Наиболее излюбленным местом путешественников, приехавших в Афины, считается храм Гефеста. Тут туристы смогут почти полноценно прочувствовать дух Древней Греции, так как данный исторический памятник стал самым сохранившимся сооружением тех далеких времен.
Храм занимает северо-западную сторону известной Афинской агоры. В античные времена она являлась центром города и афинской демократии, сюда стекались люди для проведения важных собраний, религиозных обрядов, также здесь разворачивали рынок и устраивали спортивные состязания. Именно поэтому место служило территорией для возведения наиболее важных и значимых строений для древних греков, одним из которых и стал храм Гефеста. Все части постройки, включая колонны, фронтоны и почти всю крышу, остались нетронутыми, тем не менее ряд гравюр и прочие украшения были расхищены мародерами на протяжении долгих веков.
Сказать что-либо о точной дате строительства данного религиозного сооружения не представляется возможным. Историки утверждают, что это можно отнести к периоду с 460 по 420 годы до нашей эры, как раз тогда западную сторону Афинской агоры — городскую рыночную площадь — занял храм, построенный в честь бога-покровителя всех кузнецов и повелителя огня Гефеста. Автор постройки истории неизвестен, но у специалистов есть предположения, что в качестве зодчего выступил тот же самый мастер, который создал храмы Ареса и Немезиды, также он работал над святилищем на мысе Сунион.
Афиняне на протяжении долгого времени считали постройку Тесейоном — местом поклонения Тесею. Предположительно жители были введены в заблуждение изображениями подвигов данного мифического персонажа на архитектурных элементах строения. Из-за этого же долгое время ошибочно считалось, что в это место были перенесены останки Тесея.
После проведенных раскопок специалисты пришли к выводу, что во времена эллинизма прилегающая территория была украшена растениями в горшках. Археологами были обнаружены останки тех цветочных горшков. С приходом 7 века нашей эры святилище преобразовали в христианскую церковь, тогда же его освятили в честь Святого Георгия Акамаса. В таком статусе постройка просуществовала до первых десятилетий XIX века.
В 1834 году в храме прошло чествование первого короля независимой Греции Оттона I, как раз благодаря нему экспонаты Национального археологического музея были перемещены сюда. Этот момент стал переломным для храма Гефеста, с тех пор он стал сооружением культуры. В 1930-е годы представители Американской школы классических исследований в Афинах дали старт раскопкам на этой территории, экспозицию на тот момент перевезли. Изучая данное место, специалисты также частично его реставрировали. К примеру, в 1978 году ими была восстановлена крыша постройки.
Постройка стала иллюстрацией традиции классической античной архитектуры, она также демонстрирует полное соответствие канонам греческого дорического ордера. В качестве основного материала при создании храма выступил пентелийский мрамор. Именно он позволил строителям удивить мир монументальным сооружением, которое в длину составило почти 32 метра, а в высоту — около 14-и метров.
Отстраивали исторический памятник трехнефным: он делился на части благодаря двум рядам колонн в дорическом стиле. Древние документы и описания сообщают о том, что очень давно во внутреннем пространстве храма находились изваяния Гефеста и Афины Эрганы (она считается покровительницей ремесленников и производства) из бронзы. Метопы (части фриза, который был присущ дорическому ордеру), смотрящие на восток, снабжены рельефами, изображающими подвиги Геракла. На таких же точно метопах, но повернутых в сторону севера и юга, имеются изображения Тесея и его подвигов.
Туристам, оказавшимся в храме Гефеста, в первую очередь бросится в глаза пронаос, который является открытой пристройкой перед главным входом. Сзади него размещен опистодом, он выступает в качестве отделенной задней части постройки на западном фасаде. На этих архитектурных элементах также имеются фризы с рельефными изображениями. Пронаос создатели храма снабдили высеченным моментом поражения Паллантидов в битве с Тесеем, опистодом же украшен эпизодом кентавромахии — сражения кентавров. Далее посетители попадают в так называемые целлы — внутренний зал, имеющий колонны, за ним следует ряд задних комнат. Находясь в восточной стороне, можно наблюдать восходящее солнце, которое освещает алтарь.
По утверждениям авторитетных архитекторов, при создании храма Гефеста за основу взяли Парфенон, то же самое относится к большинству прочих небольших храмов, которые когда-то стояли на Афинской агоре. Они рассуждают верно, так как в эпоху правления Перикла при возведении основной части святилищ, в которых поклонялись богам, был использован дорический стиль. Так, археологические раскопки XX века позволили обнаружить рядом с храмом Гефеста большое количество развалин кузниц и гончарных мастерских. Это стало лишним подтверждением того, что работа древних афинских ремесленников с огнем происходила непосредственно рядом с храмом бога, которому «подчинялась» эта стихия.
Изучая святилище Гефеста, специалисты отыскали в нем фрагменты статуй, для создания части из них был использован паросский мрамор. На данный момент эти элементы являются экспонатами музея Афинской агоры.
По материалам сайта «Туристер»: https://www.tourister.ru/
https://www.tourister.ru/world/europe/greece/city/athens/temples/34069
Комментарии и обсуждение