ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Афины (Αθήνα). Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь Дафни


Афины (Αθήνα). Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:не ранее 1080.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Chaidari 124 61, Greece Athens, via Athinon

Координаты: 38.012959, 23.635872
Проезд:Находится в 10 км к западу от центра Афин, добираться удобнее всего на такси от станции метро Дафни (линия 2).



Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с северо-востока<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
вид с северо-востока
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, восточный фасад<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
восточный фасад
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, южный фасад<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
южный фасад
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, барабан и купол храма<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
барабан и купол храма
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, окно<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
окно
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, купол<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
купол
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Пантократор. Мозаика купола.<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
Пантократор. Мозаика купола.
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Крещение<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
Крещение
zavar-vera
6 ноября 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Сошествие во ад<br>, Афины (Αθήνα), Аттика (Ἀττική), Греция
Сошествие во ад
zavar-vera
6 ноября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  19 декабря 2019

Монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение. Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв.

Самым ранним является кафоликон монастыря. Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель. Декор интерьера сохранился частично. Пол был выложен геометрическими орнаментами из полихромного мрамора; нынешний является реконструкцией 1955 г.

В верхних частях кафоликона сохранились резные беломраморные карнизы и великолепные мозаики. После завоевания Греции крестоносцами правитель Афин Оттон де ла Рош передал Д. цистерцианцам из Бельво; со 2-й пол. XIII в. по 1311 г. мон-рь служил усыпальницей герцогов Афинских (офиц. титул с 1280). В XIII-XIV вв. перекрытия верхнего этажа кафоликона были разобраны, а его стены превращены в оборонительные; зап. арки экзонартекса приобрели готические очертания.

После тур. завоевания Д. был возвращен православным. В 1532-1548 гг. к югу от кафоликона был устроен двор с аркадами и зданиями келий. К сер. XVII в. относятся фрески в сев.-вост. компартименте и жертвеннике. В 20-30-х гг. XIX в. здания мон-ря использовались в военных целях, в 1883-1885 гг. здесь находилась лечебница для душевнобольных (с древних времен считалось, что здесь исцеляются от безумия женщины; ср. греч. поговорку «Послать кого-либо в Дафни»). В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. после землетрясений Греч. археологическим об-вом была проведена реставрация собора: здание было укреплено, с сев. стороны пристроены контрфорсы, перестроены купол и зап. часть нартекса, группой итал. реставраторов расчищены и укреплены мозаики. Из более поздних работ следует отметить реставрацию кафоликона (в т. ч. мозаик) в 1955-1957 гг., а также начатые после землетрясения 1999 г. и не завершенные до сего времени. Памятник входит в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

http://www.pravenc.ru/text/171440.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 июня 2025

«…Для эпохи феодализма особенно характерно образование относительно небольших укрепленных комплексов, принадлежавших крупным земельным собственникам. Запершись в них, последние могли держать в повиновении окружающее население подвластных им деревень. До нас не дошли подобные архитектурные комплексы византийских светских феодалов. Мы знаем только ансамбли монастырей, которые играли очень большую роль в жизни страны в средневизантийское время.

Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике, недалеко от Афин. Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре изолированно стоит главное культовое здание — собор. Рядом с ним, тоже изолированно, находится довольно большая трапезная монахов. Она вдвое меньше собора и расположена параллельно его северной стороне. Вплотную к стенам примыкают кельи монахов. Они представляют собой небольшие квадратные комнаты, двери которых выходят в большинстве случаев внутрь галереи на столбах, открывающейся на среднюю незастроенную часть монастырского ансамбля. Последняя является как бы большим двором, в котором находятся собор и трапезная. Центральный монастырский двор впоследствии обычно застраивался дополнительными кельями монахов и разными хозяйственными постройками. Все они располагались чаще всего асимметрично. По мере роста монастыря образовалось нечто подобное небольшому городу…»

Источник: Глава «Греческая школа средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Греческая школа средневизантийской архитектуры | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.