монастырь она находилась под окладом массивной крышки гробницы. После реставрации в нее вмонтировали ковчежец с частицей мощей святых Петра и Февронии, и образ был выставлен для поклонения. Это он замироточил в момент перенесения мощей. Мощи святых Петра и Февронии оставались в храме до сентября 1992 года, а 19 сентября состоялось торжественное их перенесение из Благовещенского монастыря в возрожденный Свято-Троицкий женский монастырь (открыт 17 мая 1991 года) и поставлены в Троицком соборе. С первых же дней пребывания святых мощей в Троицком монастыре сложилась традиция: по воскресеньям сестры поют акафист чудотворцам у открытой раки.
В сентябре 1991 г. указом патриарха и Синода Муромский Благовещенский монастырь был возобновлен. 1-м настоятелем стал иеромонах Сильвестр (Смердов), с 1994 г. обитель возглавлял иеромонах Кронид (Козлов). В 1997 г. Благовещенский монастырь стал центром празднования 900-летия крещения Мурома. По инициативе братии монастыря на месте убиения блгв. кн. Михаила был установлен памятный крест.
К январю 2012 г. в Благовещенском монастыря проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г. - 10 насельников.
Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время.
Яркая достопримечательность Благовещенского собора — портал западной стены, который восходит к более ранним формам. Он состоит из сложной композиции переплетающихся жгутов, бусин, балясин. Первоначально это был парадный вход в церковь. Позднее, при строительстве галереи и шатрового крыльца, портал оказался внутри здания.
Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в московской церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII века крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности.
К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом, выстроена в камне на месте деревянного варианта образца 1637 г. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками. Стоит упомянуть, что территория Благовещенского монастыря намного меньше муромского Спасо-Преображенского монастыря - это фактически прямоугольник размерами всего лишь 110 х 90 метров, огражденный каменной стеной (построена в 1811-1812 гг.), по углам которой располагаются 4 декоративные башенки.
C cайта: https://www.pravenc.ru/text/2564378/МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ/