Не известны источники, содержащие точные данные об основании муромского девичьего Воскресенского монастыря. «Выпись из писцовых книг города Мурома» 1566 г. и «Сотная грамота Муромскому посаду» 1573/1574 гг. указывают церкви Воскресения и Николы на Воскресенской горе. Под 1620 г. упомянута первая известная настоятельница монастыря - игуменья Маремиана. Первое описание монастыря относится к 1624 году. Его повторяют составители Писцовой книги в 1636/1637 гг. В документе упоминается о приобретении Семеном Черкасовым земли для монастыря в 1617 г. Текст указывает на получении «игуменьей Маремьяной» грамоты на монастырские земли при царе Михаиле Федоровиче. В Писцовой книге рассказано об убийстве «литовскими людьми» в 1616 году попа.
Возникновение Воскресенского девичьего монастыря связано с родоначальником муромской купеческой семьи Черкасовых - купцом гостиной сотни Семеном Черкасовым. По его инициативе, вероятно, приход, где было два храма, был преобразован в монастырь. Это могло произойти еще в конце XVI века, но, скорее, в десятые годы XVII века, когда он приобретал землю для монастыря. Его сыновья во главе с Семеном Семеновым Черкасовым, а затем и потомки, были ктиторами этой обители на протяжении почти двух столетий. Их благотворительная деятельность подтверждена документами и летописями вкладов на церковных предметах. Храмы Воскресения и Николы, упомянутые в описях последней трети XVI в., были перестроены, а их престолы переосвящены. Это следует из текста Писцовой книги 1636/37 гг.: «Да за ручьем на горе Воскресенской девичий монастырь. На монастыре церковь Воскресения Христова Бога нашего древяна о трех верхах на подклете верхи шатровые… да в приделе Собор Архистратига Гавриила да другой придел Великого Чюдотворца Николы да теплая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древяна клетцки с папертью…и все церковное строенье Муромца Гостиные сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею».
В середине XVII века на средства тех же ктиторов вместо деревянных строений в монастыре были возведены каменные, сохранившиеся до настоящего времени. По указу 1764 г. Екатерины II Воскресенский монастырь был упразднен. В связи с этим в 1768 г. было произведено его подробное описание. В нем даны сведения о монастырских храмах: «В граде Муроме Воскресенской девич… Во оном церковь настоящая Воскресения Христова каменная о пяти главах. На них кресты железные позлащеные. По левую оной церкви сторону каменная паперть… В том же монастыре вторая церковь каменная во имя Введения Богоматери об одной главе…» Обитель была преобразована в Воскресенский приход города Мурома, закрытый в 1930 г. В 1998 здесь была возобновлена монашеская жизнь.
Для исследования «древностей» монастыря был привлечен ряд источников: «Писцовая книга города Мурома 1636/37гг.», «Опись Воскресенского монастыря 1768 г.», «Опись древних церквей города Мурома и древних предметов, в них находящихся» конца XIX века, «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г., рукописи 1890-1900-х гг. из архива краеведа Н.Г. Добрынкина, инвентарные книги из архива Муромского музея. Сведения о них в дореволюционных и советских публикациях немногочисленны, порой ошибочны. Некоторые предметы этого монастыря упомянуты в статьях 1990-х гг. автора настоящей работы.
Убранство деревянных храмов Воскресенского монастыря первой трети XVII в. представлено в Писцовых книгах: «…а в церкви Божия Милосердия (Воскресенской - О.С.) образ местной Воскресения Христа и Бога нашего обложен серебром позолочен венец сканной с финифтом две гривны басменные позолоченные да образ Пречистыя Богородицы Одигитрии обложен серебром позолочен другой образ местной Воскресения Бога нашего обложен серебром позолочен венец чеканной другой венец жемчужной гривна басменная да у Спасова образа венец чеканной гривна басменная да образ Рождества Пречистыя Богородицы на празелени венцы басменные да перед святыми местными образы 5 свечей поставных с красками двери Царские и сень и столбцы и Деисус и Праздники и Апостолы и Пророки все на золоте перед Деисусом паникадило медное да в олтаре образ Пречистыя Запрестольной на золоте крест воздвизальной обложен серебром сосуды Церковные оловяные да в приделе у архангела (Собора архистратига Гавриила - О.С.) образ местной Великих Архистратига Михаила и Гавриила обложен серебром позолочен венцы сканные гривны басменные да образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на золоте двери Царские и сень и столбцы на празелени да в олтаре образ Пречистыя Богородицы Запрестольной на празелени и сосуды Церковные оловяные да в другом пределе (Николы - О.С.) образ местной Великого Чудотворца Николы обложен серебром позолочен венец да три гривны басменые да образ местной Софии Премудрости Божией на празелени двери Царские и сень и столбцы на празелени да в олтаре образ Пречистыя Запрестольной на празелени сосуды Церковные оловяные да в теплом храме (Введения - О.С.) Божия милосердия образ местной Пречистыя Богородицы Введение обложен серебром позолочен венцы сканные с финифтом да образ местной Всех святых на золоте двери Царские и сень и столбцы и в тябле Деисус на празелени да в олтаре образ Пречистыя Богородицы Запрестольной на празелени сосуды Церковные оловяные да в Церкве книг Евангелие напрестольное печатное Евангелисты серебряные…»
Основываясь на этом описании, можно представить лишь в общих чертах «образ» убранства холодного собора и теплого храма монастыря. В деревянном с тремя шатрами Воскресенском соборе был тябловый, очевидно, в четыре яруса, иконостас, по-видимому, единый для основного и придельных престолов. В нем было трое Царских врат: центральные и двух приделов. Всего в местном ряду находилось восемь икон. В центре, справа от врат, размещались сразу два «местных образа Воскресения». Один из них был храмовым, другой «замещал» традиционный образ Спасителя. Это, на наш взгляд, довольно любопытный прием, с помощью которого выделяется праздник Воскресения как основного, во имя которого освящен главный престол. Слева располагалась икона «Богоматерь Одигитрия» типа «Смоленской». Надо отметить, что это наиболее распространенный образ в местных рядах иконостасов этого времени в Муроме. Рядом находилась икона «Рождество Богоматери». Это также представляется нам не случайным. Здесь двукратно подчеркивается почитание Божией Матери и, возможно, еще это связано с тем, что главным почитаемым образом в городе был именно образ «Рождества Богородицы» в кафедральном соборе города.
Слева от центра, в местном ряду, располагались иконы придела: «Архангелы Михаил и Гавриил», «Богоматерь Одигитрия». Заметим, что в местном ряду из восьми икон было два образа Богоматери одного типа. Справа от центра, в местном ряду, находились иконы второго придела: «Николай Чудотворец» и «София Премудрость Божия». Последняя была единственным местным образом в городе в то время. «Софийные» иконы вообще чрезвычайно редки в Муроме. Здесь никогда не было ни храмов, ни приделов, освященных во имя Софии. До нашего времени не дошло ни одного муромского памятника данной иконографии. Появление иконы «Софии Премудрости Божией» в соборе Воскресения возможно связывать с ктиторами Черкасовыми. По роду своей службы и торговой деятельности они были связаны с Северо-Западом Руси, где было распространено почитание Софии.
Характер анализируемого документа не позволяет точно представить все ряды иконостаса. Из текста следует только то, что над Царскими вратами располагался Деисус, возможно, на одной доске; выше были выстроены праздничный, апостольский (видимо, деисусный с иконами апостолов) и пророческий. Вероятно, они располагались только над центральными «Царскими вратами» основного храма. В алтаре за каждым из трех престолов находились запрестольные образы Богородицы. А за главным - еще и «Воздвизальный крест». Почти все иконы местного ряда имели драгоценные уборы из серебра с золочением, исполненные в технике чеканки и басмы, с финифтью и жемчугом. Живописные элементы иконостаса были писаны «на золоте» и «на празелени». Обращает на себя внимание, что центральная часть иконостаса была выделена особо. Главные «Святые врата», иконы в центре и в верхних рядах и даже запрестольный образ были исполнены «на золоте». Царские врата приделов и иконы в основном – «на празелени».
В одноглавом деревянном теплом храме Введения иконостас, по описи, был в два ряда. В местном чине помещалось только две иконы: «Введение Богоматери во храм» и «Образ всех святых». В тябле – «Деисус», вероятно, из трех икон. В алтаре – запрестольный образ Богоматери. В это время в храмах монастыря еще не было дорогой серебряной утвари. Все церковные сосуды были оловянными. Зато иконы «Царские врата», «Воздвизальный крест» и напрестольное евангелие имели драгоценные украшения. Кроме того, в главном храме находилось медное паникадило и деревянные расписные «поставные свечи».
В середине XVII в. в монастыре произошли значительные изменения. По данным некоторых источников, уже в 1646 г. строится каменный собор Воскресения, позже Введенская каменная церковь. В эти храмы были перенесены древние иконы и предметы, а также заказаны новые. Мы не располагаем описью монастыря этого периода, но сохранился ряд драгоценных датированных вкладов, дающих некоторое представление о внутреннем храмовом убранстве после переустройства. Материал о нем также возможно вычленить и из более позднего описания монастыря 1768 г. Иконостас, описанный в этом документе XVIII в., видимо, был «устроен» в середине XVII в. Это высокая пятиярусная конструкция с большим количеством икон. Теперь в местном чине было уже не восемь, а четырнадцать икон вместе с «придельными». В него вошли семь из восьми древних образов. Не упомянута лишь икона «Рождество Богородицы». В центре справа по-прежнему находились два образа «Воскресения Христова» и икона «София Премудрость Божия». За ними оказалась ранее не упомянутая икона «Чудо архангела Михаила ветха». Слева, на прежнем месте, осталась икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», за ней вместо образа «Рождества Христова» поместили икону Архангелов (из придела). Рядом - второй образ «Богоматери Одигитрии Смоленской» и новую икону «Нерукотворного образа Спаса».
Справа, в местном ряду придела Николы, теперь было не две, а три иконы: «Спаситель», «Николай Чудотворец» (древняя храмовая) и с другой стороны «Иерусалимская Богоматерь». Слева, в местном ряду придела Архангела Гавриила, также разместилось три образа: «Спаситель», «Архангел» (в описи вместо «Гавриила» - «Михаила»), «Иерусалимская Богоматерь». Примечательно, что в местном ряду еще более усилилась тенденция «повтора» образов. Так, теперь в нем не только два «Воскресения» и две «Смоленские Богоматери», но и две иконы «Спасителя» и пара икон «Богоматери Иерусалимской». В отличие от икон «Смоленской Богоматери», широко распространенных в Муроме, иконы «Богоматери Иерусалимской» здесь достаточно редки. Появление в иконостасе Воскресенского собора сразу двух богородичных икон данного извода, возможно, также объясняется вкусами и пристрастиями заказчиков – Черкасовых. Иконы «Иерусалимской Богородицы», вместе с упомянутым выше образом «Софии Премудрости Божией», привнесли в муромский иконостас некий «новгородский элемент».
По-прежнему, в алтарной преграде трое «Царских врат» – главные и приделов, все «писаны из красок», а центральные еще и «обложенные по местам серебром». В основном иконостасе «во втором ярусе над царскими дверьми в деисусе образ Спасителев, при нем протчих святых икон осмнадцать, на коих венцы, цаты, поля и оклады серебряные и позлащенные. В третьем, четвертом и пятом, пятьдесят восемь икон апостольские, пророческие и праотеческие». Не совсем ясен порядок и состав икон в рядах иконостаса. Зато конкретно указано число досок, которых всего было шестьдесят семь. Во втором ярусе «в деисусе» указано девятнадцать икон, включая образ Спасителя. Над ним назван апостольский ряд. Так называли чин, который теперь чаще обозначают как деисусный. В муромских описях храмов в одном и том же иконостасе встречаются, так же, как и здесь, и деисус, и апостольский как два разных ряда. В более ранней описи 1636/37 гг. под указанным деисусом возможно представить тябло - коруну с трехфигурным изображением, а под апостольским чином - собственно деисусный. В анализируемой описи XVIII в. под деисусом подразумевается именно ряд икон святых, обращенных к Спасителю. Тогда апостольский ряд здесь был вторым деисусным по смыслу чином, что встречается в некоторых московских иконостасах XVII в. Выше указаны пророческий и праотеческий чины, что соответствовало сложившейся к тому времени схеме. Вызывает удивление тот факт, что в описи не назван праздничный ряд. Над местными иконами приделов, как и раньше, помещались только «деисусы». В правом находилось одиннадцать, а в левом – девять икон.
Иконостас теплой Введенской церкви предположительно был создан около 1659 г. По данным анализируемой описи монастыря 1768 г он, как и в деревянном храме, был двухъярусным, но значительно расширен. В местном ряду вместо двух икон находилось пять. Справа от «Царских врат» был помещен «Образ Воскресения» (вместо образа «Всех святых») и икона «Николай Чудотворец». Слева – прежний храмовый образ «Введение Богородицы во храм», иконы «Положение во гроб» и «Собор Архистратига Михаила». «Над оными местными образами в деисусе двадцать девять икон разных святых». Представляется сомнительным, чтобы такое большое количество икон на небольшой по ширине алтарной стене этого храма могло относиться собственно к деисусу. Возможно, деисус на одной или трех досках был только над Царскими вратами. Все остальные указанные иконы, вероятно, были небольшими, так называемыми «мирскими» образами самых разных святых, либо пядничными, минейными.
В середине XVII в. в монастыре появляются драгоценные богослужебные предметы: литургические приборы, кадила, напрестольные кресты, оклады евангелий. Все они, в основном, заказывались на средства тех же ктиторов обители – купцов гостиной сотни братьев Черкасовых. Часть этих произведений сохранилась до настоящего времени. Это вклады 1646, 1648, 1650 гг. Датированные летописи вкладов на этих памятниках важны для уточнения дат постройки каменных храмов и создания иконостасов. Все значительные преобразования в Воскресенском монастыре принято относить к середине XVII века. Однако нет достаточно определенных данных ни о времени возведения каменного Воскресенского собора, ни о времени его украшения. В источниках и литературе встречаются разные датировки собора, то 1646 г., то 1658 г. Возможно, строительство продолжалось все это время. Все же упомянутые датированные драгоценные вклады, на наш взгляд, были сделаны ктиторами уже в новый каменный собор. Так, дата вклада напрестольного евангелия – 1646 г. - косвенно подтверждает первую датировку собора.
Нет никаких данных, говорящих, что в монастыре были какие-то значительные изменения в интерьерах храмов в период от середины XVII до 1764-68 гг., т. е. до того времени, когда он был упразднен и описан. Изменения произошли позже. В первой четверти XIX в. во Введенской церкви был устроен новый придел иконы Иверской Богоматери, иконостас заменен. В 1835 г. в Воскресенском соборе был также создан новый иконостас.
Опись 1768 г. является важным и довольно подробным источником, где представлено внутреннее убранство храмов монастыря. Нами уже были показаны по данному документу иконы, находящиеся в иконостасах. Их расположение, видимо, оставалось в основе неизмененным с середины XVII в. В этой описи перечислены также иконы, находившиеся в других местах храмов. Так, в Воскресенском соборе «на налое в киоте три образа, первый Спасителев, второй Владимирской Богоматери, на них венцы, цаты и поля серебряные позлащенные, из коих в Богоматерном венце и цате шесть вишневых, да четыре синих камней, третий Иерусалимской Богоматери. На нем четыре венчика маленьких серебряных позлащенных». Характер описанного убора икон позволяет предположить, что эти произведения относятся, скорее всего, не позднее, чем к XVII столетию. Обращает на себя внимание и то, что образ Иерусалимской Богоматери находился на аналое перед иконостасом, где, как было показано выше, в местном ряду стояло сразу две иконы этого извода. В трапезной собора находились: «образ Отечествия, да по сторонам разные Святые девять образов ветхие». Пометка о ветхости икон позволяет считать их памятниками, по крайней мере, XVI – XVII вв.
Во Введенской церкви указан «за престолом образ Муромской Богоматери». Упоминание этой богородичной иконы в местной описи XVIII в. особенно ценно. Икона Муромской Богоматери считается покровительницей города. Однако она редко встречается в муромских источниках. Здесь не сохранилось ни одного памятника данной иконографии ранее XIX в. Эта икона могла быть написана в то же время, что и известный по описанию XIX в. образ Муромской Богоматери 1730 г. церкви Рождества Христова в Муроме руки местного изографа Александра Казанцева. Перед иконостасом Введенского храма «на налое образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками, при ней пелена камчатая. На другом налое образ всем скорбящим, на нем два венца и поля серебряные и позлащеные, убрус да борок жемчужные пелена камчатая… При той же церкви трапеза, в ней по стенам образов семь, из коих на 4-х образах венцы и поля серебряные и позлащеные». Скорее всего, это были произведения XVII - не позднее первой половины XVIII вв.
Достаточно подробно в описи 1768 г. представлены драгоценные серебряные предметы. Все евангелия четырех престолов в монастыре были в драгоценных окладах. Серебряными названы также три комплекта литургических приборов и три кадила, ковшик и укропник, три напрестольных благословляющих креста, ковчег на святые дары. Кроме того, описаны медные водосвятные чаши и паникадила, лампады, кадило; жестяные подсвечники и лампады; оловянный ковчег «на запасные дары». Важным дополнением убранства храмов служили различные покровы, пелены, завесы из тканей. Здесь они представлены ярко и разнообразно. Одеяния и покровы для престолов и жертвенников были «камчатые травчатые, голубые, красные, дикого цвету», изарбатные полосатые». Завеса Царских дверей - «флеровая дикого цвету»; пелены подвесные к иконам - «камчатые красные», «из коих некоторые вышиты золотом и серебром». Полно представлено содержимое ризницы, находящейся под колокольней. В ней «риз священных десятеры; стихарей пять; епитрахилей семь, да на одной - семь пуговиц с репейками серебряные; орарей три; воздухов и покровов разных, числом двадцать четыре; две пелены, пукетовая да шитая по атласу золотом и серебром; поручей семеры, в том числе первые шиты золотом по атласу; вторые - рытого бархату с золотом; два пояса шелковых; плащаница на китайке, у Господа и Богоматери венцы жемчужные». Содержание документа позволяет особо выделить и предметы лицевого шитья. По церковному преданию здешние монахини занимались золотым и лицевым шитьем. Это подтверждается как описями, так и сохранившимися памятниками с инициалами монахинь, надписями о принадлежности Воскресенскому монастырю.
Приведенные в статье описи Воскресенского монастыря создают яркий праздничный «образ» внутреннего убранства храмов в XVII- XVIII вв. Особенно репрезентативен он был в пору своего расцвета – в середине XVII в. Интерьер просторного, светлого, бесстолпного Воскресенского собора, и сейчас впечатляет и создает приподнятое настроение. Он сильно отличается по объему от других монастырских храмов города XVII в. Собор строился по образцу московский церквей этого времени. Столичный вкус его создателей, купцов гостиной сотни Черкасовых, преобладал и в убранстве интерьеров. Высокий иконостас с многочисленными иконами в драгоценных окладах, серебряная утварь, великолепные дорогие тканые расшитые пелены сливались в единый ансамбль, создавали вещественный «образ», отвечающий невещественному смыслу праздника Воскресения, которому посвящен главный престол монастыря.
Этот роскошный ансамбль давно разрушен и существует теперь только в «виртуальном мире». Сохранилось только более тридцати произведений, которые в основном хранятся в Муромском музее. Памятников XVI - XVIII вв. - двадцать один. Все они представлены в публикуемом ниже каталоге. В него включено также два описания конца XIX в. из архива краеведа Н. Г. Добрынкина. Несколько произведений представляются наиболее значимыми для презентации истории и искусства Воскресенского монастыря. Это утраченный древний резной образ Николы Можайского, напоминающий о предистории обители, происходящий, вероятно, из деревянной церкви «Николы на Воскресенской горе», упомянутой в описях города XVI в. Второй памятник - местный образ «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XVI в. столичного письма, единственная сохранившаяся ранняя икона монастыря. Третий – напрестольное евангелие 1646 г. в драгоценном серебряном окладе, дар Гаврилы Семеновича, представителя семьи Черкасовых, ктиторов обители. Четвертый - воздух «Распятие» XVII в., изысканное по иконографии и тонкое по исполнению произведение, шитое монахинями в эпоху расцвета девичьего монастыря. Пятое произведение – редкое по форме кадило с готическим шпилем XVII-XVIII вв., не имеющее аналогов в русском прикладном искусстве. Последнее – колокол, отлитый в Москве в 1674 г. и расколотый в 1933 г. Разбитый на фрагменты, он символизирует разрушение муромского Воскресенского монастыря.
РусАрх - Сухова О.А. Древности муромского Воскресенского монастыря