ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Киев. Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1748 и 1760.
Год утраты:1939 (взорвана 11 ноября 1939 г.)
Архитектор:И.Г. Григорович-Барский
Адрес:
Украина, г. Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), д. 103

Координаты: 50.483711, 30.471564




Добавить фотографию
Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Утраченная колокольня. Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Утраченная колокольня. Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX в., Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото конца XIX в.
Елена Григорьева
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 мая 2023

Одним из лучших творений знаменитого украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского считается колокольня киевского Кирилловского монастыря. О ней вспоминает и сам архитектор в... эпитафии, которую он написал сам на себя. Серьезно заболев, Григорович-Барский составил проект собственной эпитафии с хронологическими показаниями своих архитектурных творений, первой из которых была Благовещенская церковь-колокольня Кирилловского монастыря. Кстати, в эпитафии он указал и дату своей возможной смерти - май 1785 г.; но смерть отступила, и автору суждено было прожить до 10 сентября 1791 г.

Это сооружение, которое мы можем наблюдать только в картинках, было примером архитектурного новаторства. Ее оригинальность и новизна для Киева была в сочетании надвратной церкви с колокольней. Колокольня, построенная в XVIII веке, органично вписалась в монастырский ансамбль XII века и стала его доминантой. Григорович-Барский изменил и внешний вид монастыря, построив въездные ворота, каменную стену, и достроил в Кирилловской церкви волнистого фронтона, украсил их барочной лепниной, то есть придал ансамблю черты украинского барокко.

Как указывали многочисленные исследователи, Кирилловская колокольня была построена в 1760 г.

Дворянство мещанина

На шиферной доске, хранящейся в нартексе Кирилловской церкви, есть надпись, что храм построен во имя благовещения Пресвятой Богородицы содержанием игумена Троицкого и Кирилловского Феофана Желтовского в 1760 г., а "делал мастер... мещанин... Иван Григорьевич". Действительно, Иван Григорович-Барский имел именно такой социальный статус, поскольку родился в 1713 г. в семье лавочника и старосты Успенского городского собора Григория Барского. И только в 1787 году Киевский магистрат по просьбе архитектора соответствующими документами признал его благородство. До получения дворянства он называл себя "мещанином - каменным делам мастером".

Дата рождения "первенца", опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале "Киевлянин" за 1909 г. в статье "Кирилловская обитель" писал о "каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году". Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г.

На основании этих соображений можно заключить: не имея возможности указать точную дату сооружения колокольни, определим ее в пределах 1748-1770 г.г. Что касается даты 1760 года, то больше всего она касается не столько построения колокольни, сколько обустройства во втором ее ярусе церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

С обеих сторон колокольня имела пристройки. В одной из них была лестница. Одни вели в аптеку, которая после реорганизации Кирилловского монастыря в больницу (1786) размещалась во втором ярусе. Также во второй ярус, в его верхнюю часть вела другая лестница; там в 1909 году исследователь Л. Зимин нашел крест с распятием – по его мнению, XVI в. Второй ярус заканчивался каменным сводом, откуда на третий вела узкая лестница. Еще была деревянная лестница вверх к колокольне.

Украинское...

Как писал в 1940 г. известный исследователь архитектуры М. Хвастенко, "сочетание тонкого и искусного профилирования карнизов рядом с элементами, исходящими от украинского барокко первой половины XVIII века (например, довольно грубые наличники окон), а также с влиянием современной барочной архитектуры школы Растрелли , создают архитектурное лицо сооружения. Из элементов массовой городской и сельской архитектуры Григорович-Барский применял ниши-филенки в базах пилястров, колонн, а также на ограждениях, вполне правильно сделаны в более крупных и рельефных формах, чем сама башня. Расположение церкви-колокольни в ограде, а не во фронтоне стены, тоже характерно для монастырских ограждений в украинской архитектуре конца XVII и начала XVIII в.в. (Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастырь, Софиевское подворье и т.п.).

...а также китайское, западноевропейское...

В штукатурных, а особенно лепных работах привлекает внимание элегантность профилей и жесткое, уверенное прочерчивание всех деталей. В этих же деталях следует отмечать наличие несколько натуралистической трактовки цветов, являющейся одной из характерных особенностей западноевропейской архитектуры середины XVIII в. Следует также отметить почти графически исполненный лепной орнамент фриза первого взгляда, в трактовке которого оказалось влияние мотивов китайского искусства, что тоже является отличительной чертой архитектуры XVIII в. Это влияние заметно и на характере трактовки трансформированных гирлянд на капителях пилястров. Все эти моменты, особенно в сочетании с орнаментацией в виде занавесок-фестончиков, свойственных западноевропейской архитектуре (Франция эпохи Людовика XIV) для внутреннего оформления интерьеров, здесь перенесены во дворовую архитектуру. Кроме того, именно трактовка этой орнаментики и архитектурной декорации вообще имеет какой-то католический оттенок, происходящий от архитектуры костелов.

Сложность этого конгломерата стилевых влияний, которые мы видим в архитектуре колокольни Кирилловской церкви, вообще присуща творчеству Ивана Григоровича-Барского.

Трагический финал

В мае 1929 года уникальные здания Кирилловского монастыря, включая колокольню, были объявлены архитектурно-историческим заповедником, который должен был охраняться государством. По иронии судьбы, также в мае, но в 1936 году, правительством этого же государства было принято решение - снести колокольню. Разбор колокольни оказался невозможным, по причине прочности постройки. В ноябре 1939 г. она была взорвана. Так завершилась печальная судьба одной из лучших жемчужин из архитектурного ожерелья Ивана Григоровича-Барского.

Ирина Марголина «Жемчужина Григоровича-Барского», «Вечерний Киев», 18 июля 1998 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.