ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Муром. Церковь Космы и Дамиана.


Муром. Церковь Космы и Дамиана
Церковь. Действует.  
Престолы:Космы и Дамиана Римских
Год постройки:Между 1556 и 1565.
Архитектор:В.М. Анисимов (реставрация в 2009-2010 гг.)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Координаты: 55.576492, 42.065844





Сортировка:

Церковь Космы и Дамиана, Вид с севера, с набережной<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Вид с севера, с набережной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
14 мая 2021
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Altaets
20 апреля 2021
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Cocpucm
17 августа 2015
Церковь Космы и Дамиана, вид с юго-востока<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана, северный фасад<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Кротов
16 марта 2012
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
25 октября 2010
Церковь Космы и Дамиана, Муромская Косьмодемьянская церковь после заката<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Муромская Косьмодемьянская церковь после заката
Вячеслав Заикин
1 октября 2010
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Rowena
26 августа 2010
Церковь Космы и Дамиана, пояс из 16 закомар (фрагмент), вид с северо-востока<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
пояс из 16 закомар (фрагмент), вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 ноября 2012
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Кротов
1 октября 2008
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
16 августа 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
16 августа 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
19 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
19 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана, , Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Алексей Трифонов
13 апреля 2003
Церковь Космы и Дамиана, вид с севера<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
вид с севера
Алексей Комлев
3 мая 2002
Церковь Космы и Дамиана, Храм Космы и Дамиана, 1930-е г.г. Источник: архив МИХМ<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Храм Космы и Дамиана, 1930-е г.г. Источник: архив МИХМ
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Космы и Дамиана, Почтовая открытка издательства Циммерман и Хавист, Москва; фотограф Н.П. Тарасов<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Почтовая открытка издательства Циммерман и Хавист, Москва; фотограф Н.П. Тарасов
Алексей Кротов
01.01.1909 - 01.01.1910
Церковь Космы и Дамиана, Церковь Козьмы и Демьяна. XVI в. 1901 год. http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/4946736/<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Церковь Козьмы и Демьяна. XVI в. 1901 год. http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/4946736/
Сергей Ковров
1 октября 1901
Церковь Космы и Дамиана, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1901
Церковь Космы и Дамиана, открытка с сайта http://book33.ru/murom-monastyri/shatrovaya-cerkov-kozmy-i-demyana-v-murome.html<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
открытка с сайта http://book33.ru/murom-monastyri/shatrovaya-cerkov-kozmy-i-demyana-v-murome.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Церковь Космы и Дамиана, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/160-t-1-moskovskaya-promyshlennaya-oblast-i-verhnee-povolzhie-moskovskaya-kaluzhskaya-tverskaya-yaroslavskaya-vladimirskaya-kostromskaya-i-nizhegorodskaya-gub-1899#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/160-t-1-moskovskaya-promyshlennaya-oblast-i-verhnee-povolzhie-moskovskaya-kaluzhskaya-tverskaya-yaroslavskaya-vladimirskaya-kostromskaya-i-nizhegorodskaya-gub-1899#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1899
Церковь Космы и Дамиана, Церковь Космы и Дамиана до восстановления шатра, обрушившегося 6 (18) апреля 1868 г. Фото 1889 г.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Церковь Космы и Дамиана до восстановления шатра, обрушившегося 6 (18) апреля 1868 г. Фото 1889 г.
Елена Григорьева
1 июня 1889
Церковь Космы и Дамиана, Фото Добрынкина Н.Г., 1888 г.  Источник МИХМ.<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Фото Добрынкина Н.Г., 1888 г. Источник МИХМ.
Елена Григорьева
1 июня 1888
Церковь Космы и Дамиана, Храм Козьмы и Демьяна. Реконструкция. 1889 год. http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/4946736/<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Храм Козьмы и Демьяна. Реконструкция. 1889 год. http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/4946736/
Сергей Ковров
Церковь Космы и Дамиана, На ближнем плане - Козьмодемьянская церковь. На горе - Смоленская<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
На ближнем плане - Козьмодемьянская церковь. На горе - Смоленская
Елена Григорьева
Церковь Космы и Дамиана, Рис. из книги Н.Беспалов "Муром.Памятники архитектуры и искусства"М1990<br>, Муром, Муромский район и г. Муром, Владимирская область
Рис. из книги Н.Беспалов "Муром.Памятники архитектуры и искусства"М1990
Андрей Агафонов
1863



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Трифонов
 
Алексей Трифонов  23 августа 2003

Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года. Крыша была сделана в форме кирпичного шатра, который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг). Строительство её было начато после взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564 г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не "Одоление Казани" в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов назвали Козьмодемьянской. Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. С. 36).

Сохранившаяся часть церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного в плане четверика и полукруглой апсиды (алтаря). Поставлена она на глубоком фундаменте, сложенном из крупной булыги на известковом растворе. Цоколь и стены храма сложены из большемерного кирпича также на известковом растворе. Здание невысокое одноэтажное, но под алтарём есть подклет (цокольная часть здания), который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших. Это помещение с одним маленьким узким окном на восток и входом с юга. Размеры четверика церкви невелики, и внутри здания могло поместиться ограниченное число молящихся. Карниз четверика украшен лентой поребрика. У основания двумя узкими лентами полукруглых выступов выделена цокольная часть здания. Эти ленты перерываются только у ниш порталов, опоясывают весь периметр постройки, связывают воедино разные по уровню фундаментов объёмы четверика и апсиды храма. Карниз апсиды шире карниза четверика и имеет в своём составе, кроме ленты поребрика, ещё пояс балясин, изготовленных из обожжённой глины. Четверик отделён от аспиды глухой стеной, алтарь был виден собравшимся в храме через небольшую арку в центре стены, на том месте, где устанавливаются обычно царские врата иконостаса, служители приходили в алтарь через небольшую дверь у северной стены храма.

Небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство внутри храма имело минимальное освещение (по три щелевидных окна в основном объёме и в алтаре). Верх высокого шатра, очевидно, терялся во мраке. Гладкие без росписей стены не останавливали на себе внимание молящихся. Их внимание было обращено к алтарю, сосредоточено на литургическом действии и на молитвенном созерцании икон, озарённых свесами. В такой обстановке человек терял ощущение связи с внешним миром, испытывал особое мистическое чувство.

Архитектурное значение церкви Козьмы и Демьяна заключалось не в скромных формах её интерьера, а декоративном внешнем убранстве. Фасады четверика гладкие и разделены на три части неширокими лопатками (пилястрами), центральная часть имеет несколько больший размер. На северной, южной и западной сторонах церкви - порталы (входы в храм) прямоугольного профиля с килевидным архивольтом (входом). Внутри четверик церкви освещался тремя щелевидными окнами, расположенными под порталами. Одно из этих окон в южной стене было позже (в XVIII веке) растёсано. В апсиде три узких окна, которые расположены на разной высоте от пола: восточное окно - выше, под ним ниша-седалище; северо-восточное, расположенное в центре, под ним ниша для "жертвенника"; и юго-восточное.

Апсида покрыта полукруглым сводом. На внутренних стенах здания - голосники (резонаторы). На южной, западной и северной сторонах расположены ниши-пещеры. На северной стороне ближе к востоку - большая ниша с полукруглым верхом для книг, рукомойника и других предметов, и одна ниша - седалище. Церковь небольшая и эти ниши экономили в ней пространство. В южной части алтаря небольшая крытая коробовым сводом кирпичная палатка. Она предназначалась для хранения риз и церковной утвари, поэтому называлась ризничной палаткой.

Самой эффектной частью архитектурной композиции церкви был шатёр. Основанием его служил глухой восьмерик, от которого дошла до наших дней лишь одна нижняя половина, украшенная переплетением шестнадцати декоративных килевидных кокошников. Верхняя часть восьмерика была немного меньше по своему диаметру нижней сохранившейся части и украшалась рядом ширинок, а вверху - карнизом с лентой поребрика. Шатёр церкви имел в плане форму 16-конечной звезды. Храм венчал 32-гранный шатёр. У его основания, на границе соединения с восьмериком, зодчие поместили двойной ряд трёхгранных кокошников. На вершине шатра, на глухом барабане, постамент которого также был украшен лентой трёхгранных кокошников, а плоскости обработаны фальшивыми арочками, высилась луковицеобразная главка с крестом. "Из ряда вон выходящая "узорчатость" храма Козьмы и Демьяна (16 в.) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма" (Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. II. М., 1908. С. 142-143). Шатровый свод обрушился от ветхости 6 (18) апреля 1868 года. В день обвала, к счастью, службы в церкви не было. До обвала шатра высота здания церкви составляла 24 метра, сейчас её высота равна 10 метрам.

В юго-западном углу, на кровле четверика помещалась небольшая звонница в виде двух сопряжённых углом арок с пофронтонным покрытием. Внутри храма ясно виден переход от четверика к восьмерику. Он осуществлён в каждом углу здания через маленькую коническую тромцу, под которой расположены ступенчато-повышающиеся и расширяющиеся арочки.

В истории русской архитектуры храм Козьмы и Демьяна занимает место в ряду с такими прославленными шатровыми сооружениями, как церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы. С храмом Василия Блаженного, особенно с обликом его центрального столпа, у церкви Козьмы и Демьяна много общего, и это дало повод историкам архитектуры высказать предположение о том, что Муромская церковь, возможно, выстроена если не самими Бармой и Посником, то мастерами, работавшими до приезда в Муром в их артели в годы сооружения прославленного памятника победы над Казанью. Историки отмечают, что "необычная церковь Козьмы и Демьяна была лучшим созданием московских зодчих в Муроме". Несмотря на относительно небольшие размеры и расположение на нижней террасе окского берега, Козьмодемьянская церковь оказала существенное влияние на силуэт города со стороны реки. Церковь ныне не действует.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2012

КОСЬМО-ДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

На высоком, подмываемом Окой берегу прекрасно расположено интереснейшее здание Мурома — Косьмо-Демьянская церковь. При разборке престола церкви в 1901 году были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 году и вторично в 1565 году. Народное предание относит построение церкви ко времени более позднему, чем 1541 год. Она якобы была построена на месте, где стоял шатер Ивана Грозного, из которого он наблюдал за переправой войск, идущих на Казань. В память об этом царь прислал мастеровых и 500 рублей на постройку церкви.

Так как по своим конструктивным приемам Косьмо-Демьянская церковь чрезвычайно близка к центральному столпу московского Покровского собора (храм Василия Блаженного), построенному Бармой и Посником Яковлевым, то это дало основание историкам архитектуры предполагать, что церковь выстроена мастерами из псковской артели Посника. Чтобы доказать справедливость этого предположения, нужно признать исторической истиной неизвестно когда возникшую легенду о построении церкви Иваном Грозным и связать время ее постройки не с первым освящением в 1541 году, а со вторым в 1565 году. Между тем в описях начала XVII века Косьмо-Демьянская церковь названа «строением мирским», а не государевым. Она почти не имеет черт, обнаруживающих псковскую школу ее строителя. Нет оснований не верить дате освящения церкви в 1541 году, и нужно думать, что она была построена около этого времени. Это определяет место Косьмо-Демьянской церкви в истории русской архитектуры. Она оказывается предшественницей Василия Блаженного и в ряду столпообразных храмов следует за церковью села Коломенского и во многом сходна с ней.

Раннее появление в Муроме шатрового типа церкви вызывает удивление. Трудно поверить, что в городе, не имевшем почти никаких традиций каменного зодчества, был самостоятельно и независимо воплощен в камне какой-то образец шатрового столпа, взятый из деревянной архитектуры. Конструктивно это настолько сложно, что требовало, кроме художественного вкуса, еще целого комплекса практических знаний; остается предположить, что муромский зодчий пришел из Москвы или, по крайней мере, учился у московских мастеров. Он не копировал, а творил, основываясь на широком знакомстве с достижениями архитектуры того времени, и недаром в сложности форм муромского здания искали и романо-готическое влияние и влияние мусульманского востока. Во всяком случае изучение Косьмо-Демьянской церкви еще раз убеждает нас в той давно уже высказанной мысли, что зодчие, создавшие образцы русской национальной архитектуры XVI века, питались не только истоками русской деревянной архитектуры, но и тем лучшим, что было в мировой архитектуре их времени.

К сожалению, Косьмо-Демьянская церковь не дошла до нас в первоначальном виде. В 1868 году обвалился шатровый верх церкви. Этот замечательный памятник долго оставался заброшенным, и только в 1901 году была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами. Мы можем судить о церкви отчасти по сохранившимся ее изображениям до 1868 года.

В плане церковь представляет почти квадратный четырехугольник с одной полукруглой апсидой. Здание одноэтажное, построено на фундаменте из крупной булыги и известковой плиты. Стены сложены из тяжеловесного большемерного кирпича на известковом растворе. Цоколь белокаменный. Под абсидой помещается склеп, крытый сводом с распалубкой. Фасады здания гладкие и пилястрами делятся на три части. Карниз церкви образуется четырьмя полочками с лентой поребрика. Карниз абсиды значительно шире и имеет в своем составе пояс из балясин, сделанных из обожженной глины. Над карнизом здания сохранилось основание восьмерика с переплетением 16 килевидных кокошников. По дошедшим рисункам видно, что над этими кокошниками шел восьмерик, обработанный ширинками и имевший карниз. Над карнизом шли два ряда трехгранных кокошников со сломанными полями, причем нижние меньшей величины. Над ними подымался вверх ребристый шатер, в плане представляющий шестнадцатиконечную звезду. На конической вершине его поставлен глухой барабан, имеющий постамент, унизанный треугольными кокошниками. Шея барабана покрыта фальшивыми оконными впадинами. Над барабаном на тонкой шейке высилась луковицеобразная глава. Окон в церкви два: одно старое, полуциркульное, другое новое в южной стене. В алтаре три старых узких окна, причем среднее на стене расположено выше, чем крайние. Порталы сохранились полностью, все три прямоугольного профиля с килевидным архивольтом. К порталам вели ступени. Внутри здания стены гладкие. В углах находятся гранные дубовые связи. Алтарь отделен капитальной стеной и сообщается с церковью двумя арками. На юго-западном углу четверика прежде находилась маленькая звонница.

Небольшие размеры церкви, ее простой план, положение «за городом, на посаде у Оки на берегу» — все это как будто бы подтверждает сообщение писцовых книг, что церковь была «строением мирским». Ее заказчиками были посадские люди. Возможно, что церковь была поставлена в кузнечной слободе (Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов). Небольшой монастырь возле церкви возник значительно позже. Исключительному таланту зодчего мы обязаны оригинальным плетением кокошников, невиданным и смелым шатром Косьмо-Демьянской церкви.

Из книги А. Монгайт «Муром», серия «Сокровища русского зодчества» под общей редакцией академика В.А. Веснина, издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1947 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2016

Космо-Дамианская церковь находится на одной из террас берега реки Оки. В настоящее время стоят стены каменной Космо-Дамианской церкви, шатровый верх же ее и крыша провалились в 1868 г. Эта церковь, по преданию, была построена царем Иваном Васильевичем в память победы, одержанной над Казанью, на том месте, откуда царь наблюдал за движением своей рати по реке Оке.

Бартенев в своей описи дает сведения о Космо-Дамианской церкви: «за городом на посаде у Оки на берегу в Подокстовье монастыре девичьем, а в монастыре церковь каменная вел. чудот. Космы и Дамиана, а другая церковь теплая вмц. Екатерины да в приделе Петра, Алексея и Ионы Московских чудотв… На колокольне 4 колокола, а в церквах всякое строение мирское. На монастыре 3 кельи, в них живут старицы – кормятся по миру и 3 кельи бобыльские…». Из этой описи видно, что при Космо-Дамианской церкви был небольшой женский монастырь; неизвестно ни время его основания, ни время упразднения. Между тем, Космо-Дамианская церковь продолжала существовать, постепенно приходя в разрушение. Наконец, в 1868 г. шатровый каменный верх ее обрушился и засыпал всю внутренность церкви. Спустя некоторое время церковные вещи были откопаны и перенесены в Смоленскую церковь.

Церковь Космо-Дамианская была памятником церковного зодчества XVI ст. в виде башни с шатровым верхом; в стенах дубовые связи, в церковь вели две дубовые двери; окна узкие закрываются деревянными ставнями. На западной стене небольшое углубление, в котором помещались колокола. Алтарь отделен от храма сплошною стеной, жертвенник устроен в окне.

При Космо-дамианской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. муч. Екатерины. В 1804 г. деревянный храм сгорел и вместо него на горе близ древней церкви устроен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с теплым приделом в честь св. вмц. Екатерины.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.


Сергей Ковров   20 декабря 2017

Церковь Космы и Дамиана (Космодамианская или, в просторечии, Козьмодемьянская) на берегу Оки − одна из старейших сохранившихся церквей Мурома. По преданию, она была построена в 1565 году по обету Ивана Грозного, который на пути к Казани останавливался в Муроме и поклялся, что в случае успешного похода на татар построит здесь несколько каменных храмов над мощами своих родственников – муромских святых князей Константина, Михаила, Федора, а также Петра и Февронии. Летописная «Повесть о водворении христианства в Муроме» свидетельствует, что в 1555 году Грозный прислал сюда из Москвы мастеров-каменщиков, и рядом с простыми деревянными постройками выросли великолепные каменные храмы с белыми стенами.

Космодамианская церковь, как гласит легенда, поставлена на том месте, где стоял царский походный шатер. Известно, как Иван IV Грозный относился к шатровому зодчеству: в его царствование шатровых храмов на Руси было построено множество, и в том числе самый знаменитый русский храм – Василия Блаженного (Покрова на Рву) на Красной площади в Москве. Шатровые храмы строились как памятники, поэтому площадь их была невелика, зато высота шатра – напротив, огромна (не стоит забывать, например, что вышеупомянутый храм Василия Блаженного и по сей день самый высокий в Москве).

Высота шатра муромского храма была 12 метров. Сам храм в плане был построен квадратным, на четверик был поставлен восьмерик, украшенный рядами кокошников. Восьмерик служил опорой для высокого стройного шатра − главного и самого эффектного украшения храма; он был сделан в виде шестнадцатиконечной звезды в плане, а основание его окружали треугольные кокошники, поребрики и ширинки. Сами фасады здания достаточно просты: фасады разделяют гладкие лопатки, по верху четверика проведен простой карниз, а три двери обрамляют килевидные перспективные порталы, характерные для того времени. Внутри храм был достаточно темным − в его стенах проделаны всего два небольших окошка, и ещё три – в большой полукруглой апсиде, для освещения алтаря. Декор и вся архитектура храма позволяют исследователям предполагать, что строителями, или по крайней мере проектировщиками этого храма были знаменитые московские мастера Барма и Постник (или мастер Постник Барма).

Храм был освящен в 1565 году; тем же годом датируется храмовая икона Космы и Дамиана, ныне хранящаяся в Муромском краеведческом музее.
В 1868 году Космодамианский храм понес тяжелую утрату – от смещения грунта на берегу Оки рухнул шатер. По счастью, в этот момент в храме никого не было. Утварь была перенесена в соседнюю Смоленскую церковь, стоящую выше на берегу. Долгое время уникальный памятник стоял в разрушенном виде, и только в 1901 году на восьмерик поставили крышу, чтобы предохранить здание от разрушения. И по сей день на берегу Оки стоит некогда заметный, а сейчас кажущийся совсем маленьким древний храм, даже в полуразрушенном состоянии производящий сильное впечатление. Что же говорить о том, как он выглядел, увенчанный острым высоким шатром.

В период расцвета советской реставрации звучали предложения восстановления уникального памятника, но проектам так и не суждено было осуществиться. В наши дни такие предложения возобновились, и в 2009 году началось восстановление шатра по проекту владимирского архитектора В.М. Анисимова на средства Троицкого монастыря в Муроме.

Сейчас шатёр полностью закончен. Проект, по которому проводились реставрационные работы, да и сам результат вызвали множество нареканий со стороны специалистов – шатер получился ниже и приземистее оригинала, выполнен он не из кирпича, а представляет собой деревянный каркас, обшитый железом, его форма и выполнение деталей также вызывают много вопросов и претензий. Положительный момент даже такой реставрации – это появление в силуэте города на берегу Оки новой высокой точки, и, конечно, оживление храма, долгие годы стоявшего законсервированным и закрытым.

http://muromru.ru/Arhitect/kosmodiansk.htm


Сергей Ковров   14 января 2018

Козьмодемьянская церковь, г. Муром (исторический облик, 1970 г.)

Одно из уникальных творений русского национального зодчества — старая Козьмодемьянская церковь (1556—1565). Как известно, первой шатровой каменной церковью является соору­женная в 1532 году церковь Вознесения в селе Коломенском, которая от­крыла новый этап в истории русской архитектуры. Зодчие сумели приме­нить псковскую конструкцию ступенчатых арок для перехода каменной кладки от четверика к восьмерику. В то же время церковь Вознесения в селе Коломенском аккумулировала в себе лучшие черты и приемы рус­ского деревянного зодчества.

Как отмечается в «Истории русского искусства», по замыслу, декоративному убранству и оригинальности среди шатровых церквей XVI века одно из первых мест наряду с церквами Вознесения в Коломенском и Василия Блаженного в Москве занимает Козьмодемьянская в Муроме. Ее создатели воздвигли высокохудожественный памятник-монумент, как бы олицетворяющий победу русского народа над татарами на восточной границе русского государства. По сравнению с другими шатровыми церквами этого времени (церкви в Городне, в Беседах и другие) Козьмодемьянская церковь отличается лаконизмом и строгостью архитектурных форм и неповторимостью деталей, не встречающихся ни до, ни после ее построения: ребристый шатер, переплетающиеся килевидные арки восьмерика и другое. Как отмечает И. Грабарь в «Истории архитектуры» (т. 2, стр. 143), «из ряда вон выходящая «у зорочность» разрушившегося храма Козьмы и Демьяна (XVI век) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма».

По преданию, Козьмодемьянская церковь выстроена на месте, где с 10 по 20 июля 1552 г. был разбит шатер Ивана Грозного перед вторым походом на Казань и откуда Грозный наблюдал за переправой русских войск через Оку. После победы над Казанью в благодарность за героическое участие муромской дружины царь повелел заложить церковь, на устройство которой было выделено 500 руб. и присланы мастера.
В то же время писцовая опись, составленная Б.Д. Бартеневым в 1637 г., указывает на то, что Козьмодемьянская церковь была «мирской», «посадской», выстроенной на средства посадских людей: «Да за городом же на посаде у Оки реки на берегу в Подокстовье монастырь девичий Козьмодемьянский, а на монастыре церковь каменная великих чудотворцев Козьмы и Демьяна…» И далее: «…а в церкви и в церквах образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все строение мирское», поэтому, вероятнее всего, следует считать ее сооружением «мирским».

В 1555 году в Муроме была строительная артель, вызванная из Пскова «новый город Казань делати» во главе с Посником Яковлевым. Их путь лежал через Муром. Участие Посника Яковлева в строительстве Козьмодемьянской церкви подтверждает то, что характерной особенностью ее, а также церкви Василия Блаженного в Москве и Благовещенского собора в Казани, создателем которых был Посник, является система «расчлененной тромпы» перехода от четверика к восьмерику. Вместо парусов, обычных для купольных зданий здесь применены тромпы, расчлененные на два сводика с вертикальной стенкой между ними. Подобно Рождественской церкви в Беседах, в основании Козьмодемьянской церкви — квадрат, наружная сторона которого равна 7 малым саженям (внутренняя сторона - 5, длина с апсидой равна диагонали квадрата четверика, или 10 малым саженям).

Как и большинство сооружений XVI века, фасады Козьмодемьянской церкви отличаются четкостью пропорций и лаконичностью форм. Высота четверика равна 5 малым саженям, что соответствует внутренней стороне четверика. Фасады четверика разбиты пилястрами на три части, центральная часть имеет несколько больший размер. Пилястры плоские, без энтазиса, в основании имеют базу классического профиля, который продолжается в простенках между крайними пилястрами. Пилястры опираются на цоколь, расчлененный постаментами. Четверик завершается карнизом, который состоит из двух полочек и выпущенного на угол ряда кирпича; карниз над пилястрами раскрепован. С трех сторон четверика в центральных простенках устроены проемы, обрамленные арками, состоящими из трех рядов кирпича и завершенными килевидными архивольтами.

Внутри церковь освещалась тремя щелевыми окнами, одно из которых, расположенное с южной стороны, растесано.
Наружная сторона восьмерика декорирована 16 переплетенными кокошниками килевидной формы. Основание кокошника соответствует расстоянию по осям между средними пилястрами. В связи с тем, что у кокошников наклон внутрь, а поля кокошников имеют переломы, образуя углы 16-гранника, форма конструкции совершенна. Внутренний переход от четверика к восьмерику осуществлен через тромпы, характерные для работы псковских мастеров и подобные тромпам центрального столпа церквей Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском.

Примеров аналогичной обработки переплетающимися кокошниками в русской архитектуре мы не находим, хотя к этому близки приемы обработки шатров в церквах Богородицкой в Медведкове, Рождественской в Беседах, Преображенской в Острове. Рисунок архивольта кокошника между пилястрами очень близок к рисунку архивольта в церкви Вознесения в Коломенском.

К сожалению, этот уникальный памятник дошел до нашего времени в полуразрушенном состоянии. 6 (18) апреля 1868 года шатер Козьмодемьянской церкви рухнул. Как сообщает «Календарь для всех» за 1869 год, «в 1868 году из гор. Мурома передают известие об обрушившемся там храме. Храм этот во имя бессребренников Козьмы и Демьяна обрушился 6-го апреля в 8 часов утра… но в этот день, когда она обрушилась, службы, к счастью, не было. Весь иконостас с древними иконами и деревянными под ним подсвечниками обрушившимся кирпичом завален совершенно. Также разбиты вдребезги три церковные входа, глава и крест не найдены, но алтарь каким-то непонятным случаем остался невредим. Во время катастрофы был страшный шум и треск; пыль и обломки кирпича долетали даже до реки Оки. Впрочем, при всем этом никого не убило и не зашибло».

Таким образом, простояв более трех столетий, Козьмодемьянская церковь в настоящее время, вот уже сто лет, находится в полуразрушенном состоянии. На основании сохранившихся четверика и части восьмерика и имеющихся рисунков Зворыкина (1863), Груздева (1880), а также описания ученика 3-го класса Муромского уездного училища Валентина Смирнова, составленного 17 марта 1863 года, сделаны попытки составления проектов реставрации памятника. Наиболее близким к рисунку Зворыкина является проект реставрации Н.Ф. Борщевского в 1908 г., который, однако, повторил некоторые графические ошибки рисунка. Заслуживают внимания проектное предложение по реставрации, выполненное в 1963 году архитектором Камаевым во Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, а также исследовательские работы П.Н. Воронина (1926—1929) и другие.

Сохранившаяся часть церкви отличается конструктивной простотой, чувствуется большой опыт ее создателя. Поэтому не случайно большинство специалистов считают, что сооружали церковь Барма и Посник, о которых летопись сообщает, что в 1555 году «дарова ему (царю) бог дву мастеров русских, по реклу Посника и Барму, а быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу».

Нельзя не отметить изящность и скульптурность сохранившейся части церкви. Судя по имеющемуся иконографическому материалу — рисункам Груздева и Зворыкина — шатер с восьмериком и главки также отличались изяществом. Вся верхняя часть Козьмодемьянской церкви представляла из себя тонкую филигранную резьбу по камню, начиная от шлемовидных переплетающихся ребер кокошников и кончая 16-граным шатром, грани которого подобно лучам солнца ниспадали от небольшом главки на аллегорическое изображение в основании шатра воинов со стягами (ширинки второго яруса восьмерика). В декоративной обработке стен характерные приемы XVI века: пилястры, опирающиеся на базы и несущие карниз, восьмерик, украшенный стрельчатыми арками, 16-гранный пояс с прямоугольными нишами и стремительно возвышающийся шатер с 16 гранями, в основании которых два ряда стрельчатых парусов, подобных парусам Воскресенской церкви XVI века с. Городни. Можно надеяться, что в ближайшие годы будет проведена реставрация Козьмодемьянской церкви, которая займет надлежащее место в истории русского национального зодчества.

Короткий промежуток времени, продолжавшийся немногим более десятилетия (1552—1565), для Мурома был подлинно золотым. Однако в результате морской язвы в 1570 году и голода в 70-е годы XVI город вновь и надолго захирел. Жители, гонимые голодом, пожарами, своевольством городских правителей, которое особенно усилилось после учреждения Иваном Грозным опричины, разошлись по окрестным деревням и селам. Как подтверждает опись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего лишь 149 жителей, проживающих в 111 домах. Некоторые неточности в размерах по главной оси и в толщине стен можно об­яснить наклонным рельефом и различными размерами кирпича.

Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970.
http://book33.ru/murom-monastyri/kozmodemyanskaya-cerkov-g-murom-istoricheskij-oblik-1970g.html


Сергей Ковров   8 ноября 2018

Возведена более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна. Пожалуй, ни один храм древнего Мурома не овеян таким количеством легенд и сказаний, как этот. Народная память связывала строительство храма с именем Ивана Грозного. Из поколения в поколение передавалась красивая легенда, согласно которой, церковь построили на том самом месте, где некогда стоял царский шатер, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку, во время похода на Казань.

Царь Иван Грозный действительно был в Муроме во время Казанского похода 1552 г. В "Летописце начала царства" (1533 - 1552 г.г.) сказано: "А сам государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и приде в Муром того же месяца 13, в среду". Проведя в городе неделю "в среду, на пророка Ильин день" - 20 июля 1552 г. - Иван IV направился на восток. Однако это вовсе не означает, что ему пришлось все это время жить в шатре на берегу реки. Достоверно известно, что в середине XVI столетия Муроме имелся особый двор, принадлежавший царской фамилии. Находился он "у Николы Мокрого по конец Пушкарской улицы". Из Писцовой книги 1636 г. узнаем, что Козьмодемьянская церковь "строение мирское", то есть прихожан, жителей Мурома, обитавших в окрестностях храма. Итак, в сопоставлении с историческими документами красивая легенда превратилась в фольклорный вымысел.

Кто и когда выстроил красавец храм? Не одно поколение краеведов тщетно пыталось ответить на этот сложный вопрос. Вплоть до начала ХХ столетия достоверные сведения о постройке храма были крайне скудны. И только в 1901 г. краевед, знаток муромской старины Н.Г. Добрынкин сделал сенсационное открытие. Среди развалин храма он обнаружил четыре древних антиминса Козьмодемьянской церкви. Поскольку на антиминсах нередко ставилась дата освящения храма, то их можно смело использовать в качестве достоверного исторического источника.

Таким образом, оказалось, что первоначально на месте современной Козьмодемьянской церкви в 1534 г. был поставлен деревянный храм в честь Ильи пророка. Через шесть лет он сгорел (в пользу этого свидетельствует наблюдение Н. Г. Добрынкина, согласно которому антиминс был выгоревшим). В 1541 г. срубили новую церковь - в честь Козмы и Демьяна. Этот храм застал Иван IV, будучи в Муроме в июле 1552 г. Вскоре и это строение пришло в ветхость. 5 декабря 1564 г. состоялось освящение каменного храма, дошедшего в полуразрушенном виде до наших дней. В 1618 г. при царе Михаиле Федоровиче совершилось очередное, четвертое по счету освящение храма, связанное, по всей видимости, с осквернением церкви при нашествии польского отряда А. Лисовского.

Теперь мы знаем, когда воздвигли каменную Козьмодемьянская церковь. Однако до сих пор остается не разрешенным вопрос - кто же был ее заказчиком, на чьи средства строился храм? Согласно Писцовой книги 1636 г. церковь сооружалась на деньги прихожан. Поскольку из описи города 1566 г. известно, кто жил в районе Козьмодемьянской церкви (то есть, являлся прихожанином храма), мы имеем возможность поименно назвать вероятных жертвователей. Ими могли стать купцы гостиной сотни Яков Иванов Константинов, Четвертак Михайлов сын Сычев, Володя Климов сын торопченин (выходец из Торопца), а также рядовые горожане Гридя Романов, Афонька Фролов сын Бедрин, Ивашка Любимов, Ивашка Игнатьев сын Сизов, Панька Трофимов сын Кузнецов и многие другие.

Отметим еще один важный факт. Именно в Подокстовье, в районе Козьмодемьянской церкви стояли три двора самых богатых муромских купцов, входивших в привилегированную торговую корпорацию - Гостиную сотню (всего в то время в Муроме насчитывалось только восемь таких дворов). О состоятельности этих людей свидетельствует то, что они платили в казну налог каждый по два золотых - сумму чрезвычайно высокую по тем временам. Не удивительно, что именно в этом конце Мурома, в своем родном приходе в 1560-е гг. Яков Константинов, Четвертак Сычев, Володя Климов решили возвести один из первых в городе приходских каменных храмов.

Обратим внимание на еще одно немаловажное свидетельство. Строительство новой Козьмодемьянской церкви совпало по времени с экономическим расцветом Мурома. Именно в те годы - 50-60-е десятилетия XVI в. - город переживал наивысший подъем. По нашим подсчетам в 1566 г. в Муроме на посаде стояло 787 дворов. В них проживало не менее двух тысяч человек. На Торговой площади насчитывалось 308 лавок. В то время как на протяжении следующего XVII столетия в Муроме имелось в разные годы от 300 до 370 жилых дворов с населением, влачивших полунищенское существование. Таким образом, возведение в начале 1560-х гг. каменной Козьмодемьянской церкви является показателем достатка и экономической мощи отдельных муромских родов. Новый храм стал не только символом победы над Казанским ханством, но и средством самовыражения горожан, преуспевших на торговом поприще.

Итак, благодаря переосмысливанию исторических фактов, можно утверждать, что Козьмодемьянская церковь в Муроме была воздвигнута и освящена в 1564 г. на средства богатых муромских купцов Якова Иванова Константинова, Четвертака Михайлова Сычева и Владимира Климова. Жертвователями также стали рядовые ремесленники и мелкие торговцы - прихожане храма.

Исторические очерки о Муроме



Комментарии и обсуждение


Из новостной ленты портала Муром.ру 10/04/2007 о планах восстановления церкви в начале лета 2007г.: http://www.murom.ru/article.php?sid=1620  Там же перепечатка обзорно-исторической статьи Чернышева В.Я. из газеты "Муромский край" за 1998г. о церкви Косьмы и Дамиана: http://www.murom.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=35

23 апреля 2007, Олег Щёлоков.

Церковь в плачевном состоянии, реставрация даже не начиналась, несмотря на заверения администрации города начать ее в 2007 году.
10 августа 2008.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.