ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Астрахань. Собор Владимира равноапостольного.

Князь-Владимирский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Владимира равноапостольного
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдовизантийский стиль
Год постройки:Между 1895 и 1902.
Архитектор:В.А. Косяков и Н.Э. Икавитц
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
г. Астрахань, ул. Епишева, д. 4

Координаты:46.339203, 48.016015


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 марта 2011
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 марта 2011
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
МОРПЕХ879
28 августа 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
МОРПЕХ879
28 августа 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
МОРПЕХ879
28 августа 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Собор Владимира равноапостольного
Юлия
4 октября 2006
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Мадюдя Денис
4 июля 2006
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Дмитрий Васильков
10 августа 2005
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Александр Л
20 июля 2005
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Неман
20 мая 2004
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Неман
20 мая 2004
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Илга Гондарева
8 октября 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Илга Гондарева
8 октября 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Илга Гондарева
8 октября 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Илга Гондарева
8 октября 2010
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Лемясев Владимир
13 августа 2009
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Валерия Бочкарева
7 августа 2007
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Собор Владимира равноапостольного
Юлия
4 октября 2006
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Фото из журнала "Иллюстрированное Всемирное Обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
1902 год Источник https://pastvu.com/p/197414
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1902
Собор Владимира равноапостольного - Астрахань - г. Астрахань - Астраханская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1 января 1896




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  4 января 2006

8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь.

15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира и день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещёния Руси, в Астрахани из всех церквей был совершён крестный ход на избранное для строительства нового храма место. Здесь Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) было совершено молебствие с водосвятием и освящением места. Был организован конкурс для выбора лучшего проекта храма. На конкурс было представлено девять проектов, из которых строительной комиссией было отобрано три, наиболее соответствующих как в техническом, так и в художественном отношении тем параметрам, которые были определены Городской Думой. 10 сентября 1890 года на окончательном своём заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Но работы по строительству храма начались только в 1895 году.

31 мая 1893 года на заседании комиссии было решено немедленно начать подготовительные земляные работы, а к осени произвести закупку материалов и приступить к закладке храма. Но опять осуществлению этого намерения помешали ряд обстоятельств. Постоянные задержки с началом строительства вызвали в среде астраханского купечества обеспокоенность. Некоторые из них обратились к астраханскому губернатору генерал-лейтенанту Н.Н. Тевяшёву с ходатайством о содействии к скорейшему осуществлению общего желания возвести храм. К своему ходатайству они присоединили крупные пожертвования.

5 марта 1895 года было положено начало сооружению храма, по случаю чего ректором семинарии отцом Константином Ястребовым, в сослужении городского духовенства, был отслужен молебен. Место под храм было значительно возвышенно, укреплено дубовыми сваями, и через четыре месяца началась закладка фундамента. 18 июня астраханским епископом Митрофаном (Невским) был отслужен молебен по случаю закладки фундамента. В фундамент была заложена памятная доска с описанием обстоятельств, приведших к сооружению этого храма. С этого времени строительство шло без остановки. Сооружение храма стало поистине общегородским, общенародным делом. Как сказал епископ Митрофан в своей речи при закладке храма, «предположенный храм создаётся от лица всего здешнего общества, но не на обязательные общественные сборы, а на добровольные пожертвования. Никаких определённых средств на оный нет и не будет».

Все работы производились под надзором городского архитектора Коржинского и продожались около семи лет. К 1902 году старанием членов строительной комиссии все основные работы по строительству храма в честь Святого Равноапостольного князя Владимира были завершены. 1902 год был годом, когда отмечался 300-летний юбилей основания Астраханской епархии, и поэтому все члены строительной комиссии желали приурочить торжества освящения храма именно к этой дате. Специально для участия в этих торжествах членами комиссии купцами Г.С. Куликовым и С.Р. Носковым был приглашён в Астрахань отец Иоанн Кронштадтский.

15 июля 1902 года состоялось освящение храма. Хотя число это приходилось на понедельник, но день этот был праздничным для астраханцев. Задолго до начала богослужения целые вереницы народа потянулись по улицам к храму Святого Владимира. Извозчики и трамваи беспрерывно подвозили массы людей, обширная площадь, на которой был воздвигнут храм, сплошь была занята многотысячной толпой. Это было целое море голов, шляп, зонтиков. Вокруг храма в ограде, на валах по Затону, на окрестных улицах, на заборах, на крышах – всюду был народ, собравшийся на празднике освящёния храма. И вся эта масса народа, несмотря на июльский зной, выстояла под палящими лучами солнца до конца богослужения. Чин освящения храма и первую литургию в нём совершал епископ Астраханский Георгий (Орлов), в сослужении о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и городских протоиереев о. Николая Летницкого, Петра Ильинского, о.Дмитрия Ласточкина, о. Всеволода Виноградова и о. Василия Карасёва. По окончании литургии о. Иоанн Кронштадтский обратился к народу с поучением, где, между прочим, сказал: «Приветствую вас, дорогие братья и сёстры во Христе, с освящением нового храма в Богохранимом граде вашем. Храма благолепного и просторного. Прекрасен этот вновь созданный усердием православных граждан храм Божий в честь Равноапостольного князя Владимира. Да возвещает он своим благолепием и нынешним, и будущим родам граждан астраханских о благочестии их предков, и да послужит для них уроком благочестия христианского и усердия к храмам Божиим и к служению Богу в духе истины».

Освящение одного из боковых приделов храма Святого князя Владимира было связано с пребыванием в Астрахани отца Иоанна Кронштадтского. Представители астраханского купечества ещё дважды приглашали «дорогого батюшку» для участия в местных церковных торжествах. 29 сентября 1903 года епископ Астраханский Георгий в сослужении о. Иоанна Кронштадтского освятил правый придел в честь Святителя Николая Чудотворца. Сооружение придела с таким именем в Князь-Владимирском храме было не случайным – святитель Николай издавна почитался мусульманами, называвшими его даже «русским Богом». Также святитель Николай почитался как покровитель моряков, а значительная часть прихода Князь-Владимирского храма составляли жители Эллинга, в большинстве своём моряки и работники судоремонтных мастерских. Иногда Князь-Владимирский храм называли «морским собором», а по преданию крест на нём был сооружён из чугунного якоря и украшен массивными цепями от него

28 ноября 1904 года епископ Георгий освятил левый придел, названный в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского. 25 октября 1905 года по инициативе астраханских граждан С.Н. Ширватова и М.Л. Коршунова, которые пожелали увековечить день 17 октября при храме Святого князя Владимира, было учреждено общество хоругвеносцев – «Астраханское Владимирское общество Хоругвеносцев в память события 17 октября 1905 года». В обязанности этого общества входило: ношение хоругвей и икон на крестных ходах; поддержание порядка при богослужении в Князь-Владимирском храме и других храмах в праздничные дни; оказание помощи призрения членам общества, а также учреждение при храме благотворительных учреждений.

Храм построен в подражание стилю древних византийских храмов, очень хорошо выдержанном как в общем, так и в деталях. По первоначальному проекту храм не имел боковых алтарей, но впоследствии, по рекомендации строительной комиссии, архитектором П.И. Коржинским в проект были внесены изменения. Внутренняя роспись храма была выполнена по эскизам ученика известного русского художника Нестерова-Лепёшкина. Наиболее замечательными были полотна: Бога Саваофа и Богоматери в алтарной апсиде. При освящении храма во всех трёх алтарях были установлены временные деревянные иконостасы, изготовленные астраханским мастером Д.И. Шепелёвым. Шли переговоры об установлении петербургским академиком В.Д. Фартусовым мраморных, с мозаикой, иконостасов, но чем они закончились неизвестно.

После революционных событий 1917 года Князь-Владимирский храм претерпел немало бедствий. Во время мартовского восстания рабочих в 1919 году этот храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Орудия боевых судов Волжско-Каспийской военной флотилии в упор расстреливали храм, отчего он подвергся немалым разрушениям. В 1923 году Князь-Владимирский храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. Настоятель храма о. Иоанн Великанов начал служить по новому стилю, в то время как второй священник о. Всеволод Виноградов остался верен православию. Верующие не пускали настоятеля в храм, и вскоре он понял свою ошибку, вернувшись в лоно Православной Церкви. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся у православных церквей. Но в 1936 году и этот храм хулиганским методом был захвачен обновленцами, а в 1939 году закрыт советскими властями.

Князь-Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения. В Астрахани бытует легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом, в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправляют делегацию в Москву к М.И. Калинину и у него на приёме добиваются решения о сохранении храма». Легенда это или быль, но она несомненно имеет под собою реальную основу. Все астраханцы, независимо от своего вероисповедания и национальной принадлежности, почитали Князь-Владимирский храм общегородским, общенациональным достоянием и радовались, глядя на его торжественную красоту.

После закрытия Князь-Владимирский храм долго использовался под склад. Под его сводами хранились пиломатериалы, зерно, мука и т.п. Во время «хрущёвских гонений» на Церковь в начале 1960-х годов местные власти опять вынесли решение о сносе храма. Теперь его решили взорвать. К храму подогнали специальную технику, собрали военных «минёров», взрывников. Но верующие астраханцы возмутились этими замыслами. Одна из прежних прихожанок этого храма каким-то образом забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв на время отложили, но ненадолго. Новую попытку взорвать храм, как и в 1930-х годах, снова отбили жившие рядом татары. Они окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании Князь-Владимирского храма под автовокзал. В связи с переоборудованием были закрашены все росписи внутри храма. Но удивительно, святые лики стали проступать сквозь краску, приводя в ужас местное партийное руководство. Тогда покрасили вновь. И опять роспись стала проступать сквозь краску. Не осознав безумия своих действий, местные руководители приказали выжечь роспись паяльными лампами, а под куполом храма на металлоконструкциях было установлено бетонное перекрытие. Завершающим этапом осквернения святыни стала установка туалетов на месте алтарей храма.

Долгим был путь возрождения Князь-Владимирского храма. Ещё Святейшим Патриархом Алексием II при посещении им в октябре 1992 года г. Астрахани было высказано горячее пожелание о возвращении храма Православной Церкви. Руководство Астраханской епархии вело долгие и трудные переговоры с городской администрацией. Но всё упиралось в невозможность быстрого переноса размещавшегося в храме автовокзала. Первые сдвиги в этом деле наметились в канун намечавшегося 440-летнего юбилея города Астрахани. 17 апреля 1997 года городской Совет поддержал инициативу своего депутата Б.И. Борисенко, согласившись с его предложением о восстановлении храма во имя Святого князя Владимира. Следствием этого стало создание Фонда реставрации собора Святого князя Владимира, который и был утверждён постановлением мэра г. Астрахани И.А. Безрукавникова от 19 декабря 1997 года. 29 января 1998 года постановлением Главы Администрации Астраханской области А.П. Гужвина была создана комиссия по воссозданию памятника истории и культуры – ансамбля церкви во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Председателем комиссии стал сам астраханский губернатор А.П. Гужвин, а его сопредседателем – Преосвящённый Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский. 24 февраля созданная комиссия, теперь уже на губернском уровне, приняла окончательное решение о восстановлении Князь-Владимирского храма и о переносе автовокзала, который было решено временно разместить в старом здании железнодорожного вокзала.

Преосвященнейший епископ Иона 28 июля 1998 года благословил провести крестный ход от стен Иоанно-Златоустовской церкви к стенам Князь-Владимирского храма. Это было знаменательное событие – так как в его основе было воспоминание о том крестном ходе, который состоялся 110 лет назад, когда от Иоанно–Златоустовской церкви торжественная церковная процессия отправилась к берегу Приволжского затона, чтобы освятить место для будущего храма. Снова соединялась связь времён – и участники восстановления Князь-Владимирского храма обращались за молитвенной поддержкой к его строителям. Под сводами храма, после долгих лет запустения, снова зазвучали слова молитвенных песнопений, и все собравшиеся здесь радовались светлой духовной радостью, переполнявшей их сердца. Одно только омрачало это духовное торжество – в храме по-прежнему располагался автовокзал, который жил своей повседневной жизнью, превращая храм в то, что некогда, в октябре 1992 года Святейший Патриарх Алексий назвал «мерзостью запустения».

Шло время, наступил 1998 год, а сроки переноса автовокзала всё сдвигались. В канун намечающегося торжества 2000-летия Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Святейший Патриарх Алексий II благословил проведение Крестного хода по водам рек Волги, Днепра и Западной Двины, протекающих по территориям братских славянских стран России, Украины и Белоруссии. Это событие подтолкнуло в итоге долго длившееся дело с переносом автовокзала, который 27 июля 1999 года официально покидал своё прежнее место прописки и перебирался на Привокзальную площадь. 26 июля 1999 года Крестный ход прибыл в Астрахань, а 28 июля его участники вместе со множеством православных астраханцев направились единым Крестным ходом от Иоанно-Златоустовского храма к храму Святого князя Владимира. Здесь Преосвященнейший епископ Иона совершил освящёние крестов, которые в тот же день установили на куполе и на колокольне храма.

У входа в храм Божий на мраморной доске было запечатлено: «Сей храм Святого Равноапостольного князя Владимира сооружён в честь 900-летия Крещёния Руси (1895-1902). С 1930 по 1999 год использовался не по назначению… Да будет Имя Господне благословенно в сем храме отныне и до века». А площадь Гражданская, на которой стоял храм, стала именоваться с этого дня площадью Святого князя Владимира. 17 октября 1999 года была отслужена первая Божественная литургия. Возглавлял эту службу сам владыка Иона, который назвал этот день днём обновления храма. По его благословению из Москвы были выписаны семь больших икон, установленных во временном храмовом иконостасе. А рядом со стеною южного придельного алтаря был восстановлен крест над могилою отца Всеволода Виноградова, скончавшегося в 1925 году. Этот пастырь, прослуживший в храме со дня его освящения в 1902 году до дня своей кончины, проявил себя как ревностный защитник православия против нападок обновленчества. 28 июля 2001 года Преосвященнейшим епископом Ионой были освящены новые колокола. Эти колокола были пожертвованы храму руководителями области и города, а также местными предпринимателями и по благословению владыки каждый колокол получил имя в честь своего жертвователя. Самое же главное торжество – освящение Владимирского храма – в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий II.

http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru


Статью добавил(а): Наталия,  18 апреля 2007

Астраханской городской думой в 1888 году был объявлен конкурс в память 900-летия Крещения Руси на проект храма Св. Владимира. В условиях конкурса высказывалось пожелание, чтобы храм имел «характер и стиль древневизантийский» в соответствии с исторической эпохой жизни просветителя Руси. Вместимость храма должна быть рассчитана на 2000 человек. Первой премии был удостоен в 1891 г. архитектор В.А. Косяков (совместно с Н.А. Икавитцем). В проекте он воспроизвел композицию, использованную им ранее при строительстве церкви во имя Милующей иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге http://www.sobory.ru/article/?object=00747, несколько увеличив размеры сооружения. Это простая и лаконичная версия центрической композиции с четырьмя боковыми апсидами. Торжественная закладка состоялась 18 июля 1895 г. после завершения земляных работ. Строительство сооружения велось под наблюдением и руководством председателя строительной комиссии А.Г. Соколова, предполагалось его закончить к концу 1897г., но по разным причинам строительство затянулось: освящен он был только в 1902 году.

По книге: Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина ХIХ – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  19 апреля 2017

Авторы проекта: гражданские инженеры Косяков В.А. и Икавитц И.Э., арх. Коржинский П.И., строитель Соколов А.Г. Архитектурный стиль: Византийский.

В 1888 году Городская Дума приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 900-летия крещения Руси. Место для храма было выбрано городской думой в юго-западной части города, на берегу Адмиралтейского затона (ныне Приволжский затон), между «обывательскими кварталами» и валом, защищающим город от наводнений (раньше здесь находилась лесная биржа). 15 июля 1888 года в день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещения Руси, в Астрахани с величественным крестным ходом епископ Евгений на границе между русской и татарской слободами совершил освящение места под новый храм. Храм строился в честь князя Владимира, обратившего Русь из тьмы язычества в веру Христову. «Храм должен иметь особенно просветительное миссионерское значение как центр и источник святой веры Христовой окрест нас живущих магометан», - писали «Астраханские Епархиальные Ведомости» (№ 15, 1902 г.). В этом месте Астрахани тогда проживало около 11000 православных жителей, но был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от места, где сейчас стоит собор и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. Новый храм должен был способствовать приобщению татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением.

Для выбора лучшего проекта храма был организован конкурс. 10 сентября 1890 года на окончательном заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Некоторые изменения затем в этот проект внёс астраханский городской архитектор П.И. Коржинский, под надзором которого возводился храм. 19 января 1895 года астраханская городская управа представила в консисторию проект будущей постройки: западный, южный и восточный фасады, продольный и поперечный разрезы, планы подвалов и церкви, чертеж графического построения устойчивости сводов, чертеж системы забивки свай под фундамент, с показанием конструкции, расчетную записку устойчивости купола, выполненную архитектором Коржинским, план участка и пояснительную записку губернского архитектора Шкателова. Проект был утвержден помощником министра Внутренних Дел сенатором Горемыкиным. Проект храма в «византийском» стиле Косякова и Икавитца, был опубликован в известной «архитектурной энциклопедии» Г.В. Барановского (датирован 1895 г.). К строительству храма, из-за ряда обстоятельств, приступили только в 1895 году. 5 марта 1895 года были начаты подготовительные работы: место под храм было значительно возвышено, укреплено 1565 семиаршинными дубовыми сваями, а через четыре месяца началась закладка фундамента. 18 июня произведена закладка храма, в фундамент была заложена памятная доска с описанием обстоятельств, приведших к его сооружению. Возведение храма велось на средства городского общества города Астрахани. Среди благотворителей храма можно встретить много имён известных в ту пору горожан - Губины, Григорьевы, Бекуновы, Хлебниковы, Фёдоровы и другие фамилии. На строительство храма жертвовали и деньгами, и стройматериалами. Денежные пожертвования поступали и по духовным завещаниям простых людей. Строительство церкви производились под надзором городского архитектора Коржинского и велось около семи лет. Работы были завершены 12 июля 1902 года, в 1902 году отмечался 300-летний юбилей основания Астраханской епархии, и строительная комиссия желала окончания строительства и освящения храма именно в этом году. В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: «Вместо узкой трапезной, соединяющей колокольню с средней частью храма, сделана широкая, в размер подпружной арки средняго купола. Отступление это, не вредя прочности храма, значительно увеличило вместительность его и в тоже время придало более солидный внутренний вид».

Новый храм стал одним из крупнейших сооружений города, выдержанный в византийском стиле с прекрасным освещением и паровым отоплением он поднялся на 23,5 сажень (сажень - 2,13 метра), т.е. на высоту 50 метров. Освящение храма было приурочено к 15 июля - дню Благоверного князя Владимира. На освещение прибыл, известнейший в то время священник, отец Иоанн Кронштадтский. Молитвы его, по свидетельствам верующих, имели целительную силу. Торжество освящения завершилось праздничным обедом, где городской голова И.Н. Плотников сказал: «Я живо припоминаю первое заседание комитета по постройке храма святого Владимира. Признаюсь, мне тогда казалось почти невозможным закончить постройку стоимостью 300 тысяч рублей при наличности находившихся в кассе только 15 тысяч. Я тогда недостаточно сознавал колоссальную силу людей, объединённых во имя великой цели». Существуют сведения, что во время революции 1917 года и мартовского рабочего восстания 1919 года Владимирский храм получил некоторые повреждения от огня судов Волжско-Каспийской флотилии.

После революции в соборе продолжались службы, в 1923 году храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов, были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся православных церквей. Но в 1936 году церковь все-таки была захвачена обновленцами. Храм был закрыт в 1939 году и было решено его снести, но он избежал этой участи. В 1960-х годах была предпринята вторая попытка сноса храма, но астраханцы снова были возмущены этими замыслами. Существует легенда, о том, что на купол собора забралась женщина и привязала себя к кресту, а живущие рядом татары окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры, не допуская никого к храму. В результате чего городские власти изменили свое решение. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании собора под помещение городского автовокзала. В нем были устроены междуэтажные перекрытия, внутреннее пространство разгорожено на отдельные помещения, а часть проёмов заложена. В остальном здание хорошо сохранило свой первоначальный вид. После 1990 года храм еще долгое время выполнял функции городского автовокзала, только в 1999 году автовокзал перенесли на площадь перед железнодорожным вокзалом, а собор был возвращен Церкви.

26 июля 1999 года Преосвященнейший епископ Иона совершил освящение крестов, которые установили на куполе и на колокольне храма. В 2001 году, были освящены новые колокола. Сам храм был освящён в октябре 2002 года, во время посещения Астрахани Святейшим Патриархом Алексием II. Высотный мотив церкви является одной из главных архитектурных доминант Астрахани. Высота храма составляет 50 метров, диаметр купола 12 метров. Каменный, крупных размеров, приподнятый на полуподвале храм, выстроен по образцу византийских купольных базилик. К средокрестию с выявленными во вне подпружными арками с четырёх сторон примыкают пониженные экседры со скошенными в верхнем ярусе углами, перекрытые лотковыми конхами. Пониженные по сравнению с нижним ярусом экседр угловые ячейки, перекрытые крестовыми сводами, дополняют планировочный квадрат храма, к которому с востока примыкает полукруглая алтарная апсида с хором, а с запада – невысокая двухъярусная колокольня с купольным восьмигранным барабаном звона. Архитектурная тема купольной базилики обогащается ярусно-центрической трактовкой композиции и усложняется «предвинутым» объёмом колокольни. Сквозной композиционный мотив гранных объёмов развит богатой декоративной пластикой фасадов, сочетающей формы «византийского» и «русского» стилей, а также отдельные приёмы нарождающегося модерна.

Владимирский собор расположен в центре площади, открытой в сторону Приволжского затона (бывшего Адмиралтейского затона). Противоположная восточная сторона площади замыкается советской застройкой. Рядом с церковью, с юго-западной стороны, находится одноэтажное, на высоком цоколе, здание городского духовного училища, южный фасад которого, выходящий в линию именовавшей ранее большой Теребиловской улицы обработан скупыми формами «петровского барокко». При освящении храма во всех трёх алтарях были установлены временные деревянные иконостасы, изготовленные астраханским мастером Д.И. Шепелёвым. Известно, что велись переговоры об установлении петербургским академиком В.Д. Фартусовым мраморных иконостасов, но о результатах их неизвестно. Внутренняя роспись храма была выполнена по эскизам ученика известного русского художника Нестерова-Лепёшкина. Наиболее замечательными были полотна: Бога Саваофа и Богоматери в алтарной апсиде, но в период советской власти внутреннее убранство храма было утрачено.

Источник: http://www.love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000045

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.