ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Астрахань. Церковь Донской иконы Божией Матери.

Донская церковь


Астрахань. Церковь Донской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Донской иконы Божией Матери, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1857 и 1858.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Астрахань, улица Набережная Казачьего Ерика, 39

Координаты: 46.354152, 48.10146



Церковь Донской иконы Божией Матери, Источник:И. Марьян "Астрахань. Храмы и монастыри" <br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Источник:И. Марьян "Астрахань. Храмы и монастыри"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
14 июля 1909
Церковь Донской иконы Божией Матери, Внутренний вид храма. 
Источник: http://www.uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Внутренний вид храма. Источник: http://www.uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html
Елена Григорьева
??
Церковь Донской иконы Божией Матери, Вид на хоры. 
Источник: http://www.uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Вид на хоры. Источник: http://www.uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 января 2017

История Донской церкви тесно связана с историей Астраханского Казачьего войска и Казачебугоринской станицы. В Астрахани донские казаки появляются в 1737 году. Тогда они были поселены здесь в самом городе, в своих домах и составили так называемую трёхсотенную команду. В 1748 году, когда город был перенаселён, по новому плану казачьи дома были снесены, а сами казаки выведены за город, в особо отведённые для их поселения места, на бугре, за речкою Луковкою. Здесь они основали станицу, называемую ими первоначально Донской, а позже названную Казачебугоринскою. Окончательной датой основания этой станицы называют 1750 год, когда завершилось сюда переселение казаков. Жившие в этой станице казаки исполняли обязанности почтарей, и возили почту из Астрахани в Царицын, а также доставляли царские указы в Кабарду и Черкесск (Северный Кавказ). В 1750 году трёхсотенная команда была увеличена и переименована в Астраханский Казачий полк. На основе этого полка, а также казаков, расселённых по отдельным станицам, по берегу Волги, от Саратова до Астрахани, в 1804 году было образовано Астраханское Казачье войско.

Первоначально жители Казачебугоринской станицы были приписаны к Покрово-Болдинскому монастырю, расположенному рядом с нею, немного южнее, на противоположном берегу реки Казачий Ерик. Но желание казаков иметь свой собственный храм заставило их позаботиться о его построении. Уже в 1757 году полковник Чембарского Астраханского Казачьего полка Андрей Слободчиков ходатайствовал перед епархиальным начальством «об освящёнии вновь построенной, на отведённом месте, отстоящем от Астрахани в 2 верстах 450 саженях за рекою Луковкою, против казённого архиерейского сада и церкви Покрова Богородицы, деревянной церкви во имя Донской Богородицы, разрешённой к постройке 28 февраля 1757 года». Освящена Донская церковь была 19 августа 1757 года. О наименовании храма в честь Донской иконы Божией Матери можно говорить с уверенностью, что названа она была так в честь древнего и чтимого списка с этого чудотворного образа, который донские казаки как полковой образ привезли с собою с Дона в Астрахань.

27 августа 1790 года священник Донской церкви отец Иван (Иванов) вместе с прихожанами подали Астраханскому архиепископу Никифору (Феотоки) прошение, в котором говорилось, «что речённая церковь деревянного здания от давних лет пришла в ветхость и что её всю надлежит сломать, на её месте построить новую». Владыка велел выдать им сборную книгу сроком на шесть месяцев. На собранные деньги выстроили деревянную церковь, которая и была освящёна 19 августа 1791 года. 17 мая 1797 года в ночь Донская церковь сгорела вся от удара молнии. Ровно через три месяца благочинный протоиерей Василий Памфилов доносил епархиальному начальству, «что вместо сгоревшей построена новая, деревянная, во имя Донской Богородицы и всё уже готово к освящёнию». Эта третья церковь была освящена 19 августа 1797 года Астраханским архиепископом Платоном (Любарским).

С учреждением в 1804 году Астраханского Казачьего войска здесь, в Казачебугоринской станице помещался войсковой штаб, полковое управление и также были размещены два лазарета (богадельни) для бедных казаков. Всё это и придавало Донской церкви, как главному храму астраханского казачества, особый статус. Но внешний вид храма – небольшого и неказистого никак не соответствовал этому положению. Бывший в то время наказным атаманом Астраханского Казачьего войска, известный деятель своего времени, богач, генерал-майор Павел Семёнович Попов решил выстроить в Казачебугоринской станице новый каменный храм на свои средства. В 1811 году было приступлено к постройке. Все рабочие, участвовавшие в строительстве, были крепостными генерал-майора Попова. Камень-дикарник для храма возили из его поместья – села Отрадное, располагавшегося на правом берегу Волги, в 7 верстах вниз по течению от города Царицына. Кирпич делали тут же – на Казачьем бугре. Но генерал-майор Попов не дожил до окончания строительства храма. Его достраивали сыновья. В 1816 году атаман войска Донского генерал Платов и сыновья генерал-майора П.С. Попова: сотник Егор Попов и хорунжий Кирилл Попов – обратились с прошением к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову), где говорилось, что «начатая в 1811 году по Высочайшему повелению о строении каменной церкви, а не деревянной, построенной на Казачьем бугре, покойным их родителем генералом П.С. Поповым, каменная церковь во имя Донской Божией Матери ныне по старанию их окончена и приведена в надлежащий порядок, а посему просят об освящёнии оной церкви в день храмового праздника».19 августа 1816 года новая Донская церковь была освящёна архиепископом Гаием. Старая деревянная церковь продолжала оставаться на этом же бугре до 1824 года, и в ней два-три раза в год совершалось богослужение. 5 ноября 1824 года последовало распоряжение Астраханского архиепископа Мефодия (Пишнячевского): «Вследствие донесения обер-священника армии и флота Державина, храм этот перенести в станицу Косикинскую».

В 1853 году при священнике Антоние Касаткине и ктиторе уряднике Григорие Лапшине в некоторых местах внутри храма были замечены трещины. Войсковое правление распорядилось через архитектора осмотреть храм. Архитектор определил, что трещины образовались из-за того, что храм был выстроен без железных связей в стенах. Вместо этих связей северные и южные столбы под главным фронтоном были заменены стенами, а крыша вместо деревянной покрыта железом. Ещё одним неудобством было то, что Донская церковь была выстроена холодной и, как доносили из войскового управления Астраханского Казачьего войска в Духовную Консисторию 22 февраля 1857 года, «что на Казачьем бугре при церкви Донской Божией Матери необходимо устроить тёплый придел, так как в зимнее время жители не посещают храм». 4 марта того же года Духовная Консистория дала на это своё разрешение. Нашёлся и благотворитель – астраханский купец Михаил Михайлович Башкин. Он на свои средства устроил тёплый придел на хорах храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Стоимость строительных работ и необходимой утвари для придела обошлась Башкину в 3 225 рублей. Освящение придела состоялось 28 сентября 1858 года.

Донская церковь была построена в стиле классицизма с двухъярусной колокольней в одной связи. Фасад храма с западной стороны украшал мощный классический портик с колоннами дорийского ордена. Посетивший 16 июля 1863 года этот храм бывший тогда наследником престола Цесаревич Великий князь Николай Александрович долго любовался им и сказал: «Этот храм мне напоминает своими колоннами Казанский собор, что в Санкт-Петербурге». Внутри храм был покрыт росписью в стиле аллегорических изображений из Священного Писания; имел алтарь в виде ротонды, окружавшей престол, а также был окружён колоннадой по всему интерьеру. Под потолком располагались хоры, где находился тёплый придел в честь Апостолов Петра и Павла. Вызолоченные капители белоснежных колонн и оригинальное паникадило из уральских самоцветов являлись приятным дополнением к антуражу храма.

Из святынь храма главной святынею являлась уже упоминаемая Донская икона Божией Матери, стоявшая в центральном иконостасе с левой стороны от царских врат. 19 августа, в престольный праздник, ежегодно было огромное стечение народа. Все молящиеся считали священным долгом отслужить перед этой иконой молебен Царице Небесной – Донской Божией Матери.

Рядом с храмом находилось местное церковное кладбище. Здесь по правую сторону от алтаря храма, в родовом склепе, был похоронен благотворитель и почётный гражданин г. Астрахани М.М. Башкин. Также на кладбище находился гранитный памятник над могилою наказного атамана Астраханского Казачьего войска генерал-майора барона Ивана Ивановича Ливенштерна.

Со старых времён в Донской церкви был заведён обычай совершать крестный ход вокруг всей станицы на второй день Святой Пасхи. Обычай этот, обходить с иконами вокруг всей станицы, был перенят от находившегося поблизости Покрово-Болдинского монастыря, где тоже с артосом и иконами обходили вокруг стен обители только в первое воскресение после Пасхи.

После революционных событий 1917 года Донская церковь, несмотря на все попытки обновленцев захватить её, оставалась за православной общиной верующих. Здесь долгое время служили священники о. Григорий Таптыков и о. Григорий Иванов. Когда начались повальные аресты духовенства в 1937-1938 годах, о. Григорий Иванов ушёл на покой и стал работать маляром где-то в гражданской организации. Отец Григорий Таптыков остался при храме, продолжая служить, несмотря на угрозу ареста и на непосильный налог. Поэтому местные власти никак не могли найти предлог, чтобы подобраться к храму и закрыть его. Лишь после смерти священника, последовавшей в 1939 году, власти закрыли храм и обратили его в слесарную мастерскую. А вскоре после этого Донская церковь и вообще была снесена.

Из книги «Астрахань. Храмы и монастыри». Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян). Изд. «Новая линия», Астрахань, 2002.

http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_44.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.