Слободской Крестовоздвиженский мужской монастырь на протяжении столетий являлся одним из культурных центров Вятской земли. Он возник в 1599 г. Первоначально монастырь был деревянным. Начинал его строить иеромонах Иосаф Казанец, а закончил преподобный Трифон. Он освятил деревянный Богоявленский храм, построил в нём около десятка келий и огородил их деревянной стеной, над святыми воротами соорудил деревянный храм во имя архангела Михаила.
Особое расположение и помощь монастырю оказывали промышленники Строгановы. Трифон со своим учеником Досифеем отправился в г. Сольвычегодск к Никите Григорьевичу Строганову, который выделил обители много икон, риз, книг, железа и соли. И позднее Досифей, став настоятелем монастыря, не раз обращался за помощью к богатым промышленникам.
В начале XVII в. сложился деревянный ансамбль монастыря. По книге письма и меры И.Б. Доможирова (1629) обитель имела три деревянных храма: Введения во храм Пресвятой Богородицы, церкви Богоявления и архангела Михаила. Монастырь достиг прочного положения. Благодаря усилиям преподобного Трифона, затем Досифея, а также многочисленным пожертвованиям Строгановых, иконописное собрание обители насчитывало более ста икон. Так как со Строгановыми существовала тесная связь, то, несомненно, в иконостасах храмов находились произведения строгановских иконописцев и серебряников.
В конце XVI – первой половине XVII в. Сольвычегодск (столица Строгановых) играл существенную роль в пополнении монастырского иконописного собрания. Он оказывал определённое воздействие на формирование местных художественных вкусов.
В монастыре не прекращались строительные работы. К 1698 г. была построена Введенская церковь в каменном исполнении, в 1755–1761 гг. шло строительство каменного Богоявленского храма, в 1775 г. построена каменная колокольня. Каменный архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении почти столетия.
https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number7&ELEMENT=gerzenka7_3_1