Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI в.; в сотной выписке на Муромский посад 1574 в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня. Более подробные сведения об этой церкви находятся в описи Мурома, составленной в 7145 году (1637 г.) гражданином Бартеневым.
"Да в Вознесенской улице церковь Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна на клетцы с приделами Варлаама Хутынского чудотворца, другой придел Василия Блаженного московского чудотворца. А в церкви Божией милосердия образ местный Вознесения Господа Иисуса Христа на золотев киоте, венцы серебреные золочены, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии напразелени. А в приделе образ местный Варлаама Хутынского на золоте. Да в другом приделе образ местный Василия Блаженного на золоте. А пред местными образами две свечи поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы на золоте. Да в тябле деисус и девять образов все писаны на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени. Крест воздвизальный обложен серебром басменым позолоченым. Сосуды церковные оловянные.
Другая теплая церковь Вход во Иерусалим древяна ж, на клетцки. А в ней Божией милосердия образ местный Вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Сосуды церковные древяны. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да в церкви книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные басменые; Апостол; две Триоди; два Охтая; Служебник; Минея; Псалтырь все печатные; Минея да Трефолой, да Служебник письменные. Да на колокольнице два колокола. И все церковное строение мирское, приходных людей. А земли под теми церквами и что около церквей кладбища в длину 24 сажени без получети, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Нефедия, да кельи бобыльские: келья нищей старицы Аниски бродит по миру, келья Илюшки Михайлова с детьми Гришкою да с Данилкой. И всего на церковной земле две кельи бобыльские, кормятся работою своею, люди бродящие. А оброку они платят попу Нефедью на год с кельи по две гривны, итого 13 алтын, 2 денги. А земли под тем двором и под бобыльскими кельями в длину 15 сажен, поперек в узком месте от Большой улицы от Потешкиной земли Чурилова до вымла 14 сажен без трети, а в широком месте поперек 18 сажен".
Что касается прихода при Вознесенской церкви, то об этом имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1776 год, где сказано, что при Вознесенской церкви поп Феодор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.
В 1729 году "тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова" вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в тож наименование. Вслед за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1809 году Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 года наружный вид храма оставался без изменений. В 1892 году к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в которой устроен новый престол. Таким образом, в храме было три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского. В 1860-х годах иконостасы Вознесенского храма поновлялись потомственным муромским резчиком иконостасов и позолотчиком Тюфилиным Михаилом Александровичем.
Архитектура холодного храма сохранилась без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками, вообще так называемого ярославского типа церковных построек, который замечается в большей части Муромских церквей. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью.
Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части были весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. На иконах Божией Матери "Успение" и "Живоносный источник" были подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей. Утварь и ризница церковная также были весьма богаты.
В 1840 году на колокольне было установлено 10 колоколов. Один из них весом в 200 пудов (3276 кг) был отлит в 1830 году на средства, пожертвованные почётными муромскими гражданами — Петром и Андрианом Мяздриковыми.
В 1892 году к храму была сделана обширная пристройка, в которой был освящён алтарь в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм первым в Муроме освещался электричеством. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причта получается процентов с причтового капитала и дохода от служб и требоисправлений всего на 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. Причту принадлежит капитал 3979 рублей, а церкви 1550 рублей. В приходе по клировым ведомостям числилось до 1917 года 590 душ мужского пола и 600 женского; все православные и жили в городе Муроме.
Церковь Вознесения Господня была закрыта местными властями во второй половине 1920-х годов. В марте 1929 года снесли церковные главы с позолоченными крестами. 7 ноября 1929 года в помещении закрытой церкви открылась школа 2-й ступени имени 12-й годовщины революции, позднее, в помещениях бывшей церкви располагалась школа рабочей молодежи.
Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году, когда наместник Спасского монастыря игумен Кирилл (Епифанов) подготовил к освящению один из приделов церкви. Вновь освящена 31 декабря 1999 года. В 2000-2001 годах восстановлена колокольня, реконструированы элементы внутреннего убранства. В эти годы в храме были произведены значительные восстановительные и реставрационные работы.
За алтарем Вознесенского храма установлен крест священнику этой церкви Гавриилу Васильевичу Ястребову, похороненному здесь в 1897 г. Гавриил Ястребов имел огромный духовный авторитет среди прихожан, его сравнивали с Иоанном Кронштадтским. Он обладал даром прозорливости, который появился у него после глубоко пережитой трагедии - гибели сына-студента, замерзшего в метель по дороге из Мурома в Карачарово.
В 2013 году, в связи с образованием самостоятельной Муромской епархии, храму был придан статус кафедрального собора.
С сайта: http://www.murom.ru/node/1887