ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в Колтовской.

Спас Колтовский


Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в Колтовской
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения, Димитрия Ростовского, Михаила Архангела, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1862 и 1874.
Год утраты:приблизительно 1932
Архитектор:А.Т. Жуковский, Р.Б. Бернгард, А.В. Иванов
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Новоладожская ул., 8.

Координаты: 59.962449, 30.27345



Церковь Спаса Преображения в Колтовской, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Спаса Преображения в Колтовской, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения в Колтовской, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения в Колтовской, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2626.html
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Прохоров  9 февраля 2016

Церковь расположена на западной окраине Петроградской стороны, недалеко от впадения реки Ждановки в Малую Невку. В первой половине XVIII века здесь была слобода Невского полка, название которой - Колтовская, по преданию, происходило от фамилии командира полка. В 1721 г. для полка была устроена полотняная церковь Преображения Господня. В 1727-1728 гг. вместо нее была построена деревянная церковь. Она довольно скоро обветшала, и в 1761-1763 гг. была построена новая, тоже деревянная.

В 1845 г. вышел указ Санкт-Петербургской духовной консистории о строительстве каменной церкви. В 1850 г. был официально одобрен проект (автор проекта - по одним данным [1], архитектор А.Т. Жуковский, по другим [2] - архитектор Есаулов). Однако храм был заложен только в 1862 г. по проекту А.Т. Жуковского, утвержденному в 1861 г.

Постройка церкви была вчерне завершена в 1863 г. Но в 1864 г. произошло несчастье: рухнул центральный купол, при этом пострадал рабочий-штукатур. Строительство церкви было продолжено только через пять лет, в 1869 г., под руководством известного архитектора Р.Б. Бернгарда, знатока теории сводов. Помощником Бернгарда был начинающий архитектор А.В. Иванов - в дальнейшем один из крупнейших русских архитекторов-эклектиков, работавший в Петербурге и в Москве. Строительство было закончено в 1874 г.

Церковь была выполнена в формах "русско-византийского стиля", несколько запоздалых для времени окончания строительства и характерных скорее для середины XIX века. Монументальный храм, вероятно, господствовал над окружающей местностью. Он замыкал перспективу Большой Спасской улицы (ныне ул. Красного курсанта) на значительной части ее протяжения - по меньшей мере, начиная от Гимназического переулка, где улица делает легкий поворот влево (к сожалению, единственная известная мне фотография улицы с церковью вдали - весьма невысокого качества, см [3]). Церковь была также видна издалека с реки Ждановки.

В 1892-1893 гг. были построены церковная ограда и на углу шатровая часовня св. Александра Невского; автор проекта - Б.Я. Зонн.

В 1930 г. храм был закрыт и вскоре снесен, что обеднило облик этого района. На месте церкви построена школа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб, издательство Чернышева: том первый - 1994, тома второй и третий - 1996. Том первый, №90.

2. В.Г. Исаченко. По малым рекам и каналам Санкт-Петербурга. с. 155-160. СПб, Лениздат, 2001.

3. https://pastvu.com/p/274580


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 октября 2018

Существовавшая ранее церковь Спаса Преображения в Колтовской.

Из дел, хранящихся в архиве с.-петербургской духовной консистории, видно, что в петровское время в нынешней Колтовской находились казармы полка, называвшегося с.-петербургским гарнизонным, генерал-губернаторским и потом невским. При этом полку, как и при других, находилась полотняная церковь в честь Преображения Господня.

В эту церковь, еще 1721 г. 7 июня, по определению бывшего тогда судьею тиунской конторы архимандрита Трифиллия, назначен был пришлый из города Галича священник Симеон Иванов. При нем, «по прошению штаб-, обер- и унтер-офицеров расположенного в Колтовской полка, по указу Императорского Величества и по приказу св. синода, велено на С.-Петербургском острову, при оном полку, по берегу реки Малой Невы, ко взморью против полкового пикету построить вновь церковь, и как она строением всесовершенно окончена будет, то ее по правильному чиноположению освятить во имя боголепного Преображения Господня, которая и начата строиться 1727 года сентября 3 дня, к освящению же ее и антиминс 1728 года января 4 дня выдан, и оная церковь освящена бывшим тогда в С.-ІІетербурге Владимирского Рождественского монастыря архимандритом, того же 1728 г., января 24 дня». (Дело 1736 г., ноября 5 дня, № 1553).

Этот храм стоял к северу от нынешней церкви, ближе к Неве. Во время своего существования эта церковь подвергалась значительным повреждениям. Из указа с.-петербургского духовного правления от 22 октября 1740 г. за № 1093 видно, что колтовская Спасо-Преображенская церковь потерпела в это время значительное повреждение от пожара, так что поколеблен был самый престол, и доска на нем покоробилась, указом и предписано было престол исправить.

Спустя почти два года адмиралтейского ведения, резного дела ученик Лазарь Добрынин на собственные средства устроил престол резной работы для колтовской церкви. Этот престол, указом 17 декабря 1742 г. за № 101, предписано было поставить на место старого, тронутого престола протоиерею Троицкого собора Льву Ануфриеву вместе со священнослужителями церкви Преображения Господня.

Во время существования этой первоначальной церкви С.-Петербург не раз подвергался наводнениям, и, стоя на низменном месте, церковь должна была много терпеть от воды, вероятно, это и было причиною, что в 60-х годах XVIII ст. эта церковь пришла в совершенную ветхость, и в 1759 г. началось дело о построении вновь деревянной церкви в невском гарнизонном полку во имя Преображения Господня.

Построение этого св. храма производилось на церковные суммы и на добровольные пожертвования. В ризнице колтовской Преображенской церкви хранятся две тетрадки 1761 г., они заведены были для записи доброхотных приношений на построение храма. Из них видно, что в сборе приношений самое деятельное участие принимал невского полка капитан и казначей князь Илья Делведеров.

Неизвестно только, какая сумма израсходована была на постройку и украшение этого св. храма, заложенного в 1761 г., оконченного и освященного в 1763 г. В нем находилось два придела: главный – в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа и второй – святителя Димитрия Ростовского. Придел этот, вероятно, устроен потому, что незадолго до построения храма обретены в 1752 г. и открыты были 1757 г. мощи этого святителя.

Храм снаружи был простой архитектуры и напоминал несколько Троицкий собор, что на Петербургской же стороне. Такой же конструкции главный купол и почти такой же фасад и колокольня над западным входом. Крыша была деревянная, даже купол был покрыт деревяными досками. К концу XVIII ст. эта деревянная крыша обветшала, из-под куполов показазалась течь, церковные крыльца также сгнили и требовали починки. Поэтому священник Федор Александров с диаконом Андреем Алексеевым в 1791 г. 10 июля обращались к высокопреосвященнейшему митрополиту Гавриилу с просьбою о дозволении обить купол снаружи листовым железом, а внутри благопристойным образом исправить, а равно и крыльца переделать. Так как церковной суммы на эти поделки недоставало, то священник Александров и диакон Алексеев просили его высокопреосвященство выдать им из консистории книгу для сбора доброхотных подаяний. Желание причта было исполнено и таким образом в последнее десятилетие минувшего столетия главы колтовской церкви были покрыты железом, а в 30-х гг. XIX в. железом же покрыта была и вся церковь.

В 40-х гг. эта церковь пришла уже в ветхость и в 1845 г. местный благочинный Петропавловского собора протоиерей Иоаким Кочетов рапортовал об этом в с.-петербургскую духовную консисторию. Она, указом от 22 марта 1845 г. за № 1432, предписала причту представить подробное описание ветхости церкви и, получив это описание, приказала позаботиться о построении новой каменной церкви. Потом причту выдана была книжка для сбора доброхотных подаяний на построение новой церкви; далее учреждена строительная комиссия, составлены план и фасад новой церкви, но денег на выполнение этого плана в церкви не было, пожертвования поступали скудные, и дело не подвигалось вперед.

В 1850 г., вместо священника Дмитрия Куколевского, переведенного ко двору Великого Князя Константина Николаевича, определен из учителей Невского училища Александр Павлович Покровский. Со времени поступления его в Котловскую дело по построению церкви пошло скорее и успешнее. По его личному ходатайству купец Самсонов на построение церкви пожертвовал 10 000 руб., купец Андрианов 9 000 руб., статский советник Яковлев 2 000 руб. и купец Жданов 500 руб. Таким образом, с прежним капиталом собралось 54 026 руб., но и с такою суммою невозможно было приступить к построению церкви по уже утвержденному плану, по которому церковь предполагалось выстроить большую, а, следовательно, и дорогую. Поэтому строительная комиссия поручила архитектору Жуковскому составить новый план и фасад церкви в меньших размерах. Составленный Жуковским проект на сумму по смете 96 000 руб. Высочайше утвержден 20 апреля 1861 г.

В августе того же года вырыт грунт для утверждения фундамента, набиты сваи и положен бут. Весною 1862 г. сделан гранитный фундамент. Июня 10 того же года высокопреосвященнейшим Исидором, митрополитом новгородским и с.-петербургским, в присутствии с.-петербургского генерал-губернатора князя Суворова совершена была закладка нового каменного, трехпрестольного храма в честь преславного Преображения Господня, святого архистратига Михаила и святителя Димитрия Ростовского. К концу 1863 г. новый храм окончен был постройкою вчерне, на что и употреблено 59 233 руб. 37 коп. Все работы производились под ближайшим надзором архитектора Жуковского и дальнейшим епархиального архитектора Карпова, который обязался отвечать перед начальством за неисполнение различных, конечно, непонятых причту и, может быть, всему составу комиссии, технических условий.

Когда все было блистательно исполнено, своды и купола не только выведены, но и все подпорки из-под них выбиты, когда, наконец, по рассчету причта, всякая опасность в постройке миновала, неожиданно 18 июня 1864 г. в 10 часов утра главный купол рухнул вовнутрь храма, причинив капитальное повреждение соседним деталям. Такое падение произвело суматоху в среде деятелей по сооружению церкви, нагнало панику на прихожан и жертвователей, отдалило на 5 лет дальнейшее продолжение работ и вовлекло духовное начальство и светскую власть в необходимую переписку о причинах и виновниках этого несчастья…

Комиссия поручила архитектору Бернгардту в 1864 г. составить специальную смету на возведение вновь обрушившегося купола, по которой исчислено расхода 12 705 руб. 38 коп. Эта смета впоследствии была одобрена и после пятилетнего перерыва работ, в июне 1869 г., было уже приступлено к постройке купола… В июне 1869 г. под личным руководством г. Бернгардта произведена была разборка обрушившегося купола, возведение нового, исправление прочих деталей и нижнего здания.

5 ноября 1872 г. был освящен подвальный придел во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, преосвященным Тихоном, викарием с.-петербургским епископом выборгским, бывшим настоятелем сей церкви протоиереем А. Покровским. С сего времени богослужение происходило уже в новоосвященном приделе и в старой деревянной церкви впредь до окончательной отделки верхнего каменного главного храма.

Затем, благодаря заботам членов комисии, участию прихожан, заботливости и пожертвованиям местного старосты куцпа В. Я. Леонтьева, внутренняя отделка всего, за исключением наружной, постановка иконостаса, св. икон и проч. предметов была приведена к окончанию в начале 1874 г., а 23 июня того же года последовало освящение главной церкви, совершенное его высокопреосвященством митрополитом Исидором, в присутствии архимандритов и бывших членов комиссии протоиереев: Игнатия Спасского и Фил. Богоявленского, местного причта, о. благочинного протоиерея А. Смирягина, старосты Леонтьева и прихожан.

Ко дню освящения храма старая деревянная церковь была разобрана и убрана, а на месте двух престолов придельного и главного образовались два холмика с водружением на них металлических крестов; от оставшейся старой деревянной церкви к новому храму в ограде разделены тропинки для пешеходов и проезжий путь. Окружность церкви с восточной и южной сторон обнесена деревянным палисадником, окрашенным зеленой краской; западная же и северная стороны окружены зданиями.

Настоящий каменный храм имеет характер старинных православных церквей с деталями, мотивы которых встречаются в древних византийских постройках. План базилико-образный с хорами во внутренности главной церкви; 4-х ярусная колокольня, четыре маленькие главы и один большой купол коронуют здание и придают ему скромно-красивую внешность, приятно действующую для глаза. Вышина колокольни извне от земли до креста 17 ½ саж., длина церкви 16, 4 саж., а ширина 8 ½ саж., вышина главного купола с крестом 8 саж. Купол и маленькие главы покрыты железом и окрашены синей краской, а фасад церкви оштукатурен и покрыт клеевым белым колером. Церковь имеет 3 входа: северный, южный и западный.

Нижний подвальный придел во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, имеет высоту в алтаре 4 арш., ширину 14 ½, арш., длины до царских врат 6 ¾ арш., придела от алтаря до западной стены 10 саж. Ширина церкви 7 ½ саж. и вышина в центре 4 арш. Стены ее оштукатурены и обелены клеевым колером, а пол покрыт цементным слоем. Придел имеет только один вход наружный с южной стороны для богомольцев и восточный, внутренний из алтаря в верхнюю главную церковь. Кругом окон двенадцать. Этот придел вообще довольно низок и беден.

Главный купол церкви основан на 4 колоннах из красного финляндского гранита вместо кирпичных пилонов, соединенных между собою арками и 8 кирпичными пилястрами, окрашенными под гранит красного цвета; эти пилястры поддерживают переходное давление купола на колонны, от которых и идут своды над всем зданием. В западной части церкви устроены хоры, где помещается ризница, а в передней части, около северных и южных выходных дверей, места для женщин и мужчин, огороженные решетками; весь пол сделан из каменной мозаики серого цвета. Стены храма не имеют лепных и орнаментных украшений.

Высота главного купола от пола 8 саж. 1 арш.; ширина церкви между южными и северными выходами 7 саж. 2 арш., длина церкви от царских дверей до западного выхода 11 саж.; длина алтаря 4 саж. 1 арш.; ширина 5 саж. 1 арш.; высота 4 саж. Весь храм имеет по обе стороны 10 окон с зеркальными разноцветными стеклами; восточная часть алтаря украшена большими 3 окнами с зеркальными стеклами, на которых написана прозрачно икона Преображения Господня.

Верхняя часть церкви освящается купольными окнами и 6 окнами из зеркальных разноцветных стекол, помещающихся по 3 в ряд над северными и южными выходными дверьми; в венце купола изображено 12 апостолов во весь рост, на четырех парусах купольного свода написаны масляными красками 4 евангелиста.

Иконостас деревянный резной работы, сложного ордера и при перенесении его из деревянного храма в новый был заново исправлен, окрашен белой масляной краской, иконы и прочие орнаментные украшения вновь высеребрены и позолочены, а 4 деревянные колонны, поддерживающие верхний карниз иконостаса, окрашены под малахит, отчего они, находясь между белым фоном иконостаса и позолоченными орнаментами, красиво выделяются от прочих частей иконостаса. Вообще, наружный вид иконостаса очень красив.

Икон чудотворных или примечательных по древности в сем храме не имеется. По искусному письму обращают на себя внимание нижеследующие копии с картин знаменитых художников, писанные на холсте: Беседа Отрока Иисуса с учителями в Иерусалимском храме; Беседа Спасителя с Никодимом; Пророк Гад от лица Божия предлагает Давиду избрать одно из трех грядущих на Израиля бедствий; Ревекка, напояющая слугу Авраамова Елеазара. Эти копии пожертвованы в церковь сенатором Зиновьевым. Колоколов всех семь. По величине и отливке, а также и древности, не замечательны. Самый большой весом 139 пудов. Метрические записи с 1733 г.

Первым священником в с.-петербургском гарнизонном или иначе невском полку, как видно из «Дела об определении к церкви Преображения Господня священника Димитрия Стрельникова (1786 года ноября 5, № 1553)» был пришлый из Галича священник Симеон Иванов, определенный сюда 7 июня 1721 года. В следующем году в невский пехотный полк назначен был новый священник Антоний Пимеонов (1722 года № 146). В тоже время находившиеся в нынешней Колтовской зеленные (пороховые) заводы назначали священников от артиллерии, (1722 года № 151). Впрочем, неизвестно служили ли они в Преображенской церкви или, может быть, на пороховых заводах была отдельная часовня.

При Преображенской колтовской церкви находились, таким образом, два священника, диакон, дьячки и просвирня. Способы к содержанию причта весьма ограничены. Причт, кроме 95 руб. сереб., процентов, получаемых с билетов государственных кредитных учреждений с целью поминовения вечно усопших сродников ни откуда никакого жалованья не получает и содержится на счет доброхотных подаяний от прихожан за разные церковные требоисправления. Сирот духовного звания при колтовской церкви в настоящее время не имеется. К колтовской церкви принадлежит один деревянный и уже довольно ветхий двухэтажный дом. В этом доме и помещается причт.

Причт колтовской церкви с самого ее основания подчинен епархиальному начальству. Приход колтовской Спасо-Преображенской церкви вначале составляли: невский гарнизонный полк, который с самых первых лет северной столицы занимал всю Колтовскую слободами. Для сего-то полка преимущественно и построена была первоначальная церковь во имя Преображения Господня, так что во всех древних и письменных документах, относящихся до церкви, она именуется «церковью во имя Преображения Господня, что при невском полку»; пороховые заводы или Зелейный двор, как их в то время называли, со всею их командою; жители островов: Петровского, Крестовского и Каменного, деревень: Лахты, Бобыльской, Конной и Лисьего Носа.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июня 2023

Первоначально в 1726 г. построена была церковь для Невского Гарнизонного полка деревянная, по ветхости которой в 1761 г. построена вторая деревянная же, а в 1862 г. заложена ныне существующая, зданием каменная, с таковою колокольнею, а старая разобрана. Престолов в ней четыре: в верхнем этаже три, из коих главный – во имя Преображения Господня.

Причт в настоящее время состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дом у причта церковный, деревянный, в котором причт имеет квартиры. Священно-церковно-служители жалования не получают, а довольствуются доходами, получаемыми от исправления церковных треб, и процентами, получаемыми от капитала в 3 787 руб., пожертвованного в разное время в пользу причта на вечное поминовение усопших.

При церкви имеется каменная часовня во имя св. Великого Князя Александра Невского, устроенная в 1893 г. на доброхотные пожертвования прихожан в память события 17 октября 1888 г. Приходское Благотворительное общество существует с 1877 г.

Настоятель, священник Василий Иоаннович Лебедев… в 1886 г. рукоположен во священника и в том же году назначен настоятелем сей церкви… Священник Владимир Павлович Галкин… в 1884 г. рукоположен во священника к церкви при Институте принца Ольденбургского, в 1894 г. перемещен к сей церкви…

Церковный староста Василий Александрович барон Людинсгаузен-Вольф, выбран на сию должность на второе трехлетие в 1892 г. Сиротствующих 5.

«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга». - СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.