ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря.

Часовня при церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в селении Императорского стеклянного завода


Санкт-Петербург. Часовня иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1907 и 1909.
Архитектор:А.И. фон Гоген
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, д. 24

Координаты: 59.91255, 30.4072
Проезд:от ст.м. "Пл. А.Невского" три остановки трамваями 7,24 и 65





Сортировка:

Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
15 января 2023
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
15 января 2023
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Сергей Прохоров
3 апреля 2016
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ProFan156
11 октября 2021
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Перелётный выхухоль
23 сентября 2016
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Олег В
7 марта 2016
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
laryan1
18 июля 2009
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Александр Разумов
1 октября 2001
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Иконы  на западном фасаде<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконы на западном фасаде
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Иконостас часовни церкви иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас часовни церкви иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
Анатолий Вениаминов
27 сентября 2016
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Могила петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Могила петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки.
Параглайдер
8 декабря 2020
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Надгробие почитаемой святой Матренушки-босоножки возле церкви<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Надгробие почитаемой святой Матренушки-босоножки возле церкви
Наталия
6 сентября 2008
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Фото с сайта  http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2001409057.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://office.altsoft.spb.ru/cgakffd/cd/4/showObject.do_object=2001409057.html
Андрей Агафонов
1 января 1913
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Молебен в помещении деревянной часовни, находящейся внутри новой каменной. Фото 1913 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Молебен в помещении деревянной часовни, находящейся внутри новой каменной. Фото 1913 г.
Елена Григорьева
1 января 1913
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Фото из книги Антонов, Кобак "Святыни Санкт-Петербурга".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Антонов, Кобак "Святыни Санкт-Петербурга".
Андрей Агафонов
1 января 1910
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1906
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Деревянная Скорбященская часовня после прославления иконы, 1888 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Деревянная Скорбященская часовня после прославления иконы, 1888 г.
Елена Григорьева
1 июня 1888
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, фото с сайта citywalls.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта citywalls.ru
Андрей Агафонов
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Интерьер часовни. Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер часовни. Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Интерьер часовни. Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер часовни. Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Фото с сайта Eto.Retro.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта Eto.Retro.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Деревянная Скорбященская часовня, сохранялась до 1907 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Деревянная Скорбященская часовня, сохранялась до 1907 г.
Елена Григорьева
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Каменная часовня, фото начала ХХ в.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Каменная часовня, фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
??
Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на подворье Троицкого Зеленецкого монастыря, Скорбященская часовня в советское время<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Скорбященская часовня в советское время
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Разумов  21 февраля 2005

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Монетки не врезались в образ, а прилипли к его поверхности; икона же обновилась, как будто она была заново написана. С этих пор икона считается чудотворной. В народе она получила имя "Богородицы с грошиками". Икона "Всех Скорбящих Радости с грошиками" или Петербургской Божией Матери широко почиталась в России и за рубежом, не только православными верующими, но и протестантами. На месте той старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы, рядом с выстроенным в конце XIX в. Скорбященским храмом, в 1906 - 1909 годах была возведена новая часовня. Она выдержана в том же характере, что и стоявшая до 1932 г. церковь; за образец архитектор А. И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, но пока произведена лишь расчистка его фундамента. Сейчас ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июня 2014

Скорбященская, в селении Императорского Стеклянного завода, церковь по Шлиссельбургскому пр., 24 (60) была возведена в 1894-1898 годах в честь Санкт-Петербургской Святыни - Чудотворного образа Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Церковь строилась как приходская для жителей Стеклянного завода на земле, принадлежавшей Кабинету Е.И.В. Для возведения каменного Храма Кабинет "уступил" участок земли в 580 кв. саж, который ни на каком этапе церкви не принадлежал. Храм был построен исключительно на частные пожертвования, в "русском стиле". За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни.

По своей красоте Скорбященская церковь принадлежала к лучшим храмам Северной столицы. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского Московского собора.

Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 г., левый придел - во имя святителя Николая и пророка Ильи 2 декабря того же года. Правый придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений. В 1906-1909 гг. для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в "русском стиле" была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую.

Комплекс "Скорбященская церковь - Скорбященская часовня" открывал своеобразный ансамбль храмов по Шлиссельбургскому тракту и являлся архитектурной доминантой несложившейся части города. Скорбященская церковь была закрыта в 1932г., снесена в 1933 г.

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm


Марина Зуйкова  29 октября 2019

Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери.

5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

На этом святом месте, рядом с часовней, где было явлено свидетельство Божественного всемогущества и милосердия, было решено построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Основными инициаторами строительства были священнослужители и прихожане Борисо-Глебской церкви, к которой были приписаны жители Стеклянного завода. Для возведения храма было собрано 41 тыс. рублей. Это начинание нашло горячий отклик среди православного народа, и вскоре в храм стали поступать значительные пожертвования со всей России. Поток их не прекращался. Только в день торжественной закладки церкви поступило 20 тыс. рублей. Купцы безвозмездно предоставляли строительный материал, так А.И. Галунов обеспечил весь гранит, а В.Г. Васильев и С.П. Петров – целый звон восьми колоколов. К 1891 году была собрана Строительная комиссия из почетных прихожан и священников Борисоглебской церкви для заведования предстоящей постройкой. Всего на строительство Скорбященской церкви было собрано 167 тысяч рублей.

В апреле 1891 года церковный староста и прихожане Борисо-Глебской церкви обратились в Санкт-Петербургское Епархиальное управление с прошением о разрешении построить подле часовни в честь иконы Скорбящей Божией Матери каменный храм и представили план местности, назначенный под постройку. В июле 1892 года Государь Император «...Высочайше соизволил разрешить из состава принадлежащей Кабинету Его Императорского Величества береговой полосы в селении Стеклянного завода, арендуемой Главным Обществом Российских железных дорог, выделить на условиях, какие будут определены по взаимному соглашению, участок в 580 кв. сажен для сооружения православной церкви, предоставив это участок в пользование сей церкви на все время ее существования».

19 ноября 1892 года означенный участок был принят в ведение Строительной Комиссии по построению храма. Акт с ее стороны был подписан настоятелем Борисоглебской церкви Павлом Космодемьянским, председателем Комиссии А. Д. Подкованцевым, церковным старостой А. Голуновым. План сверял с натурой архитектор А. В. Иванов. Участие императора Александра Третьего в истории строительства нового храма не ограничилось только Высочайшим разрешением на отвод земли. Великим постом (13 марта 1893 года) Император лично посетил Скорбященскую часовню вместе с императрицей Марией Федоровной, Великой княгиней Ксенией Александровной и Великим князем Михаилом Александровичем. Вскоре после этого Император пожертвовал необходимый для построения храма «прилегающий к часовне участок земли, принадлежавший, как и вся земля в селении Стеклянного завода, Кабинету Его Императорского Величества».

Из нескольких планов Скорбященской церкви, безвозмездно составленных, по предложению комиссии петербургскими архитекторами, комиссией избран и утвержден, как более удачный, план двух известных архитекторов: А. И. фон Гогена (1856–1914) и А. В. Иванова (1845–1917). 3 мая 1893 года в Городскую Управу за подписью Председателя Строительной Комиссии было подано Прошение «...разрешить по представляемому здесь проекту постройку церкви (приписной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода Александро-Невской части 1-го участка на берегу реки Большой Невы и Шлиссельбургскому проспекту во имя Скорбящей Божией Матери и десятилетнего царствования императора Александра Александровича». Чертежи были одобрены и представлены на утверждение Градоначальника. В мае этого же года Строительная Комиссия получила разрешение на укрепление береговой части земли «забивкою шпунтовой перемычки» (сваями с анкерами). Затем проект был представлен на рассмотрение Государю Императору Александру Третьему. 11 августа 1893 года проект А. И. фон Гогена и А. В. Иванова был удостоен Высочайшего утверждения.

Строительные работы, начавшиеся в 1893 году, продолжались почти пять лет. 1 июля 1893 года духовенством Борисоглебской церкви был совершен молебен и окроплено святой водой место строительства будущего храма. После чего начались работы по укреплению береговой части и грунта участка, выделенного под строительство церкви, а уже 3 августа 1893 года был заложен первый камень фундамента нового храма. Церемония торжественной закладки храма состоялась 12 июня 1894 года. Была заложена доска из массивного серебра, на месте постройки рабочие водрузили большой деревянный крест. Место закладки освятил митрополит Палладий (Раев). К этому времени были выведены не только фундамент, но и высокий цоколь из красного петерландского гранита и начата кирпичная кладка. Грунт под церковью укрепили известняком и деревянными сваями (их было забито 600 штук). К осени стены были выложены уже до купола. Летом 1895 года кладка церкви и черновые работы были окончены. Стены со сводами, арками, куполами и прочее сложены из кирпича на растворе из «серой извести»; в стены «для крепости в разных местах положены железные сваи. Крыша покрыта гальванизированным железом. Папертей перед входными в церковь дверями три, и все они сделаны также из красного гранита. Около церкви, с южной стороны, устроена довольно красивая, на фундаменте, ограда. Пол церкви поднят выше тротуара на 2 аршина 8 вершков и выложен метлахскими плитками, расположенными в шахматном порядке». В 1896 году были подняты стеклянные кресты на храм. Стоимость ново построенного храма составляла примерно 200.000 рублей.

В 1897 году, когда достаточно просохли стены, были начаты живописные работы. Расписывание стен было поручено художнику декоративной живописи Садикову, а иконописание — Обществу вспоможения художникам. Внутреннее помещение церкви с хорами было рассчитано на 800–1200 человек. В храме было устроено два придела: главный — во имя Скорбящей Божией Матери и левый — во имя святителя Николая и св. пророка Илии. Авторы статей о новом храме отмечали изящество декоративных работ: массивных входных дверей, иконостасов, клиросных решеток и др., выполненных по рисункам архитектора А. В. Иванова. Важнейшим украшением нового храма служили иконы, священные картины и отдельные изображения святых; купол, арки и стены церкви были сплошь покрыты орнаментами в виде звезд, цветов и крестов. В главном алтаре, на горнем месте, в великолепном киоте из белого мрамора, помещался образ «Матерь, несущая спасение» — копия с картины художника Васнецова. Над ней, в алтарном полукружии, располагалась большая картина, изображающая Тайную вечерю. Дубовый, позолоченный иконостас, вырезанный по рисунку Иванова резчиком И. П. Платоновым был трехъярусным. Такой невысокий иконостас давал возможность богомольцам видеть в алтарном окне прозрачное, выполненное из цветных стекол изображение Спасителя.

На ближайших к алтарю столбах помещены в дубовых киотах иконы святого пророка Ильи и святителя Николая. В куполе, на одной из четырех больших картин на восточной стороне была изображена — Божия Матерь «Всех скорбящих Радость». В северо-западной части храма располагалась «удобная лестница с красивой металлической решеткой, которая ведет на довольно поместительные хоры». Кроме священных изображений и орнаментов, на арках в разных частях храма написаны десять заповедей блаженства и шесть евангельских изречений. На одной из арок написана песнь Богородице. В малом приделе в честь святителя и чудотворца Николая помещался двухъярусный дубовый иконостас. По правую сторону главного алтаря был устроен большой дубовый киот с сенью для помещения чудотворного образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», который переносился в храм из часовни к богослужению по праздникам. В отсутствие чудотворного образа здесь помещалась его копия. Пол, выложенный метлахской плиткой в шахматном порядке, мраморные престолы и жертвенники в алтарях дополняли великолепие внутренней отделки.

Освящение нового храма происходило в два этапа: главный придел во имя Скорбящей Божией Матери был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином, а малый придел во имя св. Николая и пророка Илии освятил 3 декабря того же года о. Иоанн Кронштадтский. С 1899 года Скорбященская церковь стала самостоятельной в управлении своими доходами. В 1900-1904 гг. по проекту архитектора Г. Г. фон Голли напротив церкви был выстроен дом для причта (ныне пр. Обуховской обороны, 33). К 1912 году при церкви уже были построены богадельня для престарелых, приют для калек. Попечителем этих заведений был Федор Никитич Таиров. Судя по архивным материалам, Скорбященская церковь практически через четыре года после получения самостоятельного прихода смогла построить несколько благотворительно-просветительных учреждений.

Деревянная часовня, в которой находилась чудотворная икона, бережно сохранялась до 1907 года. 11 июня 1907 года по проекту А. И. фон Гогена была заложена в том же стиле XVII в. каменная часовня на 600 человек, в правой части которой поставили первоначальную деревянную постройку. Она была освящена 20 декабря 1909 г., в первую годовщину памяти о. Иоанна Кронштадтского. Часовня была самой большой в России и очень богато украшена. При возведении здания использовался гранит. В декор фасадов, облицованных светлым зигерсдорфским кирпичом, органично вошли прекрасные мозаики работы В. А. Фролова, выполненные в 1908 году в мастерской Зеркальной фабрики. Шатры были покрыты керамической черепицей, их венчали главки из золотой мозаики. Отличалась богатством внутренняя отделка. Стены и четыре колонны, державшие свод, покрывал черный, с белыми прожилками мрамор. Роспись была выполнена в «византийском стиле». Все арки и галереи покрывал узорный орнамент с золотом и серебром. Чудотворная икона в золотой раме и драгоценной ризе, украшенной 2379 драгоценными камнями, в том числе 736 бриллиантами, располагалась на пьедестале из черного лабрадора под бронзовой сенью, где горели 60 лампад, различного размера и рисунка. Украшение чудотворной иконы оценивалось в 120 тыс. рублей. Новая каменная Скорбященская часовня была освящена епископом Нарвским Никандром 20 декабря 1909 года.

23 июля 1913 года исполнилось 25 лет со дня чудесного прославления иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. К празднованию этого события в Скорбященской церкви и часовне под наблюдением знатоков древнерусского искусства Н. В. Покровского (1871–1931) и В. В. Суслова (1857–1921) были проведены большие живописные работы. Первоначальная роспись, выполненная С. И. Садиковым, и сразу же вызвавшая нарекания за несоответствие ее художественного стиля архитектурному облику храма, была заменена новой. Работу исполнял художник С. Т. Шелков по эскизам и под наблюдением епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Весь храм был расписан в красочном стиле 17 века. Роспись орнаментов напоминала роспись кремлевских палат царя Алексея Михайловича, а иконография была выполнена в духе Московского Большого Успенского собора. Судя по описанию, система росписи практически не изменилась, но стиль ее стал более соответствовать внешнему виду храма.

После 1917 года Скорбященская церковь просуществовала до начала 1930-х гг. В 1922 году с чудотворной иконы при «изъятии церковных ценностей» была снята украшавшая ее драгоценная риза. Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода «Большевик», но позднее, в 1933 году храм разобрали на кирпичи (которые, по преданию, пошли на строительство ДК «Невский»), под предлогом расширения территории речного порта. Часовня продолжала функционировать как обновленческая церковь с 1932 по 1938 гг., затем и она была закрыта, а здание было передано Володарскому районному штабу МПВО, что спасло часовню от сноса. Она устояла, но лишилась шатрововых наверший с золотыми главками и крестами, затем часовня долго служила заводу резиновых изделий «Гуммилат», который разместил здесь свой цех, забросав место погребения Матренушки-Босоножки производственными отходами. Чудотворная икона, сохраненная прихожанами, в конце 1940-х гг. была передана ими в церковь Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»), которая к этому времени была уже открыта.

В начале 1990-х гг. часовня была возвращена верующим. Территория бывшей церкви с сохранившейся часовней передана С.-Петербургской епархии. С 1992 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, расположенного недалеко от города Волхова Ленинградской области. Трудами настоятеля и братии монастыря храм восстановлен. Возрождено внутреннее и внешнее великолепие храма: восстановлены шатры, золоченые главки, установлены, как и в дореволюционные годы, кресты с хрусталиками, отреставрировано внутреннее убранство, сделан новый иконостас с иконами работы иконописца Георгия Гашева. По благословению игумена Пахомия написана точная копия чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Воссоздан киот, который точно повторяет оригинал. Киот освящен 30 января 1995 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром.

В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма. На месте, где стояла когда-то Скорбященская церковь были произведены археологические исследования, а также расчистка и консервация фундамента. В результате исследований выяснилось, что строительство нового храма возможно на историческом фундаменте, который хорошо сохранился.

На фотографиях, сделанных археологами видны очертания храма, имеющего форму креста с алтарной частью, обращенной к югу; а также многогранники-основания колонн, на которые опирались арки, поддерживающие купол. В храме использовалось дровяное калориферное отопление. Три калориферные («амосовские») печи располагались в подвальном помещении. В стенах церкви были проложены тепловые каналы, для прогрева и высушивания стен от влаги, которая образуется в результате посещения людьми, разницы температуры создающейся при открывании дверей и множества других факторов.

На клеймах кирпичей запечатлены имена керамистов-заводчиков, поставлявших кирпич для строительства Скорбященского храма. Среди них заводы В. А. Русанова и «Л. Ю. Укке и Ко», располагавшиеся на Шлиссельбургском проспекте, заводы «Трудъ» и «Наследники Петра Беляева» и другие. Найденные электрический щиток и настенные светильники говорят о том, что храм освещался электричеством. По сохранившимся фрагментам стенной росписи можно представить, какие великолепные орнаменты украшали арки, купол и стены Скорбященской церкви. Можно также увидеть образцы метлахской плитки, которая была использована для напольных покрытий. Во время расчистки фундамента были обнаружены различные предметы, дающие представление также о повседневной жизни храма: ящик для пожертвований и старинные монеты разного достоинства; художественно выполненные стеклянные бутылки для хранения освященного масла и святой воды; фрагменты фарфоровых лампад, пасхальных яиц, фарфоровая и фаянсовая посуда с клеймом Императорского Фарфорового завода. В настоящее время по инициативе настоятеля храма иерея Богдана Полевого начались строительные работы по воссозданию разрушенного Скорбященского храма.

http://skorbyashenskaya.ru/church/history/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.