ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Архангельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая).

Успенский храм на Бору


Архангельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Устюжская школа, Барокко
Год постройки:Между 1742 и 1753.
Год утраты:1931
Адрес:
Россия, Архангельская область , г.Архангельск, ул.Логинова

Координаты: 64.5501, 40.5152



Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Интерьер храма. Фото 1919 г. из фондов Библиотеки Конгресса США <br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Интерьер храма. Фото 1919 г. из фондов Библиотеки Конгресса США
Михаил Мещанинов
20 апреля 1919
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1913
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1913
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Фото с видом Успенской церкви, выполненная в 1910-х гг.<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Фото с видом Успенской церкви, выполненная в 1910-х гг.
Алексей Кротов
1913
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Рис. из журнала "Огонек"<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Рис. из журнала "Огонек"
Андрей Агафонов
1911
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1911
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1911
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), 1890-1910 год http://vk.com/wall-12288779<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
1890-1910 год http://vk.com/wall-12288779
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), 1909 год с http://www.quickiwiki.com/ru/<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
1909 год с http://www.quickiwiki.com/ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), 1890-1905 год с http://vk.com/wall-12288779<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
1890-1905 год с http://vk.com/wall-12288779
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1905
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1884
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Фото с сайта: http://humus.livejournal.com/tag/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Фото с сайта: http://humus.livejournal.com/tag/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая), Фотоснимок с дореволюционной фотографии.<br>, Архангельск, Архангельск, город, Архангельская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 марта 2021

Храм стоял на углу наб. Северной Двины и ул. Успенской (ныне ул. Логинова).

В 1626 г. по грамоте Патриарха Филарета от 31 марта построили деревянную Успенскую церковь. Цитата из грамоты: «...яз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... - писано на Москве лета 7134 (1626 г. - Л.П.) марта в 17 день». Строителем этой церкви был священник Ксенофонт Козмин. К северу от церкви начинался густой сосновый бор, давший этой церкви еще одно название - Боровская. Построенная на довольно возвышенной местности, называемой Жабинским наволоком и еще Сальным берегом потому, что здесь архангельские купцы производили и торговали салом морских зверей, церковь через шесть лет сгорела. Но по грамоте Филарета же от 30 апреля 1632 г. возведена вновь.

По церковному преданию, в 1631 г. в ней случилось чудесное происшествие. Замыслив обокрасть церковь, ночью через окно в нее залез вор. Вдруг обоконие сжалось и сдавило его. Наутро, оцепеневшего от ужаса, его даже не смогли вытащить. Лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу.

Деревянная церковь горела часто и снова восстанавливалась. В 1640 г. с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 г. рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы. Очевидно, Успенская церковь опять горела, так как 6 сентября 1685 г. вновь была освящена. В 1694 г. в Успенской церкви в день Петра и Павла присутствовал Петр I, слушал всенощное бдение.

К XVIII в. деревянные церкви сильно обветшали, и прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем 13 октября 1742 г. подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. В том же году 18 октября была произведена закладка храма, на месте разобранной Успенской церкви стали возводить каменную с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне, а Симеона Столпника - на северной. Теплый трапезный храм с названными приделами освящен в 1744 г., а главный холодный - в 1753 г. Затем приделы переименовали: Крестовоздвиженский - в Вознесения Господня, а Симеона Столпника - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 г. над входом в церковь выстроили колокольню.

Успенская приходская церковь являлась одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Главный объем представлял высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой. Обширная трапезная с приделами вместе с церковью составили единый объем. Размеры храма были следующие: длина собственно церкви составляла 6 сажен, ширина - 4 сажени, высота до карниза здания - примерно 6 сажен; высота алтарной апсиды и трапезной равнялась 4 аршинам.

В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени. Фасады кафоликона разделялись карнизом на два ската. По вертикали все фасады членились каннелированными пилястрами. На церкви они образовывали три прясла, а на трапезной - четыре прясла. Прямоугольные окна трапезной, нижнего яруса кафоликона и верхние арочные обрамлялись профилированными наличниками с «ушами» на четырех углах. По осям проемов под венчающим карнизом храма имелись фигурные ниши, оформленные профилированной тягой. Дробно профилированный карниз энергично раскрепован в местах соединения с пилястрами. Карниз всего здания и межъярусный карниз были украшены поясом фигурной кладки. Окна храма декорированы сандриками.

Фасады колокольни также были обработаны угловыми каннелированными пилястрами. Базы пилястр всех четырех ярусов выделялись филенками, а на верхнем ярусе - «ширинками». Венчающие карнизы всех ярусов колокольни были такими же, как и на церкви.

Внутренняя структура храма и приделов была различной. Собственно церковь имела лотковый свод, а приделы - сомкнутый. На западной стене располагались хоры высотой чуть более 2 сажен.

В 1764 г. был заключен контракт на роспись главного храма и приделов с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым. Они же писали и иконы для тяблового иконостаса. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.

В июле 1820 г. архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 г. 4-ярусный резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом иконостас, выполненный в формах ампира, был установлен. Нижний, или местный, чин образовывали иконы, располагавшиеся по сторонам от царских врат: икона Спасителя (справа) и Богородицы (слева). В том же ряду помещалась местная икона «Успение Пресвятой Богородицы», почитаемая архангелогородцами как чудотворная (ныне она находится в соломбальском храме Мартина Исповедника), и другие наиболее почитаемые на Севере иконы. Над местным рядом располагался праздничный чин, на нем были помещены восемь икон на тему двунадесятых праздников. Главной иконой девятифигурного деисуса была икона Спасителя на престоле, а пророческого ряда — икона Божией Матери «Знамение», Давида и Соломона и других пророков.

В 1850 г. сгорела колокольня, а в 1851 г. стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.

В 1898 г. Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и с внешней стороны. На устройство храма И. Кронштадтский выделил 200 рублей.

В начале XX в. колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), поставили вопрос о ее сносе, как грозящей обрушением. Однако Императорская археологическая комиссия сделала попытку сохранить колокольню, как интересный памятник старины. Правда, в 1910 г. ни к какому решению не пришли.

В ноябре 1910 г. архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни: подготовил смету, планы, техническую записку. Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 г. колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В. Милеев. Причину же падения местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или стульев, колокольни задерживается более прочным, основанным еще на крепких сваях, фундаментом трапезной. Кстати сказать, в Архангельске все здания ставились на деревянных сваях.

Фундамент колокольни также состоял из деревянных стульев - круглых бревен толщиной до 8 вершков, поставленных плотно один к другому, а между ними были забиты жерди. Некоторые стулья сгнили, а остальные сильно наклонились, фундамент стал разрушаться. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 г. заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы проводились под непосредственным наблюдением П.П. Покрышкина, который в своей записке написал: «Для выпрямления мы решили воспользоваться работами подведения фундамента и обратились к древнеегипетскому способу установки обелисков по теории Со1$у». Ремонт и выпрямление колокольни изложены П.П. Покрышкиным в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913. Вып. 48).

После их окончания был проведен ремонт всей церкви. Побелили известью стены. Внутри стены и своды украсили живописью на средства директора архангельского отделения С.-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 . он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка - 100 рублей и от других служащих - 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил «от позднейшей неискусной малярной записи, сделанной масляными красками и изображавшей Божию Матерь с Младенцем, икону св. апостола Иоанна Богослова, диктующего евангелие ученику своему святому апостолу Прохору на о. Патмосе, относящееся к концу царствования царя Михаила Федоровича и находящейся в иконостасе, бывшем в деревянной Успенской, ныне каменной... церкви», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого).

В 1915 г., по случаю окончания всех внутренних работ, храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий).

В 1920 г. Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др. В 1931 г., когда разрушили храм, на его фундаменте построили деревянный жилой дом, разобранный из-за ветхости в 1980-е годы. В 1995-1996 г.г. родился замысел строительства храма Успения Божией Матери. В 1994 г. был создан общественный фонд «Благовест», руководимый А.И. Ивановым. Он и занялся предварительной работой по строительству новой церкви.

С благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в 1996 г. был объявлен открытый конкурс на проект храма.

20 января 1997 г. жюри подвело его итоги. Среди лучших проектов был признан проект 000101 архитектора Г.В. Родионова из г. Сыктывкара, вторую премию получил проект № 123321 Матти Порка, священника Православной Церкви Ассоциации архитекторов Финляндии, третью - проект 119285, созданный авторским коллективом: В.М. Кибирева (Архангельск), М.В. Кибирева и А.Н. Мороза (Москва). Поощрительные премии получили проекты № 625940 (авторский коллектив: Г.А. Ляшенко, В.Л. Никитин, СЮ. Ники тина, Архангельск) и № 175397 (авторский коллектив: Ю.А. Барашков, В.В. Горбунцов, В.М. Никонова, Н.М. Петухова, В.И. Шаверин, Архангельск).

Первый проект привлекал архитектурно-художественным образом. Храм предлагалось воссоздать по образу и подобию утраченной Успенской церкви, что не являлось восстановлением прежней церкви - он был решен с учетом новой градостроительной ситуации, так как теперь здесь располагается более высокая застройка, чем даже в 1930-е г.г. Естественно, были решены по-новому и все технические задачи, связанные с функционированием прихода.

Прошло еще несколько лет с той поры. Очевидно, представленный проект не вполне удовлетворял представителей Антониево-Сийского монастыря, поскольку указанное место принадлежало именно монастырю. Строительство храма не начиналось, и на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония, а на месте будущего храма установили крест. В июне 2000 года состоялось их освящение епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. Возведение храма началось в 2001 году. Руководит строительными работами Сергей Васильевич Киткин. В том же году были возведены стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установлены купола.

13 июня 2003 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил основание строящегося храма. В кирпичную кладку заложили два камня, специально привезенных из Троицкого собора Сийского монастыря и из Никейского собора. А 28 августа 2008 г. в праздник Успения Божией Матери, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил новопостроенный Успенский храм. Храм белокаменный, высота колокольни вместе с шатром составляет 42 метра, он сооружен по проекту архангельских архитекторов Г.А. Ляшенко и В.Л. Никитина.

Информация с сайта епархии, http://www.arh-eparhia.ru/history/studies_in_the_history_of_the_diocese/61/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.