ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха).

Кулич и Пасха


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1785 и 1787.
Архитектор:Н.А. Львов
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, д. 235

Координаты:59.863427, 30.472648


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
HD Михаил Владимиров
4 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Михаил Владимиров
4 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Михаил Владимиров
4 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
1900-1917 годами (направление съемки — юг) Фото с сайта http://oldsp.ru/old/photo/view/26574
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
3 января 1917
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фотография церкви начала 20 века (источник - Словарь изобразительного искусства)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
??
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Святыни Петербургской епархии"
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1916 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха) - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Разумов,  16 ноября 2003

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы ("Кулич и Пасха").

Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 - 1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – "Кулич и Пасха" объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского, украшенная позже сребропозлащённой ризой. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас середины XVIII в. был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие. В храме также находятся иконы Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, с его святыми мощами и Преподобного Нила Столбенского, также с мощами.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  11 октября 2015

Церковь Троицы в селе Александровской находится на Неве, по Шлисссельбургскому тракту, и устроена в 1787 г. попечением помещика, князя Александра Вяземского, по благословению митрополита Гавриила. Из указа, данного Синодом 1784 г. июля 18 дня за № 115 видно, что строитель, генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский хотел устроить церковь во имя «Обновления храма Воскресения в Иерусалиме». Этот план выходил из желания устроить церковь так, чтобы здание храма походило на хлеб пасхальный (кулич), а здание колокольни - на «пасху». Но так как церковь устроена была на царские средства, то по воле Императрицы Екатерины II она была посвящена имени Св. Троицы. Освящена в 1790 году.

Первоначально церковь имела вид круглый или вид полушария, которого высота в центре 11 погонных сажень; снаружи украшали церковь колонны из кирпича. Колокольня имела форму конуса, с квадратным основанием. Каждая сторона квадрата равнялась 5 саж., а высота конуса - 11 саженям. В июне 1857 г. произведена переделка и обновление церкви. С западной стороны пристроен каменный придел, он окончен в мае 1859 года. На эту переделку, а равно и на другие постройки, истрачено было церковных денег 2 203 руб. 36 коп.; от Александровской мануфактуры дано было 11 000 руб.

Церковной земли нет, но под оградой находится 875 кв. сажень. Эта земля разделяется на две площади: входную и на площадь, помещающую в себе церковные строения. Входная площадь есть правильный четвероугольник в 18 саж. длины и 10 ширины. Другая площадь, в 675 кв. сажень, имеет вид круглый, яйцеобразный, на ней находится церковь с колокольнею. Сначала обе площади были открытые и на них было устроено 14 лавок, которые, за смертью князя Вяземского, не были довершены по назначению, и только в одной из них 20 лет жил церковный сторож. В 1857 г. входная обнесена железною решеткою, с аркою для ворот, сделанною из плиты и с небольшими часовнями по бокам; кроме того, она двумя деревянными решетками разделялась на две площади, по восточной и западной стороне церкви. Обе площади вместе составляли пространство в 294 кв. сажени. Около деревянных решеток насажен боярышник, а площади засажены березою, сиренью и другими растениями. Против колокольни к церковной ограде пристроены два деревянных сарая для дров и для разных церковных принадлежностей.

Из приведенного выше указа видно, что князь Вяземский, намереваясь устроить церковь, имел в виду устроить каменный дом для причта. Это и было им исполнено: построенный им каменный, двухэтажный дом у церковной ограды, с восточной стороны церкви. Здесь причт жил до 1806 года. В этом году священник Михаил Добронравин, находя помещение в церковном доме неудобным и пользуясь правом законоучителя питомцев воспитательного дома, поместился в каменном флигеле, против церкви. Флигель этот принадлежал Александровской мануфактур, здесь священники жили по июль 1871 года. С западной стороны примыкает к церковной ограде другой каменный дом, устроенный князем Вяземским, для богослужения в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека.

До 1834 г. оба дома принадлежали церкви, но когда в 1834 году все имение села Александровского было куплено бароном Шлипенбахом, тогда он же купил и оба церковные дома с надворными постройками и землею. В декабре 1837 г. священник Петр Цветков возбудил дело о принадлежности сих домов. Дело доходило до Сената, который признал, что один из каменных домов несомненно принадлежит причту Троицкой церкви, но так как священники имели помещение от Александровской мануфактуры, то оный дом и оставлен во владении Шлипенбаха до тех пор, пока причт будет иметь помещение от мануфактуры.

Между тем, в ноябре 1872 г. прихожане из оседло проживающих крестьян постановили вносить в приходское попечительство по 1 руб. сер. с каждой ревизской души, всего 305 руб., на наем помещения для причта. Попечительство выдавало священнику на квартиру 12 руб., а псаломщику 8 руб. в месяц. В 1881 году эта выдача, по случаю накопившихся недоимок, была прекращена.

Князь Вяземский, устраивая церковь, имел в виду положить причту определенное жалованье, но за переходом имения в казну, по смерти князя, жалованье прекратилось, так как новый владелец Венкер не считал себя обязанным исполнить обещание князя Вяземского.

Клировые ведомости имеются с 1806 года с пропусками, а с 1850 г. - непрерывно. Церковного дохода причт получает до 3000 руб. в год. Собственно церковной суммы, накоплявшейся с 1873 г., считается 7386 руб. в билетах разного наименования и достоинства.

При устройстве церкви, к приходу ее принадлежали деревни: Александровская, Заводская (или Кокино) и Лесная, всего из 34 дворов, мыза Мурзинка (8 дворов), село Сарское или Смоленская слобода (34 двора), всего 76 дворов, в которых считалось 463 души обоего пола. В 1810 г. деревня Лесная соединилась с Заводскою. По документам видно еще, что к здешнему приходу принадлежали еще мастеровые Александровской мануфактуры, которые по месту происхождения и по роду работ,делились на мастеровых тульских, сестрорецких, екатеринославских, чулочных и вольных воспитанников. В 1807 году всех этих мастеровых по исповедным росписям значилось 194 человека, кроме жен и детей; в 1861 году, когда мануфактура упразднена, их было 832 души мужского пола и 440 женского. В этом году все они перечислены в петербургское мещанство и оставлены рабочими при карточной фабрике. К здешнему же приходу с 1806 г. принадлежали питомцы воспитательного дома в числе 300 человек. С 1804 г. до 1826 г. сюда принадлежали 4 роты инвалидов нижних чинов, которых вместе с начальствующими было до 560 человек. В 1826 году они отчислены к Павловской инвалидной церкви. Всего по исповедным книгам значится 871 душа мужского пола и 966 душ женского. Прихожане отличаются усердием к посещению храма Божия, "неопустительно" исполняют долг исповеди и причастия, часто служатъ молебны и имеют иного дней, чтимых с особенным благоговением.

Церковная ризница и библиотека имеют все необходимое для совершения церковной службы и достаточное количество книг для благочестивого чтения. Народная школа открыта 16 октября 1883 г. земскою управою на 50 детей обоего пола. Приходское попечительство открыто 14 марта 1871 года. Председатель его, петербургский купец Роман Тихонович Гафа и члены из прихожан, числом 18 человек, утверждены указами консистории Кладбище величиною в 3 дес. 170 кв. саж. находится в версте от церкви. Часовня на кладбище во имя Успения Божией Матери устроена в 1848 г. В Успеньев день здесь совершается поминовение усопших. «

Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.