ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1731 и 1734.
Год утраты:приблизительно 1930
Архитектор:Иродион Тимофеев
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербург, напротив дома 151 по пр Обуховской Обороны

Координаты:59.880255, 30.447325 (приблизительно)
Проезд:метро "Ломоносовская"


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Главный иконостас. Фото И. Ф. Чистякова, 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Интерьер Никольского придела. Фото Васильева, 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото 1900-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фрагмент. Фото 1900-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фрагмент. Фото 1900-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  22 мая 2015

По преданию, на месте каменной церкви раньше была деревянная — во имя пророка Илии, построенная Петром Великим для невских рыбаков и освященная в 1711 г. Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди «жертвователей» на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и И. В. Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материал. Так, обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин — сто дюймовых досок. Крест на церковь изготовили на деньги купца Адмиралтейского общества Прохора Ивановича Рювищева. Этот четырехконечный железный позолоченный крест к 1830 г. расшатался. Закреплял его известный мастер Петр Телушкин, исправлявший шпиль Петропавловского собора.

В 1845 г. произведена значительная переделка храма Преображения Господня. Верхний деревянный ярус на колокольне заменили каменным, а шпиль — восьмигранным куполом. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковицеобразной главой; внутри нее — хоры. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина. В церкви находились особо почитаемые иконы: икона Преображения Господня, в которую были вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия, человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал придворный протодьякон Алексей Заводский; икона Казанской Божией Матери была найдена корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта около 1770 г. Она почиталась как целительная и чудотворная.

При церкви имелось два кладбища. В 1871 г. было открыто приходское попечительство, при котором состояли два училища.

Церковь была снесена в 1930-х гг.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  9 октября 2015

Слобода Фарфоровская находится на 11 версте Шлиссельбургского шоссе, на левом берегу Невы. Церковь здешняя каменная, построена, по клировым ведомостям, в 1736 г., а по церковной описи, выданной из консистории 19 июля 1813 г., в 1734 г. По сборной книге 1731 года видно, что здесь прежде была деревянная церковь. В книге пишется: "имеющаяся церковь Божия во имя Спаса Преображения Господня, что при Невских кирпичных заводах, деревянная, которая построена в прошедших годах, а ныне уже весьма обветшала и по прошению той церкви богомольцев, так же и приходских людей, обывателей оных же кирпичных заводов, повелено указом Ее Императорского Величества, из Святейшего Правительствующего Синода, из с.-петербургского духовного правления, построить вновь церковь каменную, настоящую, предреченную же во имя Спаса Преображения Господня, а при ней два предела, по правую сторону святого и славного пророка Божия Илии Фесвитянина, а по другую сторону святителя Христова Николая Чудотворца".

Но и до построения этой церкви была здесь, по преданию, деревянная церковь во имя пророка Ильи, построенная Петром Великим для невских рыбаков, и устроена вчерне, а в 1736 г. освящена.

Строителем нынешней церкви, как видно из сборной книги, был священник Иродион Тимофеев. По сборной книге было собрано 525 руб. асс., в числе коих, от щедрот Анны Иоанновны дано: „в церковное строение сто рублев, да на свечи один рубль". После императрицы пожертвовали: адмирал граф Головин - 5 руб., князь Куракин - 3 руб., советник Хитрово - 1 руб., князь Иван Одоевский - 2 руб., князь Иван Александрович Ерусланов - 48 коп., Невских кирпичных заводов обжигальщик Семен Смирнов - 100 руб.; многие жертвовали вместо денег материал. Так "обжигало Нефед Иванов обещал пожертвовать 2000 шт. красного кирпича, обер-камергера Ивана Андреевича Кобылякова приказчик Алексей Деребин - 100 досок дюймовых; того же дома дворецкий Яков Ивлев - 20 досок дюймовых". Крест на церковь "обещан с.-петербургским купцом адмиралтейского общества Прохором Ивановым, сыном Рювищевым».

На церкви сперва был железный, 4-х конечный, не золоченый крест; в 1830 году он расшатался и был снова утвержден тем известным Телушкиным, который поправлял шпиц Петропавловского собора. Крест этот, по переделке колокольни в 1846 году, заменен золоченым шестиконечным крестом.

Важнейшая переделка храма произведена была в 1845 году. В это время, на колокольне верхний деревянный ярус заменен каменным, а шпиц заменен семигранным куполом с луковицеобразною главою. На церкви, вместо "табурета", на котором стоял крест, выстроен глухой, деревянный, со стеклами, фонарь и над ним - луковицеобразная глава. Внутри церкви, против главного алтаря, сделаны на колоннах хоры, а под ними"женские" места. Придельные храмы, через возвышение арок, соединяющих их с главным храмом, составили с ним одно целое и церковь стала просторнее.

Церковь алтарем обращена на юго-восток, или, как говорится, „на зимний восток". Одною стороной она прилегает к Шлиссельбургскому шоссе, остальными сторонами - к кладбищу, обведенному кирпичной оградой на цоколе и возвышающемуся над водою на 2 сажени. Вход в церковь под колокольней. Нижние два яруса колокольни равномерны, верхний - несколько уже.

От первого яруса юго-восточной стены идет каменное здание, четырехугольное, продолговатое, в 5 саж. 2 арш. длины, с железной крышей; оно называется малою церковью. Это было местом древнего храма, а теперь здесь поставлены приделы. Далее, к юго-востоку идет каменное здание в 6 саж. 2 арш. длины и ширины, с окнами в 2 этажа. Еще далее к юго-востоку - полукруглая пристройка для алтаря, с левой стороны - небольшая каменная пристройка для пономарской; через нее вход в алтарь с ограды.

Иконостас главного алтаря - в 4 яруса. В нижнем ярусе помещены иконы: Преображения Господня, Богородицы, архидиаконов Филиппа и Лаврентия, Святителя Николая и образ „Неопалимой Купины"; во 2-м ярусе - дванадесятые праздники, в 3-м апостолы и среди них Деисус, в 4-м - пророки и среди них "Коронование Божией Матери". На верху распятие, с Богородицею и Иоанном Богословом. Иконостас возобновлен в 1856 г. Солея возвышается на 2 ступени, обведена железною решеткою и имеет ширины около 2 аршин. Иконостасы в приделах несколько меньше. Антиминс главного алтаря освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 1 дня; антиминс Никольского придела освящен митрополитом Амвросием 1812 г. марта 2 дня, антиминс Ильинского придела холщевой, освящен архиепископом Сильвестром 1775 г. января 29 дня.

На колокольне старинный, шведский колокол весом около 30 пудов. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных Петром I для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Варгуниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коей, по преданию, была шведская кирка.

Метрические записи имеются при церкви с 1750 года. Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 гг. при здешней церкви был один священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 105 руб. 45 коп. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфорового завода причт стал получать из заводской конторы 147 руб. 32 коп. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возрасло до 179 руб. 97 коп. Когда устроен был в 1825 г. Александровский чугунный завод, причт стал от этого завода получать 114 руб. 28 коп.; кроме этого, пользовался от завода экипажем с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви и причта жалованье причту фарфоровому прекратилось. В 1802 году вследствие указа о наделе причтов землею общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого, причт пользуется 97 руб. 44 коп. в год, т. е. процентами с капитала в 2430 руб.

Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфорового завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4-й куплен у вдовы священника Алексеева.

Приход составляют рабочие на фарфоровом и на других соседних заводах. Прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., муж. пола 989 и жен. 984. В приходе существуют две школы: приходская, с курсом первоначального обучения, и техническая, для обучения мастеровых. Крестный ход бывает 20 июля вокруг селения, в память холеры 1848 года.

Кладбищ при церкви два, одно подле церкви, другое кладбище находится за Невой, где были казенные кирпичные заводы. Там есть часовня во имя Спаса Нерукотворенного.

Приходское попечительство открыто в 1871 г. по указу духовной консистории от 11 октября за № 4001. При попечительстве состоят два училища, одно помещается в наемном доме, другое - в каменном, построенном на средства попечительства доме на церковной земле.

К фарфоровской церкви приписана находящаяся на фабрике Варгуниных церковь во имя св. Александра Невского, с приделом во имя святителя Павла нового. Сперва в ней служили монахи из киновии, а в октябре 1870 г. определен сюда постоянный священник на жалованье от гг. Варгуниных.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  5 мая 2018

В начале XVIII века на левом берегу Невы, близ казенных кирпичных заводов, возникла деревня, где жили рабочие. Для них в 1713 г. выстроили деревянную церковь. В 1731-1735 гг. для мастеровых переведенного в эту местность при Елизавете Петровне казенного фарфорового завода была выстроена скромная каменная церковь, имевшая один купол. В ней были три придела: левый был освящен в честь свт. Николая, правый - пророка Илии. Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева.

Среди жертвователей на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материалы. К 1811 г. храм сильно обветшал. Е. Т. Соколов и Л. И. Миллер выполнили проект его перестройки, но из-за недостатка средств удалось лишь изменить форму купола и частично внутреннюю отделку. Тогда же в ограде церкви была построена часовня. Работы длились всего одно лето, после чего храм был вновь освящен 27 сентября 1817 г.

В 1845 г. здание подверглось частичной перестройке, однако это почти не нарушило его старинный внешний облик. Лишь шпиц, увенчивающий здание, был заменён восьмигранным куполом, а верхний деревянный ярус на трехъярусной колокольне заменили каменным. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковичной главкой; внутри церкви - хоры. Возможно, тогда же в интерьере появились витражи. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным.

Первоначально в храме был один алтарь, в 1736 г. освященный в честь Преображения Господня. В 1775 г. в церкви был устроен придел, освященный архиепископом Сильвестром 29 января 1775 г. во имя Пророка Илии. Второй придел во имя Николая Чудотворца был освящен в церкви 2 марта 1812 г. 1 июня 1858 г. после перестройки храма и завода Митрополит С.-Петербургский Григорий вновь освятил главный алтарь. Иконостас церкви был высокий, четырехъярусный.

Главной святыней храма был образ Казанской Божией Матери, найденный в 1770 г. корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта. Эта чудотворная икона была украшена ризой с серебряными венцами и драгоценными камнями и почиталась как целительная и чудотворная. Среди святынь храма были старинная икона Преображения Господня с частицами креста Господня и мощей святых Алексия, Георгия и Авраамия и образ Рождества Христова, писанный на стекле. Достопримечательностью церкви был колокол в 50 пудов, отлитый в Швеции в 1686 г. и перевезенный из Ниеншанца.

В 1856 г. была произведена реставрация иконостаса. В 1893 г. под руководством А. В. Малова и в 1914 г. в церкви производился основательный ремонт с заменой части икон копиями на цинке. В первом случае в куполе была сделана новая роспись. В 1894 г., в ознаменование юбилея фарфорового завода, перед храмом был установлен бронзовый бюст Елизаветы Петровны.

За церковью находилось обширное кладбище. В 1871 г. было открыто приходское попечительство, при котором состояли два училища.

Церковь была закрыта 5 ноября 1932 г. Здание её, составлявшее единый комплекс со зданием Фарфорового завода и являвшееся памятником архитектуры, снесено до основания в 1933 г. Ликвидировано и старинное Преображенское кладбище - на его бывшей территории в 1960-1970-е гг. выстроены кинотеатр и станция метро "Ломоносовская".

http://piters.in/nohram


Статью добавил(а): Сергей Прохоров,  3 ноября 2019

"XII. С.-Петербургский Императорский фарфоровый завод. Церковь Спасо-Преображенская, 1734-1736 г. 

Доложены: 1) заявление причта, старосты и прихожан от 7 марта о том, что в церкви предполагается окрасить внутренние и наружные стены, крышу, оконные переплеты и двери, реставрировать иконостасы, киоты и иконы.

2) Заключение П. П. Покрышкина, осмотревшего церковь 5 марта, следующего содержания: «Внешний вид церкви в значительной мере изменен позднейшими переделками; менее потерпела колокольня. В настоящее время покраска фасадов белая с едва заметно более темными фонами стен; желательно сделать разведку первоначальной раскраски и восстановить ее. Внутри кое-что сохранилось, быть может, и от первоначальной постройки, напр., плафоны двух приделов в трапезной украшены невысоким рельефом лепных орнаментов средины XVIII в., близких по стилю Louis XV и очень красивых; они должны остаться неприкосновенными, а бирюзово-голубая раскраска их фонов требует проверки путем разведок. Столярство и иконы левого и главного иконостасов, за небольшими исключениями, хороши; в особенности хороша ажурная резьба царских врат и колонн первого яруса в главном иконостасе, декоративной арки между придельными иконостасами с иконою, кажется, Софии Премудрости Божией, нескольких киот и рам вокруг икон и картин, висящих, по стенам церкви. Разведкою на тумбе главного иконостаса открыт отличный синий тон, а на фоне за колоннами - малахитовый. Ионические колонны, поддерживающие потолок трапезной части и хоры в главном храме, кажется, относятся к началу XIX в. Из утвари к Елизаветинскому времени, по-видимому, относятся: выносная икона и выносной крест (иконопись их совершенно перемалевана в недавнее время, неудовлетворительно, но резьба еще сохранилась, хотя и слишком заплавлена слоями многократных побелок), дарохранительница серебряная с чеканным изображением Преображения Господня, около 12 в. высотою, в виде шкафчика; антиминс Ильинского придела 1755 г.; четыре рамы-киоты в алтаре на стенах, под потолком; вероятно, многие иконы, отчасти или целиком, испорченные позднейшими плохими поправками, напр., иконы в левом иконостасе, у которых испорчены фоны и надписи, кроме икон Спасителя и Божией Матери, целиком переписанных хорошим художником начала XIX века, св. Николая Чудотворца чтимый образ большого размера, около 1 1/2 арш., в окладе, местная икона св. Илии Пророка в новом окладе. Иконы XVIII в.: в главном приделе - св. Николая в новом окладе, чудесно обретенная ранее 1811 г. на дне моря в Кронштадте, за Чудодельскими воротами, местные иконы главного иконостаса Спасителя и Божией Матери в окладах хорошей чеканки, образ Божией Матери Неопалимой Купины в новом окладе, большие картины на стенах главного храма в рамах в стиле Louis XVI, в главном алтаре великолепное vitrail с изображением Поклонения пастырей, копия Толгской иконы Божией Матери в окладе хорошей чеканки, такая же икона Знамения Божией Матери, четыре иконы, висящие по стенам в упомянутых резных рамах, Евангелие Екатерининского времени с превосходными финифтяными миниатюрами на окладе, исполненном в строгом и изящном стиле Louis XVI. Роспись в плафоне главного алтаря, изображающая Св. Духа в виде голубя в лучах света и окруженного головками ангелов, недурна и должна быть сохранена; что же касается рамы вокруг этого изображения, то она, по-видимому, изменялась; поэтому следует произвести над нею разведки. Из икон-картин XVIII в. еще обращают на себя внимание висящие на западной стене трапезной части: над входом икона Божией Матери поясная, с лежащим на руках Ее Богомладенцем, с очень красивого итальянского оригинала, с необычайно величественною постановкою головы, копия Снятия с креста Рубенса и красивая икона Георгия Победоносца на коне. Все картины и иконы почернели, лак на них растрескался.

Роспись главного купола (деревянного) и горизонтальных треугольников, "парусов" хорошая, масляная, XIX в., должна быть сохранена, хотя не мешало бы сделать под нею разведки. Окраска стен клеевою краскою позднейшая, неприятная, должна быть счищена к заменена теплым серым тоном без всяких рамочек, по образцу проглядывающего кое-где под существующей окраскою. В полу церкви несколько чугунных и каменных надгробных плит с датами конца XVIII в., на стенах отличные фарфоровые в медных рамах доски XVIII в. с надписями о погребенных здесь. О. настоятель желал бы закрыть линолеумом надгробия по тем соображениям, что во время венчаний, при радостном настроении, вид надгробий действует неприятно; я с этим не согласен. При церкви есть часовенка начала XIX в., в ней сохранился весь очень красивый внутренний наряд".

Дело 1914 г., №189. Ист.-стат. свед. о С.-Петерб. епархии, т. VIII, стр. 91. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси, вып. III, стр. 63-66. "Истор. Вестн.», 1903 г., янв., стр. 235. "Россия" 6 августа 1911 г., № 1754. - "С.-Петерб. Вед." 4 августа 1911 г., №173. Изв. И.А.К., приб. к вып. 44-му, стр. 133. «Неделя Строителя» 1886 г., стр. 33

В.В. Суслов заметил, что верх, иконостаса новый, а низ старый. Е.А. Сабанеев высказал, что плиты, ничем не покрытые, стираются ногами богомольцев. Граф А.А. Бобринской предложил просить перенести копии с надгробных надписей на стены церкви.

Постановлено: 1) разрешить ремонт под надзором Имп. Археологической Комиссии, 2) предложить, не будет ли найдено возможным передать содержание надписей на стенах церкви".

Известия Императорской Археологической комиссии, выпуск 55-й. Выдержка из протокола реставрационного заседания Императорской Археологической комиссии 13 марта 1914 г. Петроград, 1914, С. 70-74

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.