1999 год является юбилейным для Екатерининского кафедрального собора в городе Слободском. На месте нынешнего каменного храма стояла изначально деревянная маленькая церквушка. В 1629 году, по книге Доможирова, упоминается - «церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице колокол большой, - государево жалование, да 7 колоколов мирских».
Именно в этот храм ходил святый блаженный Прокопий Вятский чудотворец. В житии его упоминается, что Прокопий, «когда подрос, не захотел дома жить, но ушел в город Слободской и там у отца Илариона, священника Екатерининской церкви три года прислуживал».
В 1661 году деревянная Екатерининская церковь и колокольня сгорели. Каменный теплый храм был построен по грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, от 4 июня 1699 года.
В 1658 году Пермь Великая была отделена от Вологды и присоединена к Вятке, и Вятские епископы стали именоваться Вятскими и Великопермскими. Создание Вятской и Великопермской епархии превратило Хлынов в крупный церковный центр и означало усиление влияния церкви на жизнь края. Именно поэтому после приезда в Хлынов, правивший в то время архиепископ Иона (Баранов) строит первые на Вятской земле каменные храмы. Именно ему довелось дать толчок развитию каменного зодчества на Вятке и в Прикамье. Строили эти храмы в 1676-1683 гг. нанятые владыкой Ионой московские мастера.
В 1690-х гг. о пришлых строителях уже не слышно. Значит, на описываемый нами период в Хпынове подросли собственные каменщики. Кто же они? История сохранила память о Иване Ивановиче Никонове, главе строительной артели, Михаиле Нефедовиче Старкове, Тихоне Родионовиче Чернятеве, Исаке Петровиче Москвитинове.
Несмотря на отсутствие сведений об обстоятельствах строительства Екатерининского храма, можно не сомневаться, что строила его именно артель Ивана Никонова. Церковь очень схожа и со Спасо-Преображенской и с Трехсвятительской церковью в Вятке, которые строили эти же мастера. Но есть одна существенная особенность в архитектуре именно этого храма. Набор декоративных деталей почти тот же, но в композиции больше спокойствия, больше ритмичности в повторении одинаковых форм.
Этот пятиглавый храм является типичным представителем своей эпохи. Низкая задняя часть храма с приделом в юго-восточном углу и двумя арками, ведущими в переднюю часть храма, высокую в два света, и отделенный стеной от храма круглый алтарь, украшенные орнаментами окна - все это очень типично для храмов этого времени. Придел в юго-восточном углу трапезы существовал до 1914 года и был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы были сделаны в 1823 году в искаженном классическом стиле.
В 1914 году собор был расширен. При расширении храма придел в задней части был разрушен и вместо двух маленьких арок пробита одна большая, открывающая всю переднюю часть храма. Потолок западной части храма был вызнят и по бокам на юг и на север от старого храма устроены два придела. Снаружи храм стал выглядеть довольно красиво: широкая передняя часть, с двумя выделяющимися шатровыми крышами и главами приделов по сторонам, была увенчана третьей главой на фронтоне, сзади доминирующим остался старый пятиглавый храм. Престолы были освящены: правый в честь Стретения Владимирской иконы Божией Матери; левый - в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В таком виде храм дошел до наших дней. По архивным документам, в Екатерининской церкви «сохранялась в первоначальном виде» старая месточтимая икона св. Великомученицы Екатерины. До 1914 года она находилась в иконостасе центрального придела, как храмовая.
В 1753 году при Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и освящена в память Вознесения Господня. Но эта церковь, пришедшая в ветхость не столько от времени, сколько от непрочности закладки, а особенно много потерпевшая от пожара, бывшего 19 мая 1823 года от молнии, истребившего на ней деревянные крыши, разобрана около 1850 года.
Вместо нее в 1852 году была построена новая, иждивением потомственных граждан, купеческих 1-й гильдии братьев, Владимира и Николая Захаровых Герасимовых. В храме было три престола: средний - в память Вознесения Господня освящен 24 мая 1853 года, справа - в честь иконы Божией Матери Тихвинской освящен 25 мая, на левой стороне - во имя св. праведных Захарии и Елизаветы освящен 26 мая того же года. Первый и последний освящал епископ Вятский и Слободской Елпиди- фор, а второй - архимандрит Успенского Трифонова монастыря и ректор Вятской семинарии Амвросий (Красовский).
В 1921 году С. Суторихин писал про этот храм: «Вознесенский собор по своей архитектуре напоминает храм Христа Спасителя. Это величественный, пятиглавый собор, имеющий форму креста, в верхнем конце которого находится главный алтарь, в западном паперть, в северном и южном - два боковых придела. Пред западными и южными входными дверями устроены высокие и широкие лестницы. Внутри собор поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разделена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображением в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные».
В 1858 году комплекс храмов именовался уже «Вознесенским и Екатерининским собором». Комплекс храмов включал в себя также трехъярусную колокольню, построенную около 1750 года.
По штату при соборе состояли: «протоиерей, три священника, дьякон и три псаломщика». Для квартир соборному духовенству имелся каменный двухэтажный дом и каменный флигель. В храме пел смешанный хор, который насчитывал в 1916 году 15-20 человек. Управлял хором в этом году местный псаломщик В.Г. Кувшинский. С именем последнего связано возрождение хора. Хор занимал в городе Слободском почетное место, по своей постановке хор являлся одним из лучших хоров в епархии.
За трехвековую историю собора в нем служили многие священнослужители, но не о многих осталась память. Среди тех, кого пощадило время - протоиерей Платон Иоаннович Куртеев. В 1848 году он был рукоположен в сан иерея к Слободскому Вознесенскому собору. Кроме того, он был духовником двух благочиний: Слободского - градского и 1-го округа. В 1898 году он отметил юбилей 50-летнего служения в священном сане. В день юбилея ему было 75 лет. Небезынтересным представляется и родословие Куртиевых, поистине «благословенное Богом». Его дед - Василий Дмитриевич Куртиев - с 1803 года служил протоиереем в Вознесенском соборе. В 1807 году переведен в Преображенский собор, где служил до выхода за штат в 1842 году. Отец Платона Иоанновича - Иоанн Васильевич - служил протоиереем в Слободском Преображенском соборе с 1842 года до самой смерти в 1869 году. 22 декабря 1868 года он тоже праздновал свой 50-летний юбилей в священном сане и был награжден палицею. Прадед и прапрадед Платона Иоанновича также служили в церквях Вятской епархии.
В 1930 году была закрыта, а затем и разрушена Вознесенская церковь. Екатерининская церковь была закрыта по решению Президиума Верховного Совета от 17 февраля 1940 года. Во времена сталинских репрессий за нее пострадали настоятель церкви священник Александр Свешников и староста Степан Анфилатов. Они были отправлены в ГУЛАГ и, по слухам, впоследствии утоплены в Волге в районе Самары. В годы Великой Отечественной войны в храме находилась военная база, правый придел был занят радиоузлом.
Вновь Екатерининский собор был открыт в 1945 году. Первым старостой, выдвинутым из общины верующих, стал крестьянин-единоличник Егор Николаевич Минчаков из деревни Старые Минчаки. А первым настоятелем храма, после его открытия, стал протоиерей Владимир Емельянов. Ему пришлось положить много сил, стараний, здоровья, чтобы возродить одну из самых красивых в области церквей. Старики и старушки несли последние рубли и копейки, а порой и иконы, лишь бы воскресить Божий храм. Иконостасы для маленьких приделов перевезены из села Анкушино.
Среди святынь Екатерининского собора в наше время особым почитанием по праву пользуется икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». Это список иконы, которая была привезена в 1863 году с Афона в Слободской Христорождественский женский монастырь и здесь прославилась чудотвореньями. По преданию икона была написана иконописцем Владимиром Неволиным, который первый получил исцеление от нее. Находится эта икона в правом приделе, освященном в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В левом приделе, который, освящен в честь чуда Михаила Архангела в Хонех, особый интерес представляют иконы: «Ангелов Божих», «Воскресение Христово - Сошествие во ад» и «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». В Екатерининский собор эти иконы были переданы из храма Михаила Архангела, который находился в мужском Крестовоздвиженском монастыре. Особенно интересны иконы «Ангелов Божих». На одной из них изображен Ангел Божий, стоящий возле аналоя. На аналое лежит развернутый свиток. В одной руке ангел держит перо, другой указывает на лежащий свиток. На свитке надпись /без соблюдения правописания и знаков препинания/: «Ангел Господень послан от Бога писать письмена на входящих во Святую Божию церковь и глаголющих в церкви. Изходящих из церкви до отпущения пения заглаживающе имена. Да се веду- ще братие прежде отпущения пения не изходити из церкви, да неопечалим ангела и непрогневаем Владыку, сотворшего нас». Второй Ангел изображен также в рост в воинских доспехах. В поднятой правой руке он держит меч, в опущенной левой развернутый свиток. Надпись на свитке гласит: «Внемли разумей к кому идеши и чего просиши не шед Церковь Божию ичего помышляеши. Не токмо сам внимавши но и хотящим слышити с пону содеваеши, до отпущения из церкви исходящий. На таковых бо неимеющих в сердцах своих страха Божия того ради Ангел Господень навостря- ет мечь и отсекает от Славы». В этом же приделе находится точный список с Почаевской иконы Божией Матери.
В ризнице собора хранятся два креста-мощевика. Один из них деревянный четырехконечный, окантован металлом, напоминает орденский крест. На лицевой его стороне написано Распятие, на другой врезаны мощи святой великомученицы Варвары.
Второй крест напрестольный, восьмиконечный сребропозлащенный, украшен стразами. На верхней лицевой стороне креста изображены резной гладью с чернением: Распятие Иисуса Христа, вверху - Господь Саваоф, на правой стороне креста поясное изображение Божией Матери, на левой тоже поясное Св. апостола Иоанна Богослова. На ручке креста изображены орудия Страстей Господних. На обратной стороне креста, украшенной растительным орнаментом, указано, что в кресте положены мощи преподобной Феклы и преподобной Феодоры Алексадрийской, преподобного Саввы Освященного и Исидора Пелусиота, священномученика Власия. Кроме того, в него вложены: часть Гроба Господня, часть Христова тернового венца и часть горы Голгофы. Надпись в нижней части этой стороны креста гласит: «Куплен сей крест в Слободской Спасо-девичий монастырь на казенные изборные деньги, весу в нем 78 зол». Не вызывает сомнений, что про этот крест писал священник Василий Кибардин в своей работе «Описание Христорождественнского женского монастыря, что в городе Слободском Вятской епархии»: «Крестов напрестольных шесть, все сребропозлащенные; из них три большого размера и три малого. Один из крестов замечателен, не столько ценностию, сколько древ- ностию и находящимися в нем частицами святых мощей /в кресте находятся следующие частицы мощей: священномученика Власия, преподобного Саввы Освященного, Исидора Пелусионского, преподобной Феклы и преподобной Феодоры Александрийския/, форма его восьмиконечная, хотя и не означен на нем год его сооружения, по крайней мере в церковной описи означено время его приобретения, именно 1754 год».
С 1945 по 1994 годы Екатерининский собор был единственным действующим в нашем городе. Неслучайно поэтому великомученица Екатерина считается покровительницей города Слободского, это ее святыми молитвами стоит город все это время. Более старшее поколение всегда чтило и чтит ее праздник, и в этот день Екатерининский собор всегда полон молящимися. Сегодня слава о нашем Свято-Екатерининском соборе разлетелась по всей области и за ее пределами.
Д.Н. Чураков, алтарник. Троицкая церковь, г. Слободской