Основные строительные работы на территории монастыря проводились в конце ХVII – начале XVIII в.в.
1. Богоявленский собор. Деревянная церковь с пятью главами со стеклянными окнами, окруженная галереями, была сооружена в 1620 г. на средства гетмана Петра Сагайдачного, позднее похороненного рядом с храмом. Деревянная церковь горела по меньшей мере дважды: в 1658 и 1665 г.г. После 1673 г. сооружен последний деревянный храм. В 1690 г. он разобран, а древесина использована для строительства первоначальной Андреевской церкви. Новый пятикупольный собор построен архитектором Осипом Старцевым в 1690-1693 г.г. на средства Ивана Мазепы. Сооружение представляло собой копию собора Никольского военного монастыря, отличаясь несколько приземленными пропорциями и некоторыми архитектурными деталями. С южной стороны собор имел придел св. Иоанна Предтечи. На главном (западном) фасаде был помещен герб основателя – гетмана Мазепы, уничтоженный после 1709 г. В 1730-х годах, вероятно Иоганном Шеделем, с запада добавлен притвор, также обильно украшенный лепкой. Позднее на хорах устроены еще два придела – св. Димитрия Ростовского и свв. Владимира и Ольги. После пожара 1811 года собор отреставрирован А. Меленским. В 1825 г. им же сооружен новый иконостас, считавшийся одной из лучших работ архитектора. Рисунки иконостаса выполнил Иван Квятковский, стенопись - Антонио Скотти. В 1853 г. купола собора были вызолочены, а в 1862 г. обновлен иконостас. В 1864 г. собор пострадал от пожара и был отремонтирован; в 1880 г. проведены каналы калориферного отопления. Разрушен в 1935 г.
2. Колокольня. На протяжении XVII в. колокола Братского монастыря висели на двух обычных столбах с перекладиной. Лишь в конце столетия появляется маленькая деревянная колокольня. В 1756-58 г.г. Степан Ковнир возвел каменную двухъярусную колокольню с деревянным верхним ярусом. В 1796-1798 г.г. мастер Федор Рябчиков, по проекту неизвестного архитектора, достроил два верхних каменных яруса. В третьем ярусе были установлены часы. В 1815 г. А. Меленский отстроил сооружение, придав ему черты ампира. Колокольня достигала в высоту 62 м, на ней висели 9 колоколов (самый большой весил около 6 т). Являлась архитектурной доминантой Киевского Подола. Разрушена в 1935 г. До наших дней сохранились боковые стены нижнего яруса, включенные в конструкцию полукруглого корпуса Киево-Могилянской академии. Полукруглые в плане одноэтажные магазины были пристроены с северной стороны колокольни в 1826 г. (возможный архитектор – А. Меленский). Двухэтажные магазины были достроены в 1899 г. с южной стороны и такие же в 1904 г. с северной.
3. Трапезная. По письменным источникам, каменная трапезная с церковью святых мучеников Бориса и Глеба построена Петром Могилой, вероятно, после пожара 1638 года. Главный вход в здание был украшен двумя мраморными колоннами. Церковь была трехчастной, зального типа. Не позже 1673 г. надстроен второй, также каменный, этаж с церковью Благовещенья Богородицы. В 1740 г. вместо церкви здесь устроили академическую библиотеку. В 1812-26 г.г. церковь капитально перестроили по проекту А. Меленского, после чего она внешне приобрела современный вид. С трех сторон были сделаны одноэтажные пристройки. На первом этаже нового здания освятили церковь Сошествия Святого Духа, а на втором - снова устроили библиотеку. В 1863 г. книгохранилище перенесли в Новый академический корпус, перекрытие между этажами разобрали, и церковь заняла весь объем здания. Одновременно пробили большие арки в стенах старинной части первого этажа. Сейчас здание существенно перестроено (возведены новые купола).
4. Старый корпус академии. Первоначально был одноэтажным и покрытым высокой двускатной с заломом крышей, с открытой аркадой-галереей. В 1732-1740 г.г. перестроен по проекту И.Г. Шеделя. В результате стал трехэтажным с одноглавой конгрегационной Благовещенской церковью. Восстановлено в 1824 г. по проекту А. Меленского. Во время реставрационных работ изменена форма крыши, арки галереи нижнего этажа укреплены дополнительными пилонами. В 1837 г. во время капитального ремонта лестница, ведущая с галереи на второй этаж, переносится вглубь здания. В 1863-1864 г.г. ремонтные работы проводились под руководством П.И. Спарро. Помещения верхнего этажа использовались под библиотеку, а нижнего - под экспозиции музея церковных древностей.
5. Поварня с кельями. Первоначальная постройка относится к первой половине XVII в. и отождествляется со зданием трапезной Братского монастыря. Здание прямоугольное в плане, разделенное сенями на две половины с глубоким подвалом со сводами (в подвал ведет специальный вход на южном фасаде). В XIX в. с запада пристроено двухэтажное сооружение, объединенное с востока с трапезной. Фасады в результате перестроек утратили первоначальный вид.
6. Братские кельи. Здание, построенное в 1823 г., было одноэтажным. В 1879 г. архитектор В.Н. Николаев значительно увеличил его надстройкой второго этажа. В основу архитектуры фасада положены упрощенные формы позднего классицизма.
7. Новый корпус академии. Построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя и под руководством А. Меленского в 1822-1825 г.г. в формах позднего классицизма. Здесь размещались на двух этажах учебные аудитории и квартиры преподавателей, на третьем – общежитие студентов духовной академии. В 1846 г. к западному и восточному фасадам по проекту П.И. Спарро были пристроены прямоугольные в плане помещения. В 1863-1864 г.г. перестроен.
8. Корпус настоятеля. Сооружен в 1781 г. Здание одноэтажное с цокольным полуэтажом. В 20-х годах XIX в. ремонтные работы и перестройки производились А. Меленским. Первоначальная планировка не сохранилась. Имелись кафельные печи, одна из которых украшена изразцами.
9. Просфорня. Сооружена в 1862 г. Пристроена к северной ограде монастыря. В конце XIX в. между ней и домом настоятеля сооружен одноэтажный хозяйственный корпус объединенный с просфорней общей кровлей. Под зданием глубокий подвал.
10. Солнечные часы. Построены по проекту преподавателя математики Брульена, вероятно как пособие по астрономии для слушателей Академии. Относятся к солнечным часам вертикального типа. Состоят из кирпичного прямоугольного пьедестала, на котором возвышается колонна, увенчанная кивером с флюгером. Посередине колонны на вертикальных гранях, ориентированных точно по сторонам света, размещены четыре металлических циферблата со специальными разграфкой, оцифровкой и вертикальными фигурными пластинками-гномами, для каждой стороны выполненными отдельно. Дата на южном циферблате «1823». Тень, падающая от пластинки на циферблат, показывает солнечное время. С помощью специальных поправок его можно перевести в декретное время, которым мы пользуемся.
Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.