ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новокузнецк. Церковь Михаила Архангела.


Новокузнецк. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1976.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, д. 10

Координаты: 53.741102, 87.131641



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  3 сентября 2022

В 1947 году верующие жители Сталинска решили обустроить храм, который находился бы рядом с вокзалом и в то же время на отшибе (открыть его в другом месте не позволили бы). К тому же один из прихожан увидел сон, что именно на этом месте должен быть храм Михаила Архистратига. И тогда на средства старца Адриана и Фёдора Летуева была куплена большая деревянная изба у железной дороги, которую и переоборудовали под молитвенный дом Михаила Архангела.

Купленный дом не был просторным, чтобы вместить всех желающих, да и по техническим требованиям имел немало недостатков. Он стоял на кирпичной основе в два ряда прямо на земле, и этот «фундамент» вскоре стал разлагаться от сырости. Стены были наполовину из шпал, а частью из шлакоблоков, между которыми не было плотного примыкания, и потому зимой было холодно. Но новые обладатели были и этому рады, сразу же зарегистрировали его как молитвенное помещение.

Первым настоятелем стал протоиерей Николай Шетнёв, старостой - Сергей Морозов. Затем некоторое время настоятелем служил священник Николай Сысоев, переведённый впоследствии в Никольский храм в Старокузнецк, а отец Николай Шетнёв вернулся на прежнее место.

В начале 1950-х гг. власти всё неохотнее позволяли обустраивать храмы, а с началом хрущёвской борьбы с культом личности Сталина началась и борьба с культами вообще.

В эти годы председатель горисполкома Александр Фёдорович Габриель решил одним махом покончить с религией в городе - закрыть Михайло-Архангельскую церковь. Повод был найден - трассирование обводного канала речки Горбунихи. Канал запроектировали вдоль насыпи железной дороги, и он “спотыкался” о храм. Габриель, недолго думая, заявил, что церковь подлежит сносу и велел проектировать канал прямо через неё. Назавтра он вызвал к себе в горисполком настоятеля и предложил ему подобру-поздорову убрать с трассы своё здание. Батюшка внимательно выслушал чиновника и, нисколько не испугавшись такого требования, ни в какие споры вступать не стал, а только заявил, что об этом доложит в Новосибирскую епархию, на чём и откланялся.

И настоятель сработал как заправский дипломат. Он немедленно сообщил об угрозе новосибирскому епископу, а тот, в свою очередь, в Патриархию. Не прошло и суток, как о недобром деле знал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Правительстве СССР Г.Карпов. При всей враждебности советской власти к православному народу, закрывать едва ли не единственный храм в полумиллионном городе - это было уже слишком.

Вскоре в кабинете Габриеля раздался телефонный звонок из Москвы от Г.Карпова с указанием не сносить церковь, а отнести канал на десяток - два метров в сторону.
Так повод снести церковные постройки был отменен.

20 февраля 1964 года указом архиепископа Новосибирского и Барнаульского Кассиана в Михайло-Архангельский дом молитвы в качестве второго священника был направлен из Никольского собора г.Казани молодой священник Василий Буглаков, ставший затем почти на полвека настоятелем храма, ныне почётным.

По словам отца Василия, прибыв сюда из кафедрального собора Казани, он был удручён убожеством Михайло-Архангельской церкви. Храм не вмещал всех верующих, люди впадали в обморок от недостатка кислорода. Кроме того, за неполные 20 лет эксплуатации приспособленный дом пришёл в крайнюю ветхость и крыша держалась не столько на стенах, сколько на дымоходных трубах четырёх обычных дровяных печей (без них зимой храм промерзал).

В феврале 1972 года отец Василий получил благословение архиепископа Гедеона на строительство нового каменного храма взамен обветшалого дома молитвы. 1970-е годы стали для церкви эпохой стабилизации - после второй советской антирелигиозной войны, в ходе которой Хрущёв позакрывал в стране больше половины храмов, Брежнев позволил оставшимся восьми тысячам приходов жить и, что немаловажно, перестраивать приспособленные дома молитвы в нормальные храмы. Однако верующие столкнулись с максимально возможными трудностями. Виной тому стал не кто иной, как всем известный Николай Спиридонович Ермаков. Секретарь Новокузнецкого горкома КПСС люто ненавидел церковников и говорил, что в его городе церкви вовсе быть не должно.

В 1973 году церковный совет обратился в Центральный райисполком с первым заявлением о перестройке молитвенного дома. Техническая комиссия бегло осмотрела здание и составила акт, предписывающий провести ремонт фундамента, не трогая крыши и стен. Но верующие мечтали совсем о другом - о настоящем храме. Весной 1973 года после неоднократных обращений приходского совета власти разрешили-таки строить новое здание, но в другом месте - на Соколиной горе или у кладбища в Редакове - местах крайне неудобных. Первое было недоступно ни пешеходу, ни транспорту, да и не было туда никакой дороги. Второе расположено вдали от города и тоже на значительном возвышении. Но главная причина еще и в том, что туда не было, ни одного автобусного маршрута, кроме двух поминальных дней в году. Староста церкви Михаил Александрович Елохин поехал в Москву, в Комитет по делам религий при Совете министров СССР. Там его просьбу удовлетворили. Но даже это не сподвигло городскую власть уважать верующих - разрешения от горисполкома по-прежнему не было. В ход шли любые доводы. Одним из них стало якобы небольшое число верующих. Опровергать его пришлось своего рода “следственным экспериментом” - фотографировать толпы прихожан, возвращающихся с праздничных служб по тропинке вдоль канала. Но власть была непробиваемой.

А потому прихожане начали подготовку к строительству. Был запасён кирпич в количестве 200 тыс. штук, цемент, вырыт котлован для фундамента, проложена вдоль водоотводного канала дорога к храму. И, что немаловажно, вместо ограды из штакетника возвели массивную и непроницаемую - почти крепостную - кирпичную стену. За ней можно было защититься от “родной” советской власти, а заодно скрыть приготовления. О том, что прихожане церкви на Транспортной ведут строительные работы, председателю горисполкома Николаю Спиридоновичу Ермакову донесли слишком поздно. Уже успели залить фундамент и воздвигнуть вокруг старого деревянного здания три стены будущего храма. Люди работали трое суток подряд - и днём и ночью - более ста человек одновременно, включая стареньких бабушек.

Самовольное строительство стало для Ермакова настоящим ударом. Настоятелем храма в то время был отец Александр Пивоваров. Ему и церковному старосте пришлось отвечать перед комиссией, которая тут же приехала на место. Позже из Москвы прибыл представитель Комитета по делам религий, что и решило вопрос в пользу верующих. Но война только началась. На одной стороне были всевластное партийное начальство с милицией, на другой - бесправные верующие, в основном пожилые женщины.

Храм строили без профессиональных чертежей, почти на глаз. Никакого технического надзора не велось, а главный архитектор города Александр Иванович Выпов, если и посещал стройку, то только для того, чтобы проконтролировать, не слишком ли высоко планируют батюшки крест. На этом “помощь” города и закончилась. Храм построен только благодаря мужеству, вере и трудолюбию верующих и по Божьей воле.

Староста прихода Михаил Александрович Елохин, через большие усилия, доставал все необходимое для стройки. К осени были завершены перекрытие и крыша храма, обустроен просторный подвал для размещениянижнего придела, чтобы таким ображом решить проблему нехватки места для прихожан в дни церковных праздников.

В ноябре 1975 года настоятелем в приход вернулся протоиерей Василий Буглаков, служивший почти год настоятелем Петропавловского собора г.Томска и благочинным Томской области. В августе 1976 года были возобновлены работы в алтаре, притворе, ризнице и пономарке. Под видом водонапорной башни в рекордно короткий срок сооружена колокольня (по легенде, “за ночь”, но это, конечно, преувеличение).

21 ноября 1976 года, в день престольного праздника, храм был освящен архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном (Докукиным). По этому случаю в храм приехали совсем незнакомые паломники из отдаленных городов, в том числе из Москвы и Киева. Некоторыми из них были подарены для храма старинные иконы и требное Евангелие в металлическом окладе. Для советского времени подобное строительство было громким событием. В первом номере Журнала Московской Патриархии за 1978 год был опубликован об этом материал с фотографиями.

http://arh-mih-nkz.ru/history



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.